Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Учёт расчётов по кредитам и займам.






Пополнять оборотные средства можно на основе договоров (в письменном виде) займа или кредита (как в денежной, так и в товарной форме) (ПБУ 15/2008). Банковский кредит – предоставление денежных средств кредитной организацией заемщику на условиях возвратности, срочности и платности (кредитный договор). Коммерческий кредит (полная предоплата, аванс, отсрочка, рассрочка) – предоставление кредитором собственных денежных средств или иных вещей на срок должнику (сопутствующее обязательство к основному договору – купли-продажи, подряда, аренды, на оказание услуг и др.). Заем – договор, по которому заимодавец передает заемщику в собственность или оперативное управление деньги или вещи на условиях возврата с уплатой или без уплаты процентов. Товарный кредит – одна сторона обязуется предоставить другой вещи, определяемые родовыми признаками, в размере и на условиях, предусмотренных договором, а другая – вернуть их и уплатить проценты за пользование ими. Облигация – долговое обязательство, по которому заемщик (выпустивший облигацию) гарантирует кредитору (купившему ее) выплату определенной суммы по истечении установленного срока и выплату ежегодного дохода в виде фиксированного или плавающего процента. Вексель – долговое обязательство, по которому векселедержатель имеет бесспорное право по истечении оговоренного срока получить обозначенную в нем сумму. По срокам предоставления займы и кредиты бывают: краткосрочными – срок погашения не превышает 12 месяцев и долгосрочные – свыше 12 месяцев (задолженность может быть срочной, срок погашения не наступил или продлен, просроченной – с истекшим сроком погашения).

Учет движения займов и кредитов – на счетах 66 " Расчеты по краткосрочным кредитам и займам" и 67 " Расчеты по долгосрочным кредитам и займам", субсчета: 66-1 " …займам", 66-2 " …кредитам", 67-1 " …займам", 67-2 " …кредитам". Дополнительные субсчета: " Основной долг по полученным займам и кредитам", " Проценты к уплате по полученным займам и кредитам", " Основной долг по срочным займам и кредитам", " Основной долг по просроченным…", " Проценты к уплате по просроченным…", " Штрафные санкции по договорам займов и кредитов", " Заемные средства, полученные под векселя и облигации (заемные обязательства)". По кредиту счетов 66 и 67 – получение займов, кредитов и заемных обязательств, по дебету – их погашение. Расходы по займам – проценты, причитающиеся к оплате заимодавцу (кредитору) и дополнительные расходы (суммы, уплачиваемые за информационные и консультационные услуги, за экспертизу договора, иные расходы, непосредственно связанные с получением займов (кредитов)). Расходы отражаются в бухучете обособленно от основной суммы обязательств по займам (кредитам), в том отчетном периоде, к которому относятся, признаются прочими расходами (кроме расходов, включаемых в стоимость инвестиционного актива – проценты, непосредственно связанные с его приобретением, сооружением или изготовлением). Проценты по векселю, проценты и дисконт по облигации отражаются в учете обособленно от вексельной суммы и от номинальной стоимости облигации соответственно как кредиторская задолженность. В отчетности данные: о наличии и изменении обязательств по займам (кредитам); о %-тах, включаемых в стоимость инвестиционных активов; о суммах расходов, включенных в прочие расходы; о величине, видах, сроках погашения выданных векселей, проданных облигаций; о суммах дохода от временного использования средств займа (кредита) в качестве долгосрочных и (или) краткосрочных финансовых вложений и др.

Типовые проводки: • Д50, 51, 52К66, 67 – отражена задолженность по займу, кредиту; • Д10, 41К66, 67 – по займу в натуральной форме; • Д60К66, 67 – получен коммерческий кредит – поставка товаров с оплатой в рассрочку; • Д66, 67К50, 51, 52, 10, 41 – погашен кредит, заем; • Д60, 76К66, 67 – начислены % за пользование в увеличение дебиторской задолженности; • Д08К66, 67 – начислены %, включенные в стоимость инвестиционного актива (до

(до принятия его к учету); • Д50, 51, 52К66, 67 – поступление средств от продажи облигаций, Д51…К98 – сумма превышения цены продажи облигаций над их номинальной стоимостью, Д98К91 – отнесение в состав прочих доходов разницы между ценами равномерно в течение всего срока обращения облигаций (Д91К66, 67 – доначисление разницы между продажной и номинальной ценой при размещении облигаций по цене ниже номинальной); • Д91К66, 67 – отражение процентов и дисконта по выданным векселям и размещенным облигациям.

 

 

27. Система национальных бухгалтерских стандартов в РФ.

Переход к рыночным отношениям, возникновение международных и финансовых связей выдвинули в число актуальных вопрос совершенствования бухучета в России и его приближения к международным стандартам финансовой отчетности. По поводу использования МСФО в бухучете России специалисты придерживаются направлений: рекомендовать полностью использовать МСФО в бухучете; отказаться вообще от их использования и разработать свои национальные стандарты; разработать российские стандарты путем приспособления МСФО к национальным требованиям. При разработке стандартов бухучета в нашей стране необходимо учитывать специфику переходного периода, формирования новой финансовой и денежно-кредитной системы, особенности налогообложения, структурные отношения различных форм собственности, состояние экономики страны, др. факторы. Межведомственная правительственная комиссия по реформированию бухучета и финансовой отчетности во исполнение Программы реформирования бухучета в России в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности подготовила ряд национальных стандартов, часть которых опубликована в виде Положений (21 стандарт и Положение по ведению бухучета и бухгалтерской отчетности в РФ).

Положения (стандарты) по бухгалтерскому учету (ПБУ) относятся ко второму уровню системы нормативного регулирования бухучета в РФ, утверждаются Минфином РФ, устанавливают по отдельным разделам базовые принципы и правила ведения бухучета, основные понятия, относящиеся к отдельным участкам учета, возможные бухгалтерские приемы без раскрытия механизма применения их к определенному виду деятельности. Каждое Положение должно применяться с учетом других Положений по бухучету в соответствии с действующим законодательством. Положения в целом соответствуют аналогичным международным стандартам, но ПБУ носят обязательный характер, а МСФО – рекомендательный. Положения по бухгалтерскому учету (ПБУ) в России являются в достаточной степени детализированными и обязательными для исполнения. Весь учет ведется в рублях с использованием нормативного Плана счетов, структура которого строго регламентирована, его применение практически не дифференцируется в зависимости от хозяйствующего субъекта. Концепция, по которой операции могут по-разному отражаться для целей бухучета и налогообложения, все еще недостаточно хорошо отработана. Основная цель стандартов заключается в выработке единого содержания новых принципов и понятий бухучета, достижении единообразного содержания терминологии бухучета, едином подходе к построению форм и толкованию показателей финансовой отчетности.

Отличительные особенности ПБУ: преследуют интересы регулирующих органов; достоверность отчетности достигается соответствием действующим нормативных актам; активы – имущество принадлежат организации на праве собственности или ином вещном праве; провозглашено требование осмотрительности; в основе большинства учетных действий лежит первичный (оправдательный) документ, отвечающий установленным требованиям (что затрудняет соблюдение провозглашенного требования приоритета содержания над формой); применяется метод начислений – признание в отчетном периоде относящихся к этому периоду расходов и доходов, подтвержденных первичными документами; значимость определяется через количественные величины; провозглашена возможность профессионального суждения (оценки) при подготовке отчетности.

Базовые принципы организации учета на предприятиях согласно ПБУ: финансовый год должен совпадать с календарным; в Плане счетов счета размещены аналогично размещению статей

; в Плане счетов счета размещены аналогично размещению статей бухгалтерского баланса (от наименее ликвидных к более ликвидным); учетную политику можно применять, как правило, лишь с начала календарного года; разные варианты подхода к учету тех или иных хозяйственных операций законодательно разрешены на достаточно узком количестве участков; исправление ошибок допускается методом " красного сторно"; большое влияние на организацию учета оказывает система налогового учета и др.

28. Учёт материально-производственных запасов (МПЗ).

МПЗ – это часть имущества, используемая в качестве сырья, материалов и т.п. при производстве продукции (работ, услуг); предназначенная для продажи; для управленческих нужд организации (ПБУ 5/01): материалы; готовая продукция; товары. Классификация МПЗ для построения синтетического и аналитического учета, составления статистического отчета об остатках, поступлениях и расходе сырья и материалов (ф.№1-сн)): 1. По характеру владения ТМЦ: • принадлежащие организации по праву собственности (хозяйственного ведения или оперативного управления); • не принадлежащие организации, но по условиям договора находящиеся у нее (учитываются по видам – за балансом). 2. По порядку использования ТМЦ: • используемые в производстве; • предназначенные для продажи; • используемые как средства труда; • те, которые после монтажа будут функционировать в составе ОС. 3. В зависимости от роли в процессах производства: • сырье и основные материалы; • вспомогательные материалы; • топливо; • запасные части; • тара и тарные материалы; • покупные п/ф; • возвратные отходы производства; • прочие материалы.

МПЗ принимаются к учету по фактической себестоимости (с учетом порядка поступления: приобретение за плату; безвозмездное получение; создание юр.лицом; вклад в уставный капитал; оплата неденежными средствами; не принадлежащие, но находящиеся в пользовании или распоряжении – за балансом), это: • оплата поставщику по договору; • оплата информационных и консультационных услуг, связанных с МПЗ; • таможенные пошлины; • невозмещаемые налоги; • оплата посреднику; • затраты по заготовке, доставке, складскому содержанию, транспортировке (если эти затраты не вошли в цену МПЗ), %-ты по кредитам, займам (до принятия МПЗ к учету), страхованию; • затраты по доведению до пригодного к использованию состояния (сортировка, фасовка и т.п.) и др. Морально устаревшие МПЗ, потерявшие качество, либо стоимость продажи которых снизилась, отражаются в балансе на конец периода за вычетом резерва под снижение стоимости ТМЦ (который образуется за счет финансовых результатов на величину разницы между текущей рыночной стоимостью и фактической себестоимостью МПЗ, если последняя выше первой).

Типовые проводки. 1. Заготовление МПЗ: • на счете 10" Материалы" (при небольшой номенклатуре, небольшом количестве поставок, одновременном поступлении данных о себестоимости – аналитический учет по наименованиям, местам нахождения) Д10К60(76) – отражена покупная стоимость материалов (транспортные расходы, посреднические услуги) по накладной и счетам-фактурам, Д19К60(76) – учтен НДС; • с применением счетов 15 " Заготовление и приобретение материалов" и 16 " Отклонение в стоимости материалов" – себестоимость равна сумме по дебету счета 10 (материалы по учетным ценам на выбор организации: цена поставщика; фиксированная цена за период; фактическая себестоимость материалов по данным предыдущего месяца) и по дебету 16 (разница между учетной ценой и фактической себестоимостью), счет 15 вспомогательный – по дебету информация о фактической себестоимости, по кредиту – об учетной цене (аналитический учет – чтобы каждый вид расходов мог быть четко отнесен к конкретному виду и партии) Д10К15 – оприходованы материалы по учетным ценам, Д15К60(76) – покупная стоимость материалов (транспортных расходов) на основании счетов-фактур, Д19К60(76) – учтен НДС, Д16(15)К15(16) – в конце месяца остаток по счету 15 списывается на счет 16 как отклонение учетной цены от фактической, Д20К10 – списаны материалы в производство и Д20К16 – списана сумма отклонений в конце периода пропорционально стоимости материалов, отпущенных в производство; • различные поступления Д10К75 – от учредителей в качестве вклада в уставный капитал, Д10К80 – в качестве вклада в имущество по договору простого товарищества, Д10К79 – в доверительное управление по стоимости, числящейся в учете учредителя управления, также структурным подразделениям, выделенным на отдельный баланс, Д10К20, 23 – МПЗ собственного производства, Д10К28 – неисправимый брак по цене возможной реализ

, Д10К28 – неисправимый брак по цене возможной реализации, Д10К71 – за наличный расчет, Д10К91 – излишки по результатам инвентаризации, также полученные от разборки ОС, Д003 – материалы в переработку и др. 2. Продажа и выбытие (при выбытии оценка одним из способов: по себестоимости каждой единицы; по средней себестоимости; по себестоимости первых по времени приобретения материалов (метод ФИФО)): • продажа МПЗ Д62К90 и Д90К41, 43 – отгружены товары, готовая продукция покупателю, Д91К10, 11 – стоимость отгруженных покупателю излишних ценностей; • прочее выбытие Д94К10, 11, 41, 43 – списание недостающих и испорченных МПЗ, Д91К10 – безвозмездная передача другим организациям, Д58К10 – переданы МПЗ в качестве вклада в уставный капитал, также в имущество по договору простого товарищества, Д009 – переданы МПЗ в залог. 3. Отпуск материалов в производство (по себестоимости каждой единицы (драгоценные металлы, камни); по средней себестоимости (по каждому виду запасов как частное от деления общей себестоимости на их количество); метод ФИФО): • Д20К10 – на изготовление продукции, Д23К10 – цехам вспомогательного производства, Д25К10 – на обслуживание и управление производством, Д26К10 – на управление предприятием в целом, Д28К10 – на исправление брака, Д29К10 – обслуживающим цехам. Методы для правильного определения материальных затрат в процессе производства: документального оформления; учета расхода по партиям; инвентаризации. Способы аналитического учета: сортовой; учета по номенклатурным номерам; оперативно-бухгалтерский (сальдовый).

 

29. Учёт финансовых результатов.

Финансовый результат – выраженный в денежной форме, конечный экономический итог хозяйственной деятельности организации в виде прибыли или убытка. Бухгалтерская прибыль (убыток) выявляется за отчетный период на основании бухучета всех хозяйственных операций. Базовыми элементами бухучета, формирующими финансовый результат, являются доходы и расходы. Доходом (расходом) признается увеличение (уменьшение) экономических выгод в результате поступления (выбытия) активов и (или) погашения (возникновения) обязательств, приводящее к увеличению (уменьшению) капитала, за исключением вкладов участников (собственников имущества) (ПБУ 9/99, 10/99). Бухучет доходов и расходов осуществляется на основе их классификации в зависимости от характера, условий осуществления и направлений деятельности: доходы (расходы) от обычных видов деятельности; прочие доходы (расходы). Классификация для налогового учета отличается от бухучета (глава 25 НК РФ): доходы (расходы) от реализации; внереализационные доходы (расходы).

Для обобщения информации о доходах и расходах, выявления конечного финансового результата предназначены счета: 1. 90 " Продажи" – формируется финансовый результат от обычных видов деятельности: по кредиту счёта 90 отражаются доходы – выручка от продажи продукции и товаров (работ, услуг), а по дебету – расходы организации, вычеты из выручки (НДС, экспортные пошлины, акцизы и др.); к счёту 90 открываются субсчета: 90-1 " Выручка; 90-2 " Себестоимость продаж"; 90-3 " НДС"; 90-4 " Акцизы"; 90-5 " Экспортные пошлины; 90-9 " Прибыль/убыток от продаж"; по окончании каждого месяца определяется финансовый результат от продаж сопоставлением совокупного дебетового и кредитового оборотов по счёту 90 " Продажи" (сальдо на конец каждого месяца счет не имеет, а субсчета могут иметь, их закрывают после закрытия счета 90 в конце года). 2. 91 " Прочие доходы и расходы" – для обобщения информации о прочих доходах и расходах; к счёту 91 открываются субсчета: 91-1 " Прочие доходы"; 91-2 " Прочие расходы"; 91-9 " Сальдо прочих доходов и расходов"; ежемесячно сопоставлением дебетового оборота по с/с 91-2 и кредитового оборота по с/с 91-1 определяется сальдо прочих доходов и расходов, которое списывается с с/с 91-9 на счёт 99 " Прибыли и убытки" (с/с закрываются аналогично счёту 90). 3. 99 " Прибыли и убытки" – конечный финансовый результат складывается на счёте из: • финансового результата от обычных видов деятельности – в корреспонденции со счётом 90 " Продажи"; • сальдо прочих доходов и расходов – в корреспонденции со счётом 91 " Прочие доходы и расходы"; • начисленного условного расхода по налогу на прибыль, постоянных налоговых активов и обязательств, а также причитающихся налоговых санкций – в корреспонденции со счётом 68 " Расчёты по налогам и сборам"; чистая прибыль (чистый убыток) за отчётный период (месяц, квартал, полугодие, год) определяется путем сопоставления кредитового и дебетового оборотов; имеет одностороннее сальдо: по кредиту – прибыль; по дебету – убыток. 4. 84 " Нераспределённая прибыль (непокрытый убыток)" – в конце отчетного года проводится реформация баланса – закрытие отчетного года перед формированием показателей годовой бухгалтерской отчётности, при этом заключительной записью декабря сумма чистой прибыли (убытка) отчётного года списывают со счёта 99 на счёт 84, перед этим проверяют проводки, отражённые на счёте 99, и начисляют налог на прибыль.

Формирование прибыли (убытка) осуществляется по алгоритму: Доходы по обычным видам деятельности – (минус) Расходы по обычным видам деятельности + (плюс, минус) Сальдо прочих доходов и расходов – Отложенные налоговые активы – (+) Отложенные налоговые обязательства – Текущий налог на прибыль + (–) Доходы и расходы, списанные на счет 99, но не формирующие прибыль до налогообложения = Чистая прибыль (убыток) за отчетный период.

Типовые проводки. 1. По счету 90: Д62К90-1 – отражена выручка от продажи п

Типовые проводки. 1. По счету 90: Д62К90-1 – отражена выручка от продажи продукции (работ, услуг); Д90-2К41, 43, 20… – списание себестоимости проданной продукции, товаров (работ, услуг); Д90-2К44 – списание коммерческих расходов (расходы на продажу, издержки обращения); Д90-3(90-4, 90-5)К68 – начислен НДС (акцизы, таможенные платежи) к уплате в бюджет; Д90-2, 90-3, 90-4, 90-5К90-1 – по окончании месяца сопоставление итогов дебетовых и кредитового оборота; Д90-9К90-2, 90-3, 90-4, 90-5 и Д90-1К90-9 – закрытие субсчетов в конце года; Д90-9(99)К99(90-9) – отражена прибыль (убыток) за месяц или за год. 2. По счету 91: Д76, 62К91-1 – поступления от предоставления за плату во временное пользование активов организации, участия в уставных капиталах др. организаций, в результате совместной деятельности, от продажи ОС и иных активов (отличных от денежных средств, продукции, товаров), %-ты полученные (за предоставление в пользование денежных средств, за использование средств банком), штрафы, пени, неустойки, полученные за нарушение условий договоров и др.; Д98К91-1 – часть доходов будущих периодов от стоимости актива, полученного безвозмездно, учтена в составе прочих доходов; Д60, 62, 76К91-1 – списание кредиторской задолженности (истек срок исковой давности); Д52, 62, 76…К91-1 – отражены положительные курсовые разницы; Д58К91-1 – отражена сумма дооценки вложений в ценные бумаги до текущей рыночной стоимости; Д91-2К02, 05, 10, 70, 69… – отражены расходы, связанные с предоставлением в пользование активов организации; Д91-2К01, 10, 76… – расходы, связанные с продажей имущества; Д91-2К76 – оплата услуг кредитных организаций, также штрафы, пени за нарушение условий договоров, также расходы на благотворительную деятельность, осуществление мероприятий отдыха; Д91-2К68 – начислен налог на имущество, на рекламу, НДС по договору аренды; Д91-2К66, 67 – проценты, уплаченные за предоставление денежных средств; Д91-2К14, 63, 59 – отчисления в оценочные резервы; Д91-2К60, 62, 76 – списание дебиторской задолженности (истек срок исковой давности); Д91-2К52, 62, 76… – отражены отрицательные курсовые разницы; Д91-2К94 – убытки от хищений, виновники не установлены по решению суда; Д91-2К20, 23, 25… – расходы по ликвидации последствий чрезвычайных обстоятельств и др.

 

 

30. Учёт долгосрочных инвестиций.

Долгосрочные инвестиции – это затраты на создание, увеличение размеров, а также приобретение внеоборотных активов длительного пользования, не предназначенных для продажи (за исключением долгосрочных финансовых вложений в государственные ценные бумаги, ценные бумаги и уставные капиталы др. предприятий): • осуществление капитального строительства в форме нового строительства, а также реконструкции, расширения и технического перевооружения действующих предприятий и объектов непроизводственной сферы; • приобретение зданий, сооружений, оборудования, транспортных средств и др. отдельных объектов (или их частей) основных средств; • приобретение земельных участков и объектов природопользования; • приобретение и создание активов нематериального характера; • капитальные затраты на проектно-изыскательские работы и техническую документацию, реконструкцию, модернизацию и др. улучшения ОС, буровые работы, монтажные работы; • формирование основного стада; • приобретение внеоборотных активов по договору дарения и другим безвозмездным основаниям; • получение внеоборотных активов в качестве вклада в уставный (складочный) капитал и др. Принципы учета вложений во внеоборотные активы: 1. Полнота отражения в учете всех хозяйственных операций, связанных с вложениями во внеоборотные активы, и документальное их подтверждение. 2. Сделки должны быть оформлены договором, заключенным в соответствии с требованиями гражданского законодательства. 3. Вложения во внеоборотные активы должны учитываться обособленно от текущих затрат предприятия. Учет долгосрочных инвестиций ведется по фактическим расходам: • в целом по строительству и по отдельным объектам (зданию, сооружению и т.п.), входящих в него; • по приобретаемым отдельным объектам ОС, земельным участкам, объектам природопользования и нематериальным активам. При строительстве объектов застройщик ведет учет затрат нарастающим итогом с начала строительства, в разрезе отчетных периодов до ввода объектов в действие или полного производства соответствующих работ и затрат. Бухучет долгосрочных инвестиций ведется (ПБУ 2/2008 " Учет договоров строительного подряда", Положение по бухучету долгосрочных инвестиций) на счете 08 " Вложения во внеоборотные активы". К этому счету открываются субсчета: 08-1 " Приобретение земельных участков", 08-2 " Приобретение объектов природопользования", 08-3 " Строительство объектов основных средств", 08-4 " Приобретение отдельных объектов основных средств", 08-5 " Приобретение нематериальных активов", 08-6 " Перевод молодняка животных в основное стадо", 08-7 " Приобретение взрослых животных" и др.

Источники финансирования вложений во внеоборотные активы и типовые проводки: 1. Собственные средства – начисленные амортизационные отчисления, нераспределенная прибыль: амортизационные отчисления включаются в себестоимость создаваемой продукции Д20, 23, 25, 26, 44К02, 05, получение прибыли Д99К84. 2. Средства, приравниваемые к собственным – бюджетные ассигнования, средства целевого финансирования: а) Д51(52)К86 – получение средств целевого финансирования; б) Д86К08 – списание затрат у организаций, специализирующихся на реализации инвестиционных проектов; в) Д01К08 – списание стоимости строительства по вводу объекта в эксплуатацию у организаций, использующих объекты для собственных нужд; г) Д86К80 – отражение увеличения уставного капитала на полученные бюджетные средства, целевые источники, использованные на финансирование капвложений на унитарных предприятиях по согласованию с их органами управления. 3. Заемные средства – кредиты банков, займы, полученные от юридических и физических лиц, средства долевого участия при долевом капитальном строительстве: а) Д51(52, 55)К66(67) – получение краткосрочных (долгосрочных) кредитов и займов; б) Д08К66(67) – начисление % за пользование заемными средствами до ввода объекта в эксплуатацию; в) Д66(67)К51(52) – возврат заемных средств.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.