Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Характеристика состояний человека






Понятие «состояние» и причины возникновения психофизиологических состояний спортсмена

Деятельность спортсмена сопровождается работой большин­ства функциональных систем организма — центральной нервной системы с участием волевых механизмов, вегетативной системы с участием эмоций и др., в результате чего изменяется состоя­ние всех участвующих систем и человека в целом.

Проблему состояний в советской психологии выдвинул Н.Д. Левитов. Однако до сих пор сущность состояний и ме­ханизмы их развития изучены недостаточно. Поэтому остановим­ся на основных характеристиках состояний, проявляющихся в процессе спортивной деятельности.

В повседневной жизни понятие «состояние» используется очень широко и в разных значениях. В одном случае говорят: «Я не в состоянии это сделать», имея в виду, что сделать что-то невозможно в силу каких-то причин. В другом случае останав­ливаются на «состоянии дел в данный момент», т. е. констати­руют положение вещей на производстве, в коллективе и т. п. Нас интересует другое понятие состояния, характеризующее осо­бенности работы функциональных систем и организма спортсме­на в целом. Но даже и при таком ограничении понятие остается довольно широким.

Например, врачи говорят о состоянии здоровья, тренеры — о состоянии тренированности спортсмена, физиологи — о со­стоянии возбуждения и торможения, о состоянии покоя, о рабо­чем состоянии функциональных систем и организма, психоло­ги — о состояниях стресса, монотонии, фрустрации и т. п., которые отличаются друг от друга прежде всего качественно, в свя­зи с переживаниями (эмоциями) человека.

Состояние в самом широком смысле — это реакция функцио­нальных систем и в целом организма на внешние и внутренние воздействия, направленная на сохранение целостности организ­ма и обеспечение его жизнедеятельности в конкретных условиях обитания.

Из всего многообразия состояний мы ограничимся рассмот­рением в основном психофизиологических состояний спортсмена, под которыми понимаются целостные реакции личности на внеш­ние и внутренние стимулы, направленные на достижение полез­ного результата.

Причины, приводящие к возникновению и развитию состоя­ний, могут быть самыми разнообразными. Одни состояния воз­никают как следствие физической или умственной работы (на­пример, утомление), другие в результате оценки ситуации и воз­можных последствий (например, страх), третьи — в результате общения людей, очного или заочного (например, гнев, радость, обида, неловкость, стыд и т.п.). Наличие причины, однако, не означает, что состояние, вызываемое ею, уже возникло, так как функциональные системы обладают устойчивостью к действию внешних и внутренних факторов (раздражителей).

Устойчивость к формированию неблагоприятных состояний - более позднее их появление, глубина неблагоприятных сдви­гов - зависит как от физиологических, в значительной мере при­рожденных факторов (например, от типологических особенно­стей свойств нервной системы, от биохимических особенностей, в частности способности тканей организма потреблять кисло­род, так и от социальных (эмоционального настроя) и приобре­тенных факторов (уровня тренированности).

Важно иметь в виду и то, что одна и та же причина (напри­мер, монотонная деятельность) может вызвать различные со­стояния, подчас противоположные.

Например, существуют три формы проявления страха, две формы фрустрационного состояния — актив­ная (агрессивная) и пассивная. Фактор однообразия (моно­тонии) может привести к состоянию монотонии, связанному с торможением психической активности человека, и к психиче­скому пресыщению, связанному с большим психическим воз­буждением.

Различные реакции людей на один и тот же фактор обус­ловлены тем, что эти факторы вызывают состояния, так сказать, опосредованно, преломляясь через особенности индивида и лич­ности, в частности типологические особенности проявления свойств нервной системы и свойства темперамента (Н. Д. Скря­бин, Н. П. Фетискин и др.). Не случайно Р.Лазарус подчерки­вает, что диагностика состояния должна опираться на знание индивидуального реактивного стереотипа.

Помимо личностных особенностей, определенную роль в возникновении различных состояний при наличии одной и той же причины играет ситуация, в которой находится человек. Это бы­ло показано Г. Хольмбергом, который наблюдал у одного и то­го же испытуемого при воздействии эпинефрином то эйфорию, то гнев. Эти данные совпадают с полученными нами фактами, что возникновение состояния обусловлено уровнем активности функциональных систем в данный момент.

Специфика состояния зависит также от длительности воз­действия одного и того же фактора. Например, Н. П. Фетискин установил, что если работа, связанная с воздействием монотон­ного фактора, продолжается на фоне развившегося состояния монотонии, то последнее может сменяться состоянием психиче­ского пресыщения.

 

 

Психофизиологические состояния как системные реакции

Психофизиологическое состояние — это причинно обуслов­ленное явление, реакция не отдельной системы или органа, а личности в целом. Если рассматривать человека как сложную систему, обладающую способностью экстренной самоорганиза­ции, динамически и адекватно приспосабливающуюся к изме­нению внешней и внутренней среды, то и состояние человека сле­дует понимать как системную реакцию. Понятие о состоянии как сложной системе определяет методологические позиции, позволяющие подойти с единой точки зрения к различным пси­хофизиологическим состояниям человека.

Состояния как системные реакции включают в свою струк­туру различные функциональные системы и уровни регулирова­ния, начиная с вегетативных и двигательных систем и кончая высшими психическими уровнями регулирования, связанными с мотивами, волей и т.п.

О состояниях, как правило, судят в повседневной жизни по сопутствующим им переживаниям различных чувств: устало­сти, скуки, страха и т.п. Переживание различных чувств явля­ется важным объективным диагностическим признаком при рас­познавании состояний. Академик А.А.Ухтомский писал, что не следует пренебрегать «субъективными» проявлениями утомле­ния. Так называе­мые «субъективные» показатели столь же объективны, как и всякие другие, для того, кто умеет их понимать и расшифровы­вать.

Но переживания — лишь один из поверхностных признаков состояний, мало говорящий о «глубинных» изменениях, о том, что же происходит в различных функциональных системах и на разных уровнях управления и регуляции поведением и деятель­ностью спортсмена. Один из крупных специалистов по изучению состояний Н. Д. Левитов считает, что если свести психи­ческое состояние к переживаниям, то мы не выйдем из круга той субъективности, при которой и переживание может быть понято неправильно.

Наряду с переживаниями спортсмена, связанными с психо­физиологическими состояниями, в организме возникает целый комплекс изменений: в одном случае усиливается возбуждение в двигательных центрах, в другом случае оно ослабляется и от­мечается превалирование процесса торможения; эти изменения уровня возбуждения могут сопровождаться усилением влияния либо симпатического, либо парасимпатического отделов веге­тативной нервной системы. Изменяется вследствие этого и пове­дение спортсмена, причем одному и тому же переживанию мо­гут соответствовать разные формы поведения, обусловленные особенностями личности. Поэтому в одной и той же ситуации при одних и тех же переживаниях разные спортсмены могут на­ходиться в различных формах одного и того же состояния и ве­сти себя по-разному.

Итак, психофизиологическое состояние как целостная реак­ция личности на определенные стимулы (ситуацию) связано с формированием определенной и специфичной для данной си­туации функциональной системы (по П. К. Анохину), включаю­щей психические (переживание), вегетативные (гуморальная ре­гуляция со стороны эндокринной и вегетативной нервной систе­мы) и двигательные уровни. Качественное своеобразие этих уровней создает специфическую качественную характеристику определенного состояния; степень выраженности переживаний и наблюдающихся сдвигов в функциональных системах — глу­бину этого состояния, а длительность этих сдвигов — устойчи­вость состояния. И переживания и физиологические изменения неотделимы друг от друга, т.е. всегда сопутствуют друг другу. Например, усталость, апатия и т.п. сопровождаются изменением ряда физиологических функций (пульса, времени реакции и др.), так же как физиологические признаки соответствующих состоя­ний сопровождаются чувством усталости, апатии и т.п.

Это не значит, однако, что чувство усталости всегда должно совпадать по времени с моментом изменения физиологических функций. Если состояние утомления совпадает с другим состоя­нием (воодушевления и т. п.), одно чувство может «маскировать» и «отодвигать» время появления другого чувства — усталости.

В этом единстве психических и физиологических признаков состояний причинным фактором может быть каждый из них. Например, при развитии состояния монотонии причиной усиле­ния парасимпатических влияний, может быть чувство апатии и скуки, а при развитии состояния утомления причиной появления чувства усталости могут быть возникающие физиологические из­менения в двигательных нервных центрах или мышцах.

Итак, распознать то или иное состояние можно лишь с уче­том ряда показателей, отражающих уровень активности основ­ных функциональных систем (психических, вегетативных, дви­гательных) и особенности переживаний и поведения человека. Поэтому основным принципом диагностики состояний является комплексность и многофункциональность.

 

Характеристика и развитие состояний

Состояния могут характеризоваться по длительности проте­кания, по степени активированности функциональных систем, по глубине и качественным особенностям развития.

Длительность (устойчивость) состояний. Каждое состояние временно, оно сменяется другим состоянием. Именно по времен­ной характеристике ученые пытаются отдифференцировать со­стояния от процессов: первые более длительны, вторые быстро­течны. Однако этот критерий весьма относителен, как и деле­ние самих состояний на устойчивые и неустойчивые, длительные и кратковременные.

В практических целях принято говорить о состояниях мимолетных (неустойчивых), длительных и хрони­ческих. В.М. Зациорский, В.А.Запорожанов и И.А. Тер-Ованесян применительно к спортивной практике эти три группы назвали по-другому: оперативные, появляющиеся при однократ­ном воздействии, текущие — при нескольких воздействиях (на­пример, после ряда тренировочных занятий) и перманентные, длящиеся недели и месяцы (например, состояние высокой тре­нированности). Каждое качественно своеобразное состояние (тревожность, страх, утомление, монотония и другие) при опре­деленных условиях может быть оперативным, текущим и перма­нентным. Даже такое, казалось бы чисто перманентное, состоя­ние, как тренированность, при известных условиях может быть текущим: например, наличие эффекта суперкомпенсации и фазы экзальтации после однократной тренировочной нагрузки.

Возможность перехода состояний из текущих в перманент­ные имеет как положительные стороны (например, при разви­тии состояния тренированности), так и отрицательные (при раз­витии хронического утомления — переутомления, хронической монотонии). Следовательно, в одном случае нужно стимулиро­вать переход текущего состояния в перманентное, а в другом — не допускать этого перехода. При этом нужно иметь в виду, что перманентные состояния могут развиваться подспудно, без ост­рого состояния, поэтому можно не уследить за их течением.

Степень активированности функциональных, систем. Это ка­чество характеризует уровень функционирования систем. В от­ношении уровня сознания степень активированности мозговых структур и сопутствующие ей состояния можно представить в виде следующей схемы: от сна к бодрствованию в состоянии покоя и дальше к психическому пресыщению и возникновению эксцитаторных фаз (по Н.И. Красногорскому), о которых говорилось выше. Подобный линейный подход к классификации эмоциональных состояний (как континууму состояний, ранжиро­ванных по степени активации аппарата эмоций) осуществил Д.Линдсли.

Следует, однако, подчеркнуть, что попытки создать клас­сификацию состояний (в том числе и эмоциональных) только на основании этого линейного параметра признаны неудачными. Помимо интенсивности физиологических и психических процес­сов, необходимо учитывать и другие характеристики, в том числе качество процессов, эмоций и т. п. Другими словами, схема клас­сификации состояний должна быть многомерной.

Качество состояний. По типу (знаку) переживаемых эмоций состояния делят на положительные и отрицательные. Однако с точки зрения их влияния на эффективность деятельности такое название может не соответствовать роли состояний. Так, поло­жительные с точки зрения переживаемых эмоций состояния (благодушное настроение спортсмена) могут снижать настой­чивость в достижении цели, отрицательные эмоциональные со­стояния, связанные, например, со спортивной злостью, могут стимулировать деятельность.

Глубина состояний характеризуется степенью выраженности переживаний и сдвигов физиологических функций. Состояния человека независимо от покоя или работы всегда активны по своей физиологической природе. Во-первых, состоя­ние — это деятельность функциональных систем, их реакция на определенную ситуацию. Во-вторых, состояние возникает в про­цессе регуляции (саморегуляции) функциональных систем. По­мимо физиологической активности, в ряде случаев наблюдается психологическая активность — активное возникновение состоя­ний — саморегуляция через самовнушение и т.д.

Активная роль состояний не всегда была очевидна для уче­ных. Например, долгое время многие зарубежные ученые рас­сматривали покой как бездеятельное состояние, с энергетиче­ской точки зрения равное нулю. Академиком А.А. Ухтомским покой стал рассматриваться как скрытая физиологическая дея­тельность, выражающаяся в смене соотношений скрытого воз­буждения и торможения. В последующем многочисленными электрофизиологическими исследованиями установлено, что да­же при отсутствии специально направленных раздражений ре­цепторы посылают в центральную нервную систему редкие асин­хронные импульсы возбуждения (фоновая афферентная импульсация). В свою очередь, нервные клетки также периодически отправляют асинхронные импульсы возбуждения к другим нерв­ным клеткам (фоновая межцентральная импульсация) и в исполнительные органы (фоновая эфферентная, или субординационная, импульсация). Эта фоновая импульсация снижает воз­будимость клеток, организуя таким образом определенный уро­вень покоя (Н. В. Голиков).

В настоящее время установлено, что даже сон является опре­деленным образом организованной активностью мозга, а не пас­сивным состоянием.

Таким образом, развитие состояний — это не капитуляция организма перед воздействующим на него стимулом, а оборона, причем не только пассивная, но и активная. Так, с одной сто­роны, развитие состояния связано с повышением устойчивости к воздействующему раздражителю за счет понижения чувстви­тельности к нему — повышения порогов, за счет сдвига нейродинамики (при длительных воздействиях), в направлении, обес­печивающем большую устойчивость (сопротивляемость) по от­ношению к развивающемуся состоянию. Например, при длитель­ном воздействии на обучающихся однообразного тренинга у них усиливается инертность нервных процессов и происходит повышение уровня активации покоя, что способствует большей устойчивости к действию монотонного фактора (Н.Е. Высотская и А.М. Сухарева). Правда, это наблюдается лишь при многолетнем воздействии фактора.

С другой стороны, при возникновении и стабилизации состоя­ний включаются механизмы не только пассивного, но и активно­го противодействия: увеличение сенсорного потока с мышц (им­пульсов от проприорецепторов при активизации двигательной деятельности) при дефиците возбуждения в мотивационно-эмоциональной сфере регулирования и уменьшение этого потока — при избыточности возбуждения.

Подробно системный анализ происходящих в организме изме­нений при развитии психофизиологических состояний рассмотрен на примере состояния монотонии.

Конечно, действие пассивных и активных механизмов сопро­тивления воздействующему фактору небеспредельно. В ка­кой-то момент эти механизмы иссякают, и тогда развиваются более глубокие, более устойчивые и не всегда полезные для ор­ганизма и для эффективной деятельности изменения. Вот тогда наблюдается снижение работоспособности, по которому можно, например, судить без всяких обследований об утомлении.

Таким образом, развитие состояний характеризуется этапностью, что отметил еще Г. Селье при описании состояния стресса. Он выделил следующие этапы, стадии: шок, противошок, резистентность, торможение. Действительно, после первой реакции на раздражитель начинается противодействие этому стимулирующему воздействию, в результате чего появляется на определенное время устойчивость (резистентность) к изменив­шимся условиям жизнедеятельности. Заканчивается же состоя­ние стадией торможения противодействующих механизмов, ес­ли действие раздражителя не прекращается.

Всякая реакция возбудимых систем имеет задержку в сво­ем проявлении — скрытый, или латентный, период. Это же отно­сится и к психофизиологическим состояниям. Задержка в раз­витии состояний, исчисляемая иногда не минутами, а часами (а если речь идет о состоянии тренированности, то и месяца­ми), связана с несколькими причинами: с преодолением инертности предыдущего состояния; с периодом накопления (суммации) функциональных сдвигов, возникающих, например, в процессе работы до «верхнего предела», по достижении кото­рого организм начинает включать защитные, или компенсатор­ные, механизмы; со временем, необходимым для формирова­ния функциональной системы, реагирующей на возмущающее воздействие, и т.п.

Длительность скрытого периода для различных состояний различна и порой исчисляется секундами, например, при разви­тии некоторых эмоциональных состояний, первичной причиной развития которых являются возникающие у человека эмоции. Но часто развитие так называемых хронических состояний тре­бует недель и месяцев.

Часто можно встретиться с точкой зрения, что при наличии какого-то фактора, причины, вызывающей состояние, должно быть и это состояние. В действительности же причина еще не означает, что состояние, ею вызываемое, уже развилось. На практике это приводит к терминологической путанице, так как одним словом обозначают и состояние, и ситуацию, привед­шую к нему. Например, в двух смыслах говорят о гиподинамии, о монотонии, о фрустрации.

Ограничение двигательной актив­ности, обозначаемое как гиподинамия, не свидетельствует еще о том, что у человека уже развилось состояние гипокинезии. Точно так же наличие фрустрационной ситуации (когда человек не достигает цели) еще не говорит о том, что у человека развилось состояние фрустрации, для этого неудачи должны повторить­ся многократно. Нужна определенная, пороговая длитель­ность действия какого-либо фактора, чтобы возникло опреде­ленное состояние. Величина этого порога определяет устойчи­вость человека к развитию неблагоприятных состояний. Именно в этом смысле говорят о фрустрационном пороге.

 

Истинное и ложное устойчивое состояние

Стабилизация вегетативных функций, наступающая вслед за врабатыванием, в зависимости от интенсивности работы может быть на разном уровне. В одном случае уровень функциониро­вания вегетативных систем обеспечивает необходимое для окис­ления продуктов обмена количество кислорода. В другом слу­чае интенсивность деятельности и расход энергии настолько велики, что поступающий в организм кислород не может обеспе­чить полное окисление промежуточных продуктов, возникающих при химических реакциях в мышцах. В связи с этим английский физиолог и биохимик А. Хилл выдвинул понятия об истинном и ложном устойчивом состояниях.

Истинное устойчивое состояние характеризуется равновес­ным состоянием обмена, т.е. когда во время работы поступает кислорода ровно столько, сколько необходимо для окисления. При этом организм далеко не использует своих возможностей: максимально возможное потребление кислорода — 5, 5 л, а по­требляется во время работы, например, всего 2 л. Устойчивое состояние возникает не с началом работы, а через 3—4 мин.

В первые же минуты имеется кислородный дефицит, т.е. часть промежуточных продуктов обмена не успевает окисляться. Этот дефицит должен быть ликвидирован. Возникающее явление задолженности (кислородный долг) может погашаться во вре­мя самой деятельности, если работа не слишком интенсивна, но может оставаться до окончания работы и погашаться только после ее прекращения.

Устойчивое состояние обеспечивается у разных людей разны­ми механизмами. У одних наблюдается повышенная доставка кислорода за счет увеличения легочной вентиляции. У других при отно­сительно небольшом увеличении этого показателя отмечается высокий коэффициент диффузии кислорода в легких и его повышенная утилизация. У третьих устойчивое состояние достигается в ос­новном за счет повышения функции органов кровообращения, что сочетается с относительно умеренным усилением внешнего дыхания.

Большая по интенсивности работа протекает на фоне «лож­ного устойчивого состояния», во время которого потребление кислорода значительно уступает нужному количеству. Напри­мер в 1 мин требуется 6, 5 л кислорода, а предел поступления равен 5, 5 л. Некоторое время максимально потребляемое количество кислорода постоянно, поэтому создается впечатление устойчивого (оптимального) состояния, но эта устойчивость об­манчива, так как баланс кислорода во время работы не дости­гается, организм не получает достаточного количества кислоро­да. Вследствие этого при ложном устойчивом состоянии образу­ется кислородный долг, который покрывается уже после работы. Естественно, что накопление большого количества промежуточ­ных продуктов, в том числе и молочной кислоты, отрицательно влияет на работоспособность спортсмена. Устойчивое предельное потребление кислорода (на уровне «кис­лородного потолка») продолжается 6—10 мин, после чего оно снижается.

 

 

Факторы, влияющие на величину изменения вегетативных функций во время работы

Изменение вегетативных функций во время работы зависит, прежде всего, от интенсивности деятельности. Чем интенсивнее работа, тем в большей степени изменя­ются физиологические функции и показатели, характеризующие работу вегетативных систем: пульс, артериальное давление, ча­стота и глубина дыхания. Однако такое соответствие касается только внешних показателей, характеризующих состояние транс­портных систем, снабжающих работающие органы кислородом, гликогеном и выводящих углекислый газ.

Внутренние процессы не находятся в соответствии с изменением интенсивности рабо­ты человека. Так, потребление кислорода при работе максималь­ной интенсивности ниже «кислородного потолка», а кислород­ный долг небольшой, так как за время работы вегетативные про­цессы не успевают развернуться до своего предела. Да и кровя­ное давление изменяется неоднозначно: максимальное давление увеличивается с увеличением интенсивности работы, а мини­мальное, поднявшись незначительно при работе средней интен­сивности, начинает снижаться при работе субмаксимальной и максимальной интенсивности.

Изменения вегетативных функций и энерготраты зависят от уровня тренированности спортсмена. На одну и ту же нагрузку тренированный дает меньшую вегетативную реакцию и затрачи­вает меньше энергии, чем нетренированный или плохо трениро­ванный.

Уменьшение энергозатрат на одну и ту же работу с по­вышением роста тренированности получило название эффекта экономизации. Рациональная техника, которой овладевает спорт­смен, помогает снизить энерготраты на производимую работу, однако особой роли этот фактор, очевидно, не играет. Так, по данным итальянского физиолога Р. Маргариа, рациональная техника бега позволяет сэкономить не более 7% энергии.

Еще одним фактором, влияющим на энерготраты и величину вегетативных сдвигов, является индивидуальный, т. е. наиболее удобный стиль деятельности в частности такое его выра­жение, как способ раскладки сил во время работы. Напри­мер, велосипедисты, участвую­щие в гонках на шоссе, имеют следующие способы раскладки сил на дистанции: более быстрое начало и более медленный финиш; постепенное набирание
скорости и сильное финиши­рование; равномерный график
скорости на протяжении всей дистанции.

Г.Г. Илларионов отмеча­ет, что если опытным велоси­педистам предложить рабо­тать с раскладкой сил, проти­воположной привычной и удобной для них, то физиоло­гическая «стоимость работы» возрастает и удлиняется пе­риод восстановления.

Наконец большое влияние на выраженность вегетатив­ных реакций и на энерготраты при работе оказывают психо­физиологические состояния. При эмоциональном возбуждении; вегетативные сдвиги выражены боль­ше, хотя работа, которую чело­век выполняет, остается преж­ней. Так, при раз­витии в процессе работы скуки и апатии, которые сопро­вождают состояние монотонии, вегетативные сдвиги и энерго­траты уменьшаются (при сохранении постоянной интенсивно­сти работы и даже при ее некотором увеличении).

Таким образом, наблюдающиеся в процессе длительности из­менения физиологических функций и биохимических процессов определяются двумя компонентами: физической (или умствен­ной) работой и эмоциональным фоном, на котором протекает эта работа. Очевидно, изменение последнего и приводит к повы­шению или снижению физиологической стоимости работы, так как изменяется психическая регуляция этой работы: при психи­ческой напряженности (перед соревнованиями, экзаменами, при переходе на неудобный способ выполнения деятельности) возрастает, при психической приторможенности (монотонии) или комфортности (работа в удобном стиле) снижается.

При устойчивом состоянии вегетатики и даже при некоторой степени нарушения этой устойчивости спортсмен сохраняет высо­кую эффективность деятельности на заданном (или выбранном им самим) уровне. Однако часто внешний эффект: поддержание заданной скорости бега точности выполнения задания и т.п.— не раскрывает во многих случаях изменения внутреннего состоя­ния, а иногда в значительной степени маскирует его. Различ­ные психофизиологические состояния, появляющиеся на фоне устойчивой работоспособности, обусловлены непосредственным влиянием производимой работы и условиями деятельности спортсмена.

Остановимся на состояниях монотонии, психическо­го пресыщения, утомления и операциональной напряженности.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.