Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Коммуникативные игры






· «Я хочу...»

· «Ты мне нравишься тем...»

· «Комплимент»

· «Все равно ты молодец, потому что...»

· «Мы с тобой похожи тем, что...»

· «Берлинская стена»

· «Лабиринт»

· «Постройка моста»

· «Направо, налево, вверх, вниз»

· «Мечты»

· «Постройтесь по росту!»

· «Путаница»

· «Моя пара»

· «Прорвись в круг»

· «Дни рождения»

· «Кулачек»

· «Игра по пальцам»

· «Цепочки»

· «Передай другому»

· «Маятник» («Свечка», «Былинка на ветру»)

· «Музыкальные стулья» («Лягушки на болоте»)


«Я хочу...»

Цель: отработка рефлексивных навыков.

Упражнение проводиться в кругу. Каждый поочередно говорит предложение, начинающееся со слов «Я хочу». Не отвлекайтесь на споры и обсуждение по поводу ваших желаний. Просто высказывайте их поочередно, беспристра­стно и быстро.

Например: «Я хочу закончить учебу», «Я хочу жить в Сочи», «Я хочу получить высший балл по английскому в этом семестре».

«Ты мне нравишься тем...»

Вариант 1. Участники встают в круг. Ведущий бросает мяч одному из участников, говоря при этом «Мне в тебе нравится...» и называя понравившееся качество (несколько качеств). Участник, получивший мяч, бросает его другому человеку и называет понравившиеся ему качества. Мяч должен побывать у всех участников.

Вариант 2. Разделите группу на пары. Это упражнение можно сделать в парах.

«Комплимент»

Выстраиваются 2 круга - внутренний и внеш­ний. Количество участников в обоих кругах должно быть одинаковым. Участники, стоящие друг напро­тив друга, говорят друг другу комплименты.

Затем по команде ведущего участники внутреннего круга передвигаются, меняя партнера. Процедура повторяется до тех пор, пока каждый участник внутреннего круга не повстречается с каждым участником внешнего круга.

«Все равно ты молодец, потому что...»

Участники делятся на пары. Один партнер рассказывает другому о трудной ситуации в жизни, чем-нибудь неприятном либо говорит о каком-либо своем недостатке и пр. Его собеседник внимательно выслушивает и произносит фразу: «Все равно ты молодец, потому что...».

«Мы с тобой похожи тем, что...»

Участники выстраиваются в 2 круга - внут­ренний и внешний. Количество участников в обоих кругах должно быть одинаковым. Участники внеш­него круга говорят своим партнерам фразу, начина­ющуюся со слов: «Мы с тобой похожи тем, что...» (например: мы с тобой похожи тем, что живем на планете Земля, учимся в одном классе и т.д.).

Участники внутреннего круга отвечают: «Мы с тобой отличаемся тем, что...» (например: мы с то­бой отличаемся цветом глаз, длинной волос и т.д.).

Затем по команде ведущего участники внут­реннего круга передвигаются, меняя партнера. Процедура повторяется до тех пор, пока каждый участник внутреннего круга не повстречается с каждым участником внешнего круга.

«Берлинская стена»

Материалы: веревка количество стульев (5-7).

Комната перегораживается посередине стульями или веревкой (веревку держат ведущие на уровне 0, 5 м над полом). Группе предлагается перебраться на другую сторону преграды. Если хоть один человек остается по другую сторону преграды или преграду задевают, все участники возвраща­ются обратно. Веревку, по решению ведущих, можно поднимать на любую высоту. В зависимости от особенностей группы возможен вариант прове­дения игры в один или два этапа.

Т.е. «стена» может стать значительно выше и группе придется повторить штурм, чтобы вернуться обратно. Второй этап желателен, если в процессе знакомства и выработки правил, группа проявила разлад, соперничество, склонность к «навешива­нию ярлыков». Завершив игру, тренер обсуждает стратегию решения проблемы или причину её отсутствия. А также оговаривает с участниками, из за чего у них возникали проблемы и какие ещё стратегии могли быть избранны группой.

«Лабиринт»

Цель: найти ВЫХОД, путь из трудных ситуаций, научиться прислушиваться к мнению окружающих.

Материалы: бумажный скотч или полоски из бумаги для строительства поля. Размер одного квадрата на поле примерно 20 на 30 см.

Вид поля:

- конец поля

- начало поля

На полу ведущими раскладывается поле, состоящее из небольших квадратиков. Часть этих квадратиков «заминировано» (пустые квадрати­ки). Крестиками отмечена не заминированная дорога, которую должны найти участники.

Задача группы: всем участникам перебра­ться на противоположную сторону поля.

Условия: участникам дается 5 мин. на обсуждение стратегии действий. После этого они не должны разговаривать; нельзя показывать на поле, помечать нужные квадратики на поле; 2 раза подряд один участник идти по полю не может; через один квадратик шагать нельзя. Если кто-то наступает на «заминированный квадрат», ведущий подает звуко­вой сигнал (хлопает, топает, угу-гу-кает и пр.).

Примечание: если всей группе удается перейти на другую сторону за 10-15 мин., то можно делать вывод о том, что группа хорошо сплочена, может находить правильные стратегии выхода их сложных ситуаций.

«Постройка моста»

Материалы: листы А4, карандаш, линейка и ножницы.

Разделите группу на две команды. Одна команда вместе с ведущим выходит за дверь, вторая - остается с другим ведущим в комнате. Первой группе дается следующее задание: участ­ники должны изображать миссионеров, а оставшаяся группа туземцев племени, не знающе­го ни письменности, ни математики, ни инженерии. У них в племени недавно началась эпидемия, и люди умирают десятками. Довести же их до больницы невозможно, т.к. до нее по дороге -105 км; напрямую - 5 км, но путь лежит через непроходимые болота. Необходимо научить их строить мост, т.к. если построить им самим, они все равно не научатся его ремонтировать. Мост должен состоять из 5 метров склеенных между собой листов бумаги, ширина моста - половина ширины листа бумаги с 5-мил-лиметровым отступом в большую сторону. Кроме того, миссионеры должны убедить туземцев в необходимости постройки моста. Время на постройку - 20 мин.

Команде туземцев сообщаются следующие правила: общаться с миссионерами может только глава племени. Женщины не имеют права держать в руках ножницы, мужчины - линейку. Каждые 3 минуты (по команде ведущего) они должны усиленно молиться, бросив все дела. При склеива­нии бумаги на каждый стык они должны наклеивать один треугольник и цветок.

В течение 7 мин. участники обсуждают пра­вила, распределяют роли и вырабатывают план действия.

После завершения игры участников просят поделиться своими впечатлениями. В зависимости от результатов можно сделать вывод о работе в нецелевых группах, т.е. группах, у которых нет наме­рений, следовать целям других людей, даже желающих им добра. Кроме того, делается вывод о необходимости учитывать интересы и желания других людей, без чего не может возникнуть понима­ние и совместная продуктивная деятельность.

КОММЕНТАРИЙ: чаще всего участникам не удается построить такой мост. Это нормально.

«Направо, налево, вверх, вниз»

Часть.

Вся группа стоит в кругу. Ведущий просит всех повторять его движения. Если он поднимает руки вверх - то и все вверх, если вниз - все вниз. Он поворачивает согнутые в локтях руки направо -значит и все поворачивают направо, он поворачи­вает руки налево - все повторяют.

При этом ведущий просит тех участников, которые в процессе упражнения ошибутся, быстро пересечь круг, встать в противоположной стороне и продолжить делать упражнение на новом месте.

Часть.

Вся группа стоит в кругу. Ведущий просит участников не повторять за ним движения, а делать прямо противоположное тому, что делает он (например, если он поднимает руки вверх - все должны опустить их вниз, если он поворачивает руки направо - участники должны повернуть их налево и т. д.). Как и в 1 части упражнения тот, кто ошибся, пересекает круг и продолжает делать упражнение.

Дискуссия:

Можно задать участникам вопрос: «Как вам кажется, зачем мы делали это упражнение?» Обычно ребята отвечают: «Чтобы мы вставали ря­дом с разными людьми», «Чтобы проверить нашу честность» и т. д. - и они правы. Но у этого простого упражнения есть еще одна цель: обратить внимание участников на то, что нет ничего страшного в том, чтобы сделать ошибку и признать ее при всех (как они делали это, пересекая круг, и все это видели).

«Мечты»

Цель: развить солидарность и понимание, создать атмосферу доверия среди участников и сплотить группу.

Материалы: бумага и маркеры.

Предложите участникам подумать в течение нескольких минут о том, как каждый из них видит свое будущее. Затем обменяйтесь мыслями о своих мечтах или даже изобразите их на бумаге. Далее пусть каждый участник определит, какие три конк­ретные вещи, действия, люди... Могут помочь, а какие три помешают ему осуществить мечту, и что человеку нужно делать/сделать, чтобы мечта сбылась.

Примечание: это упражнение проходит очень хорошо, если к обмену мечтами подойти творчески. Если участникам трудно рассказать или нарисовать свою мечту, то можно предложить изобразить мечту в виде сценки. Пусть участники сами пофантазируют, каким образом они могут изобразить свою мечту. Любые средства выражения при творческом подходе предпочтительнее, чем устный или написанный текст.

«Постройтесь по росту!»

Цель: преодоление барьеров в общении между участниками и их раскрепощение. Материалы: не требуются.

Участники становятся плотным кругом, закрывают глаза. Их задача состоит в том, чтобы построиться с закрытыми глазами по росту. После того как все участники найдут свое место, дать команду открыть глаза и посмотреть, что же получи­лось. После упражнения можно обсудить, сложно ли было выполнить это задание (как себя чувст­вовали участники) или нет.

Примечание: эта игра имеет несколько вари­аций. Можно дать задание построиться по цвету глаз (от самых светлых до самых темных - есте­ственно, не закрывая глаз), по цвету волос, по теплоте рук и т. д.

«Путаница»

Цель: повысить тонус группы и сплотить участников.

Материалы: не требуется.

Участники встают в круг и протягивают правую руку по направлению к центру круга. По сигналу ведущего каждый игрок находит себе «партнера по рукопожатию». Число игроков должно быть четным. Затем все участники вытягивают левую руку и также находят себе «партнера по рукопожатию» (очень важно, чтобы это был не тот же самый человек). И теперь задача участ­ников состоит в том, чтобы распутаться, т. е. снова выстроиться в круг, не разъединяя рук. Задачу можно усложнить тем, что запретить всяческое словесное общение.

«Моя пара»

Цель: определить показатель сплоченности группы.

Материалы: не требуется.

Все участники группы должны молча, глаза­ми найти себе пару. Ведущий дает для этого пример­но полминуты, а затем произносит: «Рука!». Все участники должны мгновенно показать рукой на человека, который составляет с ним пару. Если оказывается, что несколько членов группы показы­вают на одного итого же человека, а у других участ­ников нет пары, или кто-то не может найти себе партнера, опыт повторяется. Важен не столько сам результат, когда все участники объединяются в согласованные пары, сколько процесс:

■ Реакция группы на «выпадение» одного или нескольких участников, которых никто не выбрал или которые никого не выбрали;

■ Реакция участников, которым казалось, что они договорились с партнером о взаимном выборе, а тот выбрал кого-то другого и т.д.

Высший показатель сплоченности группы - ее мгновенная реакция на выбывание, исключение из своих рядов некоторых членов и ее чувствитель­ность к возникающему у участников тренинга ощу­щению отчужденности от группы.

«Прорвись в круг»

Цель: стимуляция групповой сплоченности; снятие эмоционального напряжения.

Участники группы берутся за руки и образуют замкнутый круг. Предварительно ведущий, по ито­гам прошедших занятий, определяет для себя, кто из членов группы чувствует себя меньше всего включенным в группу и предлагает ему первым включиться в выполнение задания, т. е. войти в круг без применения грубой физической силы. То же са­мое может проделать каждый участник. По оконча­нию упражнения ведущий может спросить:

■ Что помешало или что помогло «прорваться» в круг?

■ Получил ли участник удовольствие от результата?

■ Почему участнику удалось или не удалось «прорваться» в круг, какие факторы повли­яли на это?

«Дни рождения»

Цель: сплочение участников.

1 часть.

Ведущий просит участников, не говоря ни слова, разбиться на группы, соответствующие тем временам года, в которые они родились (на это дается несколько минут). Убедившись, что образовались четыре группы (соответствующие зиме, лету, весне и осени) ведущий просит каждую из групп, посовещавшись, представить окружаю­щим свое время года небольшой сценкой (пантомимой). Во время подготовки упражнения участ­никам разрешается разговаривать, во время пред­ставления - нет.

Часть.

Ведущий предлагает участникам, не произ­нося ни слова, построиться по своим дням рождени­ям (числам и месяцам) в прямую линию, соответ­ствующую календарю (от 1 января до 31 декабря). Во время выполнения упражнения не разрешается писать в воздухе или на любых поверхностях цифры и числа, показывать цифры пальцами, нельзя также использовать циферблаты часов и настоящие календари.

После того как группа встанет в прямую линию, попросите ребят (одного за другим, начиная с зимних именинников) делать шаг вперед и вслух говорить дату своего рождения. Те, кто ошиблись и встали не туда, могут по ходу исправиться и занять свое «правильное место в календаре».

Ведущий может спросить ребят, как им удава­лось понимать друг друга и общаться без слов. На примере этого упражнения можно обра­тить внимание участников на то, что при желании люди всегда могут договориться, даже если они говорят на разных языках и принадлежат к разным культурам.

«Кулачек»

Участники делятся на пары. В каждой паре один из участников сжимает кулачок и в течение 3-х минут второму необходимо разжать кулак оппонен­та, затем участники меняются ролями. Очень важно по окончании упражнения дать возможность каж­дому, проанализировать свою стратегию поведения в решении поставленной задачи.

«Игра по пальцам»

Это упражнение рекомендуется для «настройки» на групповую деятельность и сотрудничество внутри малой группы. Назначенный учителем или выбранный группой лидер считает: «Раз, два, три!», и на последний счет все «выбрасывают» пальцы – показывают какое-то их количество. Сначала у всех наблюдается разнобой, но на следующих этапах игры члены группы стараются предугадать действия партнеров и показать такое же число. Каким-то образом сигнализировать о своих намерениях (шептать, кивать) запрещено. Разминка прекращается, когда достигнуто общее согласие, азарт спал.

Это упражнение играет и диагностирующую роль. Можно обсудить с участниками, каким образом в группе был достигнут консенсус. Часто группа начинает подстраиваться под действия выбранного ими лидера, тем самым сразу признают за ним право на руководство.

«Цепочки»

Группы от 5 до 10 человек образуют цепочки: от самого высокого до самого низкого, от самого темного цвета волос к самому светлому, от самого большого размера обуви к самому маленькому, от самого старшего до самого младшего. Таким образом, цепочки могут образовываться по любому признаку: длина волос, цвет глаз, дни рождения.

Можно построить игру с элементом соревнования: две группы образуют цепочки – кто быстрее и сплоченнее действует?

Можно игру усложнить: в цепочки ребята должны выстраиваться молча, изъясняясь только при помощи мимики, жестов, прикосновений.

«Передай другому»

По кругу ребята молча передают воображаемый предмет. Затем объясняют: что получил? Что передал другому?

«Маятник» («Свечка», «Былинка на ветру»)

Один из участников встает в центр круга, руки вытягивает вдоль тела, закрывает глаза. Остальные стоят вокруг плотным кольцом, подставив руки, чтобы быть готовыми поддержать стоящего в центре. Участник, стоящий в центре, должен постараться максимально расслабиться и начать падать назад, не отрывая ног. Остальные не дают ему упасть, поддерживают и бережно отстраняют на противоположную сторону. Если выполняющий упражнение сможет довериться группе, он будет медленно раскачиваться, как былинка на ветру.

«Музыкальные стулья» («Лягушки на болоте»)

Количество стульев («кочек») на один меньше, чем игроков («лягушек»). Звучит музыка, все двигаются вокруг стульев. Выключается музыка, и вся группа должна удержаться на меньшем количестве стульев. Каждый раз, когда вновь включается музыка, убирается еще один стул. Вся группа отвечает за то, чтобы для каждого нашлось место, пусть даже на коленях, на плечах других участников.

 







© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.