Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






В. А. Розанова. Ф. Херцберг был специалистом по психиче­ским заболеваниям среди рабочих в промышлен­ности







управления. Ее автор — А. Маслоу стал одним из классиков теории мотивации.

Теория Ф. Херцберга (60-е гг. XX в.)

Ф. Херцберг был специалистом по психиче­ским заболеваниям среди рабочих в промышлен­ности. Им была предложена концепция по стиму­лированию работников. Свою теорию он назвал " мотивационно-гигиенической" или " теорией обо­гащения работы". Некоторые из ученых противопоставляли теорию Ф. Херцберга теории " человеческих отношений" Э. Мэйо.

Ф. Херцберг классифицировал побуждения к труду по характеру их действия, разбив все побуждения на две группы /7/. Первую группу составили " факторы гигиены" — все внешние условия (зар­плата, отношения с коллегами, поведение мастера, физические ус­ловия труда и др.).

По мнению Ф. Херцберга, эти факторы наиболее часто вызыва­ют недовольство со стороны работников. Если налицо эти явления, среди рабочих растут прогулы, увеличивается текучесть рабочей силы, растет травматизм, снижается производительность труда, уве­личивается брак в работе и т. д.

Улучшение внешних факторов действует стимулирующе, но это только на короткий срок, затем к ним привыкают как к должному. В результате недовольство работников уменьшалось, но стимулов больше не было. По мнению Ф. Херцберга, — это только " факторы, анало­гичные медицинской гигиене", но их еще нельзя называть стимула­ми /7/. С его позиций " гигиены недостаточно! ".

Главным стимулятором Ф. Херцберг считал саму работу и связан­ные с ней потребности признания достижений, стремление к про­движению по службе, чувство ответственности и собственного роста, а также самореализацию работника в труде. Ради такой работы люди готовы терпеть и плохие условия, и плохого мастера.

В отличие от " факторов гигиены", эти стимулы действуют дли­тельное время и являются более надежными. Ф. Херцберг большие надежды возлагал на психологов, которые могли бы подсказать про­мышленности, как нужно действовать. С его точки зрения, боль­шинство выполняемых работ не приносят радости ее работникам.

В отличие от других исследователей, Ф. Херцберг выявил факто­ры влияющие на удовлетворенность трудом с " помощью метода по­луструктурированного интервью. Применив контент-анализ полу-


Часть I. Глава 3. Мотивация к труду

ченных ответов, он выделил факторы, приводящее к пережива­нию состояния удовлетворенности трудом: 1) достижения в рабо­те; 2) признание; 3) работа как таковая (скучная, монотонная, легкая или трудная, строго регламентированная или свободная и т. д.); 4) ответственность как степень контроля за своей работой и прояв­ления власти над другими работниками; 5) продвижение работника в виде изменения его статуса; 6) возможности роста, связанные с получением новых знаний, умений, навыков и профессионализма; 7) заработок; 8) межличностные отношения как по горизонтали, так и по вертикали; 9) техническое руководство, связанное с компетен­тностью руководителя; 10) политика компании; 11) условия труда; 12) личная жизнь; 13) гарантия работы как наличие или отсутствие уверенности в завтрашнем дне.

Среди перечисленных им были выделены факторы I и II уров­ней: факторы удовлетворенности (I уровень) и факторы неудовлет­воренности (II уровень). Полученные данные Ф. Херцберг изложил в вышедшей в 1966 году книге " Мотивация и сущность человека". Еще в 1959 г. он пришел к выводу, что факторы, вызывающие удов­летворенность трудом, отличаются по форме от факторов, вызываю­щих неудовлетворенность. Это — два разных состояния, каждое из которых имеет свою шкалу.

Противоположностью удовлетворения является не неудовлетво­рение, а отсутствие удовлетворения. Удовлетворение одних потреб­ностей приводит только к снятию неудовлетворенности трудом, тог­да как неудовлетворение других — к росту удовлетворенности трудом. Факторы неудовлетворенности он назвал " гигиеническими" по ана­логии с медицинским термином как профилактическое средство, уменьшающего возможность заболевания.

Полное удовлетворение от работы можно получить, по данным Ф. Херцберга, когда достигается поставленная цель и работник по­лучает признание, имеет возможность профессионального роста и т. д., о чем говорилось выше. Такие факторы он назвал " мотиватора­ми" или " стимуляторами", не видя разницы между мотивами и сти­мулами, хотя в действительности они существуют.

Состояние удовлетворенности трудом появляется, с его точки зре­ния, когда появляется положительная мотивация к работе. Это имеет место при выполнении ответственной, интересной работы.

Можно отметить определенную преемственность между теория­ми Ф. Херцберга и А. Маслоу. Например, факторы " гигиены" свя-


В. А. Розанова

заны с потребностями дефицита, а мотиваторы — с потребностями в самоактуализации, т. е. потребностями высшего уровня.

Нельзя не отметить, что мотиваторы и факторы гигиены у ф. Хер­цберга перекрещиваются, оказывая различное воздействие на трудо­вую мотивацию. Теория Херцберга, как и теория Маслоу, несмотря на определенную критику, получила признание.

В конце 60-х начале 70-х гг. Ф. Херцберг, а также Роберт Н. Форд и другие специалисты-эксперты независимо друг от друга пришли к выводу, что каждый, занимающийся проблемами управ­ления на производстве, сталкивается с трудностями, которые коре­нятся в том, что в большинстве случаев выполняемая работа являет­ся для исполнителей малопривлекательной /7, 8, 9/.

Были выделены 15 пунктов, признанные наиболее важными для выполнения работы на предприятиях. Они приводятся ниже в виде схемы /9/.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.