Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Принципы государственного регулирования недропользования.






 

 

Философской основой российского горного права на протяжен его 300-летней истории была концепция сочетания интересов нынешнего и будущих поколений народов России. В настоящее время она прямо зафиксирована в Законе РФ «О недрах» (ст. 35).

Объективной особенностью использования ресурсов недр, в части добычи полезных ископаемых, являются тесная зависимость полноты их извлечения и затрат на него. Максимальная прибыль достигается при «снятии сливок», извлечении относительно небольшой легко извлекаемой части полезного ископаемого. Максимально полное (действительно полное влечение достигается лишь теоретически) извлечение достигается за счет увеличения затрат и соответствующего снижения прибыли. Задчей государственного регулирования является установление организационно-правового механизма, направленного на наиболее полное извлечение полезного ископаемого при обеспечении приемлемого в современных условиях уровня рентабельности производственно процесса.

В соответствии с провозглашенной концепцией, а также основными положениями действующей Конституции РФ отношения недропользования формируются на базе следующих основных принциг

– государственная собственность на недра и различные фор собственности на добытые из недр полезные ископаемые и иные ресурсы;

– совместное ведение РФ и ее субъектов по вопросам владей пользования и распоряжения недрами;

– использование полезных свойств недр путем предоставления их только в пользование с регламентацией условий пользования;

– платность пользования недрами; включая введение специальных сборов и платежей.

Указанные принципы являются достаточно распространенными? мировой практике недропользования. В то же время формы их ков ретной реализации в России имеют ряд специфических особенностей определяемых главным образом федеративным устройством гocyдарства и переходным периодом экономического развития народного хозяйства.

При этом за государством в лице уполномоченных органов различных ветвей власти сохраняется функция государственного регулирования всего комплекса специфических отношений, возникающих в процессе использования различных полезных свойств недр, как связанных, так и не связанных с добычей полезных ископаемых.

Основной задачей государственного регулирования отношений недропользования является обеспечение воспроизводства минерально-сырьевой базы, ее рационального использования и охраны недр в интересах нынешнего и будущих поколений народов РФ. Решение этой задачи возлагается на федеральные органы власти и органы власти субъектов Федерации, которые через специальные институты осуществляют предоставление недр в пользование, рациональное использование и охрану недр, учет и контроль за использованием недр.

Закон РФ «О недрах» определил, что в задачи государственного регулирования входят:

— обеспечение геологического изучения, территории РФ, ее континентального шельфа, Антарктики и дна Мирового океана;

— обеспечение развития минерально-сырьевой базы и подготовки резерва участков недр, используемых для строительства подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых;

— определение объемов добычи основных видов полезных ископаемых на текущий период и на перспективу по РФ в целом и по регионам;

— установление квот на поставку добываемого минерального сырья;

— введение платежей, связанных с пользованием недрами, а также регулирование цен на отдельные виды минерального сырья;

— установление стандартов (норм, правил) в области геологического изучения, использования и охраны недр, безопасного ведения работ, связанных с пользованием недрами, а также рационального использования и охраны недр.

Государственное регулирование отношений недропользования осуществляется через систему органов управления, определение задач, Функций и полномочий которых базируется на законодательно за­крепленном разграничении компетенции органов власти РФ, субъектов РФ и органов местного самоуправления в сфере отношений недропользования.

Законодательство о недрах определило, что государственное регулирование отношений недропользования осуществляется по трем основным направлениям — управление, учет и контроль.

Государственное управление в сфере недропользования ocyществляется Президентом РФ, Правительством РФ, министерствами и ведомствами в пределах их полномочий, органами исполнитель» власти субъектов РФ, федеральным органом управления Государственным фондом недр, в качестве которого в настоящее время выступа МПР. В соответствии со своим статусом МПР, как федеральный орган управления государственным фондом недр, и его территориальные органы не могут выполнять функции управления хозяйственной деятельностью предприятий, осуществляющих разведку и разработку месторождений полезных ископаемых либо строительство и эксплуатацию подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, и заниматься коммерческой деятельностью.

Специфическим, не единственным, но, пожалуй, наиболее деиственным направлением государственного управления недропользование является бюджетное регулирование, реализуемое через бюджетную систему, функционирование которой определяется ФЗ «О бюджетном кодексе» и ФЗ «О бюджетной классификации».

Действенность бюджетного регулирования обеспечивается тем, годовой бюджет и Федерации и субъектов РФ принимается в форме закона. В расходной и доходной частях федерального бюджета бюджетах субъектов РФ, а также бюджетах органов местного caмоуправления деятельность в сфере недропользования выделяется дельными позициями. Перечень этих позиций периодически видов меняется в зависимости от текущих задач отрасли.

В составе доходной части федерального бюджета в соответст с [100] выделяются следующие виды поступлений.

1. В составе налоговых доходов: акцизы на природный газ; налог на добычу полезных ископаемых, платежи за проведен поисковых и разведочных работ, пользование недрами в целях, связанных с добычей полезных ископаемых, платежи за пользое недрами при реализации СРП и др.

2. В составе неналоговых доходов: — доходы от деятельности государственного совместного предприятия «Вьетсовпетро»; — доходы от реализации СРП; — возмещение инвестором прошлых затрат государства на проведение геологоразведочных работ при реализации СРП; — стоимость реализованной прибыльной продукции, принадлежащей государству по СРП.

В составе расходной части федерального бюджета выделяются

статьи расходов, учитывающие затраты на недропользование:

топливно-энергетический комплекс; _пополнение государственных запасов драгоценных металлов и драгоценных камней; федеральный и территориальный фонды воспроизводства минерально-сырьевой базы.

В составе видов расходов функциональной классификации расходов бюджета выделяются следующие статьи расходов на недропользование:

формирование и использование централизованного резервного фонда социальной поддержки работников ликвидируемых угольных шахт и разрезов; геологическое изучение недр, континентального шельфа и Мирового океана для федеральных нужд; расходы на управление Государственным фондом недр; геологоразведочные работы; расходы на ликвидацию особо убыточных и неперспективных угольных шахт и разрезов; научно-техническое и проектное обеспечение реструктуриза­ции угольной промышленности; мероприятия социальной поддержки работников угольной промышленности; предоставление организациям угольной промышленности инве­стиций и средств на разработку научно-технических программ; селективная поддержка угледобывающих предприятий; реализация отраслевых тарифных соглашений на предприятиях и в организациях угольной промышленности и шахтного строительства; расходы на управление угольной отраслью; формирование и использование централизованного резервного фонда реструктуризации угольной промышленности; мероприятия по созданию безопасных условий работы в уголь­ной промышленности.

Перечень расходов бюджета показывает направления и наиболее значимые в настоящее время проблемы, в частности ситуация в уголь­ной отрасли.

Другим направлением государственного управления и регулирования в сфере недропользования является лицензирование. Оно осуществляется с одной стороны в соответствии с ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», с другой — в рамках системы государственного лицензирования пользования недрами, которая регламентирует организационно-правовые вопросы предоставления в пользование. Подробно этот вопрос рассмотрен в разделе 6.1.

Учет использования недр — важнейший инструмент государственного регулирования недропользования. Помимо обычных форм учет установленных для промышленных предприятий (статистический бухгалтерский и др.) в недропользовании, он осуществляется в i ведения государственного баланса запасов полезных ископаема составления кадастра месторождений и других геологических тов. Организация этой работы возложена на МПР.

Другим направлением государственного регулирования недропс зования является осуществление государственного контроля за ра циональным использованием и охраной недр, а также надзор за опасным ведением работ, связанных с пользованием недрами.

Задачей государственного контроля за геологическим изучение рациональным использованием и охраной недр является обеспечен соблюдения всеми пользователями недр законодательства, уставе ленного порядка пользования недрами, утвержденных в установленном порядке стандартов (норм, правил) в области геологического изучения, использования и охраны недр, правил ведения государственного учета и отчетности.

Государственный контроль за геологическим изучением, рациона ным использованием и охраной недр осуществляется органами дарственного геологического контроля и органами государственного горного надзора во взаимодействии с природоохранными и друг контрольными органами.

Задачей государственного надзора за безопасным ведением раб связанных с пользованием недрами, является обеспечение соблюдения всеми пользователями недр законодательства, утвержденных в установленном порядке стандартов (норм, правил) по безопасному ведению работ, предупреждению и устранению их вредного влияния на население, окружающую природную среду, здания и сооружения.

Государственный надзор за безопасным ведением работ, связаннь с пользованием недрами, возлагается на органы государственног горного надзора. Органы государственного горного надзора ocyi ствляют свою деятельность во взаимодействии с органами госуд ственного геологического контроля, природоохранными и иными ко» трольными органами, профессиональными союзами, другими оби ственными объединениями.

Законодательство, регулирующее освоение отдельных видов по-езных ископаемых, может содержать и содержит уточнения отдель­ных положений общей системы. Так, ФЗ «О драгоценных металлах и драгоценных камнях» [74] устанавливает, что государственное регулирование отношений в области геологического изучения и разведки месторождений драгоценных металлов и драгоценных камней и их добычи осуществляется в целях проведения государственной политики, направленной на стимулирование добычи и производства драгоценных металлов и драгоценных камней, развития рынка этих ценностей и их рационального использования для социально-экономического развития РФ и субъектов РФ с учетом особых свойств драгоценных металлов и драгоценных камней.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.