Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Вопрос 2. Школы стратегического менеджмента.






Как следует из рассмотрения выше, в стратегическом менеджменте существуют различные научные направления, которые хотя и используют общие базисные теоретические принципы, но, тем не менее, по-разному расставляютисследовательские приоритеты, выделяя те или иные теоретические и методологические особенности исследования сущности стратегии, содержания стратегического менеджмента. Такие направления теории стратегического управления называются школами стратегического менеджмента.

Хотя в создание стратегического менеджмента, как научной дисциплины, внесли вклад многочисленные авторы, к его пионерам заслуженно относят Майкла Юджина Портера, Альфреда Чандлера, Питера Друкера[13] и Игоря Ансоффа.

Формально выделяют десять отличных друг от друга теоретических систем знаний о стратегическом менеджменте, которые и носят общее название «Школы стратегического менеджмента»:

1. Школа дизайна - формирование стратегии как процесс осмыслении.

2. Школа плани рования - формирование стратегии как формальный процесс.

3. Школа позиционирования - формирование стратегии как аналитический процесс.

4. Школа предпринимательства - формирование стратегии как процесс предвидения.

5. Когнитивная школа - формирование стратегии как ментальный процесс.

6. Школа обучения - формирование стратегии как развивающийся процесс.

7. Школа вла сти - формирование стратегии как процесс ведения переговоров.

8. Школа культуры - формирование стратегии как коллективный процесс.

9. Школа внешней среды - формирование стратегии как реактивный процесс.

10. Школа конфигурации - формирование стратегии как процесс трансформации.

 

Эти школы, в свою очередь, подразделяются на три группы.

Первые три школы имеют предписывающий характер — их приверженцы описывают, как должны формироваться стратегии. Так, представители первой школы, доминировавшей в 1960-е годы (а две последующие возникли на ее основе), рассматривают стратегию как процесс неформального дизайна, т.е. конструирования, проектирования, моделирования. Вторая школа, расцвет которой пришелся на 1970-е годы, рассматривала стратегию как относительно независимый процесс формального планирования. Сторонники третьей школы, заявившей о себе в 1980-е, сосредоточились не на планировании стратегии, а на ее содержании. Наименование «школы позиционирования» она получила потому, что ее последователи в качестве важнейшей задачи рассматривали принципы выбора стратегии в соответствии с позиционированием организации на рынке.

Следующие школы ( с 4-й по 6-ю) рассматривают специфические аспекты процесса формулирования стратегии. Их последователи делают акцент на исследовании реальных процессов разработки стратегий. Стремясь связать стратегию с реальным поведением организации, они пытались рассматривать стратегию как результат предвидения будущего, озарения, разрешающего менеджеру принять риск.

Таким образом, стратегия снизывалась с процессами, происходящими в сознании менеджера. Наиболее последовательно эта позиция разрабатывалась когнитивной школой, которая выбрала своей методологической основой когнитивную психологию и на этой основе пыталась проникнуть в сознание стратега. Когнити́ вность (лат. cognitio, «познание, изучение, осознание») — термин обозначает способность к умственному восприятию и переработке внешней информации.

Четыре последующие школы пытаются преодолеть неопределенности, связанные с поведением индивида. Представители этих школ пытаются анализировать процесс стратегического управления, как процесс, зависимый от ряда привнесенных факторов. Так, представители школы обучения считали, что стратегия должна разрабатываться шаг за шагом по мере развития, самообучения организации. Представители школы власти рассматривали стратегию как процесс переговоров между конфликтующими группами внутри организации либо между организацией и внешней средой. Согласно взглядам сторонников школы культуры, стратегия зависит от культуры орг а низации, а процесс ее выработки является коллективным процессом.

Теоретики школы внешней среды полагают, что построение стратегии есть реактивный процесс и определяется как реакция на изменения во внешней среде. Школа, которая названа Г. Минцбергом и другими «школой конфигурации», представляет собой подход, который стремится объединить задачи всех предшествующих — процесс выработки стратегии, ее содержание, организационную структуру и ее окружение. Она опирается на принципы и методы организационного развития, выводя из них закономерности стратегических изменений: стратегия рассматривается как процесс трансформации.

Современное значение этих школ различается. Одни из них хорошо зарекомендовали себя и удерживают надежные позиции для анализа деятельности организаций, принадлежащих к «традиционным» отраслям, другие демонстрируют эффективность своей методологии во вновь развивающихся, инновационных отраслях бизнеса.

Мы приводим эти школы и обращаем внимание на них потому, что Вам важно научиться отбирать и применять нужные и эффективные методы из всего арсенала методов, которыми эти школы оперируют, для решения конкретных, практических задач стратегического менеджмента, возникающих в конкретных условиях, в конкретных организациях, в определенный момент времени.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.