Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Понятие власти






Власть — способность и возможность осуществлять свою волю, оказывать определяющее воздействие на деятельность, поведение людей, заставлять других подчиняться с помощью какого-либо средства (авторитета, права, насилия и т. д.); господство, которое обеспечивает выполнение приказа; способность реализовывать намеченные цели, согласовывать противоречивые интересы, подчинять их единой воле с помощью убеждения или принуждения.

Ресурсы власти

Экономические ресурсы, к числу которых относятся, прежде всего, финансовые средства, капиталы, собственность.

Силовые ресурсы: армия, полиция, службы безопасности, прокуратура, суд.

Социальные ресурсы: престижные должности, особые права и привилегии.

Информационные ресурсы, являющиеся наиболее эффективными в современное время.

Виды власти

Политическая власть характеризуется законным использованием силы через специальные государственные органы принуждения; обязательностью решений для всех граждан, публичностью; наличием центра принятия важнейших решений.

Экономическая власть основывается на использовании материальных ценностей, в качестве которых в первую очередь выступают деньги, а также движимое и недвижимое имущество.

Социальная власть — установление повиновения с помощью повышения или понижения социального положения людей — статусов, должностей, льгот, привилегий, места в социальной иерархии.

Принудительная власть опирается на силу, физическое принуждение. Она может быть установлена не только в государстве, но и семье, преступной группировке, молодежной компании.

Информационная власть может обеспечивать повиновение через использование средств массовой информации, которые нередко называют «четвертой властью».

Теневая власть не имеет публичного характера, ее главной характеристикой является скрытое правление, при котором государственные органы тайно передают свои полномочия определенным лицам или группам, не имеющим для ее осуществления прав.

Государство, его функции

Государство — особая организация политической власти, обладающая своими отличительными чертами и признаками. Главным из них является наличие суверенитета, то есть верховенства и независимости государственной власти как внутри страны, так и вне ее — в отношениях с соседними и другими государствами.

Суверенитет это:

полновластие в определении направлений внутренней и внешней политики, в принятии политических решений;

независимость государственной власти в осуществлении функций государства, в исполнении его предназначения перед обществом;

равноправие в отношении с другими участниками международных отношений.

Признаки государства

Территория. Территорию государства составляет и наземное, и водное, и воздушное пространства.

Особые группы людей, объединенных в органы власти, управления, обеспечения безопасности и правопорядка, а именно: парламенты, правительства, министерства, судебную систему, местные органы власти. Все они составляют аппарат публичной власти, который призван обеспечить выполнение государством своих задач.

Налоги и займы. Деньги, собранные в качестве налогов и займов, поступают в государственную казну с тем чтобы власти заботились о нуждах общества, защищали совокупные общественные интересы, обеспечивали порядок и условия труда и быта граждан.

Одним из отличительных признаков государства является то, что оно может издавать законы, создавать право, то есть такие правила, нормы поведения людей, которые становятся обязательными для всех и исполнение которых обеспечивается всей силой государства.

Основные функции государства

Регулирование хозяйственной деятельности общества: обеспечивать общие условия развития экономики, устанавливать порядок налогообложения, организовывать взимание налогов.

Защита жизни, чести, достоинства, прав и свобод граждан — жителей своей страны от произвола и насилия.

Воспитание поколения законопослушных, достойных граждан своей страны.

Применение насилия по отношению к людям, преступающим законы государства.

Защита своей страны от врагов, налаживание внешнеполитических и внешнеэкономических связей, укрепление престижа и влияния страны.

Политическая система

Политическая система — совокупность различных политических институтов, социально-политических общностей, форм взаимодействий и взаимоотношений между ними.

Функции политической системы

определение целей, задач и путей развития общества;

организация деятельности общества;

распределение духовных и материальных ресурсов;

согласование разных политических интересов;

пропаганда различных норм поведения;

приобщение людей к политической жизни;

контроль за выполнением решений и соблюдением норм.

Основные элементы политической системы

Институциональная подсистема — политические организации: партии и общественно-политические движения, в особую структуру выделяется государство.

Коммуникативная подсистема — совокупность отношений и форм взаимодействия между классами, социальными группами, нациями и индивидами.

Нормативная подсистема — нормы и традиции, определяющие и регулирующие политическую жизнь общества: правовые нормы, этико-моральные нормы.

Культурно-идеологическая подсистема — совокупность различных по своему содержанию политических идей, взглядов, представлений и чувств; 2 уровня — теоретический и практический.

Функциональная подсистема охватывает формы и направления политической деятельности, методы осуществления власти.

Классификация политических систем:

в зависимости от источника власти и доминирования в отношениях власть-обществоличность: демократические и недемократические (авторитарные и тоталитарные);

открытые (конкурентность) — закрытые (назначение);

военные — гражданские — теократические;

диктаторские (опора на насилие) — либеральные (свобода личности и общества);

Типология политических режимов

По типам взаимодействия и соотношения власти и общественных структур определяются и основные разновидности политического режима: демократический, тоталитарный и авторитарный.

Демократический режим

Само слово «демократия» буквально может быть переведено с древнегреческого как «народовластие». Главным, существенным признаком демократии является признание воли народа в качестве источника власти. Провозглашается и обеспечивается право народа на участие в разрешении государственных дел. Человек, его права и свободы ставятся во главу угла в демократических обществах.

Тоталитарный режим

Под тоталитарным режимом понимается такой политический режим, основу которого составляет жесткая диктатура, характеризующаяся полным контролем государства над жизнью общества. Огосударствляется не только общественная, но, в значительной степени, и частная жизнь граждан, власть стремится жестко регламентировать все стороны жизни людей.

Авторитарный режим

Авторитарный режим (от латинского слова означающего «личную власть», «власть-авторитет») — это государственное устройство, основу которого составляет сильная личная власть. Важным отличительным признаком авторитаризма является его опора на традиции, обычаи, сложившиеся в том или ином обществе. Критерии Политические режимы

Тоталитарный Авторитарный Демократический

Законодательство Система законов мало разработана Система законов минимальна Развитая система демократических законов

Полномочия главы государства Практически не ограничены Фактически не ограничены Строго ограничены законом

Представительные органы власти Марионеточны Отсутствуют или марионеточны Имеют широкий круг полномочий

Разделение властей Формально признается Отвергается Реализуется на практике

Полномочия местных органов власти Формально широкие Минимальные Максимальные

Партии Массовая политическая партия одна Правящая партия огосударствлена Многопартийность

Идеология Официальная идеология одна Господство одной идеологии Политический плюрализм

Права и свободы Разрешено только то, что приказано Разрешено то, что не имеет отношения к политике Разрешено все, что не запрещено законом

Карательные органы Проводят массовые политические репрессии Осуществляют тайный политический сыск Строго регламентированы законом

Оппозиция Отрицается Запрещена Действует легально

Характер и мера осуществления власти Всеобщий, не знающий границ контроль и насилие Возникновение неконтролируемых властью областей общественной жизни Власть осуществляется представителями граждан, избираемыми в соответствии с законом

Отношение людей к власти, их взаимодействие Слияние общественного сознания с властью Отчуждение народа от власти Поддержка представителей власти народом

Идеалы политического поведения: — власти — индивида Всемогущество. Энтузиазм, кон­формизм Компетентность. Профессионализм, послушание, бесправие Соблюдение законов

Демократия, ее основные ценности и признаки

Термин «демократия» появился в Древней Греции и в переводе с греческого означает «власть народа», поскольку состоит из двух слов «demos» - народ, «kratein» - властвование. Классическим образцом античной демократии считаются Афины в V веке до н.э. (век Перикла).

Демократия может пониматься расширительно – как общественная система, основанная на добровольности всех форм жизнедеятельности индивида.

Демократию понимают и более узко – как форму государства, при которой все граждане обладают равными правами на власть, в отличие от монархии, где власть принадлежит одному лицу или аристократии, а управление осуществляется группой лиц. Это античная традиция рассмотрения демократии, начиная с Геродота.

Под демократией может подразумеваться идеальная модель общественного устройства, основанного на ценностях свободы, равенства и прав человека. Такое понимание демократии характерно для современной западной цивилизации.

Ценности демократии

Демократия

помогает предотвратить деспотизм

помогает людям защитить их интересы

позволяет политическому руководству получать более полную информацию

предоставляет людям максимальную возможность жить согласно их собственным законам

гарантирует широкий диапазон личной свободы и прав человека

наделяет граждан моральной ответственностью за их политические решения

в принципе способна обеспечить политическое равенство

позволяет одним кругам продвигать свои интересы за счёт остальных

может ухудшить взаимодоверие в ситуации, когда принятие любого решения позволит одним лицам извлечь выгоду за счёт других

открывает возможность для диктатуры большинства над меньшинством

поощряет разногласия, что может сказываться негативно на авторитете власти

наделяет правом принятия решений людей, которые недостаточно для этого компетентны

затрудняет осуществление непопулярных мер с вероятной отдачей лишь в долгосрочной перспективе

отвлекает людей от проблем и возможностей их частной жизни

переходный период демократизации, она неэффективна в плане экономики, управления и порядка

бывает неэффективна по сравнению с рыночным саморегулированием общества

Демократические страны имеют тенденцию быть богаче и обладать более высоким уровнем человеческого развития по сравнению с недемократическими странами

Демократические страны сравнительно редко воюют друг с другом

Признаки демократии

признанием народа источником власти и носителем суверенитета. Именно народу принадлежит учредительная, конституционная власть в государстве, он выбирает своих представителей и может периодически сменять их;

формально-юридическим равноправием граждан и их равной возможностью участия в политической жизни страны;

наличием фундаментальных прав и свобод человека, их признанием, гарантированностью и защитой со стороны государства;

принятием важнейших властных решений по принципу большинства: именно большинство, а не меньшинство выражает через институты демократии свою волю;

правом меньшинства на оппозицию при подчинении решениям большинства;

политическим плюрализмом, под которым понимается наличие различных автономных социально-политических партий, движений, групп, находящихся в состоянии свободной конкуренции;

системой разделения властей, при которой различные ветви государственной власти достаточно независимы и уравновешивают друг друга, препятствуя установлению диктатуры;

гласностью действий государственных органов и должностных лиц, возможностью беспрепятственного контроля за ними со стороны общества. Этому способствуют: открытые для прессы заседания коллегиальных государственных органов, публикация их стенографических отчетов, представление чиновниками деклараций о своих доходах, существование свободных от цензуры и независимых от власти неправительственных средств массовой информации;

выборностью основных органов власти на основе всеобщего, прямого, равного избирательного права при тайном голосовании;

развитой системой органов местного самоуправления, наиболее приближенных к народу и компетентных в решении местных проблем.

Гражданское общество и государство

Гражданское общество — совокупность отношений и объединений в сфере экономики, культуры и пр., развивающихся в рамках демократического общества независимо и автономно от государства.

Основы гражданского обществаЭкономическая Социальная Политическая Духовная

Частная собственность гарантирована законами и выступает в качестве экономической основы независимости личности; экономическая свобода производителя и потребителя; зрелая рыночная экономика и конкурентная среда. Основу экономики составляет широкий слой мелких собственников, деятельность монополий ограничивается государством Cложившийся и осознавший свои интересы средний класс, выступающий в качестве фундамента общества. Высокий уровень жизни значительной части населения, некритический уровень социального расслоения в обществе (разрыв между богатыми и бедными слоями не превышает 5-6 раз); действует система социального партнерства. Демократические традиции, парламентаризм, политический плюрализм и конкурентная среда, свободная и независимая пресса, гарантированные права оппозиции, ее доступ к СМИ; реальная многопартийность; разделение и независимость властей; система сдержек и противовесов между центрами силы; реальная ответственность власти перед обществом, антикоррупционная среда. Узаконенное лоббирование. Свободный доступ к образованию и культуре у широких слоев населения; формирование гуманистических традиций образования, возможность выбора образовательной траектории; высокий уровень общей, политической и правовой культуры; утверждение ценностей ненасилия, политкультурности; уважения к традициям разных народов и вероисповеданий.

Функций гражданского общества

гражданский контроль за деятельностью органов власти на всех уровнях;

проведение мониторингов деятельности властных органов, проводимых реформ;

проведение общественной экспертизы законопроектов, утвержденных законов;

проведение общественных расследований определенных событий;

проведение научно-исследовательских работ по анализу проектов реформ и результатов уже проведенных реформ;

выработка инноваций, альтернативных проектов развития общества;

продвижение гражданских инициатив;

осуществление правозащитной деятельности;

осуществление социальных проектов;

активное участие в деятельности органов местного самоуправления и т. д.

Политическая элита - это относительно небольшая социальная группа, концентрирующая в своих руках значительный объем политической власти, обеспечивающая интеграцию, субординацию и отражение в политических установках интересов различных слоев общества и создающая механизм воплощения политических замыслов.

Политическая элита - это:

небольшая, достаточно самостоятельная социальная группа;

высокий социальный статус;

значительный объем государственной и информационной власти;

непосредственное участие в осуществлении власти;

организаторские способности и талант.

Типы политических элит

По отношению к власти:

правящая элита;

неправящая, или контрэлита.

По уровню компетенции:

высшая (общенациональная);

средняя (региональная);

местная.

По результатам деятельности:

элита;

псевдоэлита;

антиэлита.

Функции политической элиты

Изучение и анализ интересов различных социальных групп;

Субординация интересов различных социальных общностей;

Отражение интересов в политических установках;

Выработка политической идеологии (программ, доктрин, конституции, законов и т.п.);

Создание механизма воплощения политических замыслов;

Назначение кадрового аппарата органов управления;

Создание и коррекция институтов политической системы;

Выдвижение политических лидеров.

Политические партии и движения

Политическая партия — особая общественная организация (объединение), непосредственно ставящая перед собой задачи овладеть политической властью в государстве или принять в ней участие через своих представителей в органах государственной власти и местного самоуправления. Большинство партий имеют программу: выразитель идеологии партии, перечень её целей и способов их достижения.

Черты и признаки политической партии

Прежде всего, партия — это добровольное объединение граждан.

Цель партии — участие в осуществлении политической власти.

Партия имеет общие политические интересы, на их основе разрабатывается программа, формулирующая стратегию и тактику партии, то есть цели и задачи борьбы, а также пути и средства их достижения.

Партия имеет свою организацию — численность, постоянство состава, формализованное членство, внутреннюю структуру.

В партии четко выделяется руководящее ядро, лидеры.

Партия имеет свое имущество, финансовые средства, свои средства массовой информации — газеты, журналы, каналы телевидения и радиовещания.

Для многих политических партий характерно наличие определенных символов, значков, знамен, иногда даже формы.

Классификация партий

Можно классифицировать партии и по их отношению к закону, к парламентской деятельности. Таким образом, мы можем выделить партии нелегальные — то есть не разрешенные законом, и легальные, действующие в рамках принятого в стране законодательства.

Выделяют партии правящие и партии оппозиции, если за основу типологии взять отношение партий к государственной власти.

Также подразделяют партии по территории, которую охватывает их деятельность. Это может быть и вся территория страны, и отдельный регион, и национальная область, и даже отдельный город, район.

Одним из вариантов типологии политический партий является типология по методам действий, исповедуемых ими. Современные политологи выделяют по этому признаку партии умеренные, реформистские, ориентирующиеся на разрешенные законом конституционные средства и методы борьбы за власть.

Средства массовой информации в политической системе

Средства массовой информации – средства создания, тиражирования и распространения информационных сообщений в массовой аудитории (печатные издания, средства передачи звуковой и аудиовизуальной информации).

 

Средства массовой информации (в политологическом смысле) – совокупность каналов распространения информации, адресованной неограниченному кругу лиц, социальных групп, государств, с целью оперативного информирования их относительно событий и явлений в мире, конкретной стране, определённом регионе, а также для выполнения специфических социальных функций.

Средства массовой информации - это оперативность, динамичность, универсальность, образность.

СМИ влияют на:

чувства, умонастроения, социальные установки, ценностные ориентации, формы их распространения и проявления в деятельности и поведении. СМИ не только коммуникация, но и власть.

СМИ – основной агент производства и распространения массовой культуры; они стандартизируют и формируют однородную культуру, унифицируют мнения, политические ориентации.

Функции средств массовой информации

информационная;

выбор и комментирование информации, её оценка;

политическая социализация (приобщение людей к политическим ценностям, нормам, образцам поведения);

критика и контроль органов власти;

представление различных общественных интересов, мнений, взглядов на политику;

формирование общественного мнения;

мобилизационная (побуждение людей к определённым политическим действиям).

СМИ могут способствовать развитию демократии, участию граждан в политической жизни, но могут быть использованы и для политического манипулирования.

Политическое манипулирование – процесс воздействия на общественное мнение и политическое поведение, скрытое управление политическим сознанием и поступками людей для того, чтобы направить их в нужную властным силам сторону.

Цель манипулирования – внедрить нужные установки, стереотипы, цели, чтобы в результате подвигнуть массы, вопреки их собственным интересам, на согласие с непопулярными мерами, возбудить их недовольство.

Избирательная кампания в РФ

Выборы — важнейший компонент современной политики. Они представляют собой способ формирования органов власти и управления с помощью выражения по определенным правилам (в соответствии с избирательной системой) политической воли граждан.

Функции выборов

Выражение и представительство разнообразных интересов населения.

Контроль за институтами власти.

Интеграция разнообразных мнений и формирование общей политической воли.

Легитимизация стабилизация политической системы, а также легитимация конкретных институтов власти: парламента, правительства, президента и т. п.

Расширение коммуникаций, отношений представительства между институтами власти и гражданами.

Перевод политических конфликтов в русло их мирного урегулирования.

Мобилизация избирательного корпуса на решение актуальных общественных задач.

Политическаясоциализация населения, развитие его политического сознания и политического участия.

Формирование политической элиты.

Генерирование обновления общества посредством конкурентной борьбы альтернативных политических программ.

Формирование эффективной оппозиции и ее подготовка к выполнению функций политического руководства.

Принципы избирательного права

Демократические принципы избирательного права включают:

Всеобщность — все граждане, независимо от пола, расовой, национальной, классовой или профессиональной принадлежности, языка, уровня дохода, богатства, образования, конфессии или политических убеждений, имеют активное (в качестве избирателя) и пассивное (в качестве кандидатов) право на участие в выборах.

Равенство — каждый избиратель имеет только один голос, который оценивается одинаково, независимо от его принадлежности тому или иному человеку.

Тайна выборов — решение конкретного избирателя не должно быть кому-либо известно. Этот принцип обеспечивает свободу выбора, предохраняет граждан от возможных преследований, а также подкупа.

Прямое (непосредственное) голосование — избиратель принимает решение непосредственно о конкретном кандидате на выборную должность, голосует за реального человека.

Принципы избирательного процесса

Свобода выборов, предполагающая прежде всего отсутствие политического, административного, социально-экономического, психологического и информационного давления на избирателей, активистов, кандидатов и организаторов выборов.

Наличие выбора, альтернативных кандидатов. Сам термин «выборы» предполагает отбор из различных предложений.

Состязательность, конкурентность выборов.

Периодичность и регулярность выборов. Выборы способны выполнять конструктивные функции, служить инструментом демократии при условии, что носители мандатов избираются на определенный, не слишком большой срок.

Равенство возможностей политических партий и кандидатов. Оно предполагает прежде всего примерное равенство их материальных и информационных ресурсов.

Политический процесс

Политический процесс – это цепь политических событий и состояний, которые изменяются в результате взаимодействия конкретных субъектов политики.

Структура политического процесса

субъекты процесса, действующее начало;

объект, цель процесса (решение политической проблемы);

средства, методы, ресурсы.

Стадии политического процесса

инициирование политики (представление интересов, требований властным структурам);

формирование политики (принятие политических решений);

реализация политики, политических решений;

оценка политики.

Классификация политических процессов

по сфере действия:

внешнеполитические

внутриполитические;

по длительности:

долговременные (формирование государств, переход от одной политической системы к другой),

кратковременные;

по степени открытости

открытый

скрытый (теневой);

по характеру общественных перемен:

избирательный процесс,

революция и контрреволюция,

реформа,

восстания и мятежи,

политическая кампания,

прямые действия.

Политическое участие

Участие политическое - это все многообразие действий людей, имеющих отношение к политике (голосование на выборах в государственные органы, участие в политической манифестации, вступление в партию, совершение террористического акта с целью дестабилизировать политическую ситуацию в стране). Кроме того политическое участие - это только те виды действий людей, которые способствуют воспроизводству политических институциональных отношений и не выходят за рамки сложившегося в обществе политического нормативного порядка, за рамки закона.

Политическая социализация

Под политической социализацией понимается процесс приобщения человека к различным формам участия в политической жизни, включающий в себя ознакомление с представлениями о политике и ее взаимодействии с другими сферами общественной жизни, развитие навыков анализа политических документов, ценностную ориентацию на активную роль по отношению к политике, понимание народа источником власти и возможность критической оценки тех или иных действий правительства.

В политологии выделяют два основных этапа политической социализации:

Первичный — на этом этапе происходит приобщение подрастающего поколения к политической информации через мнения и оценки окружающих (родителей, друзей, учителей, родственников и знакомых).

Вторичный — расширяется самостоятельный политический опыт, человек сам вырабатывает мнения и взгляды на политику, он меньше поддается давлению извне и перестает подражать суждениям окружающих. Начинается участие в политических организациях, партиях, общественных объединениях.

Абсентеизм

Абсентеизм — уклонение избирателей от участия в голосовании на выборах.

Полное равнодушие к политической жизни, стремление решать личные вопросы, не задумываясь о делах государства.

Разочарованность граждан в результате утраты доверия к претендентам на власть и политическим организациям. Такое случается, когда падает уровень жизни, а реформы не дают быстрых результатов, а также в случаях коррупции властей, повсеместных злоупотреблений чиновничества.

Неумение делать компетентный выбор и исходящая отсюда неуверенность в его правильности. Граждане должны не только иметь желание, но и обладать определенными знаниями и умениями, связанными с избирательным процессом.

Политическое лидерство

Политическое лидерство - процесс постоянного приоритетного и легитимного влияния на общество, организацию или группу авторитета одного или нескольких лиц.

Политическое лидерство основано на способности политического лидера:

понимать мотивы деятельности различных социальных групп;

учитывать их интересы при осуществлении политического курса;

воздействовать на основных политических акторов;

убеждать людей.

Политический лидер

Политический лидер - это символ общности и образец политического поведения группы. Лидер способен с помощью власти реализовать интересы группы.

Понятия политического лидерства имеет два аспекта:

Формально-должностной статус. Он связан с обладанием властью.

Субъективный. Личностные качества и реальное поведение лидера на занимаемом посту.

Политический лидер - это авторитетный член организации, группы, общества в целом, личностное влияние которого позволяем ему играть существенную роль в политических процессах и ситуациях.

Теории политического лидерства

Теория черт

Суть ее состоит в объяснении феномена лидерства выдающимися личными качествами. Среди черт, присущих политическому лидеру, обычно называют острый ум, твердую волю, кипучую энергию, незаурядные выдающиеся способности, умение нравиться людям и, особенно, готовность брать на себя ответственность и компетентность.

Ситуационная теория

Ситуационная теория не отрицает важную роль индивидуальных качеств личности, но не абсолютизирует их, отдает приоритет требованиям объективных обстоятельств.

Теория последователей и конституентов

Объясняет феномен лидера через его окружение и последователей. Отношения между лидером и его конституентами выступают в виде цепочки: конституенты - последователи - активисты - лидер.

Психологическая теория

У лидеров руководящие позиции выражают компенсаторные функции взамен подавленного либидо. Подчинение лидеру закладывается с детства, когда ребенок нуждается в покровительстве и авторитете родителей. И в этом смысле авторитет руководителя государства подобен авторитету отца семейства.

Классификации лидерства

По отношению руководителя к подчиненным:

авторитарное - единоличное направляющее воздействие лидера на нижестоящих;

демократическое - предполагает учет руководителем интересов и мнений всех членов группы или организации, участие масс в управлении.

 

По способу легитимации власти

традиционное - вожди племен, монархи - их авторитет основан на обычае, вере в святость и неизменность традиций;

рационально-легальное. Здесь лидеры избираются демократическим путем;

харизматическое. Феномен харизмы основан исключительно на личности лидера, которому приписываются божественные способности.

По «масштабам» лидерства:

общенациональные;

лидеры региональные;

лидеры социальных групп, слоев.

По отношению к существующей политической системе:

функциональный;

дисфункциональный;

конформист (приспособленец);

неконформист.

Органы государственной власти РФ

Органы государственной власти предназначены для управления государством на разных уровнях. Их принято делить на центральные, региональные и местные.

Органы государственной власти подразделяются на:

Органы законодательной власти — это представительные и законодательные учреждения, образуемые путем выборов.

Органы исполнительной власти — это, как правило, назначаемые органы. Главная задача исполнительных органов власти выполнять положения Конституции, федеральных законов, иных нормативных актов.

Органы судебной власти осуществляют правосудие. Деятельность судов направлена на укрепление законности и правопорядка, предупреждение преступлений и иных правонарушений, имеет задачей охрану от всяких посягательств на закрепленные в Конституции основы конституционного строя, права и свободы человека и гражданина, другие демократические институты.

Органы государственной власти в России

Президент Российской Федерации — глава государства, то есть должностное лицо, занимающее высшее место в системе органов государственной власти.

Федеральной Собрание РФ — парламент Российской Федерации — является представительным и законодательным органом Российской Федерации.

Правительство Российской Федерации является высшим органом исполнительной власти. Это коллегиальный орган, имеющий общую компетенцию, который осуществляет руководство исполнительной и распорядительной деятельностью в стране.

Судебная власть:

Конституционный Суд Российской Федерации, а также конституционные и уставные суды составляют ветвь судебной власти, которая является органом конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющим судебную власть посредством конституционного судопроизводства.

Суды общей юрисдикции являются второй ветвью судебной власти. Они осуществляют уголовное, гражданское, административное и иные виды судопроизводства.

Третьей ветвью судебной власти являются арбитражные суды, которые рассматривают экономические споры между юридическими лицами. Сторонами в арбитражном процессе могут быть также граждане, имеющие статус предпринимателя.

Федеративное устройство России

Федеративное устройство России было установлено в январе 1918 года, вскоре после установления республиканской формы правления. Оно сменило собой унитарное государственное устройство Российской империи. Российская Федерация, согласно статье 5 Конституции 1993 года, состоит из равноправных субъектов Российской Федерации. Во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти все субъекты федерации между собой равноправны. Субъекты Российской Федерации не имеют права выхода из ее состава.

Структура Российской Федерации

Республики: охарактеризованы в Конституции России как «государства»; имеют свою конституцию; не могут входить в состав других субъектов Российской Федерации; не могут включать другие субъекты Российской Федерации; вправе устанавливать свои государственные языки.

Края и области: имеют свой устав; не могут входить в состав других субъектов Российской Федерации; могут включать автономные округа.

Города федерального значения: имеют свой устав; не могут входить в состав других субъектов Российской Федерации; не могут включать другие субъекты Российской Федерации.

Автономная область: имеет свой устав; входит в состав Российской Федерации в единственном числе; может быть принят федеральный закон об автономной области; не может входить в состав других субъектов Российской Федерации; не может включать другие субъекты Российской Федерации.

Автономные округа: имеют свой устав; может быть принят федеральный закон об автономном округе; могут входить в состав края, области; не могут включать другие субъекты Российской Федерации.

Воинская обязанность, альтернативная гражданская служба

Воинская обязанность – долг и обязанность граждан с оружием в руках защищать государство и нести воинскую службу в рядах вооружённых сил. Граждане РФ несут военную службу в соответствии с Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе» (1998).

Воинская обязанность граждан Российской Федерации предусматривает:

воинский учет;

обязательную подготовку к военной службе;

призыв на военную службу;

прохождение военной службы по призыву;

пребывание в запасе;

призыв на военные сборы и прохождение военных сборов в период пребывания в запасе.

Альтернативная гражданская служба

«Гражданин Российской Федерации в случае, если его убеждениям или вероисповеданию противоречит несение военной службы, а также в иных установленных федеральным законом случаях имеет право на замену ее альтернативной гражданской службой» (Конституция Российской Федерации, статья 59, часть 3).

Гражданин имеет право на замену военной службы по призыву альтернативной гражданской службой в случаях, если:

несение военной службы противоречит его убеждениям или вероисповеданию;

относится к коренному малочисленному народу, ведет традиционный образ жизни, осуществляет традиционное хозяйствование и занимается традиционными промыслами.

Срок альтернативной гражданской службы

21 месяц - для граждан, проходящих альтернативную гражданскую службу в организациях, подведомственных Федеральным органам исполнительной власти, а также органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации;

18 месяцев - для граждан, проходящих альтернативную гражданскую службу в организациях Вооруженных сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов

Гражданство РФ

Гражданство

правовая принадлежность лица к данному государству (признание государством этого лица в качестве полноправного субъекта конституционно-правовых отношений);

устойчивая правовая связь человека с государством, выражающаяся в совокупности взаимных прав и обязанностей.

Принципы гражданства РФ

Принципы Российского гражданства не могут содержать положений, ограничивающих права граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности;

Гражданство РФ является единым и равным независимо от оснований его приобретения;

Проживание российского гражданина за пределами РФ не прекращает его гражданства;

Гражданин России не может быть лишён гражданства РФ или права изменить его;

Гражданин РФ не может быть выслан за пределы РФ или выдан иностранному государству;

РФ поощряет приобретение Российского гражданства лицами без гражданства, проживающими на территории РФ.

Основания приобретения гражданства РФ

Принцип права крови (ребёнок приобретает гражданство родителей независимо от места рождения);

Принцип права почвы (ребёнок приобретает гражданство того государства, на территории которого он родился, независимо от гражданства своих родителей).

Приобретение гражданства по рождению.

 

Ребёнок является гражданином РФ, если на день его рождения:

один или оба родителя имеют гражданство РФ (место рождения ребёнка значения не имеет);

один из родителей имеет гражданство РФ, а другой является лицом без гражданства, или признан безвестно отсутствующим, или место его нахождения неизвестно;

один из его родителей – гражданин России, а другой – иностранный гражданин, при условии, что ребёнок родился на территории РФ либо, если в ином случае, он станет лицом без гражданства;

оба его родителя (или единственный родитель), проживающие на территории РФ, являются иностранными гражданами или лицами без гражданства, при условии, что ребёнок родился на территории РФ, а государство, гражданами которого являются его родители или единственный родитель, не предоставляют ребёнку своё гражданство.

Натурализация – принятие иностранца в гражданство данного государства. Обращаться с заявлениями о приёме в гражданство РФ могут иностранцы или лица без гражданства, достигшие 18 лет и являющиеся дееспособными.

Они должны:

проживать на территории страны в течение 5 лет непрерывно;

владеть русским языком;

иметь законный источник существования;

дать обязательство соблюдать Конституцию и законы РФ;

обратиться в орган иностранного государства с заявлением об отказе от имеющегося у них гражданства.

Оптация – добровольный выбор государства гражданской принадлежности.

Усыновление (удочерение) ребёнка.

Гражданином РФ может стать имеющий иностранное гражданство ребёнок, усыновлённый (удочерённой) гражданами России в соответствии с законодательством России и соответствующего государства.

По упрощённой процедуре могут быть приняты в гражданство РФ:

выдающиеся деятели науки, техники и культуры;

высококвалифицированные специалисты;

лица, которым предоставляется политическое убежище на территории РФ;

признанные в установленным порядке беженцами;

ветераны Великой Отечественной войны, имевшие гражданство бывшего СССР и проживающие на территории РФ;

лица, состоящие в браке с гражданами России;

те, кто имеет хотя бы одного родителя – российского гражданина, проживающего на территории РФ;

те, кто родились на территории РСФСР и имели гражданство бывшего СССР.

Законодательство РФ о выборах

О выборах Президента Российской Федерации

Выборы назначаются Советом Федерации. Днем голосования является первое воскресенье месяца, в котором проводилось голосование на предыдущих выборах. Кандидаты на должность Президента могут быть выдвинуты группой избирателей (не менее 100 человек), избирательными объединениями и избирательными блоками. Для регистрации кандидата Центральной избирательной комиссией необходимо собрать не менее 1 млн подписей избирателей, при этом на один субъект РФ должно приходиться не более 70 тыс. подписей.

Избранным считается кандидат, который получил более половины голосов избирателей, принявших участие в голосовании. В случае если ни один из кандидатов по результатам первого тура голосования не был избран Президентом, назначается повторное голосование по двум кандидатам, получившим наибольшее число голосов. По итогам повторного голосования избранным на должность Президента считается кандидат, получивший во втором туре большее число голосов избирателей, чем его соперник.

Порядок выборов депутатов Государственной Думы

Порядок выборов депутатов Государственной Думы устанавливается Федеральным законом «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ». Депутатом Государственной Думы может быть избран гражданин РФ, достигший 21 года и имеющий право участвовать в выборах.

Члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы обладают неприкосновенностью (иммунитетом) в течение всего срока их полномочий. Депутаты Государственной Думы работают на профессиональной основе и не могут быть депутатами иных представительных органов государственной власти или местного самоуправления, находиться на государственной службе, заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельностью.

Конституция Российской Федерации. Основы конституционного строя РФ

 

Конституция (от лат. constitutio — устанавливаю) — это основной закон государства, определяющий, как устроено общество и государство, как образуются органы власти, каковы права и обязанности граждан, герб, гимн и флаг государства, его столица и др.

Принципы российского конституционного права

демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления;

высшая ценность — права и свободы человека;

источник власти — многонациональный народ;

разделение властей и самостоятельность органов ветвей власти;

Конституция имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории.

Конституция Российской Федерации:

определяет основы конституционного строя;

определяет государственное устройство;

регулирует образование представительных (законодательных), исполнительных, судебных органов;

устанавливает избирательную систему;

фиксирует права, свободы и обязанности граждан;

устанавливает символы государства;

определяет компетенцию высших государственных органов;

определяет основы правосудия.

Международное право (международная защита прав человека в условиях мирного и военного времени)

Международное право — наиболее общий термин, охватывающий всю совокупность правоотношений с участием иностранных элементов и нормативных актов, регулирующих эти отношения. В международном праве выделяются три основных направления: Международное публичное право, Международное частное право, Наднациональное право. Совокупность норм, регулирующих межгосударственные отношения.

Права человека – это нормативно оформленные (т.е. представленные в виде чётко оформленных норм) особенности бытия личности, которые выражают её свободу и являются необходимым условием её жизни, её взаимоотношений с другими людьми, с обществом, государством.

Теория прав человека основана на безоговорочном признании за ним права на достоинство и права на свободу. Однако абсолютно свободным человек быть не может. Нельзя жить в обществе и быть абсолютно свободным от него. Права и свободы одного заканчиваются там, где начинаются права и свободы другого.

Классификация прав человека

По форме закрепления

По содержанию:

личные (гражданские): право на жизнь, свободу, личную неприкосновенность, охрану своего достоинства, право на неприкосновенность частной жизни и жилища, свобода выбора национальности и языка общения, свобода совести (право исповедовать любую религию или не исповедовать никакой), свобода передвижения и выбора местожительства.

политические: право на объединения, право на митинги и демонстрации, шествия, право на участие в управлении делами государства. В отличие от личных, политические права направлены не на обеспечение независимости человека, а на его проявление в качестве активного участника политического процесса.

социальные: на отдых, на охрану материнства и детства, на жилище, на социальное обеспечение (социальное страхование, пенсионное обеспечение, медицинское обслуживание).

экономические: на труд, на собственность, на предпринимательство, право на забастовки, на заключение коллективных договоров, на свободное объединение в национальные или международные организации.

культурные: на образование: бесплатное дошкольное, основное общее и среднее профессиональное образование, на творчество, на пользование результатами научного прогресса, на доступ к культурным ценностям.

По времени возникновения

По способу существования и отражения:

естественные права, принадлежащие человеку от рождения, и позитивные права, устанавливаемые государством.

По кругу субъектов:

индивидуальные (права, принадлежащие отдельным лицам);

коллективные (права, принадлежащие и реализуемые группой лиц, существующих как общность: индивиды, потребители, несовершеннолетние, беженцы).

Международные судебные инстанции

Международный суд ООН в Гааге

Международный уголовный суд

Постоянная палата третейского суда

Европейский суд по правам человека в Страсбурге

Международные документы

Международный билль о правах человека (Хартия прав человека)

Всеобщая декларация прав человека (10 декабря 1948)

Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (1966)

Международный пакт о гражданских и политических правах (1966)

Факультативный Протокол к последнему пакту (1966)

Второй дополнительный Протокол, направленный на отмену смертной казни (1989).

Межнациональные отношения, этносоциальные конфликты, пути их разрешения

В современном мире ни одна нация не может жить в полной изоляции и обязательно вступает в межнациональные отношения, устанавливает экономические, политические, идеологические, культурные, правовые, дипломатические и другие связи. Они могут быть стабильными (постоянными) и нестабильными (периодическими), основанными на соперничестве и на сотрудничестве, равноправными и неравноправными.

Дискриминация — сокращение или лишение прав и свобод для определенной группы населения. В быту это выражается запрещением посещения отдельных ресторанов, пляжей, кинотеатров или городских районов; в производственной сфере — запретом на профессии, труднодоступностью образования, невозможностью успешной карьеры; в психологическом плане — обидными кличками, насмешками, анекдотами о «недоразвитом» народе и т. п. В крайних случаях меньшинства отдельно проживают в особых поселениях, заключают браки внутри своей группы.

Этносоциальные конфликты

Социально-политические конфликты, в которых этническое становится главным средством мобилизации групп населения, политических институтов и движений с целью оказания силового воздействия на государственные структуры или на другие этнические общности.

Способы разрешения межнациональных конфликтов

отсечь наиболее радикальные элементы или группы и поддержать силы, более склонные к компромиссам; важно исключить любые факторы, способные консолидировать конфликтующую сторону (угроза применения силы, например);

применение широкого спектра санкций – от символических до военных. Следует учитывать, что санкции могут работать на экстремистские силы, усиление и ожесточение конфликта. Вооруженное вмешательство допустимо только в одном случае: если в ходе конфликта, принявшего форму вооруженных столкновений, имеют место массовые нарушения прав человека;

перерыв конфликта, в результате меняется эмоциональный фон конфликта, снижается накал страстей, ослабевает консолидация сил в обществе;

разделение глобальной цели на ряд последовательных задач, которые решаются последовательно от простых к сложным;

предупреждение конфликтов – сумма усилий, направленная на то, чтобы не допустить событий, приводящих к конфликтам.

Молодежь как социальная группа

Молодежь — социально-демографическая группа, выделяемая на основе совокупности возрастных характеристик, особенностей социального положения, обусловленных социально-психологическими свойствами. Молодежь занимает важное место в социально-демографической структуре и общественно-политической жизни общества.

Младшая группа: подростки до 18 лет (учащиеся) — находятся на иждивении родителей, продолжают или завершают получение общего или специального образования и не имеют полноценных гражданских прав (избирательных, вступления в брак).

Средняя группа: молодежь 18—24 лет (студенты, молодые рабочие). Часть из них уже отделилась от родительских семей и живет на собственные доходы. В этом возрасте идет активное вступление в брак, формирование молодых семей, рождение первых детей.

Старшая группа: молодые взрослые 25—30 лет — это люди, как правило, уже сделавшие профессиональный выбор, имеющие определенную квалификацию, некоторый жизненный и профессиональный опыт, но характерна высокая конфликтность молодых семей, распад браков.

Государственная молодежная политика России

 

Государственная молодежная политика в РФ призвана обеспечить:

стратегическую преемственность поколений, сохранение и развитие национальной культуры, воспитание у молодежи бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России;

становление патриотов России, граждан правового, демократического государства, способных к социализации в условиях гражданского общества, уважающих права и свободы личности, использующих возможности правовой системы, обладающих высокой государственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость, уважительное отношение к языкам, традициям и культуре других народов, толерантность к духовному мнению, умение искать и находить содержательные компромиссы;

формирование культуры мира и межличностных отношений, неприятия силовых методов разрешения политических конфликтов внутри страны, готовности защищать ее от агрессии;

разностороннее и своевременное развитие молодых людей, их творческих способностей, навыков самоорганизации, самореализации личности, умение отстаивать свои права, участвовать в деятельности общественных объединений;

формирование у них целостного миропонимания и современного научного мировоззрения, развитие культуры межэтнических отношений;

становление у молодых граждан положительной трудовой мотивации, высокой деловой активности, успешного владения основными принципами профессионализации, навыков эффективного поведения на рынке труда;

освоение молодыми людьми разнообразных социальных навыков и ролей, ответственности за собственное благосостояние и состояние общества, развитие культуры их социального поведения с учетом открытости общества, его информатизации, роста динамичности изменений.

Отклоняющееся поведение и его типы

Понятие социального контроля тесно связано с понятием отклоняющегося поведения. Отклоняющееся (девиантное) поведение — это отклонение от того образца, который предписывает норма. Девиантное поведение может по-разному восприниматься обществом. На основании этого социологи выделяют два типа отклоняющегося поведения — негативное и позитивное.

Негативное отклонение — это отклонение, которое предполагает низкий уровень умений и навыков или же такое поведение, которое связано с нарушением общепринятых норм, противоречие с социально одобряемыми образцами.

Позитивное отклонение — девиация в сторону максимально одобряемого поведения, поведения, которое не соответствует среднему, массовому уровню, значительно превосходит его. Не каждый человек способен стать выдающимся ученым, художником, совершить героический поступок. Позитивное отклонение, как правило, вызывает восхищение в обществе.

Среди видов девиантного поведения особо выделяется социологами деликвентное поведение — нарушение особо значимых для общества норм, которые закреплены законодательством. Деликвентное поведение часто влечет применение наиболее жестоких санкций, то есть уголовное наказание. К деликвентному поведению относят наркоманию, алкоголизм, преступность.

Конституционные принципы (основы) национальной политики в РФ

Конституция Российской Федерации:

ст. 2, 19: гарантирует права и свободы человека независимо от национальности, их равенство, понимание, соблюдение и защиту;

ст. 26: каждый вправе пользоваться родным языком, свободно выбирать язык общения, воспитания, обучения, творчества;

ст. 68: на всей территории РФ государственный язык – русский; республики вправе устанавливать свои государственный языки, употребляемые наряду с русским;

ст. 13, 29: запрещаются действия, направленные на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности РФ, пропаганда расового, национального или языкового превосходства.

Концепция государственной национальной политики Российской Федерации

Задачи национальной политики:

обеспечить развитие культурной самобытности каждого народа;

сохранить исторически сложившуюся целостность Российского государства.

Основные принципы национальной политики:

равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от его расы, национальности, языка;

запрещение любых форм ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности;

сохранение исторически сложившейся целостности Российской Федерации;

равноправие всех субъектов Российской Федерации во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти;

гарантия прав коренных малочисленных народов;

право каждого гражданина определять и указывать свою национальную принадлежность без всякого принуждения;

содействие развитию национальных культур и языков народов РФ;

своевременное и мирное разрешение противоречий и конфликтов;

запрещение деятельности, направленной на подрыв безопасности государства, возбуждение социальной, расовой, национальной и религиозной розни, ненависти либо вражды;

защита прав и интересов граждан РФ за её пределами, поддержка соотечественников, проживающих в зарубежных странах.

Свобода и ответственность

С точки зрения науки, свобода — это самостоятельность личности, выражающаяся в ее способности и возможности делать собственный выбор и действовать в соответствии со своими интересами и целями. В истории философской мысли свобода традиционно рассматривается в соотношении с необходимостью.

Волюнтаризм абсолютизирует свободу воли, доводя ее до произвола ничем не ограниченной личности, игнорируя объективные условия и закономерности.

Фатализм рассматривает каждый человеческий поступок как неотвратимую реализацию изначального предопределения, исключающего свободный выбор.

Марксизм дистанцировался как от волюнтаризма, так и от фатализма, хотя в действительности оставался весьма близок к последнему в трактовке свободы, понимая ее как осознанную необходимость. Каждое свободное действие человека есть сплав свободы и необходимости.

Ответственность

Ответственность — это контроль над деятельностью человека с позиций выполнения им принятых норм и правил. Ответственность может быть внешней — перед вышестоящим начальством, перед окружающими людьми, перед законами государства, и внутренней — перед самим собой (чувство долга, угрызения совести, чувство справедливости и др.).

Семья и брак

Семья — группа связанных отношениями брака или родства людей, которая обеспечивает воспитание детей и удовлетворяет другие потребности (в общении, в понимании, в любви, в половых отношениях и т. д.).

Различают две основные формы организации семьи — супружескую и родственную.

В супружеской семье участниками отношений являются муж, жена и их дети.

При родственной организации семейной жизни родственники живут вместе со своими супругами и детьми.

Основные задачи семьи в обществе

Брак регулирует отношения полов, препятствует беспорядочным сексуальным связям, уменьшает количество венерических заболеваний.

Рождение детей, которые должны быть физически и психически здоровыми.

Формирование и воспитание подрастающего поколения.

Эмоциональная разрядка — каждый человек мечтает получить любовь, тепло, ласку, заботу, внимание, понимание, сочувствие и многое другое, что может дать только семья.

Физическая, экономическая и психологическая защита членов семьи.

Установление тесных экономических отношений — ведение общего хозяйства, связь родственников между собой и взаимная материальная помощь.

Причины семейных неурядиц

сверхсуровая отцовская дисциплина (грубость, сумасбродство, непонимание);

недостаточный материнский надзор (равнодушие, беззаботность);

недостаточная отцовская привязанность;

недостаточная материнская привязанность;

отсутствие сплоченности в семье (скандалы, взаимная неприязнь).

Тенденции развития семьи

равномерное распределение прав и обязанностей в семье;

акселерация и раннее взросление;

утрата прежних традиций, праздников и авторитета взрослых членов семьи;

рост числа разводов;

сексуальное раскрепощение;

стремление к экономической независимости от родственников;

ослабление религиозного воздействия;

уменьшение интенсивности общения в семье (малое время, проведенное совместно; телевизоры и видеомагнитофоны, заменяющие непосредственное общение).

Социализация индивида

Социализация – процесс освоения знаний и навыков, способов поведения, необходимых человеку, чтобы стать членом общества, правильно действовать и взаимодействовать со своим социальным окружением. Социализация – процесс, в ходе которого младенец постепенно превращается в обладающее самосознанием разумное существо, понимающее суть культуры, в которой он родился.

Социализация подразделяется на два вида – первичную и вторичную. Первичная социализация касается непосредственного окружения человека и включает, прежде всего, семью и друзей, а вторичная относится к опосредованному, или формальному, окружению и состоит из воздействий учреждений и институтов. Роль первичной социализации велика на ранних этапах жизни, а вторичной – на поздних.

Факторы социализации

Мегафакторы – космос, планета, мир, которые в той или иной мере через другие группы факторов влияют на социализацию всех жителей Земли.

Макрофакторы – страна, этнос, общество, государство, которые влияют на социализацию всех живущих в определенных странах.

Мезофакторы – условия социализации больших групп людей, выделяемых: по местности и типу поселения, в которых они живут; по принадлежности к аудитории тех или иных сетей массовой коммуникации; по принадлежности к тем или иным субкультурам.

Микрофакторы. К ним относятся факторы, непосредственно влияющие на конкретных людей, которые с ними взаимодействуют.

Агенты социализации

Агенты социализации (люди и учреждения, ответственные за обучение культурным нормам и усвоение социальных ролей): семья, группа сверстников, школа и другие образовательные учреждения, общественные организации, средства массовой информации.

Социальная стратификация и мобильность

Социальная стратификация - понятие, посредством которого в социологии обозначается неравномерное распределение материальных благ, властных функций и социального престижа между индивидами и социальными группами в современном индустриальном обществе, обусловленное особенностями функционирования последнего.

Модели социальной стратификации

Социальная дифференциация – расчленение социального целого или его части на взаимосвязанные элементы, появляющиеся в результате эволюции, перехода от простого к сложному. Дифференциация прежде всего включает разделение труда, появление различных профессий, статусов, ролей, групп. Социальная дифференциация - это процесс, появления функционально специализированных институтов и разделения труда.

Социальную структуру, члены, которой могут менять свой статус относительно легко, называют открытой системой стратификации. Структуру, члены которой с большим трудом могут изменить свой статус, называют закрытой системой стратификации.

Системы социальной стратификации

Рабство – экономическая, социальная и юридическая форма закрепощения людей, граничащая с полным бесправием и крайней степенью неравенства.

Кастой называют социальную группу (страту), членством в которой человек обязан исключительно своим рождением.

Клан – род или родственная группа, связанная хозяйственными и общественными узами.

Класс – большая социальная группа людей не владеющих средствами производства, занимающая определенное место в системе общественного разделения труда и характеризующаяся специфическим способом получения дохода.

Социальная мобильность

В течение жизни человек часто переходит из одного статуса в другой. Этот процесс получил название социальной мобильности, под которой понимается совокупность социальных перемещений людей в обществе с изменением их статуса.

Социальная мобильность может подразумевать изменение статуса детей по сравнению с их родителями; такая мобильность называется межпоколенной, или долговременной (в зависимости от того, поднимаются дети по социальной лестнице или опускаются, она может называться восходящей или нисходящей); помимо этого, один и тот же человек на протяжении своей жизни может несколько раз поменять свою социальную позицию; такая мобильность будет называться внутрипоколенной, или кратковременной.

Несколько способов, к которым может прибегнуть человек в процессе социальной мобильности

Изменение образа жизни

Развитие типичного статусного поведения

Изменение социального окружения

Брак с представителем более высокого статусного слоя

Социальная роль

Под социальной ролью понимается способ поведения, который соответствует принятым в данном обществе нормам, выражающимся в ожиданиях окружающих людей. Также роль может быть рассмотрена как совокупность требований, которые выдвигаются по отношению к человеку, занимающему определенную позицию.

Классификация ролей:

постоянные и временные;

предписанные и достигнутые;

активные и латентные (скрытые, внешне не проявляющиеся);

по степени интенсивности исполнения, по степени включенности в рол






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.