Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Посоветуем






прибегать к методу раздвоенного (двухканального) внимания: по одному идёт приём вербальных посланий, по другому – реактивно-поведенческих. Это не очень простое, но вполне доступное умение, которое, при желании, достаточно уверенно нарабатывается в практической управленческо-модераторской работе в экранных коммуникациях вплоть до автоматической его включаемости при каждой очередной производственной необходимости. Что же до молодых, начинающих распорядителей телеобщения, то им ничего другого не остаётся, как только на первых порах своей деятельности в данном качестве прибегать к способу волевого понукания внимания: уловил, что оно сосредоточено только на смысло-речевом контексте – тут же послал ему команду подключиться и к отслеживанию реакций нервно-психологической инстанции беседного партнёра. И наоборот: сконцентрировалось твоё внимание целиком на проявлениях психо-эмоционального механизма – побуждай мозг подключиться также к параллельному восприятию речевых смыслов, исходящих от коммуниканта. Так необходимо поступать до тех пор, пока способность единовременно слышать-видеть по двум трекам не сложится в вас в устойчивый стереотип.

Но мало ведущему иметь в себе эти два чувствительных индикатора, чутко улавливающих и звукосмыслы, и психо-эмоциональные смыслокоды, поступающие извне. Для успешного формирования личностно-психологического контакта, хорошо работающего на комфортизацию деятельности в коммуникации дискутанта, эксперта или интервьюируемого, важно не только слушать, слышать и чувствовать, но и показывать это. Очевидность вашего внимания вдохновляюще действует на партнёра, у которого в таком случае открываются все его коммуникативно-чувствительные «поры», разрушаются многие т.н. психологические защиты – внутриличностные, межличностные, семантические, а также обходятся стороной ошибки в виде т.н. психологических эффектов, о которых здесь уже упоминалось. что ещё нужно журналисту-телеведущему, на которого в результате исполнения всего этого хлынул полноводный информационный поток? Разве что только знание приёмов, умело используя которые, он может убедительно реперезентовать коллеге по общению своё неподдельное к нему внимание. Необходимые для этого приёмы, на первое восприятие, просты, и, к сожалению, именно в силу такого обстоятельства иные из наших «цеховиков» демонстрируют с телеэкрана высокомерно-снобистское пренебрежение к их полезности. Вот эти приёмы:

 

· стойте или сидите к собеседнику лицом, а не боком: отвёрнутость от объекта свидетельствует отстранённость от него и не стимулирует навстречное движение к вам его души;

· не сидите перед собеседником развалившись, это «маркерует» сразу два недостатка: вашу невоспитанность и ваше же неуважение к нему;

· демонстрируйте свою открытость собеседнику, приняв открытую позу, т.е. не скрещивая ру́ ки и но́ ги;

· постоянно поощряйте собеседника своим открытым взглядом, так как человек, не избегающий смотреть в глаза другому, психологически воспринимается надёжным и честным, на которого можно всецело положиться.

Личностно-психологический контакт обеспечивается телеведущим непрерывно в течении всего акта межличностного общения; только в таком случае удостоверяется его безусловный профессионализм. Это значит, что он, как того и требует профессия, постоянно поддерживает эмоциональный контакт с коммуникативными партнёрами с помощью своей личностной включённости не только в общий разговор, но также в судьбу психо-физического бытования на «голубом глазу» каждого его участника.

На пути к установлению личностно-психологического контакта коммуникатор вынужден решать много проблем. Но, пожалуй, сложнее многих других эта: как два разных до телекоммуникации понимания вынесенного на рассмотрение в ней вопроса (понимания коммуниканта и понимания коммуникатора) трансформировать во взаимопонимание. Нелёгкая это задача, но вполне решаема. Как – подсказывает наука психология. Можно значительно увеличить степень сближения со своим собеседником, говорят учёные, если в процессе общения постараться к нему подстроиться. И они же предлагают «механику» такой подстройки. Она базируется на том феномене, что человек в ситуациях, близких к телевизионно-экранному контактированию, склонен олицетворять себя в образе человека, от которого он сейчас зависим. Такое отождествление тем сильнее, чем больше схожестей с вами он обнаруживает в себе. Это обстоятельство рождает в нём огромное доверие к вам. Психологи, занимающиеся вопросами имиджмейкинга, управителям публичных действ советуют идти от обратного – уподоблять себя своему партнёру по телекоммуникации: например, если он по природе открытый – «распахните» (в рамках разумного) и вы свою душу; ему присущ аналитизм в рассуждениях – прибегните и вы к аналитической риторике; а будет его манера поведения сдержанной, ну что же, подыграйте ему в этом. Здесь особого артистического таланта не понадобится, а результат от вашей, видимой контактёру, «метаморфозы» (претворения) не заставит себя ждать. Почувствовав признаки вашей ему «родственности», визави легко пойдёт на контакт. В итоге два разных до коммуникации ваших с ним понимания природы вещей конвертируются во взаимопонимание.

Действенные механизмы налаживания взаимоконтакта, открытые учёными, работающими в сфере психологии коммуникации, практической психологии, психологии общения, описаны в книгах многих авторов. В цеховых же кругах, тем не менее, бытует стойкое мнение, что трепетная лань сложных психологических законов и закономерностей, управляющих действиями человека, в том числе и в профессиональных его занятиях, несоединима с всегда взмыленным, неостановимым конём практической журналистики. Спору нет, темпоритм деятельности в этой сфере настолько высок, что прямые действия по сбору, обработке и репрезентации информационного материала потребителю забирает у её представителей бо́ льшую часть рабочего дня. Но как говорится: кто на что учился или учится...Т.е. если уж тобой выбрана эта стезя (тележурналистика), то не пеняй на её издержки, а соответствуй ей, или пока не поздно сойди с дистанции, уступив место на ней более предрасположенному к этому делу и более мобильному в учёбе и работе человеку.

Словом, как ни крути, а опираться в коммуникативной деятельности на тактико-психологические определители успешности её организации и осуществления необходимо. К чему может привести их игнорирование, демонстрирует повседневная экранная действительность. Например: что как ни неуважение к психологически обоснованным установкам формирования личностного контакта с людьми, имеющими сложный тип внутренней нервно-эмоциональной организации, спровоцировало в своё время грандиозную драку в ток-шоу украинского канала Интер «Большая политика» (причины и перипетии её уже описаны в одной из глав этой книги). Напомним: ведущий, очень опытный и широко известный в России и Украине политический шоумен, Евгений Киселёв, может, и не желая того, сам мотивировал этот инцидент. Движимый, как было очевидно по его управительским действиям в студии, большим желанием обеспечить обострение дискуссии по очень животрепещущей для страны проблеме, он свёл в полемике непримиримых оппонентов, зная заранее, что компромисс между ними невозможен. Аргументационная конфронтационность оппозиционеров скоро превратила их дискуссию сначала в жаркий спор, дальше – в неуправляемую свару, которая в итоге вылилась в качельную смену позиций, охарактеризованную психологами как формула «инициатор – оппонент», а дальше – кулачная «сеча».

Вооружался ли когда-либо Е.Киселёв хоть каким-то набором знаний психологических законов, распространяющихся в качестве характерных и типичных проявлений на процессы людских общесоциальных и профессиональных коммуникаций, не известно. Но кажется, что, обладай такими знаниями, он вряд ли допустил бы неприглядную публичную драку писателя О.Бузины с художником С. Поярковым. Он также всё сделал бы для установления в студии личностно-психологических контактов не только по вертикальной линии «шоумен – дискутанты», но и по линейным осям «дискутант-дискутант». А специалисты по психологии управления предлагают ему для обеспечения мирности и плодотворности спора такие основные правила, как:

→ кто-то из участников (спора) [в нашем случае – это ведущий] должен ограничить предмет дискуссии. Неопределённость, расплывчивость предмета спора и переход от конкретного к обобщённому раду предметов затрудняет дискуссию;

→ необходимо учитывать степень возможной эмоциональной включённости дискутантов (как известно из теории журналистики, внутренний психо-эмоциональный строй определяемых в участники кандидатов изучается и учитывается телеведущим заблаговременно, до самой передачи). Эмоционально неустойчивому сложнее регулировать в себе напряжённость при выяснении точек зрения, поэтому более стабильный (а таким может быть кто-то третий, в ТВ шоу – ведущий) должен охлаждать его пыл... Споры, возникающие в па́ рах эмоционально неустойчивых, обычно бесплодны, и третий (арбитр), просто необходим в этих ситуациях;

→ обязателен (со стороны ведущего – авт.) учёт уровня знаний предмета, профессиональная подготовка оппонента. Более плодотворным может быть спор специалистов с одинаково высокой профессиональной подготовкой, соблюдающих правила дискуссии. [41]

Уместно в связи с сутью последнего в поданом перечне правила заметить, что в шоу Е. Киселёва участники потасовки, будучи профессионалами в сфере своих искусств, специалистами в области, которая охватывала предмет, выносившийся на студийное рассмотрение, не являлись. Вот и сложилась типичная в таких случаях ситуация, когда предмет дискуссии оппонентами был забыт и они перешли к оценке интеллектуальных, физических и характерологических качеств друг друга. Острый конфликт в результате был, конечно же, неминуем.

А между тем возможность конфликтного взрыва просматривалась задолго до самого взрыва. Ещё сидя за общим столом вместе с другими коммуникантами, эти два персонажа то и дело нелицеприятно взаимно пикировались, не очень выбирая при этом слова и формулировки. А один из них, Поярков, бывший постоянным, как уже упоминалось здесь, участником шоу-выпусков «Большая политика», в каждом из собеседников находил объект для своих неэтичных саркастических выпадов. Так что, исходя из прошлых, а также из фактов едких выпадов в адрес О.Бузины в пресловутом выпуске «БП», Е. Киселёв, будь он знатоком психологических регуляторов межличностного общения, наверняка бы последовал им, чтобы вовремя обнаружить и оценить опасность наметившихся отрицательных тенденций в ней. Что, например, он мог бы отметить в виде сигналов для включения своего второго из двух сенсорных каналов чувствования – отслеживающего, будет легко определить после представления типизированных исследователями признаков латентно (т.е. скрытно) зреющих кризисов в коммуникациях. Н.Н. Обозов и Г.В. Щёкин в своей книге «Психология работы с людьми» подают их в виде возможных положительных и отрицательных тенденций. [42] Призываем обратить особое внимание на правую (с отрицательными тенденциями) колонку:

 

 

Положительные   конкретность ─ необходимость признать, что спор имеет причину; ─ «атака и защита» направлены на выяснение только этого спорного вопроса;     включённость ─ оба включаются в спор, признавая, что он будет полезен; общение продуктивное ─ чёткое, ясное, открытое, корректное общение; ─ каждый говорит только сам за себя; ─ всё говорится, как думается; каждый слушает не только себя, но и другого; честный спор ─ исключение ударов «ниже пояса» при отсутствии всяких доказательств своей правоты;   Отрицательные обобщённость ─ вспоминаются другие спорные события, факты, которые не имеют с данной темой ничего общего или же произошли давно; ─ поведение «обвиняемого» называется «типичным», например: «все мужчины...», «все женщины...» и т.д. отгороженность ─ одна сторона не включается в спор, избегая его; ─ кто-то обижается и заканчивает спор преждевременно; общение непродуктивное ─ постоянное повторение одного и того же, нежелание посмотреть на спорный вопрос глазами другого; ─ «глухота» к высказываниям другого; ─ намёки, двусмысленные высказывания; нечестный спор ─ доказательства, факты не относятся к делу и направлены в слабое, чувствительное место соперника.

 

Итак, постоянное повторение Поярковым одного и того же (5-я в правой колонке тенденция), оскорбляющего и обижающего Бузину, а также его, Пояркова, нежелание посмотреть на спорный вопрос глазами Бузины, глухота к высказываниям последнего, намёки и двусмысленные подначивания соперника, факты не относящиеся к делу и направленные в чувствительное место оного – вот что должно было насторожить ведущего ток-шоу и включить сигнал тревоги в нём, за чем незамедлительно он обязан был бы употребить один из организационно-психологических приёмов, способных пригасить пикировочный жар «дуэлянтов». Например: интенсивно – один за одним – включать в разговор других участников коммуникации, лишая вздорящих возможности «втиснуться» в него. Мог Киселёв прибегнуть и к иному действенному манёвру – временно перевести дискуссию на иной (запасной) тематический вектор, что также обеспечило бы возможность поостыть перегревшейся во взаимных словесных трениях па́ ре. И т.д.

Однако ничего подобного со стороны управителя студийной дискуссии своевременно предпринято не было, и всё случилось так, как случилось. Безотносительно к тому, случайно это произошло или по лукавому умыслу, на лицо был продемонстрирован факт вольного или невольного игнорирования обязанности со стороны модератора обеспечить как свой (по вертикали) личностно-психологический контакт с каждым участником аналитического собеседования, так и (по горизонтали) собственно между ними самими. Чего-чего, а неэтичных действий гостей студии, тем более в «формате» брутальной кулачной потасовки, профессионально ответственный тележурналист допустить не имеет права. И именно – во имя сбережения и утверждения чести и достоинства людей, приглашаемых в шоу, благородства самой профессии, непререкаемой её пользы для каждого гражданина, всего общества и государства в целом.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.