Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Предварительные замечания






Менеджмент качества – МК широко распространён в Японии и в западных странах. Однако на Западе МК рассматривается как задача отдельная от этапов проектирования и производства. Персонал, занимающийся МК, обычно не входит в состав разработчиков и проводит независимые и объективные исследования и анализ образцов разрабатываемой продукции. Этот вид деятельности включает в себя исследование и управление статистическими процессами производства, проведение испытаний и часто включает менеджмент по совершенствованию методов улучшения качества. В России этими видами деятельности, в той или иной степени занимаются службы ОТК, метрологии, управления качеством (если таковая существует в структуре организации). В США работу экспертов в области качества объединяет ASQC (American Society of Quality Control), в Европейском сообществе - EOQ (European Organization of Quality).

В отличие от такого подхода - в Японии МК цель и обязанность всех разработчиков и менеджеров. Должно быть, поэтому в Японии отсутствует отдельный орган, отвечающий за обеспечение качества. Однако японский союз инженеров и учёных (JUSE), занимается качеством в первую очередь, а руководство всех организаций и правительственные структуры считают проблемы менеджмента качества важнейшими.

Не удивительно, что большинство инструментов и методов МК пришло с Востока, и носят японские названия. Важным показателем этого является наличие в США консалтинговых центров по японским методам качества, а ряд известных научных центров возглавляют японские специалисты. Уместно напомнить, что методы робастного проектирования носят имя Тагути, диаграмма причинно-следственных связей имя Исикава, матрицы СФК имя Акао, ряд инструментов МК называются «семь японских методов», в англоязычной литературе прижились без перевода на английский японские термины, которые, кстати, перекочевали уже в русские научные публикации. Примеры можно множить, но и сказанного достаточно для понимания того факта, что Япония не собирается уступать свои передовые позиции в МК.

Всем специалистам известны семь простых методов (диаграммы Парето, диаграммы Исикавы, контрольные карты и т. д.), описанные во многих монографиях и учебных пособиях например [8, 9].

Подчеркнем, что усилиями создателя японского союза ученых и инженеров (JUSE) Каоро Исикава почти во всех университетах Японии читается курс практического использования статистических данных и все! рабочие японских промышленных предприятий владеют семью простыми методами обеспечения качества. К сожалению отметим, что в России большинство инженеров даже не слышали о семи простых методах.

Больший интерес следует проявить ко второму поколению японских методов, названных в США «Семь инструментов планирования и менеджмента» (в оригинале под редакцией Shigeru Mizuno – Management for Quality Improvement: The 7 New QC Tools). Эти методы предназначены для расширения области применения, занятой семью простыми или базовыми методами. Интересно отметить, что в разных источниках соблюдается число семь, а названия методов меняются. Знание этих инструментов необходимо специалистам по МК. Более подробно познакомиться с ними следует по первоисточникам или по монографиям, посвящённым методам планирования и управления при обеспечении качества. Подробнее можно посмотреть [6].

Классификация, структура и свойства современных инструментов МК и КИК представлены на рис.23 и в таблице 12.

Таблица 12. Сравнение применимости инструментов инжиниринга качества

  Инструменты ИК     Пользователи   Этап жизненного цикла
Семь простых методов обеспечения качества Весь персонал организации, включая рабочих Статистическое регулирование производства
Семь новых методов планирования и управления Руководители и члены команд, отделы маркетинга, плановый Создание концепции, планирование, контроль, управление
Семь методов исследования и обеспечения Специалисты по качеству, главные конструктора Выбор концепции, проектирование, производство

Примечание: В таблице 12 названия инструментов даны в полном переводе с языка оригинальных публикаций, в то время как, на рисунке 23 даны их краткие наименования

· Робастное проектирование- РП · Структурирование функции качества - СФК · Метод шести сигм -МШС · Нечеткая логика · Теория рационализации и изобретательства ТРИЗ · Оценка рисков и анализ дефектов-ФМЕА · Методы принятия решений и оптимизация

 

 

Рис.23 Классификация инструментов менеджмента качества

.

В настоящем учебном пособии кратко рассматриваются некоторые из методов исследования (МШС, РП, СФК, ФМЕА). Для более подробного рассмотрения следет обратиться к ссылкам на литературу или к ресурсам Интернета.

. Иллюстрацией важности понимания возможностей инструментов МК является схема процесса проектирования, приведенная в таблице 13.

Автор не задавался целью сравнительного анализа упомянутых инструментов ИК, все они нужны и должны использоваться, некоторые в частных случаях исследования, некоторые на определённых этапах ЖЦ продукции, некоторые на всех этапах ЖЦ, как самостоятельно, так и в сочетании с другими инструментами. Поэтому, читатель должен знать о существовании этих методов, а их оптимальное использование придёт с опытом и будет зависеть от конкретных задач.

В следующих параграфах будут рассмотрены инструменты и методы, выделенные в таблице 13 полужирным курсивом.

Таблица 13 Этапы создания новой продукции

Этап 0: Возникновение замысла (Impetus/ideation) · Новые технологии и идеи, конкурентоспособность в новых направлениях • Возможность работы в разных направлениях Этап 1 Формулирование требований: (Customer and business requirements study)- СФК · Идентификации запросов и пожеланий потребителя · Перевод ГП в функциональные и измеримые показатели · Изучение воспроизводимости идей Этап 2: Концепции проектирования(Concept development)-ПЭ, ТРИЗ · Основные концепции: стратегия, положение на рынке, ценность продукции · Определение продукции: уровень функциональных требований · Design concept generation, evaluation, and selection · Генерация идей, оценка, отбор · Расчет, моделирование, эскизное проектирование Этап 3: Проектирование или создание прототипа(Product/service design/prototyping)- РП · Уточнение функциональных требований    
• Параметрическое проектирование • Создание прототипа • Создание технологической системы • Создание системы контроля Этап 4: Постановка на производство(Manufacturing process preparation/product launch) -СУП, ФМЕА · Создание производственной структуры · Создание систем контроля, регулировки и валидации · Внедрение производственных процессов Этап 5 Производство (Prоduction)– МШС, ЛИН · Функционирование, контроль и регулировка процессов · Управление поставками Этап 6: Потребление(Product/service consumption) · Послепродажное обслуживание Этап 7: Утилизация(Disposal)  

 

В заключение параграфа отметим те составляющие качества, которые признаны в мировом сообществе как основные.

По Д. Гервену качество имеет 9 составляющих (табл.14)

Таблица14 Составляющие качества

Составляющая Определение и примеры
Performance Показатели     Первоначальные показатели продукции, например яркость изображения
Features Свойства     Вторичные свойства, например, дистанционный контроль
Conformance Соответствие Соответствие стандартам или спесификациям, качество работы
Reliability Надежность     Сохранение показателей во времени, среднее время до отказа
Durability Долговечность Полезное функционирование, включая восстановление
Service Обслуживание Решение проблем обслуживания, например, простота восстановления
Response Отклик Связь между потребителями, например, связь с дилером
Aesthetics Эстетичность Эрготехнические характеристики, например, внешний вид
Reputation репутация Окончательные показатели и неосязаемые преимущества

 

Основной принцип: делать хорошие вещи и делать эти вещи хорошо всё время!

Качество можно оценить математически как

Q= P/E

Q – качество, P – исполнение, E- ожидания

По определению американского общества качества - ASQ, продукция проявляется в двух направлениях:

1. продукция должна обладать способностью удовлетворять установленные или ожидаемые потребности (хорошие вещи)

2. продукция не должна иметь недостатков (делать вещи хорошо)






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.