Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Запасов полезных ископаемых






 

Данная функция управления осуществляется в целях обеспечения разработки федеральных и региональных программ геологического изучения недр, комплексного использования месторождений полезных ископаемых, рационального размещения предприятии по их добыче и т. д.

Государственный кадастр месторождений и проявлений полезных ископаемых должен содержать сведения по каждому месторождению о количестве и качестве основных и совместно с ними залегающих полезных ископаемых, содержащихся в них компонентах, горно-технических, гидрогеологических, экологических и других условиях разработки месторождения, геолого-экономическую оценку каждого месторождения, а также сведения по выявленным проявлениям полезных ископаемых (ст. 30 Закона о недрах).

Для того чтобы иметь объективную информацию о состоянии минерально-сырьевой базы страны, ведется государственный баланс запасов полезных ископаемых (ст. 31 Закона). В нем содер­жатся сведения о количестве, качестве и степени изученности запасов каждого вида полезных ископаемых по месторождениям, имеющим промышленное значение, об их размещении, о степени промышленного освоения, добыче, потерях и об обеспеченности промышленности разведанными запасами полезных ископаемых на основе классификации запасов полезных ископаемых, которая утверждается в порядке, устанавливаемом Правительством РФ.

Классификация запасов месторождений и прогнозных ресурсов твердых полезных ископаемых утверждена приказом Минприроды России от 7 марта 1997 г. № 40. Классификация обязательна для всех недропользователей (юридических и физических лиц) на территории Российской Федерации при разведке и разработке месторождений твердых полезных ископаемых. Классификация определяет единые для всей страны принципы подсчета, оценки и государственного учета запасов и прогнозных ресурсов твердых полезных ископаемых в недрах по степени их изученности и экономическому значению.

Так, государственному учету подлежат выявленные и экономически оцененные запасы полезных ископаемых, количество и качество которых, хозяйственное значение, горнотехнические, гидрогеологические, экологические и другие условия добычи подтверждены государственной экспертизой. Запасы подсчитываются и учитываются, а прогнозные ресурсы оцениваются всеми недропользователями по каждому виду твердых полезных ископаемых и направлениям их возможного промышленного использования. Подсчет проводится по месторождениям (участкам) на основании результатов геологоразведочных и эксплуатационных работ, выполненных в процессе их изучения и промышленного освоения. Прогнозные ресурсы оцениваются в целом по бассейнам, рудным районам, узлам, полям, рудопроявлениям, флангам и глубоким горизонтам месторождений, а также по результатам геологосъемочных, геофизических и геохимических работ. Запасы полезных ископаемых подсчитываются в недрах в соответствии с экономически обоснованными параметрами кондиций, подтвержденными государственной экспертизой, без поправок на потери и разубоживание при добыче, обогащении и переработке концентратов.

В комплексных месторождениях подлежат обязательному подсчету и учету запасы основных и совместно с ними залегающих полезных ископаемых, а также содержащихся в них основных и попутных полезных компонентов, целесообразность промышленного использования которых определена кондициями для подсчета запасов. Качество полезных ископаемых изучается с учетом неоходимости их комплексного использования, технологии переработки, требований государственных и отраслевых стандартов и технических условий. Одновременно определяется содержание попутных ценных, токсичных и вредных компонентов. Подсчет и учет запасов, а также оценка прогнозных ресурсов полезных ископаемых производится в единицах массы или объема. Запасы полезных ископаемых разрабатываемых, вводимых в эксплуатацию, намечаемых к разработке и разведываемых месторождений, а также запасы резервных разведанных и резервных оцененных месторождений подлежат раздельному государственному учету.

Степень разведанности запасов твердых полезных ископаемых определяется в зависимости от сложности геологического строения месторождений, которые подразделяются на несколько групп. Особенности строения месторождений (участков) определяют возможность выявления в процессе разведки запасов категорий А, В, С1 и С2.

К первой группе относятся месторождения (участки) простого геологического строения с крупными и весьма крупными, реже — со средними по размерам телами полезных ископаемых с ненарушенным или слабонарушенным залеганием, характеризующимися равномерным распределением основных ценных компонентов. Запасы месторождений этой группы разведываются преимущественно по категории А.

Вторая группа — месторождения (участки) сложного геологического строения с крупными и средними по размерам телами с нарушенным залеганием, характеризующиеся неустойчивой мощностью и внутренним строением и неравномерным распределением основных ценных компонентов. К этой группе относятся также месторождения углей, ископаемых солеи и других полезных ископаемых простого геологического строения, но со сложными или очень сложными горно-геологическими условиями разработки. Особенности строения месторождений (участков) определяют возможность выявления в процессе разведки запасов категорий В, С1 и С2.

Месторождения (участки) очень сложного геологического строения со средними и мелкими по размерам телами полезных ископаемых с интенсивно нарушенным залеганием и с очень неравномерным распределением основных ценных компонентов относятся •к третьей группе. Запасы месторождений этой группы разведываются преимущественно по категориям С1 и С2.

К четвертой группе относятся месторождения (участки) с мелкими, реже со средними по размерам телами с чрезвычайно нарушенным залеганием либо характеризующиеся резкой изменчивостью мощности и внутреннего строения, с крайне неравномерным качеством полезного ископаемого и гнездовым распределением основных ценных компонентов. Запасы месторождений этой группы разведываются преимущественно по категории С2.

При отнесении месторождений к той или иной группе могут использоваться количественные показатели оценки изменчивости основных свойств орудненения, характерные для каждого конкретного вида полезного ископаемого.

Месторождения полезных ископаемых по степени их изученности подразделяются на разведанные и оцененные. К разведанным относятся месторождения, запасы которых, их качество, технологические свойства, гидрогеологические и горно-технические условия разработки изучены с полнотой, достаточной для технико-экономического обоснования решения о порядке и условиях их вовлечения в промышленное освоение, а также о проектировании строительства или реконструкции на их базе горнодобывающего предприятия.

Разведанные месторождения по степени изученности должны удовлетворять следующим требованиям. Во-первых, должна быть обеспечена возможность классификации запасов по категориям, соответствующим группе сложности геологического строения месторождения. Во-вторых, состав и технологические свойства полезных ископаемых должны быть детально изучены. Это необходимо для того, чтобы обеспечить получение данных, требуемых для проектирования рациональной технологии переработки запасов с комплексным извлечением полезных компонентов, имеющих промышленное значение, а также определить направления использования отходов производства или оптимальный вариант их складирования либо захоронения. В-третьих, запасы других совместно залегающих полезных ископаемых, включая породы вскрыши и подземные воды, с содержащимися в них компонентами, отнесенные на основании кондиций к балансовым, должны быть изучены и оценены в степени, достаточной для определения их количества и возможных направлений использования и др.

К оцененным относятся месторождения, запасы которых, их качество, технологические свойства, гидрогеологические и горнотехнические условия разработки изучены в степени, позволяющей обосновать целесообразность дальнейшей разведки и разработки. К этому виду месторождений предъявляются следующие требования. Во-первых, должна обеспечиваться возможность квалификации всех или большей части запасов по категории С2; состав и технологические свойства полезного ископаемого должны быть оценены с полнотой, необходимой для выбора технологической схемы переработки, обеспечивающей рациональное и комплексное использование полезного ископаемого. Во-вторых, гидрогеологические, инженерно-геологические, горно-геологические и другие природные условия должны быть изучены с полнотой, позволяющей предварительно охарактеризовать их основные показатели и др.

Запасы категории А выделяются на участках разведываемых месторождений первой группы сложности. На участках детализации разведываемых месторождений первой и второй групп выделяются запасы категории В. Запасы категории С1 составляют основную часть запасов разведываемых месторождений первой, второй и третьей групп, а также выделяются на участках детализации месторождений четвертой группы сложности. Запасы категории С2 выделяются при разведке месторождений всех групп сложности, а на месторождениях четвертой группы составляют основную часть запасов.

Запасы комплексных руд и содержащихся в них основных компонентов подсчитываются по одним и тем же категориям. Запасы попутных компонентов, имеющих промышленное значение, подсчитываются и оцениваются по категориям в соответствии со степенью их изученности, с характером распределения и формами нахождения. Прогнозные ресурсы по степени их обоснованности подразделяются на категории PI, P2 и РЗ.

Прогнозные ресурсы категории Р1 учитывают возможность выявления новых рудных тел полезного ископаемого на разведанных и разведываемых месторождениях. Прогнозные ресурсы категории Р2 учитывают возможность обнаружения в бассейне, рудном районе, узле или поле новых месторождении полезных ископаемых. Предполагаемое наличие таких месторождений основывается на положительной оценке выявленных проявлений полезного ископаемого при крупномасштабной геологической съемке и поисковых работах. Прогнозные ресурсы оцениваются до глубин, доступных для эксплуатации при современном и возможном в ближайшей перспективе уровне техники и технологии разработки месторождений.

Прогнозные ресурсы категории РЗ учитывают лишь потенциальную возможность открытия месторождений того или иного вида полезного ископаемого при средне- и мелкомасштабном региональном геологическом изучении недр, дешифрировании космических снимков, а также при анализе результатов геофизических и геохимических исследований.

Запасы твердых полезных ископаемых и содержащихся в них полезных компонентов по их экономическому значению подразделяются на две основные группы, подлежащие раздельному подсчету и учету: балансовые (экономические); забалансовые (потенциально экономические).

Балансовые запасы подразделяются на две группы: запасы, извлечение которых на момент оценки согласно технико-экономическим расчетам экономически эффективно при использовании техники и технологии добычи и переработки сырья, обеспечивающих соблюдение требований по рациональному использованию недр и охране окружающей среды; запасы, извлечение которых на момент оценки согласно технико-экономическим расчетам не обеспечивает экономически приемлемую эффективность их разработки из-за низких технико-экономических показателей, но освоение которых становится экономически возможным при специальной поддержке недропользователя со стороны государства в виде налоговых льгот, субсидии и т. п.

Забалансовые запасы также подразделяются на две группы. К первой относятся запасы, отвечающие требованиям, предъявля­емым к балансовым запасам, но использование которых на момент оценки невозможно по горно-техническим, правовым, экологическим и другим обстоятельствам. Ко второй группе относятся запасы, извлечение которых на момент оценки согласно технико-экономическим расчетам экономически нецелесообразно вследствие низкого содержания полезного компонента, малой мощности тел полезного ископаемого или особой сложности условий их разработки или переработки. Использование запасов этой группы в ближайшем будущем может стать экономически эффективным в результате повышения цен на минерально-сырьевые ресурсы или технического прогресса, обеспечивающего снижение издержек производства. Забалансовые запасы подсчитываются и учитываются, если технико-экономическими расчетами установлена возможность их сохранения в недрах для последующего извлечения или целесообразность попутного извлечения, складирования и сохранения для использования в будущем.

Оценка балансовой принадлежности запасов полезных ископаемых производится на основании специальных технико-экономических обоснований, подтвержденных государственной экспертизой. В обоснованиях должны быть предусмотрены наиболее эффективные способы разработки месторождений, дана их стоимостная оценка и предложены параметры кондиций, обеспечивающие максимально полное и комплексное использование запасов с учетом требований природоохранительного законодательства.

Приказом Минприроды России от 7 марта 1997 г. № 40 утверждена Классификация эксплуатационных запасов и прогнозных ресурсов подземных вод. Классификация устанавливает единые для страны принципы подсчета, оценки и государственного учета эксплуатационных запасов и прогнозных ресурсов подземных вод по степени их изученности и подготовленности для дальнейшего изучения и использования с учетом природоохранных и других ограничений в соответствии с требованиями действующего законодательства. Государственному учету подлежат эксплуатационные запасы и прогнозные ресурсы подземных вод, прошедшие государственную экспертизу запасов полезных ископаемых.

Под эксплуатационными запасами подземных вод понимаетрождении (участке) с помощью геолого-технически обоснованных водозаборных сооружений при заданных режиме и условиях эксплуатации, а также качестве воды, удовлетворяющем требованиям ее целевого использования в течение расчетного срока водопотреб-ления с учетом природоохранных требований. Под прогнозными ресурсами понимается объем подземных вод определенного качества и целевого назначения, который может быть получен в пределах гидрогеологического региона, бассейнов рек или административного района и отражает потенциальные возможности их использования.

Эксплуатационные запасы и прогнозные ресурсы подземных вод оцениваются и учитываются в кубических метрах в сутки, а пароводяной смеси — в тоннах в сутки. В промышленных водах определяется также количество основных и попутных компонентов (в тоннах), которое может быть получено на месторождении за расчетный срок его разработки без учета потерь при переработке вод. По месторождениям теплоэнергетических вод и парогидро-терм кроме эксплуатационных запасов оценивается также теплоэнергетическая мощность месторождения (в гигаджоулях в год, мегаваттах, тоннах условного топлива).

Эксплуатационные запасы подсчитываются и учитываются раздельно по каждому типу црдземных вод (питьевые, технические, лечебные минеральные, теплоэнергетические, включая пароводяные смеси, промышленные) и направлениям их возможного промышленного использования по данным проведенных на месторождениях гидрогеологических поисково-оценочных и разведочных работ или по опыту эксплуатации действующих водозаборных сооружений на выявленных, осваиваемых либо уже освоенных месторождениях.

Прогнозные ресурсы подземных вод оцениваются на основе общих гидрогеологических представлений, региональных исследований, обобщения и интерпретации имеющихся материалов.

Эксплуатационные запасы и прогнозные ресурсы дренажных и попутных вод, извлечение которых связано с разработкой других видов полезных ископаемых, а также с использованием недр в других целях, не связанных с добычей полезных ископаемых, подлежат государственной экспертизе и государственному учету. Эти процедуры проводятся для того, чтобы определить возможность их дальнейшего использования, необходимость сброса этих вод и оценить их влияние на окружающую природную среду.

Оценка качества питьевых, технических и лечебных минеральных вод проводится в соответствии с требованиями нормативных документов, регламентирующих качество воды целевого назначения, отраслевых стандартов, технических условий водопользования, а также с требованиями водопотребляющих организаций. Кондиции на лечебные минеральные воды разрабатываются организациями, специально на то уполномоченными федеральными органами здравоохранения. Оценка качества промышленных и теплоэнергетических вод.проводится в соответствии с кондициями, разработанными на основе применения наиболее рациональных и эффективных методов добычи и переработки этих вод с соблюдением требований по их комплексному использованию и охране окружающей природной среды.

Постановка запасов полезных ископаемых на государственный баланс и их списание с государственного баланса осуществляются в порядке, установленном федеральным органом управления государственным фондом недр по согласованию с органами государственного горного надзора (ст. 31 Закона о недрах).

Государственный кадастр месторождений и проявлений полез­ных ископаемых и государственный баланс запасов полезных ископаемых составляются и ведутся Минприроды России на основе геологической информации, представляемой предприятиями, осуществляющими геологическое изучение недр, в федеральный и территориальные фонды геологической информации на основе государственной отчетности предприятий, осуществляющих разведку месторождений полезных ископаемых и их добычу, представляемой в указанные фонды в порядке, устанавливаемом Правительством РФ.

Порядок представления государственной отчетности предприятиями, осуществляющими разведку месторождений полезных ископаемых и их добычу, в федеральный и территориальные фонды геологической информации утвержден постановлением Правительства РФ от 28 февраля 1996 г. № 2151.

Приказом Минприроды России от 9 июля 1997 г. № 122 было утверждено Положение о порядке учета запасов полезных ископаемых, постановки их на баланс и списания с баланса запасов. Положение устанавливает порядок и условия учета разведанных запасов полезных ископаемых по месторождениям (участкам) в государственном и территориальных балансах, постановки запасов на баланс и их списания с балансов с целью учета состояния минерально-сырьевой базы и рационального использования недр в нашей стране. Требования Положения являются обязательными для организаций, независимо от форм собственности, граждан Российской Федерации и иностранных граждан, осуществляющих на основании лицензий на право пользования недрами поиски, оценку, разведку и добычу полезных ископаемых в пределах территории Российской Федерации и ее континентального шельфа.

Государственный баланс запасов полезных ископаемых является документом, подготавливаемым Министерством природных ресурсов РФ в соответствии с Законом РФ " О недрах" с целью ежегодного учета состояния минерально-сырьевой базы Российской Федерации и ее субъектов по важнейшим видам полезных ископаемых. Территориальный баланс запасов полезных ископаемых является документом, который готовится территориальным органом управления государственным фондом недр с целью учета состояния минерально-сырьевой базы соответствующих субъектов Федерации по всем видам полезных ископаемых, перечисленных в приложении к названному Положению.

Государственный и территориальные балансы запасов составляются на основе государственной отчетности, представляемой пользователями недр в соответствии с названным выше Порядком представления государственной отчетности предприятиями, осуществляющими разведку месторождений полезных ископаемых и их добычу, в федеральный» и территориальные фонды геологической информации, а также геологической информации, полученной пользователями недр, и данных государственной экспертизы запасов полезных ископаемых. Государственная отчетность представляется пользователями недр по формам государственного федерального статистического наблюдения.

Балансы запасов должны содержать сведения о количестве, качестве и степени изученности запасов каждого вида полезных ископаемых по месторождениям, имеющим промышленное значение, об их размещении, о степени промышленного освоения, добыче, потерях и об обеспеченности промышленности разведанными запасами. Методика ведения государственного и территориальных балансов определяются Минприроды России.

Балансы запасов полезных ископаемых составляются и ведутся Российским федеральным фондом геологической информации (Рос-геолфондом) и территориальными фондами геологической информации Минприроды России в субъектах Федерации, осуществляющими формирование, хранение и организацию использования федерального и территориальных фондов геологической информации в установленном порядке. Перечень полезных ископаемых и содержащихся в них компонентов, по которым составляются государственный и территориальные балансы запасов, приведен в приложении 1 к указанному выше Положению.

В государственном и территориальных балансах учету подлежат запасы полезных ископаемых, в том числе и подземных вод, рассолов и поверхностной рапы, если они удовлетворяют критериям и требованиям, установленным Минприроды России, а их количество и качество подтверждены заключениями органов государственной экспертизы запасов полезных ископаемых. По твердым полезным ископаемым раздельному учету подлежат балансовые (экономические) и забалансовые (потенциально экономические) запасы основных и совместно с ними залегающих полезных ископаемых и содержащихся в них ценных компонентов, подразделяемые в соответствии с классификацией запасов месторождений и По нефти и конденсату учитываются только геологические и извлекаемые запасы, по газу свободному и в газовых шапках, газу, растворенному в нефти, этану, пропану, бутанам, гелию и другим ценным компонентам нефтяных и газовых месторождений — только балансовые извлекаемые запасы. По подземным водам раздельно учитываются балансовые и забалансовые эксплуатационные запасы питьевых, технических, лечебных минеральных, теплоэнергетических, включая пароводяные смеси, и промышленных вод, погребенных рассолов, балансовые и забалансовые запасы рассолов и поверхностной рапы и содержащихся в них ценных компонентов.

Запасы полезных ископаемых в государственном и территориальных балансах учитываются по месторождениям (площадям, участкам, шахтным и карьерным полям, залежам, горизонтам и другим объектам учета) в соответствии со степенью их промышленного освоения и способом отработки пользователями недр, по рудным районам, бассейнам, субъектам Федерации и России в целом.

Подлежащие учету балансовые и забалансовые запасы полезных ископаемых должны быть подсчитаны в соответствии с требованиями по классификации запасов месторождений и прогнозных ресурсов полезных ископаемых. Учету подлежат также запасы полезных ископаемых во вскрышных породах, в спецотвалах и других техногенных образованиях. Прогнозные ресурсы твердых полезных ископаемых, перспективные и прогнозные ресурсы нефти, газа и конденсата учитываются в балансах на основании апробации их количества и качества Научно-техническим советом Минприроды России.

Постановка месторождений и запасов полезных ископаемых на государственный и территориальные балансы, их изменения и списание с балансов могут производиться на любой стадии геологического изучения недр по данным геологоразведочных работ и разработки месторождений. Основанием для этого являются заключения и протоколы ГКЗ (ЦКЗ) и ТКЗ с учетом заключений органов Госгортехнадзора России. Протоколы ГКЗ, ЦКЗ и ТКЗ вместе с геологическими отчетами с подсчетом запасов подлежат представлению в Российский федеральный фонд геологической информации и в соответствующие территориальные фонды геологической информации для использования содержащихся в них данных при подготовке государственного и территориальных балансов, а также для последующего их хранения.

Списание запасов полезных ископаемых с государственного и территориальных балансов по объектам, переданным в установленном порядке пользователям недр, осуществляется на основании актов, утвержденных органами Минприроды России и Госгортехнадзора России, и форм государственного федерального статистического наблюдения. Порядок утверждения и согласования, содержание и оформление документации на списание запасов полезных ископаемых с учета организации определяются Инструкцией о порядке списания запасов полезных ископаемых с учета предприятий по добыче' полезных ископаемых, утвержденной Минприроды России и Госгортехнадзором России 18 июля, 17 сентября 1997 г. № 121-1, № 28.

В балансах отражаются сведения о происшедших в отчетном году изменениях балансовых и забалансовых запасов полезных ископаемых в результате добычи из недр; потерь при добыче в недрах; добычи из недр и складирования в спецотвалы; прироста или уменьшения в результате геологоразведочных работ; переоценки в связи с пересмотром параметров для подсчета запасов (в том числе кондиций, по нефти, газу, конденсату, битумам — коэффициента извлечения); утраты промышленного значения по технико-экономическим и горно-геологическим причинам; неподтверждения запасов при разработке или последующих геологоразведочных работах; передачи в установленном порядке для использования другому пользователю недр, изменения технических границ и других причин.

Балансовые и забалансовые запасы полезных ископаемых учитываются непосредственно за недропользователем по участкам, на которые выданы в установленном порядке лицензии, или за территориальным органом управления государственным фондом недр по резервному нераспределенному фонду участков недр, на которые не выданы лицензии. Контроль за соблюдением правил ведения государственного учета запасов и отчетности о состоянии и движении запасов в организациях, осуществляющих поиски, оценку, разведку и разработку месторождений полезных ископаемых, производится органами государственного геологического контроля и государственного горного надзора в пределах их компетенции.

Первичный учет состояния и изменения запасов полезных ископаемых и их использования по объектам пользования производится пользователем недр, осуществляющим поиски, оценку, разведку и/или разработку месторождений полезных ископаемых. формы государственного федерального статистического наблюдения о состоянии, движении и использовании запасов за истекший год представляются пользователями недр в Российский федеральный и территориальные фонды геологической информации Минприроды России, которые обобщают эти формы и представляют их государственным органам управления фондом недр и органам государственной исполнительной власти субъектов Федерации.

Учету и постановке на государственный и территориальные балансы подлежат количественные изменения балансовых и забалансовых запасов полезных ископаемых. Основанием для постановки на баланс указанных запасов и учета их изменения являются заключения органов государственной экспертизы. Постановке на. государственный и территориальные балансы из прочих минеральных ресурсов подлежат балансовые и забалансовые запасы полезных ископаемых, добытые из недр и складированные в спецотвалы и запасы полезных компонентов в отвальных хвостах обогатительных производств и в других техногенных образованиях, если они вовлечены в разработку или получили по результатам геологического изучения (доизучения) положительную геолого-экономическую оценку своей промышленной значимости.

Российский федеральный фонд геологической информации (Рос-геолфонд) осуществляет составление, ведение и издание государственного баланса запасов полезных ископаемых. Территориальные фонды геологической информации ежегодно составляют территориальные балансы запасов полезных ископаемых по объектам, находящимся на территории их деятельности и до 25 апреля представляют их Росгеолфонду. Последний ежегодно представляет Минэкономики России, Госкомстату России, Госгортехнадзору России и Минприроды России сводные данные о разведанных запасах и добыче важнейших полезных ископаемых по Российской Федерации до 1 июля, по углю, нефти и газу — до 1 августа; государственный баланс запасов полезных ископаемых по мере его подготовки и издания; сводные данные по рациональному и комплексному использованию полезных ископаемых — до 1 августа. Кроме того, издания государственного баланса направляются федеральным органам исполнительной власти, осуществляющим государственное управление в сфере использования и охраны недр.

Росгеолфонд направляет территориальным фондам геологической информации часть изданного государственного баланса запасов полезных ископаемых по территории соответствующего субъекта Федерации, а также заключение по территориальным балансам запасов и формам государственного федерального статистического наблюдения, представленным пользователями недр, об изменениях, внесенных в них при составлении государственного баланса запасов полезных ископаемых. Согласно заключению Российского федерального фонда геологической информации территориальные фонды в свою очередь вносят соответствующие изменения в территориальные балансы запасов, сообщают о них пользователям недр, представившим государственную отчетность, и обеспечивают справочно-информационное обслуживание органов государственной власти соответствующего субъекта Федерации.

Порядок государственного учета и государственной регистрации работ по недропользованию регулируется ст. 28 Закона РФ " О недрах'. Эта деятельность тесно связана с ведением государственного кадастра месторождений и проявлений полезных ископаемых и государственного баланса запасов полезных ископаемых. Государственному учету и включению в государственный реестр подлежат работы по геологическому изучению недр, участки недр, предоставленные для добычи полезных ископаемых, а также в целях, не связанных с их добычей, и лицензии на пользование недрами. Государственный учет и ведение государственного реестра осуществляются по единой системе в порядке, устанавливаемом федеральным органом управления государственным фондом недр.

В соответствии с Положением о Министерстве природных ресурсов Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства РФ от 25 сентября 2000 г. № 726 (п. 22), Министерство осуществляет в установленном порядке выдачу, регистрацию, приостановление действия и аннулирование лицензий на пользование недрами по всем видам минерального сырья, включая подземные воды.

 

1.3.4. Государственный контроль за рациональным использованием и охраной недр

 

Согласно ст. 37 Закона РФ " О недрах" задачей государственного контроля за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр является обеспечение соблюдения всеми пользователями установленного порядка пользования недрами, а также законодательства, действующих стандартов (норм, правил) в области геологического изучения, использования и охраны недр, правил ведения государственного учета и отчетности. Государственный контроль осуществляется органами государственного геологического контроля и органами государственного горного надзора во взаимодействии с природоохранными и иными контрольными органами. Положение о государственном контроле за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр утверждено постановлением Правительства РФ от 2 февраля 1998 г. № 132. Государственный геологический контроль осуществляют Минприроды России и органы Госгортехнадзора России во взаимодействии с природоохранными и иными контрольными органами. Органы государственного геологического контроля осуществляют государственный контроль за соблюдением требований законодательства о недрах, стандартов (норм, правил) и иных нормативных правовых актов пользователями недр при проведении ими всех видов работ, связанных с использованием и охраной недр, в том числе на континентальном шельфе Российской Федерации; установленного законодательством порядка предоставления лицензий; условий, определенных в лицензии; порядка ведения работ по геологическому изучению и использованию недр методами и способами, исключающими экономически не обоснованные потери полезных ископаемых и снижение их качества; условий лицензий на виды деятельности, связанные с геологическим изучением недр. К числу задач, которые решаются в процессе государственного контроля, относятся также контроль за соблюдением порядка государственной регистрации и учета работ по геологическому изучению недр; ведения государственного учета запасов и прогнозных ресурсов полезных ископаемых; охраны участков недр, представляющих особую научную и культурную ценность; ликвидации в установленном порядке разведочных горных выработок и скважин, не подлежащих использованию, а также условий содержания природных геологических заповедников, отдельных геологических памятников природы, уникальных скоплений ископаемой фауны и флоры.

Должностные лица органов государственного геологического контроля имеют право:

давать пользователям недр и должностным лицам, ответственным за проведение работ по геологическому изучению, рациональному использованию и охране недр, обязательные для исполнения указания по устранению нарушений порядка проведения этих работ;

приостанавливать все виды работ по геологическому изучению, рациональному использованию и охране недр, если они проводятся с нарушениями установленных действующим законодательством норм и правил;

СЗ РФ. 1998. № 6. Ст. 756.

вносить предложения о приостановлении, ограничении или прекращении права пользования недрами;

запрашивать у пользователя недр письменные объяснения геологического изучения, рационального использования и охраны недр;

прекращать в установленном порядке совместно с органами Госгортехнадзора России самовольное пользование недрами и застройку площадей залегания полезных ископаемых;

ограничивать, приостанавливать или запрещать несанкционированный сброс в недра сточных вод, вредных веществ и отходов производства;

рассматривать в случаях и в порядке, предусмотренных законодательством, дела об административных правонарушениях в области недропользования;

вносить в необходимых случаях в соответствующие органы предложения о прекращении финансирования (кредитования) работ по геологическому изучению недр, выполняемых за счет отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы;

приостанавливать в случае выявления нарушений действие и аннулировать в установленном порядке лицензии на виды деятельности, связанные с геологическим изучением недр и т. д.

Решения органов государственного геологического контроля могут быть обжалованы в суд или арбитражный суд в порядке, установленном законодательством РФ.

Соблюдению требований горного законодательства призван содействовать аудит недропользования — новый правовой инструмент в сфере регулирования использования и охраны недр. Временное положение об аудите недропользования на предприятиях топливно-энергетического комплекса утверждено приказами Минприроды России и Минтопэнерго России соответственно от И и 25 июня 1999 г. Данное Положение вводится до принятия нормативного документа, регламентирующего деятельность в сфере аудита недропользования в России.

Аудит представляет собой процедуру проверки соответствия деятельности недропользователей, связанной с геологическим изучением, использованием и охраной недр, условиям лицензий на право пользования недрами, законодательным и нормативным требованиям в сфере недропользования и выработки рекомендаций по повышению эффективности использования участков недр в хозяйственном обороте. Объектами аудита недропользования являются предприятия и организации топливно-энергетического комплекса независимо от форм собственности, осуществляющие деятельность, связанную с геологическим изучением, использованием и охраной недр. Аудит осуществляется с целью проверки не только текущей деятельности недропользователей, но и соответствия совершенных ими хозяйственных операций условиям лицензий на пользование участками недр, законодательству о недрах, " " действующим нормативным правовым актам, проектной технико-экономической и технологической документации, а также отчетности предприятия для получения полного представления о стоимостной оценке юридического лица и эффективности использования им участков недр.

Аудит недропользования может быть проведен как самостоятельно, так и в рамках общего аудита предприятия. Основными задачами аудита недропользования являются:

проверка эффективности использования объектов недропользования предприятиями топливно-энергетического комплекса; экономическая оценка ресурсной базы недропользователя и эффективность ее использования, определение правильности учета количества приращиваемых, добываемых, теряемых в недрах и при первичной переработке запасов полезных ископаемых;

получение стоимостной оценки предприятия-недропользователя на дату проведения аудита;

проверка соответствия деятельности недропользователей законодательным и нормативным актам в сфере недропользования; определение соответствия применяемой технологии ведения работ утвержденной проектной документации;

проверка выполнения условий соглашений о разделе продукции и условий пользования недрами, установленных лицензией;

проверка порядка расчета и уплаты платежей за пользование недрами и на воспроизводство минерально-сырьевой базы; определение достоверности исходных данных для расчета налогов и платежей при пользовании неДрами, их соответствия объемам добытого и реализованного топливно-энергетического сырья с учетом технологических потерь, а также для расчета дифференцированных ставок акциза на него.

Аудит проводится по инициативе органов государственного контроля в сфере недропользования; собственника предприятия с целью проверки соблюдения им требований горного законодательства и выработки мер, направленных на повышение эффективности использования недр; потенциального пользователя недр с целью выбора оптимального объекта недропользования, выставленного на конкурс или аукцион; органов исполнительной власти финансовых, кредитных и других заинтересованных органов пс согласованию с руководством или собственником предприятия.

Организация, регулирование и функционирование системы аудита недропользования на предприятиях топливно-энергетическогс комплекса на федеральном уровне обеспечивается совместно Минприроды России, Минтопэнерго России и Госгортехнадзором России в пределах их компетенции. Организация системы аудита недропользования как вида услуг осуществляется головным отраслевым центром в пределах его компетенции. Функции такогс центра определяются названным выше Положением и Положением об аудите недропользования, утверждаемым Минприроды России и Минтопэнерго России по согласованию с Госгортех-надзором России.

Головной отраслевой центр должен обеспечить регулирование системы аудита недропользования; организацию и проведение обучения и аттестации аудиторов; выдачу сертификатов физическим лицам и аккредитацию на аудиторскую деятельность юридических лиц; методическое обеспечение работ, связанных с выполнением аудита недропользования; контроль качества услуг, предоставляемых в процессе аудита; консультационное обслуживание органов законодательной, исполнительной и судебной власти, заказчиков аудирования, аудиторов, аудиторских организаций, других заинтересованных лиц.

Аудит недропользования проводится аудиторскими организациями. Аудит не может проводиться такими организациями в отношении юридических лиц, являющихся их учредителями, акционерами, кредиторами или страховщиками, а также в отношении которых эти аудиторские организации являются учредителями, акционерами или дочерними предприятиями. Аудит не может также проводиться аудиторами, являющимися собственниками, акционерами, руководителями и иными должностными лицами проверяемого предприятия — недропользователя.

Аудиторы должны пройти аттестацию в аттестационной комиссии, образуемой головным отраслевым центром с привлечением специалистов Минприроды России, Минтопэнерго России, Гос-гортехнадзора России, других министерств и ведомств, представителей научных организаций.

Аудит недропользования проводится на основании договора, заключенного между аудиторской организацией и заказчиком. Процедура аудита недропользования предусматривает оформление его результатов в виде аудиторского заключения, представляемого заказчику, если иное не предусмотрено договором. В заключении, помимо информации о результатах проверки по выбранным критериям, при необходимости могут содержаться сведения о документах, подтверждающих права предприятия на пользование объектами недропользования; права на осуществление лицензируемых видов недропользования, количественную и качественную оценку состояния ресурсной базы объекта недропользования на дату проведения аудита, а также соблюдение предприятием установленного порядка, правил и стандартов пользования недрами, выполнение показателей проектных технико-экономических и технологических документов по геологическому изучению, разведке и разработке месторождений горючих полезных ископаемых и т. д.

В случае если аудиторской организацией сделан вывод о недостоверности документации (информации), представляемой предприятием-недропользователем, или о несоответствии его деятельности действующим нормативно-правовым актам, техническим и технологическим требованиям, в заключении должна быть приведена аргументация, подтверждающая этот вывод. По желанию заказчика в аудиторском заключении могут содержаться предложения по устранению отмеченных нарушений, рекомендации по совершенствованию финансово-хозяйственной деятельности субъекта недропользования, определению направлений повышения рационального и комплексного использования топливно-энергетических ресурсов и охраны окружающей среды.

Аудит недропользования может проводиться по заявке заказчика на этапе выбора участка недр, выставленного на конкурс или аукцион. В этом случае аудиторская фирма выдает рекомендации о целесообразности подачи заявки на участие в конкурсе (аукционе) по конкретным объектам и подготавливает основные условия недропользования по этим объектам, в соответствии с которыми использование данных участков будет экономически приемлемо для заказчика. Аудиторское заключение по конкурсным объектам дается на основе геологической информации, реализуемой организаторами конкурса; дополнительно используются сведения по данному региону, имеющиеся у заказчика. Результаты отчетов (заключений) аудиторских организаций учитываются службой государственного геологического контроля, Госгортехнадзора России, территориальными органами Минприроды России и другими контрольными и надзорными органами.

Выполнение аудиторской организацией условий договора оформляется актом сдачи-приемки аудиторского заключения. Споры, возникающие между аудиторской организацией и заказчиком, разрешаются в установленном законом порядке.

Процедура проведения аудита состоит из нескольких этапов: выбор членов группы аудита; определение ответственности и диапазона деятельности как клиента, так и аудиторской организации; установление области проведения аудита и его границ; определение стоимости аудита и источника его финансирования; составление плана аудита; проведение аудита (сбор данных, их обобщение, выявление соответствия данных критериям и т. д.); подготовка заключения по аудиту; определение условий сохранения докумен­тации аудита.

При проведении аудиторских проверок в соответствии с заключенными договорами аудиторская фирма имеет право:

определять формы и методы работы, исходя из действующего законодательства, Временного положения об аудите недропользования и условий договора с заказчиком;

проверять в полном объеме техническую, проектно-сметную, финансовую и технологическую документацию предприятия-недропользователя, относящуюся к его производственной деятельности, получать разъяснения по возникшим вопросам и необходимые для аудита дополнительные сведения;

получать по письменному запросу информацию от третьих лиц;

проводить в случае необходимости контрольные замеры и съемки (самостоятельно или с привлечением работников аудируемого предприятия);

привлекать на договорной основе к участию в аудите аудиторов, работающих в других аудиторских организациях, а также иных специалистов;

отказаться от аудита недропользования в случае непредоставления проверяемым предприятием необходимой документации, а также необеспечения государственными органами личной безопасности аудитора и членов его семьи.

В своей деятельности аудиторская фирма обязана:

быть объективной, проводить работы в рамках внутреннего распорядка заказчика и требований договора, заключенного на проведение аудита;

сообщать заказчику о всех случаях нарушений действующего законодательства, стандартов, норм, правил, утвержденных проектных технологических решении и отступлении от требований, предъявляемых к ведению учета и составлению отчетности, которые были обнаружены при проведении аудита;

сохранять в тайне любые сведения, составляющие коммерческую тайну, полученные при проведения аудита, за исключением предоставления сведений по решению органов законодательной и судебной власти Российской Федерации;

обращаться в любые компетентные органы для принятия необходимых мер при выявлении угрозы промышленной аварии независимо от условий договора с заказчиком;

обеспечивать сохранность всех полученных от заказчика документов, составленной в ходе проведения аудита документации и переписки, связанной с выполнением договора (в течение оговоренного срока);

немедленно сообщать органу, поручившему проведение аудита, о невозможности его осуществления на данном предприятии, а также о необходимости привлечения дополнительного числа аудиторов или иных специалистов.

За ненадлежащее исполнение своих обязанностей аудиторская организация лишается аккредитации.

В свою очередь, предприятия-недропользователи, на которых проводится аудит, имеют право:

осуществлять выбор аудиторской организации;

получать от аудиторской организации исчерпывающую информацию о требованиях законодательства, связанного с проведением аудита, правах и обязанностях сторон, а после ознакомления с заключением аудиторской организации — о нормативных актах, технико-экономической и технологической документации, на которых основываются замечания и выводы аудиторской организации;

обращаться в случае обнаружения неквалифицированного про­ведения аудита с просьбой пересмотреть результаты аудита в головной отраслевой центр по аудиту недропользования.

Кроме того, заказчик имеет право выбирать аудиторскую организацию; представлять заинтересованным государственным контрольным органам заключение аудиторской организации для признания его деятельности, соответствующей требованиям законодательства об использовании недр, оценки конкурсантов при проведении конкурсов как на право пользования недрами, так и на подрядные работы (в качестве дополнительного условия) и т. д. В то же время заказчик обязан создать аудиторской организации условия для своевременного и всеобъемлющего проведения аудита, в том числе обеспечить в полном объеме ресурсами (материальными, трудовыми, информационными и т. д.) процесс проведения аудита, требуемую полноту и достоверность документов и другой информации, представляемых в распоряжение аудиторов; давать по их запросу разъяснения в устной и письменной форме; выделять по просьбе аудиторской организации безвозмездно необходимое число работников для участия в работах, связанных с проведением аудита; не предпринимать никаких действий с целью ограничения круга вопросов, оговоренных в договоре и подлежащих выяснению при проведении аудита, а также обеспечить конфиденциальность аудиторского заключения. Аудит недропользования проводится за счет средств заказчика.

Заказчик может предъявлять аудиторское заключение в Минприроды России или его территориальные органы при продлении срока действия лицензий или изменении их условий, при выдаче лицензий на ведение отдельных видов деятельности, а также при проведении ими контрольных инспекционных проверок деятельности недропользователя. Заказчик может также предъявлять аудиторское заключение территориальным органам Госгортехнадзора России при продлении срока действия лицензий на право проведения экспертизы промышленной безопасности и проектирования опасных промышленных объектов, а также при проведении ими контрольных инспекционных проверок и т. д.

 

Лекция № 4. «Правовое регулирование геологической информацией»

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.