Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






В. А. Розанова. Смысл жизни-особый вид потребности







Смысл жизни-особый вид потребности

Существенным фактором, позволяющим иметь положительную мотивацию, является потребность в смысле жизни. Основательный анализ этой че­ловеческой потребности дал известный австрийс­кий ученый В. Франкл. Он рассматривал потребность в смысле жиз­ни как наиболее важную в структуре личности, имеющую отношение к различным видам деятельности людей, включая и трудовую /3/.

Неудовлетворение потребности в смысле жизни, которую люди не всегда могут осознать и сформулировать, часто приводит, по В. франклу, к возникновению " экзистенциальной фрустрации". Удов­летворение этой потребности находится в прямой зависимости от личностных особенностей людей и воспитания. В ряде случаев это может принимать уродливые формы и выражаться в стремлении к власти, деньгам и т. п.

В практическом аспекте мотивация рассматривается с точки зрения возможностей управления человеческим поведением. Учет мотивационных особенностей поведения имеет важнейшее значение для повышения эффективности деятельности руководителей, работаю­щих коллективов.

В психологии нет единого мнения, являются ли осознаваемыми все мотивы человеческого поведения или нет. Ясно одно, что пове­дение человека всегда побуждается определенными внутренними силами, от которых зависит характер и направленность трудовой деятельности человека.

Мотив является изначально побудительной силой, поводом к конкретному действию. Трудности использования термина " мотив" появляются, когда его начинают употреблять в качестве инструмен­та психологического анализа. Гораздо чаще, чем термин " мотив", психологи применяют другое понятие — " мотивация".

Некоторые авторы (И. А. Васильев, М. Ш. Магомед-Эминов и др.) при рассмотрении определенных форм активности понимают под мотивацией процесс психической регуляции конкретной деятель­ности. Так, например, мотивация достижения — это психическая регуляция деятельности в ситуациях достижения, в которых может быть реализован мотив достижения. " Мотив" является важной ос­новополагающей характеристикой мотивации как системы /1/.

Система всех побуждений: мотивов, потребностей, диспозиций, интересов и пр. носит название " мотивационной сферы личное-


Часть I. Глава 3. Мотивация к труду

ти" /1/. Они являются мотивационными переменными (детерми­нантами), входящими в структуру мотивации. Для обозначения всех детерминант или элементов мотивации используют термин " мо-тивационное образование" /1/.

Как говорил Л. С. Выготский, мотивация — это " психическая система", т. е. особый вид психических процессов, регулирующих человеческую деятельность. В отечественной и зарубежной психо­логии подходы к анализу мотивации не являются идентичными. Наи­большее распространение в отечественной психологии получила кон­цепция, основывающаяся на идее направленности личности. В основе ее лежит понимание системы побуждений, определяющих избира­тельность отношений и активность человека.

Направленность личности зависит от потребностей, интересов и мировоззрения. Направленность является важнейшей составляющей мотивационного ядра личности. Основу ее составляют потребности.

Особый интерес для менеджеров представляют теории трудовой мотивации в связи с тем, что деятельность человека, включенного в систему управленческих функций и целей организаций, тесно связа­на с мотивацией поведения.

3.2. Теории трудовой мотивации

Трудовая деятельность человека непосредственно связана с сис­темой мотивационных сил. Мотивационные факторы, в свою оче­редь, находятся в сложном взаимодействии с другими факторами — ситуативными, индивидуальными. К ситуативным характеристикам относят организационные и социальные условия: количество работа­ющего персонала, структура организации, психологический климат, отношения подчиненных к руководителю и т. п.

Кроме того, на трудовую деятельность людей оказывают воздей­ствие системы коммуникаций, иерархия власти и соподчинения, процедура принятия решений, характер взаимодействия членов груп­пы. К индивидуальным характеристикам относятся интересы, склон­ности, желания, установки, знания, умения, навыки, уровень интел­лекта, коммуникабельность.

Среди характеристик, обеспечивающих достижение успеха в де­ятельности руководителей и исполнителей, мотивационные являк№ ся наиболее существенными.







© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.