Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Характеристики основных ступеней развития культуры






(по: Фролов И.Т. Философия и история генетики: поиски и дискуссии. - М., 1988. - С. 343)

Уровни развития культуры Простое обучение Подража-ние Собственно обучение Создание символов и абстракций
1. Акультурный I        
2. Акультурный II Х      
3. Прокультурный I Х Х    
4. Прокультурный II Х Х Х  
5. Эукультурный Х Х Х Х

 

В ходе индивидуального развития представителей общественных животных возможна, согласно авторам, реализация трех видов программ.

Для характеристики передачи информации от поколения к поколению авторы вводят представление о культургенах - множестве форм поведения, мыслительных объектов, артефактов, способных к передаче.

Если все время выбирается один и тот же культурген, то такая передача информации может быть названа чисто генетической.

Другой крайний случай, когда в ходе индивидуального развития используются все возможные культургены, называется чисто культурной передачей информации.

Средним случаем является генно-культурная передача информации, когда в распоряжении индивида находится более чем один культурген и когда по крайней мере два из них могут быть усвоены в результате действия эпигенетических правил.

Генно-культурная передача информации представляется авторам наиболее вероятной формой наследования для всех категорий культургенов как человека, так и любого другого вида, обладающего способностью к культурной эволюции.

У этой позиции существуют определенные доказательства. Так, способность к обучению имеет важное значение для культурной эволюции, а эта способность, по крайней мере частично, обусловлена генетически. Кроме того, генетическая и культурная эволюция действительно взаимообусловливают друг друга в процессе эволюции человека. Многие авторы в настоящее время считают, что развитие различных видов активности, передаваемых культурным путем (например, использование орудий или язык) связано с определенной ступенью развития головного мозга. Впоследствии это обусловило давление отбора в направлении дальнейшего совершенствования головного мозга, что, в свою очередь, создавало условия для новых успехов в области культурного развития.

Таким образом, если прежде считалось, что все поведение человека целиком определяется культурой, без всякого участия генетических факторов, то теперь представляется более вероятным, что мы наследуем не только способность к культурной эволюции, но и тенденцию или даже потребность в развитии определенных черт культуры, таких, как брак, танцы или язык. Во всех известных обществах наблюдаются эти черты, хотя их конкретные формы могут быть различными.

Если согласиться с определением культуры как системы признаков, передающихся от поколения к поколению негенетическим путем, то культурными признаками обладают многие виды животных, что является сильным аргументом в пользу сторонников теории генно-культурной коэволюции.

Перелетные птицы из года в год следуют одними и теми же маршрутами. Молодые луговые собачки учатся у старых различать границы своей колонии. Некоторые виды птиц научаются разным диалектам основной песни своего вида у других птиц, живущих по соседству.

Интересный пример распространения культурного признака наблюдался в одном стаде японских макак.

Это стадо приохотилось к новой пище - бататам. Одна полуторагодовалая самка, прежде чем съесть батат, стала не просто соскребать с него песок, а отмывать его в море. Такое поведение переняли другие молодые особи. Матери научились этому у своих подрастающих детенышей и стали в свою очередь обучать такому поведению более молодых потомков. В конце концов все стадо, за исключением старых самцов, которые мало общаются с остальным стадом, стало мыть бататы, прежде чем их съесть.

Та же самая самка в возрасте 4 лет придумала еще одну процедуру. Обезьян кормили пшеницей, которую бросали им на песок, откуда они выбирали ее по зернышку. Самка же прибегла к способу старателей, который они используют для отмывания золотого песка: она бросала горсть зерен, перемешанных с песком, в воду и собирала всплывающее зерно после того как песок опускался на дно. Этот навык также распространился в стаде.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.