Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Резидента или нерезидента






(ВРЕМЕНИ ПРЕБЫВАНИЯ НА ТЕРРИТОРИИ РФ)

 

О том, должны налогоплательщики подтверждать свой статус налогового резидента РФ или нет, в Налоговом кодексе РФ не содержится разъяснений (Письмо ФНС России от 13.03.2008 N 04-1-01/0911). Также в Кодексе не говорится о том, в каком порядке это следует делать (Письмо ФНС России от 23.09.2008 N 3-5-03/529@).

А это очень существенный вопрос, в том числе и для бухгалтера государственного (муниципального) учреждения. Ведь учреждение как налоговый агент должно удержать и перечислить в бюджет сумму НДФЛ с большинства доходов, которые оно выплачивает своим работникам (п. п. 1, 4 ст. 226 НК РФ). Причем налогообложение доходов работников - налоговых резидентов РФ отличается от налогообложения доходов работников, не являющихся налоговыми резидентами РФ (п. п. 1, 3 ст. 224 НК РФ).

Следовательно, чтобы обосновать правомерность применения того или иного порядка налогообложения доходов, нужно документально подтвердить налоговый статус физического лица.

Отметим, что учет доходов, выплаченных физическим лицам, налоговые агенты ведут в самостоятельно разрабатываемых регистрах налогового учета. При этом одним из обязательных реквизитов такого регистра являются данные о статусе физического лица (п. 1 ст. 230 НК РФ, п. 16 ст. 2, ч. 2 ст. 10 Федерального закона от 27.07.2010 N 229-ФЗ).

 

Примечание

Указанный порядок ведения учета доходов применяется с 1 января 2011 г.

Напомним, что ранее налоговые агенты должны были указывать статус налогоплательщика и реквизиты документа, подтверждающего этот статус, в налоговой карточке 1-НДФЛ (п. 2.9 разд. 2 налоговой карточки).

Подробнее об этом см. гл. 9 " Порядок исчисления и уплаты НДФЛ налоговыми агентами". О порядке ведения налогового учета до и после 2011 г. см. гл. 10 " Налоговый учет".

 

Между тем конкретный перечень документов, которые подтверждали бы налоговый статус налогоплательщика, ни Налоговым кодексом РФ, ни какими-либо иными нормативными документами не установлен. Поэтому такое подтверждение возможно на основании любых документов, позволяющих установить количество календарных дней пребывания физического лица на территории РФ в течение предшествующих 12 последовательных месяцев.

По мнению контролирующих органов, время пребывания на территории РФ может быть определено по отметкам пропускного контроля в документе, удостоверяющем личность гражданина. Помимо этого, подтвердить время пребывания в РФ могут (Письма Минфина России от 26.04.2012 N 03-04-05/6-557, от 16.03.2012 N 03-04-06/6-64, от 16.05.2011 N 03-04-06/6-110, ФНС России от 22.07.2011 N ЕД-4-3/11900@, от 23.09.2008 N 3-5-03/529@):

- трудовой договор;

- справки с места работы;

- справка из учебного заведения;

- табель учета рабочего времени;

- свидетельство о регистрации по месту временного пребывания;

- квитанции о проживании в гостинице.

При этом ФАС Центрального округа указал, что учреждению не нужно заверять копию документа, удостоверяющего личность физического лица, поскольку такая обязанность законом не предусмотрена (Постановление от 11.03.2010 N А54-3126/2009С4).

Также дополнительными документами, подтверждающими статус налогоплательщика, могут являться проездные билеты, приказы о командировках, путевые листы, авансовые отчеты и т.п.

Кроме того, для иностранных граждан, по мнению УФНС России по г. Москве, в качестве таких документов могут выступать оригинал (заверенная копия) вкладного талона о регистрации и выписка из журнала регистрации паспортно-визового отдела (Письмо от 22.07.2008 N 28-11/070040).

Следует учитывать, что, по мнению Минфина России, отметки пограничного контроля в миграционной карте не определяют факт резидентства гражданина (Письмо от 29.12.2010 N 03-04-06/6-324).

Документы, подтверждающие статус, налогоплательщик может представить налоговому агенту как по собственной инициативе, так и по просьбе налогового агента (Письма Минфина России от 04.02.2008 N 03-04-07-01/20, ФНС России от 23.09.2008 N 3-5-03/529@).

Если работник работает в государственном (муниципальном) учреждении более полугода, то сложностей в определении его статуса не должно возникать. Ведь при выполнении работником трудовых обязанностей, как правило, известно, где он находится - в России или за рубежом. Даже если отпуск работника проходит за пределами РФ, то это имеет значение для определения налогового статуса только тех работников, которые часто выезжают за рубеж. Такую категорию работников следует держать на особом счету и последовательно учитывать периоды их нахождения в РФ и за пределами РФ.

Если же работник редко выезжает (или совсем не выезжает) за рубеж по служебным обязанностям, то для подтверждения его статуса в качестве налогового резидента РФ достаточно воспользоваться табелем учета использования рабочего времени и расчета заработной платы (форма 0504421, утвержденная Приказом Минфина России от 15.12.2010 N 173н).

На такую возможность указывают контролирующие органы (см. Письмо УФНС России по г. Москве от 11.07.2006 N 28-11/60721).

Если же работник часто выезжает за рубеж (например, около или свыше полугода проводит за рубежом), то одним табелем не обойтись. В таком случае бухгалтеру помогут:

- загранпаспорт работника (копии страниц);

- приказы (распоряжения) о направлении работников в командировки (унифицированные формы N Т-9 и N Т-9а, утвержденные Постановлением Госкомстата России от 05.01.2004 N 1);

- командировочные удостоверения (унифицированная форма N Т-10, утвержденная Постановлением Госкомстата России от 05.01.2004 N 1);

- авансовый отчет (форма 0504049, утвержденная Приказом Минфина России от 15.12.2010 N 173н);

- документы, прилагаемые к авансовому отчету (проездные документы, документы за проживание);

- путевые листы (формы 0340002, 0345001, 0345002, 0345004, 0345005, 0345007, утвержденные Постановлением Госкомстата России от 28.11.1997 N 78);

- другие документы, позволяющие определить время нахождения работника на территории РФ и за ее пределами.

 

СИТУАЦИЯ: Нужно ли проверять налоговый статус нового работника - гражданина РФ (иностранного гражданина)

 

При появлении в государственном (муниципальном) учреждении нового работника - гражданина РФ целесообразно уточнить время его пребывания на территории РФ в течение 12 последовательных месяцев, предшествующих дате приема на работу. Иными словами, выяснить у него налоговый статус. При необходимости попросить документы (например, загранпаспорт) и сделать с них копии.

Обезопасить бухгалтера от претензий налоговых органов, касающихся порядка удержания с доходов работника НДФЛ, может и заявление нового работника о том, что он пребывал на территории РФ не менее 183 календарных дней в течение последних 12 месяцев. Данное условие можно закрепить в коллективных договорах, соглашениях и локальных нормативных актах.

Сразу отметим, что существуют ограничения на прием на работу в государственные (муниципальные) учреждения иностранных граждан. Например, гражданин, не имеющий гражданства РФ или имеющий гражданство другого государства, не может быть принят на гражданскую службу (п. п. 6, 7 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ " О государственной гражданской службе Российской Федерации").

Ограничения на прием иностранцев установлены и п. 1 ст. 14 Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ " О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации". В нем, в частности, указано, что иностранный гражданин не может быть принят на работу на объекты и в организации, деятельность которых связана с обеспечением безопасности Российской Федерации (пп. 5 п. 1 ст. 14 Федерального закона N 115-ФЗ). Перечень таких объектов и организаций утвержден Постановлением Правительства РФ от 11.10.2002 N 755.

В то же время иностранные граждане могут поступить на военную службу по контракту и могут быть приняты на работу в Вооруженные Силы РФ, другие войска и воинские формирования в качестве лица гражданского персонала (п. 2 ст. 15 Федерального закона N 115-ФЗ).

В тех случаях, когда новый работник - иностранный гражданин принят на работу на законном основании, в первую очередь необходимо установить его налоговый статус. Ведь при проверке налоговые органы обратят на это особое внимание (Постановление ФАС Северо-Западного округа от 24.01.2005 N А56-4748/04).

При определении налогового статуса работника нужно учитывать время его нахождения в РФ, в том числе и до заключения трудового договора (Письмо Минфина России от 27.11.2008 N 03-04-06-01/323).

Рекомендуем запросить у иностранца документы, подтверждающие дату его прибытия в РФ и (или) количество дней пребывания на территории РФ. На обязательность такого требования указывает и ФАС Северо-Западного округа в вышеприведенном Постановлении.

Такими документами, в частности, являются документ, удостоверяющий личность, с отметкой о въезде в РФ, виза с отметками, билеты (авиа- и железнодорожные и др.). Также это могут быть документы о регистрации иностранных граждан, временно проживающих в РФ (п. 1 ст. 14 Федерального закона от 18.07.2006 N 109-ФЗ " О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации"). Для определения статуса может подойти и справка с места учебы, подтверждающая посещение учебного заведения (Письмо Минфина России от 27.11.2008 N 03-04-06-01/323).

 

Обратите внимание!

Вид на жительство иностранного гражданина не является документом, подтверждающим фактическое время его нахождения на территории РФ (Письма Минфина России от 17.07.2009 N 03-04-06-01/176, от 14.04.2008 N 03-04-05-01/108).

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.