Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Государственная комиссия по запасам






Головной организацией в системе МПР в области государственной геологической экспертизы является государственное учреждение – Государственная комиссия по запасам полезных ископаемых (ГКЗ). Правовой статус ГКЗ определен МПР [101]. В своей деятельности ГКЗ руководствуется Конституцией РФ, указами и распоряжениями Президента РФ, постановлениями и распоряжениями Правительства РФ и изданными в соответствии с ними другими нормативными пра­вовыми актами, приказами МПР, а также уставом организации.

ГКЗ является государственным учреждением, имеет права, соответствующие целям деятельности, и несет связанные с этой деятельностью обязанности. ГКЗ является юридическим лицом по законодательству РФ, имеет обособленное имущество, самостоятельный баланс, текущий, бюджетный, расчетный, валютный и другие счета в банке, печать установленного образца со своим наименованием, штам­пы и бланки. Комиссия может выступать истцом и ответчиком в суде, в т.ч. арбитражном и третейском, от своего имени. Она отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При их недостаточности субсидиарную ответственность по его обязательствам несет собственник соответствующего имуще­ства, если решение принималось по указанию собственника имущества или с его согласия.

Основной целью ГКЗ является проведение в соответствии с ФЗ «О недрах» государственной экспертизы запасов полезных ископаемых по результатам геологического изучения и оценки месторожде­ний и определение достоверности, количества и качества разведан­ных запасов, промышленного значения месторождений, а также гео­логической информации об участках недр, предполагаемых для использования в целях, не связанных с добычей минерального сырья.

Предметом деятельности ГКЗ является:

— организация и проведение государственной геологической экс­пертизы с целью определения достоверности и правильности оценки количества и качества разведанных запасов месторождений полезных ископаемых и установление их экономического значения;

— оценка полноты изучения геологических, гидрогеологических и инженерно-геологических условий залегания месторождений, а также характеристик участков недр, предоставляемых для использования в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых, и их пригодности для этих целей;

— установление геологически, технически и экономически обоснованных предельных значений параметров (кондиций) для подсчета запасов полезных ископаемых, коэффициентов извлечения нефти и газового конденсата, обеспечивающих наиболее полную отработку запасов месторождений на рациональной экономической и экологической основе;

— подготовка в соответствии со своей компетенцией рекомендаций по условиям лицензирования недропользования или размеру ставок регулярных платежей за пользование недрами;

— осуществление, при необходимости, экспертной оценки обеспеченности объема эмиссии ценных бумаг (акций), выпускаемых горнодобывающими предприятиями (компаниями) акционерного типа, достоверными запасами минерального сырья;

— разработка в установленном законодательством порядке нормативных документов, регламентирующих содержание и порядок представления на государственную экспертизу информации о разведанных запасах полезных ископаемых и иных свойствах недр, определяющих их ценность;

— осуществление методического руководства территориальными государственными комиссиями по запасам полезных ископаемых (ТКЗ).

Разведанные запасы полезных ископаемых без положительного заключения государственной экспертизы на государственный учет не ставятся, а месторождение вовлечению в промышленное освоение не подлежит. В отдельных случаях по решению ГКЗ на месторождении с целью уточнения геологического строения, условий разработки и технологических свойств полезных ископаемых по согласованию с органами Госгортехнадзора и природоохранными органами может быть разрешена опытно-промышленная добыча. При этом устанавливаются сроки представления материалов геолого-экономической оценки месторождений на повторное рассмотрение.

При невозможности объективной оценки количества и качества разведанных запасов, недостаточной изученности условий их добычи или недостатке сведений о пригодности участков недр для использования в целях, не связанных с добычей минерального сырья, материалы по объекту должны быть доработаны в соответствии с изложенными в протоколе ГКЗ замечаниями и предложениями и представле­ны в ГКЗ на повторное рассмотрение. Таким образом, ГКЗ вправе обязать провести по сути дела дополнительные объемы работ.

ГКЗ несет ответственность за обоснованность оценки достоверности запасов, подготовленности месторождений для промышленного освоения и пригодности участков недр для их использования для целей, не связанных с добычей полезных ископаемых. Однако реальных механизмов осуществления такой ответственности не предусмотрено.

Одной из важнейших задач государственной экспертизы является утверждение объема извлекаемых запасов. Утвержденная величина этих запасов становится обязательной при последующем проектировании разработки месторождений.

При планово-административной системе эта схема действовала достаточно эффективно. При переходе к рыночным принципам ведения хозяйства определенные коррективы должны были быть введены не только в порядок расчета и утверждения величины извлекаемых запасов, но и в само понимание этого параметра.

Величина извлекаемых запасов прямо зависит от величины затрат на разработку. Чем больше затраты, тем большего коэффициента из­влечения можно достичь.

Но чрезмерные затраты невыгодны пользователю недр. Как правило, ему выгоднее «снять сливки», т.е. быстро получить относительно легко добываемую часть запасов, а остальное оставить в пласте. Задача ГКЗ и экспертизы — установить приемлемую для обеих сторон величину коэффициента извлечения. Однако на этом дело не должно оканчиваться. Главное — установить в лицензионном соглашении или в СРП организационно-правовой механизм, обеспечивающий достижение установленного объема извлечения полезного ископаемого. Разработка месторождения продолжается 10—15—20 и даже более лет. Следовательно, достижение установленного объема извлечения про­исходит постепенно. При этом к концу периода, когда еще не все установленные запасы извлечены, начинает интенсивно снижаться годовая текущая рентабельность добычи. Пользователь начинает терять интерес к данному месторождению, хотя в нем еще и осталось достаточно много полезного ископаемого. В соответствии с принципами рыночной экономики пользователь недр вправе в любой момент прекратить добычу. В крайнем случае, известив государство за 3—6 месяцев. Подобная ситуация в настоящее время практически не регламентируется.

Другой аспект проблемы состоит в том, что величина коэффициента извлечения находится в обратной зависимости от величины устанавливаемых налоговых отчислений. При этом возможны три варианта расчета зсоэффициента извлечения полезного ископаемого. Первый — когда налоти (сборы, платежи) не учитываются. Определяется макси­мально возможный по техническим условиям потенциальный объем извлечения. Второй — когда учитываются в полной мере все установ­ленные в данный момент налоги. Это минимальная величина извлечения.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.