Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Основные направления государственно-правового регулирования социальной работы.






Под социальной политикой подразумевается целенаправленное воздействие государства и негосударственных структур на существующую систему общественных отношений с целью улучшения условий быта и труда широких слоёв населения, смягчения социального неравенства и повышения культурного уровня граждан. По самой своей сути она направлена на защиту социальных прав граждан, провозглашённых в Конституции РФ (гл. 2). Различают права и свободы. Право человека (субъективное, юридическое) – это охраняемая, обеспечиваемая государством узаконенная возможность осуществлять какую-либо деятельность. Свобода человека (как это отражено в документах о правах человека) – это отсутствие каких-либо ограничений в деятельности, поведении.

Права человека по содержанию делятся на гражданские (личные), политические, экономические, культурные, социальные. Именно группа социальных прав в своей совокупности обеспечивает

свободу человека в экономической, социальной и культурной сферах и даёт ему возможность защитить свои интересы и удовлетворить жизненные потребности. Поэтому в интересах общества возникает необходимость защиты жизненных прав человека от экономического произвола и социальной несправедливости, а также дать ему силы для духовного развития и проявления своих способностей. Важная особенность этой группы прав состоит в том, что они закрепляются за каждым человеком, т. е. не зависят от гражданства их субъектов. Сюда входят: (1) трудовые права (право свободно распоряжаться своими способностями к труду, запрет принудительного труда, право на охрану труда, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации, на защиту от безработицы, на индивидуальные и коллективные трудовые споры, право на отдых); (2) право на охрану семьи (материнства и детства, равенство прав и обязанностей родителей по воспитанию детей и т.д.); (3) право на социальное обеспечение (на пенсии, пособия, выплаты); (4)

право на жилище (стабильное пользование жилым помещением во всех разновидностях жилищного фонда, улучшение жилищных условий, обеспечение здоровой среды обитания, жилой среды, достойной цивилизованного человека); (5) право на охрану здоровья и медицинскую помощь; (6) право на образование (общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях).

Специалисты по социальной работе, как правило, имеют дело не только и не столько с конституционными правами и обязанностями граждан, которые являются общими и равными для всех, сколько с субъективными правами и обязанностями, которые проявляются в конкретных общественных отношениях. Эти конкретные отношения показывают различие фактических правовых связей людей при равенстве социальных и правовых возможностей, так как индивидуализированы и обусловлены конкретной жизненной ситуацией, социальным статусом (родители, безработные, инвалиды и т. д.).

Задача социальных работников в данном случае заключается в защите личных прав граждан, обеспечении их в конкретных жизненных ситуациях, борьба с их нарушениями со стороны должностных лиц и организаций. Независимо от того, занимается ли социальный работник отдельным случаем, работает ли он в составе группы или в рамках организации, участвует в реализации национальной программы или занят научными исследованиями, вопросы защиты гражданских прав в применении к современным экономическим и социальным проблемам являются высшими приоритетами.

Профессиональный социальный работник служит помощником юристу в утверждении личных прав и свобод гражданина. Если юрист способен эффективно реализовать юридические и политические права, предусмотренные конституцией, социальный работник помогает обозначить и обеспечить современные экономические и социальные права. Под правовым механизмом защиты прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации следует понимать совокупность органов государственной власти на всех уровнях, общественных организаций и используемых ими правовых средств, направленных на защиту и реализацию прав и свобод человека и гражданина. Можно увидеть, что механизм защиты прав человека в РФ состоит из двух основных элементов:

1. деятельность государственных органов и учреждений (судебные, административно-правовые формы защиты прав человека, деятельность комиссий и уполномоченных по правам человека);

2. деятельность негосударственных структур (профессиональная и общественная защита прав человека, а также самозащита гражданином своих прав). Конституция РФ, установив то, что права и свободы человека и гражданина определяют смысл, содержание законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления, одновременно установила способ обеспечения этих прав и свобод – правосудие. Система конституционного контроля в Российской Федерации включает в себя следующие элементы:

· Конституционный суд РФ и уставные суды субъектов федерации (по жалобам на нарушения конституционных прав и свобод граждан, по проверке запросов судов о конституционности законов, применяемых в конкретных делах);

· федеральные суды общей юрисдикции: Верховный суд РФ, верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, районные суды, военные суды (по делам о воинских преступлениях, дисциплинарных проступках и по гражданским делам, отнесённым к их компетенции), специализированные суды (речь идёт прежде всего о ювенальной и административной юстиции);

· федеральные арбитражные суды: Высший арбитражный суд РФ, федеральные арбитражные суды округов, арбитражные суды субъектов РФ, мировые судьи субъектов Российской Федерации.

Суды делятся на судебные инстанции в соответствии с выполняемыми ими функциями (принятие решения по существу дела, проверка законности и обоснованности этих решений). В гражданском и уголовном процессе различают суды первой, второй и надзорной инстанций.

Помимо судебных процедур защиты нарушенных прав, существуют и административно-правовые формы защиты прав граждан.

Среди административно-правовых форм защиты прав и свобод граждан можно выделить следующие:

· законодательные гарантии прав и свобод человека и гражданина в сфере исполнительной власти;

· административный (внесудебный) порядок обжалования актов органов исполнительной власти, когда жалоба на действие нижестоящего органа (должностного лица) передаётся на рассмотрение вышестоящего по соподчиненности (субординации) органа; _специфические формы государственного контроля в системе исполнительной власти: контроль Президента за законностью и целесообразностью действий и актов Правительства РФ, федеральных министерств.

К деятельности негосударственных структур по защите прав человека в первую очередь относится деятельность адвокатуры. Адвокатура является профессиональным сообществом адвокатов и как институт гражданского общества не входит в систему органов государственной власти и органов местного самоуправления. Государственная и общественная защита прав человека не исключает

возможности самостоятельных активных действий в этом направлении каждого индивида всеми способами, не запрещёнными законом (т. е. самозащиты). Такими способами самозащиты могут быть обращения в средства массовой информации, использование различного рода общественных объединений (партий, профсоюзов), обращения к трудовому коллективу, собраниям граждан.

Определённую роль в повышении правовой культуры, защите прав граждан в политической, экономической, социальной сферах играют различные неправительственные правозащитные организации. Это общественные приёмные, такие известные организации, как Союз защиты прав потребителей, Институт прав человека, Правозащитный центр «Мемориал», Московская

Хельсинкская группа, Фонд защиты гласности, Центр развития демократии и прав человека, Центр международной защиты и т. д. Однако их роль и эффективность пока нельзя сравнить с аналогичными структурами и механизмами защиты, сложившимися в демократических обществах.







© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.