Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Пожилой человек как объект социальной работы. Учреждения социального обслуживания граждан пожилого возраста.






Юридическое определение пожилого возраста сопряжено с установленным в Российской Федерации возрастом выхода на пенсию по старости. Согласно ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и Трудовому кодексу РФ, установлен пенсионный возраст для мужчин – 60 лет и для женщин – 55 лет. В России активно развивается социально-геронтологическая работа

(социальная работа с пожилыми людьми). Социально-геронтологическая работа определяется как совокупность медико-социальных, психосоциальных, социальных и социально-правовых мероприятий, направленных на оказание помощи в решении проблем людей пожилого возраста. В социально-геронтологической работе принимают активное участие специалисты различного профиля – медики, психологи, социальные работники, юристы. Cоциально-геронтологическая работа основывается не только и столько на теоретизировании существующих приёмов и способов работы, но и на практическом их применении в процессе оказания помощи. Эта задача возлагается на медицинских сестёр, социальных работников, психологов и психотерапевтов, юристов, которые занимаются этим профессионально, и на волонтёров, помогающих безвозмездно.

Социально-геронтологическая работа в России базируется на законодательно-нормативных документах, основанных на нормах Конституции Российской Федерации, гарантируется законодательством, отвечающим международным принципам. Статьи 7, 39, 41, 43, 44, 51 Конституции РФ иллюстрируют основные права граждан, права пожилых людей. Нормативно-

правовую основу социально-геронтологической работы составляют Федеральные законы, Указы Президента РФ, Постановления Правительства РФ, законодательные акты и решения субъектов Российской Федерации. Нормативно-правовую базу пенсионного обеспечения пожилых граждан составляют ФЗ от 15.12.2001 г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении граждан Российской Федерации», ФЗ от 15.12.2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» и ФЗ от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». Также социальное обеспечение пожилых граждан основывается на ФЗ от

17.07.1999 г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи», ФЗ «О ветеранах» от 12.01.1995 г. № 5-ФЗ, ФЗ «О социальной защите инвалидов» от 1995 г., ФЗ «О погребении и похоронном деле» № 8 от 1996 г. и др. Система социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов основывается на ФЗ от 10.12.1995 г. № 195-ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» и ФЗ от 02.08.1995 г. № 122-ФЗ «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов».Работа с пожилыми людьми складывается по следующим направлениям:

· медико-социальная работа;

· психосоциальная работа;

· социальная работа;

· социально-правовая защита.

В каждом направлении социально-геронтологической работы можно выделить ряд наиболее распространённых технологий, применяемых на практике специалистами. Среди существующего многообразия технологий социально-геронтологической работы наибольшую изученность имеют социальные технологии, в числе которых – социальное обслуживание (на дому, в отделениях дневного пребывания, в стационарных учреждениях), пенсионное обеспечение, оказание различных видов государственной социальной помощи.

В стационарных учреждениях социального обслуживания пожилых граждан предоставляется широкий спектр медицинских и психологических услуг. Медико-социальная работа с пожилыми основывается на оказании медицинской помощи в объёме программ обязательного медицинского страхования. Проживающие в доме-интернате обеспечиваются уходом с учётом состояния здоровья, осуществляется содействие в проведении медико-социальной экспертизы, проводятся реабилитационные мероприятия с учётом индивидуальной программы реабилитации, разработанной специалистами учреждения медико-социальной экспертизы. Администрация стационарного учреждения осуществляет контроль за обеспечением санитарно-гигиенических требований в жилых помещениях, местах общего пользования и к качеству питания. С 1 января 2008 г. в Ростовской области на базе Ростовского дома-интерната и Таганрогского дома-интерната образованы два геронтологических отделения: геронтопсихиатрическое отделение и медицинское геронтологическое отделение на 30 мест каждое.

Важное место в системе психосоциальной помощи занимает психологическое консультирование и психотерапия. Психологическое консультирование может быть следующих видов: (1)

возрастно-психологическое консультирование – помощь в принятии старости, поиск новых жизненных ориентиров; (2) семейное психологическое консультирование – предполагает работу и с пожилым человеком, и с его семьёй с целью определения социальных ролей каждого члена семьи и социального статуса пожилого человека в семье; (3) профориентационное психологическое консультирование – консультирование по вопросами профессионального самоопределения после выхода на пенсию; (4) индивидуальное психологическое консультирование – передача знаний о старости старения, различных моделях поведения в старости, также включает консультирование в особых ситуациях, например в связи с потерей близких.

В геронтологической работе возможно активное использование психотерапевтических методов, среди которых наиболее известны биографический метод, мемуаротерапия, арт-терапия, кинотерапия, музыкотерапия, трудотерапия.

Важным направлением социально-геронтологической работы является социально-правовая защита пожилых граждан. Пожилые граждане, являясь гражданами Российской Федерации, имеют право на жизнь, на социальное обеспечение, имеют право на получение информации и защиту своих прав. Юристы учреждений социальной защиты, да и сами социальные работники призваны информировать своих клиентов о существующих нормах права и способах их реализации. Статья 45 Конституции РФ гарантирует каждому государственную защиту прав и свобод. Право на защиту тесно связано с правом на получение квалифицированной юридической помощи, гарантированной каждому гражданину частью 1 статьи 48 Конституции РФ. Пожилые граждане, чей среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации, имеют право на бесплатную юридическую помощь. В соответствии со ст. 26 ФЗ от 31.05.2002 г. № 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и

адвокатуре в Российской Федерации» бесплатная юридическая помощь предоставляется всем гражданам РФ при составлении заявления о назначении пенсии. Ветераны Великой отечественной войны имеют право получить юридическую помощь бесплатно по любым вопросам, не связанным с предпринимательской деятельностью, а пожилые граждане РФ из числа пострадавших от политических репрессий могут получить бесплатную консультацию по вопросам, связанным с реабилитацией. Важно учитывать, что социально-геронтологическая работа должна строиться таким образом, чтобы пожилой человек воспринимался как действующий субъект, имеющий равноценную роль в процессе оказания помощи. Необходимо дать понять клиенту, что его богатый жизненный опыт, мудрость и есть помощь в решении проблем.


43.Социальные проблемы пожилых граждан. Закон РФ «О социальном обслужавании граждан пожилого возраста и инвалидов».

Основные функции специалиста по социальной работе:

консультирование по социально-правовой защите беременных женщин и матерей,

взаимодействие с учреждениями социальной защиты, образования и общественными организациями.

профилактика социального сиротства,

раннее выявление семейного неблагополучия,

подготовка к сознательному родительству несовершеннолетних матерей в школе «Самостоятельных мам» на базе перинатального центра,

формирование образа желанного ребёнка у юных матерей,

формирование здорового образа жизни у подростков,

Прежде всего - аналитико-информационной и прогностической. Заметим, что аналитическая и информационная функции присущи всем видам человеческой деятельности. Именно с анализа, с получения соответствующей информации и определения теоретической концепции начинается управление любыми процессами жизнедеятельности человека. Социальная работа также опирается на информацию, получаемую в результате анализа социальной сферы. Прежде всего, это: анализ и получение информации по проблемам занятости, условий труда, уровня доходов; анализ и получение информации о деятельности отраслей социального обслуживания; получение информации о криминогенной обстановке; анализ социальной структуры населения; изучение образа жизни людей (условий, качества, стиля жизни); анализ экологических условий; анализ и получение информации о здоровье населения, занятии спортом, физкультурой, об использовании бюджета времени и т.п. Иными словами необходимо иметь социально-демографическую информацию, медико-социальную информацию, информацию криминального характера Важно знать, какое место, какую часть в общем населении района, области, занимают группы социального риска, т.е. те группы, которым необходимо оказывать социальную помощь, социальную защиту.

На основе анализа делаются расчеты, определяется потребность в дополнительных лечебных, учебно-воспитательных, реабилитационных, консультационных и других социальных службах и институтах, о действиях, необходимых в данном регионе, т.е. прогнозируется будущее состояние социальной работы в данном регионе, определяется ее политика, включая такие компоненты, как развитие социальной инфраструктуры, профилактическая деятельность, предупреждение негативных изменений в медико-социальном, криминальном состоянии населения, уменьшение групп социального риска в общем составе населения региона и т.п. Таким образом, аналитико-информационная и прогностическая функции социальной службы являются исходным, исключительно важным компонентом всей социальной работы в том или другом регионе, коллективе.

Объемной и исключительно ответственной является организационно-управленческая функция, которая предполагает не только решение вопросов организационного, кадрового характера данной службы, но и координацию усилий в части социальной защиты других ведомств таких, как: здравоохранение, народное образование, культура, спорт, правоохранительные органы, службы коммунального хозяйства, общественные и благотворительные организации и др. Многоплановость и объемность задач социальной работы с управленческой точки зрения предопределяет структурные построения органов социальной защиты и их функции. Западные специалисты, например, в систему социальной работы включают: индивидуальную социальную работу, групповую социальную работу, организацию сообщества, административную социальную работу, социологические исследования, социальную политику, планирование, непосредственную клиническую практику, семейную и брачную практику и другие виды микропрактик, а также то, что называется общей практикой социальной работы, объединяющей микро- и макроуровни («Словарь социальной работы» Р. Брокера). Если внимательно присмотреться к тем проблемам, которые решают органы по труду и социальной защите у нас, их перечень не будет меньшим, скорее - наоборот. Это еще раз говорит о том, что обеспечение результативности социальной защиты невозможно без координационных, организационных действий, без управления. На каждом из уровней необходима оценка состояния, выработка и принятие соответствующих решений (планирование), организация их реализации, контрольная деятельность.

Органы социальной защиты решают вопросы материально-технического, кадрового обеспечения, развития системы социальных служб данного региона, которые занимаются проблемами медико-социального, социально-бытового, социально-правового характера и другими вопросами социальной защиты различных групп населения, налаживая организационные связи, координируя и контролируя соответствующие службы.

Исключительно важной функцией социальных служб является контроль за исполнением решений вышестоящих и местных органов власти, касающихся проблем социальной политики и защиты населения, укрепления здорового образа жизни, высокой культуры общения.

С организационно-управленческой точки зрения социальная работа рассматривается как открытая система, имеющая тесные связи с другими системами жизнедеятельности человека (экономической, политической, духовной). Такие же связи имеет каждая конкретная структура (орган) социальной защиты. Налаживать эффективное взаимодействие между всеми компонентами социальной сферы в целях решения вопросов социальной защиты - главная задача организационно-управленческой функции социальной работы.

В самостоятельный блок можно выделить функции, связанные с проблемами семьи, детства, когда соответствующим службам приходится решать вопросы укрепления семейно-брачных отношений (организация служб знакомств и служб доверия, медико-психологических консультаций для супругов и людей, вступающих в брак, организация семейного досуга и др.), а также поддержки репродуктивности семьи (создание медико-социальных, социально-бытовых и социально-психологических условий, обеспечивающих здоровое физическое и социальное развитие детей, организация медико-генетических и психолого-педагогических консультаций, создание служб планирования семьи, социально-медицинского патронажа и др.).

К этому блоку значительной своей частью примыкают психологическая и педагогическая функции, хотя их роль распространяется и на другие группы населения (создание воспитывающей, педагогически организованной среды, утверждения здорового образа жизни, хороших соседских взаимоотношений, культурного досуга, развития физкультуры и спорта и т.п.).

Функция социально-правовой и социально-экономической поддержки связана с оказанием помощи в реализации гражданами своих трудовых, жилищных, семейных и других социальных прав, а в случае необходимости восстановления этих прав в порядке судебных и других предусмотренных законом процедур, мер.

Социально-профилактическая и социально-реабилитационная функции заключаются в социальном оздоровлении жизненного пространства людей, прежде всего семейных отношений, в утверждении здорового образа жизни, противостоянии различным негативным проявлениям, а также в оказании людям помощи в их возвращении к нормальной жизни, ранее нарушенной по различным причинам (болезнь, инвалидность, наркотизм, лишение свободы, стресс вследствие стихийного бедствия, насилия, сексуальной агрессии и т.д.).

В зависимости от состояния социальной сферы, объемов социальных проблем органам труда и социальной защиты, социальным службам приходится реализовать одни функции в большей степени, другие - в меньшей.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.