Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Общероссийские классификаторы информации






Классификаторы и кодификаторы имеют различные сферы действия:

· локальные (внутрисистемные) классификаторы – действуют только в рамках ИС;

· отраслевые классификаторы – действительны для всех ИС одной отрасли;

· региональные (республиканские, городские, областные) классификаторы – действительны для всех ИС одного региона;

· общероссийские классификаторы действительны для ИС на территории России;

· международные классификаторы.

Чем выше уровень действия классификаторов, тем более общими являются заложенные в нем признаки объектов и тем шире номенклатура объектов.

Кодирование информации в классификаторов осуществляется в присвоении каждому элементу классификатора определенного кода.

Помехозащищенность кода обеспечивается за счет включения в код избыточных контрольных чисел, значение которых вычисляется по определенному алгоритму. Наиболее традиционным является метод «остаток по модулю простого числа» и использование весовых коэффициентов разрядов кода:

, где k контрольное число, a весовой коэффициент разряда, b – значение разряда кода, q – «простое» число.

 

Информационные технологии создания и ведения классификаторов и кодификаторов должны обеспечивать удобство ввода и корректировки больших объемов информации.

Общероссийские классификаторы разработаны на объекты, которые имеют широкое применение в ИС различных видов.

Общероссийский классификатор управленческой документации (ОКУД)

Объект классификации ОКУД – общероссийские (межотраслевые, межведомственные) унифицированные формы документов, утверждаемые министерствами (ведомствами) Российской Федерации.

Код состоит из 7 цифр и контрольного числа.

Класс форм ХХ

Подкласс форм ХХ

Регистрационный номер ХХХ

Контрольное число Х

Примеры классов форм:

03 унифицированная система первичной документации по учету

04 унифицированная система банковской документации

05 унифицированная система финансовой, учетной и отчетной бухгалтерской документации бюджетных организаций

Общероссийский классификатор органов государственной власти и управления (ОКОГУ)

Объекты классификации являются органы государственной власти. Код состоит из 5 цифр.

Примеры групп:

10000 органы федеральной власти

20000 органы государственной власти субъектов Российской Федерации

30000 органы местного самоуправления и т.д.

Общероссийский классификатор объектов административно-территориального деления (ОКАТО)

Объектами классификации являются республики, края, области, города федерального значения, федеральные округа, автономные области, районы и т.д.

Длина кода от 2 до 8 цифр, в зависимости от уровня классификации, на котором находится объект. Структура кодового обозначения в блоке идентификации:

ХХ + ХХХ + ХХХ + КЧ

1-2 знаки – объекты первого уровня классификации; 3-5 знаки – объекты второго уровня классификации; 6-8 знаки – объекты третьего уровня классификации; КЧ – контрольное число.

Пример:

72 Тюменская область

40 Ленинградская область

40 260 1 районы Санкт-Петербурга

Общероссийский классификатор форм собственности (ОКФС)

Объектами классификации являются виды собственности: российская, федеративная, субъектов Российской Федерации и т.д.

Структура кода – ХХ.

Пример:

10 Российская собственность

16 Частная собственность

Общероссийский классификатор организационно-правовых форм (ОКОПФ)

Объектами классификации являются организационно-правовые формы хозяйствующих субъектов, к которому относятся любые юридические и физические лица.

Структура кода – 2 цифры.

Пример:

39 юридические лица, являющиеся коммерческими организациями;

65 общества с ограниченной ответственностью.

Общероссийский классификатор информации о населении (ОКИН)

ОКИН используется для предоставления демографической, социальной и экономической информации о населении. Структура классификатора фасетная.

Пример:

01 пол (1-мужской, 2 – женский)

02 гражданство (1-гражданин российской федерации, 2- двойное гражданство, 3- иностранные граждане, 4- лицо без гражданства)

03 национальность

и т.д.

Общероссийский классификатор основных фондов (ОКОФ)

Сфера применения ОКОФ – организации, предприятия и учреждения всех форм собственности. Объектами классификации в ОКОФ являются основные фонды, состоящие из материальных и нематериальных основных фондов.

Код состоит из десяти цифр. Структура кода:

Раздел Х

Подраздел Х

Класс ХХХХ

Вид Х

Подкласс ХХ

Контрольное число Х

Пример:

14 3020000 6 Техника электронно–вычислительная

22 7240000 0 Базы данных

и т.д.

Общероссийский классификатор видов экономической деятельности, продукции и услуг (ОКДП)

В данном кодификаторе объедены три объекта – виды экономической деятельности, виды продукции и виды услуг.

Код ОКДП 7 цифр.

Пример:

3020201 ЭВМ общего назначения

7244000 Автоматизированные системы управления

Общероссийский классификатор услуг населению (ОКУН)

Объектами классификации ОКУН являются услуги населению, оказываемые предприятиями и организациями различных организационно – правовых форм собственности, использующие различные формы и методы обслуживания.

Код услуги 6 цифр.

Общероссийский классификатор профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов (ОКПДТР)

Пример

19149 6 02 7223 5 12 1 2 код профессии токаря

Общероссийский классификатор валют (ОКВ)

Пример:

810 Российский рубль

840 Доллар США

978 Евро

Общероссийский классификатор отраслей народного хозяйства (ОКОНХ)

Отрасли народного хозяйства подразделяются на производственную и непроизводственную сферу.

Пример:

14330 8 Производство средств вычислительной техники

14332 7 Производство технических носителей информации

Общероссийский классификатор продукции (ОКП)

Код строится из 6 цифр + контрольное число.

Пример:

40 0000 4 Вычислительная техника

50 1100 1 Операционные системы и средства их расширения

Общероссийский классификатор единиц измерения (ОКЕИ)

Объектами классификации в ОКЕИ являются единицы измерения, используемые в различных сферах деятельности.

Пример:

Единицы длины (006 – метр, 008 – километр).

Экономические единицы (796 – штука, 798 – тысячи штук).

 

 

1.3 Информационные системы
Под системой понимают любой объект, который рассматривается как единое целое или как объединение в интересах достижения поставленных целей совокупность разнородных элементов. Добавление к понятию «система» слова «информационная» отражает цель ее создания и функционирования. Информационная система – взаимосвязанная совокупность средств, методов и персонала, используемых для хранения, обработки и выдачи информации в интересах достижения поставленных целей. История развития информационных систем и цели их использования может быть представлена в следующем хронологическом порядке. Первые информационные системы появились в 50 – х гг. В эти годы они были предназначены для обработки счетов и расчета заработной платы, а реализовывались с помощью механических бухгалтерских счетных машина. Это позволяло сокращать время и затраты на подготовку бумажных документов. В 60 – е гг. стало возможным создание различного рода периодической отчетности по многим параметрам. 70 – информационные системы стали использоваться в качестве средств управленческого контроля. 80 – информация стратегический ресурс. Разрабатываются информационные системы используемые во всех сферах деятельности человека. 1.3.1 Процессы в информационной системе Процессы в информационной системе можно представить в виде следующей схемы (Рис. 1.3), состоящей из блоков: · ввод информации из внешних или внутренних источников; · обработка входной информации и представление ее в удобном виде; · вывод информации для предоставления ее потребителям или передачи в другую систему; · обратная связь – это информация, переработанная людьми данной организации для корректировки входной информации.   Рис.1.3 Процессы в информационной системе 1.3.2 Роль структуры управления в информационной системе Создание и использование информационной системы для любой организации нацелено на решение следующих задач: 1. Структура информационной системы, ее функциональное назначение должно соответствовать целям, стоящим перед организацией. 2. Информационная система должна контролироваться людьми и использоваться в соответствии с основополагающими принципами обработки информации. 3. Производство достоверной, надежной, своевременной и систематизированной информации. Построение информационной системы должно начинаться с анализа структуры управления организацией. Структура управления любой организации делится на три уровня: операционный, функциональный и стратегический. Уровни управления (вид управленческой деятельности) определяется сложностью решаемых задач. Чем сложнее задача, тем более высокий уровень управления требуется для ее решения. При этом простых задач требующих немедленного (оперативного) решения, возникает значительно большее количество, а значит и уровень управления для них другой – более низкий. Операционный (нижний) уровень управления обеспечивает решение многократно повторяющихся задач и быстрое реагирование на изменение входной и текущей информации. На этом уровне достаточно велики как объем выполняемых операций, так и динамика принятия управленческих решений. Этот уровень управления часто называют оперативным из-за необходимости быстрого реагирования на изменения ситуации. На данном уровне большой объем занимают учетные задачи. Функциональный (тактический) уровень управления обеспечивает решение задач, требующих предварительного анализа информации, подготовленной на первом уровне. На этом уровне большое значение приобретает такая функция управления, как анализ. Объем решаемых задач уменьшается, но возрастает их сложность. При этом не всегда удается выработать нужное решение оперативно, требуется дополнительное время на анализ. Стратегический уровень управления обеспечивает выработку управленческих решений, направленных на достижение долгосрочных стратегических целей организации. Часто стратегический уровень управления называют долгосрочным планированием. Правомерность принятого на этом уровне решения может быть подтверждена спустя достаточно длительное время. Уровни управления Рис. 1.4 Пирамида уровней управления.   На схеме (Рис. 1.4) отражены три уровня управления, которые соотнесены с такими факторами, как степень возрастания власти, ответственности, сложности решаемых задач, а также динамика принятия решений по реализации задач. 1.3.3 Структура информационной системы Структуру информационной системы составляет совокупность отдельных ее частей называемых подсистемами. Подсистема – это часть системы, выделанная по какому – либо признаку. Общую структуру информационной системы можно рассматривать как совокупность подсистем независимо от сферы применения. В этом случае говорят о структурном признаке классификации, а подсистемы называют обеспечивающими. Таким образом, структура любой информационной системы может быть представлена совокупностью обеспечивающих подсистем (Рис. 1.5).   Рис. 1.5 Структура информационной системы Информационное обеспечение Назначение подсистемы информационного обеспечения состоит в своевременном формировании достоверной информации для принятия управленческих решений. Информационное обеспечение – совокупность единой системы классификации и кодирования информации, унифицированных систем документации, схем информационных потоков циркулирующих в организации, а также методологии построения баз данных. Унифицированная система документации создается на государственном, отраслевом и региональном уровнях и обеспечивает сопоставимость показателей различных сфер общественного производства. Схемы информационных потоков отражают маршруты движения информации и ее объемы, места возникновения первичной и результатной информации. Методология построения баз данных базируется на теоретических основах их проектирования. Техническое обеспечение Техническое обеспечение – комплекс технических средств, предназначенных для работы информационной системы, а также соответствующей документации на эти средства и технологические процессы. Комплекс технических средств может включать: компьютеры любой модификации; устройства сбора, накопления, обработки, передачи и вывода информации; устройства передачи данных и средств телекоммуникации; оргтехника и эксплуатационные материалы. Документацией определяется: организация эксплуатации технических средств, технологический процесс обработки данных. Математическое и программное обеспечение Математическое и программное обеспечение – совокупность методов, моделей, алгоритмов и программ для реализации целей и задач информационной системы, а также нормального функционирования комплекса технических средств. Программное обеспечение подразделяется на системное (операционные системы, вспомогательные сервисные программы), инструментальное (текстовые и табличные процессоры, графические редакторы, системы управления базы данных, системы программирования), прикладное (программы, используемые для решения конкретных задач из определенной области) и пользовательское (отдельные программы разрабатываемые для решения частных задач). Организационное обеспечение Организационное обеспечение – совокупность методов, регламентирующих взаимодействие работников с техническими средствами и между собой в процессе разработки и эксплуатации информационной системы. Организационное обеспечение реализует следующие функции: · анализ существующей системы управления организацией, где будет использоваться ИС, и выделение задач подлежащих автоматизации; · подготовку задач к решению на компьютере. Правовое обеспечение Правовое обеспечение – совокупность правовых норм, определяющих создание, юридический статус и функционирование информационных систем, регламентирующих порядок получения, преобразования и использование информации. В состав правового обеспечения входят законы, указы, постановления государственных органов власти, приказы, инструкции и другие нормативные документы министерств, ведомств, организаций, местных органов власти. Правовое обеспечение информационной системы включает: · статус информационной системы; · права, обязанности и ответственность персонала; · правовые положения отдельных видов процесса управления; · порядок создания и использования информации. 1.3.4 Классификация информационных систем Классификация по признаку структурированности задач При создании или классификации информационных систем неизбежно возникают проблемы, связанные с формальным – математическим и алгоритмическим описанием решаемых задач. Различают три типа задач, для которых создаются информационные системы: структурированные (формализуемые), частично –структурированные, и неструктурированные (неформализуемые). Структурированная (формализуемая задача – задача, где известны все ее элементы и взаимосвязи между ними. Неструктурированная (неформализуемая) задача – задача, в которой невозможно выделить элементы и установить между ними связи. В структурированной задаче удается выразить ее содержание в форме математической модели, имеющей точный алгоритм решения. Подобные задачи обычно приходится решать многократно, и они носят рутинный характер. Целью использования информационной системы для решения структурированных задач является полная автоматизация их решения, т.е. сведения роли человека к нулю. Решение неструктурированных задач из-за невозможности создания математического описания и разработки алгоритма связанно с большими трудностями. Возможности здесь использования информационной системы невелики. Решение в таких случаях принимается человеком из эвристических соображений на основе своего опыта и, возможно, косвенной информации из разных источников. В практике существует сравнительно немного полностью структурированных или совершенно неструктурированных задач. В большинстве задач известна лишь часть их элементов и связей между ними. Такие задачи называют частично структурированными. Информационные системы, используемые для решения частично структурированных задач, подразделяется на два вида: · создающие управленческие отчеты и ориентированные главным образом на обработку данных (поиск, сортировку, агрегировании, филтрацию); · разрабатывающие возможные альтернативные решения, где принятия решений сводится к выбору одной из альтернатив. Информационные системы создающие управленческие отчеты, обеспечивают информационную поддержку пользователя, предоставляя доступ к информации в базе данных и ее частичную обработку. Процедуры манипулирования данными в информационной системе должны обеспечивать следующие возможности: · составление комбинаций данных, получаемых из различных источников; · быстрое добавление или исключение того или иного источника данных и автоматическое переключение источников при поиске данных; · управление данными с использованием возможностей СУБД. Информационные системы, разрабатывающие альтернативные решения, могут быть модельными и экспертными. Модельные информационные системы представляют пользователю математические, статистические, финансовые и другие модели, использование которых облегчает выработку и оценку альтернатив решения. Основными функциями модельной системы являются: · возможность работы в среде типовых математических моделей, включая решение основных задач моделирования типа «как сделать, чтобы?», «что будет, если?»; · быстрая и адекватная интерпретация результатов моделирования; · оперативная подготовка и корректировка входных параметров и ограничений модели; · возможность графического отображения модели. Экспертные информационные системы обеспечивают выработку и оценку возможных альтернатив пользователем за счет создания экспертных систем, связанных с обработкой знаний. Классификация по функциональному признаку Функциональный признак определяет назначение подсистемы, а также ее основные цели, задачи и функции. Информационные системы по функциональному признаку подразделяются: · производственные – деятельность которых связанна с планированием объемов работ т разработкой календарных планов, оперативным контролем и управлением производством, анализом работы оборудования, формированием заказов поставщикам и управлением запасами; · маркетинговые – деятельность которых включает в себя исследование рынка и прогнозирование продаж, управление продажами, выработку рекомендаций по производству новой продукции и рациональную организацию материально – технического снабжения; · финансовые – деятельность которых связана с организацией контроля и анализа финансовых ресурсов фирмы на основе бухгалтерской, статистической, оперативной информации, управлением кредитной политикой и контролированием бюджета; · кадровые – деятельность направлена на подбор и расстановку необходимых фирме специалистов, а также ведение служебной документации по различным аспектам; · прочие системы, выполняющие вспомогательные функции в зависимости от специфики деятельности фирмы. Классификация по уровням управления Информационные системы по уровням управления классифицируются в зависимости от того, чьи интересы они обслуживают и на каком уровне. Начальный уровень составляют информационные системы, с помощью которых сотрудники – исполнители занимаются операционной обработкой данных. На уровне стратегического управления информационные системы изменяют свою роль и становятся стратегическими, поддерживающими деятельность менеджеров высшего звена по принятию решения в условиях плохой структурированности поставленных задач. Информационные оперативного (операционного) уровня обрабатывает данные о сделках и событиях (счета, накладные, зарплата, кредиты, поток сырья и материалов). Назначение информационной системы на этом уровне – отвечать на запросы о текущем состоянии и отслеживать поток сделок в фирме, что соответствует оперативному уровню управления. Информационные системы специалистов повышают продуктивность и производительность работ. Задача подобных систем – интеграция новых сведений в организацию и помощь в обработке бумажных документов. Информационные системы для менеджеров среднего звена используются для мониторинга (постоянного отслеживания), контроля, принятия решений и администрирования. Основные функции этих систем: · сравнение текущих показателей с прошлыми; · составление периодических отчетов за определенное время; · обеспечение доступа к архивной информации и т.д. В связи с переходом к рыночным отношениям вопросу стратегии развития и поведения фирмы стали уделять большое внимание, что способствовало коренному изменению во взглядах на информационные системы они стали расцениваются как системы, которые влияют на изменения выбора целей фирмы, ее задач, методов, продуктов, услуг, позволяя опередить конкурентов, а также наладить более тесное взаимодействие с потребителями и поставщиками. Появился новый вид информационных систем – стратегический. Информационная система может иметь наибольший эффект, если фирму рассматривать как цепь действий, в результате которых происходит постепенное формирование стоимости производимых продуктов и услуг. Тогда с помощью информационных систем различного функционального назначения, включенных в эту цепь, можно оказывать влияние на стратегию принятия управленческих решений, направленных на увеличение доходов фирмы. Классификация по степени автоматизации В зависимости от степени информатизации информационных процессов информационные системы подразделяются: · ручные информационные системы – характеризуются отсутствием современных технических средств переработки информации и выполнением всех операций человеком; · автоматические информационные системы – выполняют все операции по переработке информации без участия человека; · автоматизированные информационные системы предполагают участие в процессе обработки информации и человека, и технических средств, причем главная роль отводится техническим средствам.





© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.