Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Принципы работы руководителя высшего звена как субъекта управления






 

Принципы Содержание принципов
   
1. Соблюдение принципов управления экономикой Управление экономикой включают следующие 14 принципов; - воспроизводства системы жизнеобеспечения; - правовой регламентации управления; - социальной ориентации развития экономики; - научной обоснованности системы управления; - системности управления; - ориентации экономики на инновационный путь развития; - сохранения собственных сырьевых ресурсов; - ранжирования объектов управления по их важности; - единства теории и практики управления; - сохранения и развития конкурентных преимуществ объекта управления; - рационализации уровня специализации, универсализации и централизации управления; - организованности управленческих процессов (соблюдение дисциплины, принципов параллельности, пропорциональности, непрерывности, прямоточности, ритмичности, несение ответственности за результаты работы и др.); - рационального сочетания форм управления (государственной, корпоративной, предпринимательской и др.); - обеспечения сопоставимости альтернативных вариантов управленческих решений по восьми факторам (времени, качеству, риску и т.д.)
2. Выполнение квалификационных требований к менеджеру-руководителю Квалификационные требования к менеджеру включают семь групп требований: - общая подготовка; - экономико-правовая подготовка; - профессиональная подготовка в области менеджмента; - умение разрабатывать качественные управленческие решения в условиях неопределенности; - умение организовывать себя и коллектив на постановку и достижение высоких целей; - умение общаться с людьми, быть коммуникабельным; - практический опыт и навыки
3. Рациональное сочетание методов управления К основным методам управления относятся следующие: - методы принуждения; - методы побуждения; - методы убеждения. По нашей оценке рациональное соотношение перечисленных методов управления 4: 4: 2
4. Построение системы менеджмента социально- экономических и производственных объектов Стандартная структура системы менеджмента: 1) внешнее окружение (вход, выход, внешняя среда и обратная связь) и 2) внутренняя структура (подсистема научного сопровождения, целевая, обеспечивающая, управляющая и управляемая подсистемы). Система менеджмента — система достижения конкурентоспособности управляемого объекта
5. Приоритет стратегических вопросов перед тактическими Структура рабочего времени руководителя высшего звена, по нашей оценке: - 60% времени — стратегическим задачам; - 25% — тактическим; - 15% — оперативным
6. Применение к управлению (менеджменту) 13 научных подходов Для обеспечения качества управленческого решения руководитель высшего звена к сложным проблемам должен применять 13 научных подходов: системный, маркетинговый, функциональный, воспроизводственный, нормативный и др.
7. Построение психологического портрета личности Психологический портрет личности характеризуется следующими компонентами: темперамент, характер, способности, направленность, интеллектуальность, эмоциональность, волевые качества, общительность, самооценка, уровень самоконтроля, способность к групповому взаимодействию
8. Уважение личности На основе уважения к человеку создавать достойную и радостную обстановку на рабочих местах для проявления способностей человека и выявления его безграничных возможностей по развитию предприятия и личности.
9. Стимулирование труда подчиненных /13/ Принципы стимулирования: - поощрять открыто, наказывать конфиденциально; - награждать: перспективные решения, а не сиюминутные;
  тех, кто берет на себя риск, а не тех, кто его избегает; творческую работу, а не слепое подчинение; за результат работы, а не за объем; упрощения, а не бесполезные осложнения; качество, а не быструю работу; тех, кто работает друг с другом, а не против друг друга
10. Единоначалие (А. Файоль) Для каждого исполнителя должен быть только один руководитель. Работник должен получать приказы только одного непосредственного начальника
11. Корпоративный дух (А. Файоль) Союз — это сила, которая является результатом гармонии персонала
12. Научная организация труда (НОТ) на рабочем месте (А. Гастев) Основные принципы НОТ: - всегда будь активен, инициативен, энергичен; - работай по расписанию, плану; - в помещении разговаривай мало и негромко; - не кури в рабочем помещении; - определенное место для каждого и каждый на своем месте; - экономь время; - никогда не раздражайся; - будь дисциплинирован; - ясно представляй цель, задачи; - будь кратким; - имей чувство юмора; - не стыдись элегантности; - на рабочем месте ничего лишнего; - умей преодолевать трудности; - не бойся экспериментировать; - цени чужое мнение; - хорошее настроение сохраняет здоровье
13. Определение очередности выполнения управленческих задач по их значимости (Д. Эйзенхауэр) Для определения очередности выполнения задач их рекомендуется подразделять на три типа: - " А" — очень важные и срочные — выполнять немедленно; - " В" — важные, несрочные — определять, в какие сроки их следует выполнить; - " С" — менее важные, но срочные — делегировать подчиненным
14. Изучение философии обеспечения качества (Э. Деминг) Философия обеспечения качества Э. Деминга базируется на 14 тезисах: - совершенствование товара должно быть постоянным; - постоянно совершенствуйте систему производства и его обслуживания; - создайте систему подготовки кадров; - уничтожайте разобщенность подразделений по производственному циклу; - прекращайте практику лозунгов, проповедей и " мобилизации масс"; - устраняйте все препятствия, которые лишают работника права гордиться своей работой; - создайте условия для самосовершенствования каждого работника; - создайте систему эффективного руководства, а не надзора; - ясно определите обязанности руководства высшего звена по постоянному улучшению качества продукции и услуг и др.
15. Обеспечение нормального морально-психологического климата (МПК) в коллективе Важнейшие признаки благоприятного МПК: - доверие и высокая требовательность членов группы друг к другу; - доброжелательная и деловая критика; - свободное выражение собственного мнения; - отсутствие давления руководителей на подчиненных; - информированность членов коллектива о его задачах и состоянии дел; - удовлетворенность принадлежностью к коллективу; - высокая степень сопереживания; - высокая степень ответственности
16. Координация работ по качеству, затратам и срокам, функциям 17. Соблюдение режима труда и отдыха Выполнение работ должно координироваться, с одной стороны, по качеству, затратам и срокам, а с другой — по функциям управления   Типовой режим труда и отдыха руководителей: - первая половина рабочего дня отводится для творческой деятельности, вторая — для рутинной работы, совещаний, встреч; - примерно через 1 ч делаются перерывы продолжительностью 5—7 мин. Рекомендуется менять рабочую позу (сидя, стоя); - обеденный перерыв устанавливается примерно через 5, 5—4 ч после начала работы, продолжительность 30—60 мин; - за 1, 5 ч до обеда обязательно проводится физкультурная пауза в сопровождении функциональной музыки; - за 1—1, 5 ч до конца работы может быть перерыв в течение 15—20 мин для приема легкой пищи /13/.
18. Управление конфликтами и стрессами Руководитель должен знать типы конфликтов, определять причины их возникновения, стремиться переводить дисфункциональные последствия конфликта в функциональные, владеть методами разрешения конфликтов и управления стрессами  

 

Принципы работы исполнителя любого звена как объекта управления значительно проще по количеству применяемых или соблюдаемых принципов и по их структуре. Исполнитель не принимает управленческие решения, он может только участвовать в их формировании. А за реализацию управленческого решения несет ответственность, прежде всего, исполнитель.

Руководитель как субъект управления в этом случае ведет учет, контроль и мотивацию реализации решения. Организацию процессов, координацию и оперативное регулирование осуществляют совместно руководитель, исполнитель и вспомогательные работники. При этом за качество планов и конечный результат несет ответственность руководитель (Совет директоров).

К принципам работы исполнителя как объекта управления мы относим следующие:

• исполнительность (точно в срок, качество и затраты в соответствии с планом);

• инициативность в совершенствовании технологии, организации труда, повышении качества, снижении затрат, в нахождении и устранении в работе " узких" мест (совместно с руководителем);

• ведение нормального образа жизни, честность, порядочность;

• стремление к продвижению по служебной лестнице, удовлетворению высших потребностей, гармоничному развитию личности.

В зарубежной литературе описывается ряд подходов и стилей поведения плановых работников*.

* Стратегическое планирование и управление / Под ред. А.Н. Петрова. Ч I. Учебное пособив. — СПб.: Изд-во СПбУЭФ, 1997.

 

Так, И. Ансофф, А. Чандлер, К. Эндрюс выделяют четыре подхода к планированию:

1) корпоративный — принятие решения " сверху-вниз";

2) итеративный — частные стратегии формируются в подразделениях, а высшее руководство их синтезирует и организует их обеспечение; принятие решения " снизу-вверх";

3) интуитивный;

4) хаотический.

X. Минтцберг различает восемь стилей поведения руководителей при стратегическом управлении:

1) плановый, когда руководитель разрабатывает планы и передает вниз для реализации;

2) идеологический, когда мотивом реализации стратегии фирмы является ее идеология;

3) " парашют", когда высшее руководство определяет план действий по реализации стратегии в форме границ для менеджеров более низкого уровня;

4) антрепренерский, когда реализация стратегий осуществляется под единым контролем менеджера-лидера;

5) процессный, когда упор делается на процедурные аспекты формирования и реализации стратегии — штатное расписание, должностные инструкции, планы-графики;

6) разъединения, когда отсутствует стыковка стратегий и команда по их реализации;

7) консенсус, когда реализуется только та стратегия, которая одобрена всеми;

8) вынужденный, подстраивающийся под изменяющиеся ситуации внешней среды.

Р. Майлс и С. Сноу отмечают четыре поведенческие группы при стратегическом управлении:

1) защитники интересов фирмы на освоенных рынках;

2) наступающие;

3) аналитики;

4) реактивщики, когда лидеры способны осуществлять мониторинг внешней среды, но для использования результатов нуждаются в помощи и контроле.

Автор книги " Искусство администрирования" Д. Олкок большое внимание уделяет формированию у личности ассертивного поведения /14/.

Концепция ассертивности подразумевает тактику отстаивания своей позиции и прав с помощью логических доводов, без нападок и агрессии, прислушиваясь к мнению собеседника, и при необходимости с готовностью принимая компромиссное решение.

Поведение может считаться ассертивным, если вы всегда честны с собой и с другими; защищаете свои собственные права, уважая права других; способны к социальному и эмоциональному самовыражению; уверены в себе и способны вести себя рационально, как зрелая личность.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.