Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Анализ производства и реализации продукции.






Основные задачи анализа результатов производства и продажи продукции: • оценка выполнения договорных обязательств по поставкам продукции; • изучение динамики выпуска продукции и ее продажи в натуральном и денежном выражении; • выявление изменений в ассортименте продукции и определение их влияния на выпуск продукции в натуральном и денежном выражении; • оценка ритмичности производства и продажи продукции; • оценка качества продукции; • комплексное изучение факторов, влияющих на выполнение плана по производству и продаже продукции; • выявление резервов увеличения объема выпуска и продажи продукции, улучшения ее качества, обеспеч. ритмичности производства и реализации.

Факторы формирования выручки от продаж (товарный баланс): NP=NВ Δ Z Δ NТП Δ NО, где NP – объем оплаченной отгруженной товарной продукции; NВ – объем валовой продукции; Δ Z – приращение незавершенного производства; Δ NТП – приращение остатков товарной продукции на складах; Δ NО – приращение остатков товаров в отгрузке, но еще не оплаченных.

Оценка влияния использования производственных ресурсов (средств труда, предметов труда, живого труда) на объем продаж: N=F =M =R, где N – выручка от продаж; F – основные средства; – фондоотдача (N/F); M – материальн. затраты; – материалоотдача (N/M); R – персонал; – производительность труда (N/R) – проводится с помощью факторного анализа продукции, при этом определяют: 1) лимитирующий фактор, для чего рассчитывают максимально возможный объем продукции по каждому фактору при полном обеспечении всеми другими факторами; 2) показатели экстенсивности и интенсивности (по каждому производственному ресурсу): коэффициент экстенсивности влияния фактора KЭКС – деление прироста фактора на темп прироста объёма продаж (в %), коэффициент интенсивности влияния KИНТ=1–KЭКС; 3) приращение экстенсивных и интенсивных показателей; 4) влияние экстенсивности и интенсивности на объём продаж: прирост объёма продаж умножить соответственно на коэффициенты KЭКС и KИНТ.

Анализ влияния трудовых факторов на объем продаж проводят с помощью факторной модели: N=R•Дн• час• час, где R – среднесписочная численность работников; Дн – количество дней, отработанных одним работником; час – средняя продолжительность рабочего дня; час – среднечасовая выработка на работника. Анализ влияния факторов использования средств труда (основных средств) на объем продаж проводят с помощью факторной модели: N=F•dFA•tFA•, где F – среднегодовая стоимость ОС; dFA – доля активной части в общей стоимости ОС; tFA – общее время работы активной части ОС; – выручка от продаж в расчёте на 1 час работы активной части ОС. Анализ влияния использования материальн. ресурсов на объем продаж – оценка динамики: • материалоёмкость продукции МЕМ – отношение материальных затрат к выручке от продаж (затраты на 1 руб. продукции); • материалоотдача МО – отношение выручки от продаж к матер. затратам (выпуск продукции с 1руб. израсходованных ресурсов); • частные показатели материалоёмкости: сырьеемкость, топливоемкость, энергоемкость и др. – по каждому элементу материальн. затрат как отношение их стоимости к величине выручки от продаж; • удельная материалоёмкость – расчет по конкретным видам изделий по калькуляции их себестоимости путём деления материальных затрат изготовления изделия на отпускн. цену изделия (затраты на руб. цены изделия); • отходы.

Комплексная оценка результатов производства и реализации продукции – совокупность показателей, характеризующих результаты производственной и сбытовой деятельности: Kj =, где n – количество показателей совокупности анализа; совокупности показателей ω 1 – динамики выпуска продукции и ее продажи; ω 2 – динамики структуры и ассортимента продукции; ω 3 – динамики ритмичности и комплектности; ω 4 – динамики качества выпускаемой продукции.

 

 

10. Анализ в системе бизнес-планирования.

Бизнес-план составляется в случаях: обоснования и осуществления инвестиционных проектов; реализации отдельных коммерческих операций; эмиссии ценных бумаг; определения перспектив развития предприятия; проведения реорганизационных мероприятий; финансового оздоровления и выхода из временного экономического кризиса. Разработке бизнес-плана предшествует: детальный финансовый анализ; производственный анализ. Также может быть дана краткая характеристика отрасли, перспективы ее развития, сырьевая база, региональная структура производства, инвестиционный климат.

В схему бизнес-плана входят: 1. Маркетинг – разделы: товар; рынок сбыта; конкуренция; план маркетинга – обоснование объема продаж, т.е. разработка маркетинговой стратегии по итогам маркетинговых исследований с целью обеспечения максимального эффекта продаж, формирования сметы продаж, планирования уровней выручки и прибыли от реализации продукции. 2. Производство – разделы: а) план производства – формируется на основе плана сбыта продукции, расчета производственных мощностей, прогноза производственных запасов и потерь с целью описания обеспечения бизнес-плана с производственной и технико-технологической стороны; б) организационный план – описание концепции и структуры управления, характеристика состава группы управления, взаимодействия подразделений между собой, распределения обязанностей в группе управления с целью обеспечения организационно-технических условий для выполнения производственного плана и плана продаж; в) юридический план – условий для выполнения производственного плана и плана продаж; в) юридический план – описание правовой обеспеченности проекта, определение правового статуса предприятия, ограничений по лицензированию, наличия прав собственности, условий распределения ожидаемой прибыли. 3. Финансы – разделы: а) финансовый план – взаимоувязка показателей развития организации с имеющимися финансовыми ресурсами по результатам прогноза продаж и производства продукции; б) оценка рисков и страхование – качественный и количественный анализ риска, чтобы учесть рыночные ситуации, которые могут привести к возникновению дополнительных расходов, недополучению доходов, увеличению сроков реализации проекта, и анализ чувствительности – оценка степени влияния критических факторов (объем сбыта продукции; цена; издержки производства; время задержки платежей; условия формирования запасов; условия формирования капитала; показатели инфляции); в) стратегия финансирования – разработка схемы финансирования (выпуск акций; долговое финансирование; лизинговое финансирование) по результатам расчетов финансового плана, расчетов по обоснованию стратегии инвестиций, товарно-материального обеспечения кредитов, расчета рентабельности, оценки финансовых рисков и страхования; резюме.

При разработке бизнес-плана осуществляется сметное планирование (бюджетирование) в два этапа: планирование – определение будущих целей; мониторинг – анализ и контроль выполнения запланированных решений. При сметном планировании составляются сметы: а) продаж; б) производства; в) прямых материальных затрат; г) прямых трудовых затрат; д) общепроизводственных расходов; е) себестоимости реализованной продукции; ж) текущих (периодических) расходов; з) прибылей и убытков; и) капитальных затрат; к) движения денежных средств; л) активов и пассивов.

В процессе реализации бизнес-плана необходим постоянный контроль за затратами, сравнение фактических затрат с планируемыми, выявление отклонений и их анализ. Для правильного контроля исполнения затрат необходимо скорректировать бюджетные данные в части переменных расходов на соответствующий фактический выпуск продукции, в связи с чем составляется гибкая смета, на основе которой проводится анализ.

 

11. Анализ себестоимости продукции (работ, услуг).

Управление себестоимостью предполагает анализ звеньев цепи создания стоимости (с целью контроля затрат, обеспечения их экономии; повышения эффективности использования производственных ресурсов для максимизации стоимости организации путем получения прибыли; достижения экономической устойчивости): • материально-технического обеспечения деятельности и сбыта; • производственные процессы; • маркетинг и продажи; • обслуживание; • вспомогательные – развитие технологии, управление людскими ресурсами, поддержание инфраструктуры предприятия.

Для целей калькулирования затраты делят на: прямые (непосредственно относят на объект калькулирования) и косвенные (невозможно включать в себестоимость напрямую); постоянные (размер не зависит от изменения объемов производства), переменные (зависят от объемов производства) и условно-постоянные.

Основная цель анализа себестоимости: исследование динамики комплекса затрат на производство и реализацию – сравнение фактического уровня затрат отчетного периода с предыдущим периодом или с уровнем затрат, установленным планом (нормативом); выявление отклонения и причин изменения затрат по составу и структуре; расчет влияния факторов, обусловивших эти изменения; выявление резервов возможного снижения затрат.

Анализ изменения себестоимости в результате динамики материальных затрат, амортизации и оплаты труда с отчислениями на социальные нужды: S= M+ A+ U (прочие расходы (почтово-телеграфные, командировочные, другие: 1, 5-3%) распределяютс пропорционально основным трем элементам) – определяют абсолютные отклонения в затратах отдельных элементов и по себестоимости, а также удельный вес каждого вида затрат, показатели сопоставляют с аналогичными данными прошлых лет и плана.

Экономию или перерасход определяют по относительным отклонениям: • затрат по оплате труда ′ U=(U1–U0)•IN, где U1, U0 – отчетная и базовая величины затрат по оплате труда, IN=N1/N0 – индекс изменения выручки от реализации – отношение отчетной выручки от реализации к базовой; • материальных затрат ′ M=(M1–M0)•IN; • амортизации ′ A=(A1–A0)•IN. Для выяснения причин отклонений по затратам анализируют содержание каждого элемента затрат в отдельности по тем элементам, которые изменились значительно по сравнению с предыдущим годом или составляют большую долю в полной себестоимости.

Анализ прямых и косвенных расходов проводят для более полного выявления внутренних резервов снижения себестоимости – анализируют удельный вес прямых и косвенных расходов, соотношение стоимостной величины этих расходов. Анализ методов списания затрат на себестоимость (попроцессный, попередельный, позаказный) проводят для оценки обоснованности базы распределения общепроизводственных расходов по видам продукции при определении себестоимости единицы продукции. Анализ эффективности использования ресурсов (уровень затрат на руб. продукции) проводят по показателям: зарплатоемкость, материалоемкость, амортизациоемкость – отношение соответствующего показателя затрат к объему продукции.

Для анализа прибыли от продаж (PN) с учетом взаимосвязи объема продаж, себестоимости и прибыли определяют маржинальный доход (разница между выручкой и переменными затратами): =N–, или МД=PN+, отсюда PN=МД–, или =N– –. Анализ проводят с помощью расчетов абсолютных отклонений и темпов роста в % при сравнении показателей отчетного и предыдущих годов.

Критическую точку безубыточности продаж определяют, преобразуя формулу операционной прибыли: q=(SПОСТ+P)/(ЦЕД.ПРОД–SЕД.ПЕР), так как P=0 в критической точке, то qКР=SПОСТ/(ЦЕД.ПРОД–SЕД.ПЕР), то есть критическая точка – частное от деления постоянных расходов на маржу с единицы продукции (при расчете в натуральном выражении) или с 1 руб. продукции (в стоимостном выражении).






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.