Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Управленческие задачи, их специфика и особенности решения







Любая организация для осуществления эффективной деятельно­сти ставит цели, которые в практике управления называют управ­ленческими. Ответственным за решение задач организации, являет­ся руководитель. Основное содержание его деятельности реализуется через решение управленческих задач на всех этапах управленческих функций.

Решение задач управления основано на установлении сложных отношений многоуровневого порядка между различными их эле­ментами. Ими могут быть нерядоположные задачи, относящиеся к разряду экономических, технических, технологических, психологи­ческих, социально-психологических и прочих.

Прежде чем перейти к психологическому анализу решения уп­равленческих задач, обратимся к основными сведениям, относящимся к цсихологии решения задач, не относящихся непосредственно к

Психологические особенности решения задач управления

разряду управленческих. Что такое зада­ча в психологическом понимании слова? В психологии под задачей обычно пони­мается цель, данная в определенных ус­ловиях (по А.Н. Леонтьеву), которая дос­тигается путем определенного преобразования этих условий /1/. Задача включает в себя: требования (цель), условия (известное) и искомое (неизвестное), которое формулируется в вопросе. Когда употребляется термин " задача", имеется в виду проблема, означаю­щая объект мышления, для решения которой мышление рассматри­вается как особая деятельность.

В психологии термин " решение задач" употребляется в трех раз­личных смыслах:

1) решение как план (способ, метод) осуществления задачи;

2) решение как процесс осуществления требования задачи, как
процесс выполнения плана решения;

3) решение как результат выполнения плана решения.


 


Часть II. Глава 1. Психология решения управленческих задач

Когда говорят о решении задачи, имеется в виду процедура раз­решения проблемной ситуации. Можно говорить об общих законо­мерностях, присущих мышлению человека независимо от характери­стики мыслительных операций. Когда решаются задачи, при этом проявляются самые общие закономерности мышления.

Управленческие задачи можно отнести к разряду творческих за­дач и рассматривать их не только как развитие решения, но и как развитие самой проблемы. При анализе задач следует иметь в виду, что всякое решение реализуется в аспекте, что требуется решить.

Что касается мышления, то оно никогда не возвращается в точ­ности к тому пункту, в котором оно уже однажды находилось.

Мыслительный процесс решения задач, включая и управленчес­кие есть сложная многоуровневая и полифункциональная система.

Предвосхищение и прогнозирование в мышлении является и изуче­нием целеполагания в этой деятельности. Цель, или задача есть пред­восхищение будущего, но еще не достигнутого результата, и в этом смысле мышление как прогнозирование есть всегда целеполагание, хотя целиком и не сводится к нему /3/.

Предметным предвосхищением решения задач является внутрен­няя направленность субъекта, в результате чего обеспечивается на­хождение нужного решения.

Необходимой предпосылкой успешного решения задач является рефлексия, т.е. осознание значимых аспектов, а также попытки вклю­чения их в определенные отношения. Успешность поиска решения задач находится в прямой зависимости от характера рефлексивно-личностной оценки актуальной значимости задач.

Стили мышления руководителей

В процессе решения управленческих задач реализуются интеллектуальные и личностные возможности руководителей. Выделяются наи­более типичные стили мышления руководите­лей, несмотря на большое их разнообразие (по Ф. Пейну и Андерсону):

1. Системный стиль, при котором упор делается на определе­
ние метода решения задачи (проблемы). В такой ситуации делается
попытка расчленить проблему на ее отдельные компоненты.

2. Интуитивный стиль, характеризующийся большой степенью
осознания проблемы в целом и стремлением использовать различ­
ные методы решения задачи.

3. Рецептивный стиль, для которого характерно сосредоточение
на отдельных деталях проблемы.







© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.