Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Стадия 4: уважение 1 страница






Показ персонажей меньшинств как хорошими, так и плохими — предоставление им всех видов ролей.

Источник. Clare, С. (1969). Television and social controls: Some observation of the portrayal of ethnic minorities, Television quarterly, 8 (2), 1 8 — 2 2.

Изображение меньшинств в новостях

Большинство из того, что известно о присутствии и изображении меньшинств в новостях, пришло к нам главным образом из исследований, проведенных в 1970­1980-е годы. Современных исследований по этой теме существует сравнительно ма­ло. Опубликованные же свидетельствуют, что присутствие меньшинств в новостях на сегодняшний день возросло. Однако их изображение не всегда является положи­т е л ь н ы м (Greenberg & Brand, 1992b) и ч а с т о является б о л е е отрицательным, ч е м изо­бражение меньшинств в неинформационных передачах (Dixon & Linz, 2000).

С. Баран (Вагап, 1973) и К. Роберте {Roberts, 1975) изучали телевизионные ново­сти на предмет присутствия в них афро-американцев. В их результатах фигурирова­ли показатели 25% и 23% соответственно. Эти данные приходятся на тот период, когда основное внимание телевизионной аудитории привлекали проблемы граждан­ских прав, а большинство сюжетов было связано с проблемой перевозки школьни-ков1 и изоляцией меньшинств.

Имеется е виду перевозка школьников из одного района в школу, находящуюся в другом районе, в целях расовой или социальной интеграции. — Прим. перев.


Глава 19. Изображение меньшинств и особенности его воздействия 3 6 1

В одном из исследований А. Чаундери (Chaundhery, 1980) сравнивал освещение в печати 1970-х годов чернокожих и белых кандидатов на выборы по 19 городам. Он обнаружил, что в целом в день выборов и за два дня до них белые освещались боль­ше, чем чернокожие. Однако статьи о чернокожих кандидатах в основном были длиннее. Разные газеты писали о чернокожих и белых кандидатах по-разному, на основании чего Чаундери сделал вывод, что главную роль в освещении чернокожих и белых кандидатов играет собственная политика газеты.

Несколько исследований было посвящено изучению содержания газет в трех раз­ных десятилетиях: 1950—1953, 1 9 6 3 — 1 9 6 8 и 1 9 7 2 — 1 9 8 0. Оказалось, что освещение в прессе чернокожих за эти годы несколько изменилось (Martindale, 1984, 1985, 1987). В одном исследовании показывалось, что общественная роль чернокожих за эти годы стала более заметной благодаря появлению в газетах большего количества фотографий афро-американцев, однако количество статей о жизни меньшинств и их проблемах оставляло желать лучшего. Объектом изучения другого исследования бы­ли четыре крупнейшие газеты США— New York Times, Atlanta Constitution, Chikago Tribune и Boston Globe. В период с 1 9 5 0 по 1 9 7 0 г о д почти во всех газетах возросло ко­личество статей о проблемах черного населения. С 1 9 6 0 по 1 9 7 0 год количество ста­тей о чернокожих преступниках осталось практически неизменным, а число статей

0 чернокожих артистах, певцах и политиках значительно возросло. В 1970-е годы по
сравнению с 1960-ми появилось больше статей об афро-американцах, протестующих
против чего-либо.

Несколько исследований 1 9 8 0 - х годов изучали проблему освещения газетами, выходящими в районах массового проживания латиноамериканцев, жизни этого меньшинства. Как выяснилось, местная пресса включала испанские новости про­порционально количеству латиноамериканцев, живущих в районе. Однако боль­шинство " испанских новостей" назывались так, потому что в них упоминался кто-либо с испанской фамилией {Greenberg, Heeter, Burgoon, Burgoon & Korzenny, 1983a). Кроме того, эти новости были в основном негативными и описывали латиноамери­канцев как " проблемных людей" {Turk, Richard, Bryson & Johnson, 1989). В результате исследования оказалось, что освещение латиноамериканцев на телевидении и в га­зетах пропорционально их числу в обществе, однако радио в этом вопросе отставало от других масс-медиа. Испанские имена на радио можно было услышать преимуще­ственно в криминальных сюжетах, тогда как на телевидении и в прессе с преступно­стью было связано менее половины всех статей и сюжетов о латиноамериканцах {Korzenny, Griffits, Greenberg, Burgoon & Burgoon, 1983).

Азиато-американцы также освещены в прессе пропорционально их количеству в обществе. В. Мансфилд-Ричардсон {Mansfield-Richardson, 1996) проанализировала содержание двадцати крупнейших газет с 1 9 9 4 по 1 9 9 5 год, изучая в них освещение азиато-американцев. Она обнаружила, что газеты, у которых в штате было больше азиатов, выходили в основном в " желтых" районах и чаще публиковали статьи об этом этническом меньшинстве.

В одной из работ, исследовавшей чикагские телевизионные новости в период с

1 9 8 9 по 1 9 9 0 год, было обнаружено, что белые и чернокожие политические лидеры
изображаются по-разному. Р. Энтман {Entman, 1992) выявил, что местные телевизи­
онные новости, как правило, показывают белых лидеров как представителей инте­
ресов всех избирателей. Сюжеты же о чернокожих лидерах показывали их более за­
ботящимися об интересах афро-американцев, чем о всеобщем благе.


362 Часть III. Основные направления исследований

Кроме цветных, изучалась также проблема изображения в новостных масс-медиа инвалидов. Проводившееся в 1980-е годы изучение нескольких ежедневных газет, имеющих аудиторию по всей стране, показало, что ежедневно публиковались в среднем восемь статей, описывающих проблемы инвалидов или просто упоми­нающих их. Основная тематика этих статей — нетрудоспособность. Почти в полови­не статей обсуждалось негативное воздействие нетрудоспособности, но большая их часть также обращала внимание на возможности улучшений (Keller, Hallahan, McShane, Crowley & Blandford, 1990).

В одной из наиболее интересных современных работ изучались предрассудки в сообщениях СМИ о гомосексуалистах и лесбиянках, которые появлялись в США, начиная с 1940-х годов (Bennett, 1998). Количество статей о сексуальных меньшинст­вах в Time или Newsweek возросло с двух в 1940-х годах до 25 в 1960-х, 95 в 1980-х и 151 в 1990-х годах. Эта тенденция отражает рост знаний общества о гомосексуали­стах и проблемах, связанных с ними. Исследование показало, что освещение в прес­се гомосексуалистов и лесбиянок в течение многих лет было преимущественно от­рицательным и полным предрассудков. Для описания сексуальных меньшинств журналисты употребляли унизительные термины, например, " faggot", " fruit", " queer" (для обозначения гомосексуалистов), " butch" (для обозначения лесбиянок) или об­щее обозначение " pervert" (извращенец). Исследование рекомендовало журналистам приобретать больше знаний о гомосексуалистах, чтобы избегать в печати необосно­ванных определений и оспаривать " влиятельные" источники, относящиеся к гомо­сексуалистам с презрением.

Изображение меньшинств в рекламе

Исторически сложилось так, что, как и представители меньшинств в развлека­тельных жанрах, рекламные образы также до недавнего времени были преимущест­венно белыми (Coltraine & Messineo, 2000; Wilson & Gutierrez, 1995). Современные ис­следования показали, что хотя в прошлом характер изображения чернокожих вызы­вал беспокойство (Greenberg & Brand, 1994), за последние несколько десятилетий аф­ро-американцы и азиато-американцы добились значительных достижений в различных масс-медиа. Другие же меньшинства до сих пор остаются практически не представленными в СМИ.

Проведенные с 1970-х годов исследования демонстрируют ясную картину исто­рии изображения меньшинств в рекламе. Обнаружено, что, несмотря на рост при­сутствия в рекламе конкретных меньшинств, представители остальных меньшинств остаются не представленными. В последние годы на телевидении появилось больше чернокожих и азиатских лиц. Этот процесс прошел несколько стадий: от фактически полного отсутствия до спорадического появления в масс-медиа и, наконец, до сверхприсутствия, почти вдвое превышающего их процент в обществе. В 1994 году афро-американцы появлялись более чем в 31% всех коммерческих реклам (Taylor & Stern, 1997). Азиато-американцы появлялись в более чем 8% всех коммерческих рек­лам. Эта цифра значительно превышала их фактическое количество в обществе, со­ставляющее всего 3, 6% (Greenberg, Mastro & Brand, 2001). Однако эти годы не были столь благоприятными для коренных американцев и инвалидов, которых в рекламе практически не показывали (Wilson & Gutierrez, 1995; Greenbergetai, 2001).


Глава 19. Изображение меньшинств и особенности его воздействия 3 6 3

В период с 1940 по 1960 год чернокожие появились только в 3% реклам, печатав­шихся в американских журналах. А те, которые появлялись, обычно подпадали под одну из трех категорий: известные артисты (деятели шоу-бизнеса), знаменитые спортсмены или прислуга (Colfax & Steinberg, 1972; Kassarjian, 1969; Stempel, 1971).

В двух исследованиях конца 1970-х годов отмечалось, что ситуация для афро-американцев в печатной рекламе не только не улучшилась, но даже ухудшилась. Только 2% чернокожих моделей присутствовало в журнальных рекламах {Bush, Resnick & Stern, 1980). Во втором исследовании было просмотрено 8700 реклам но­вых продуктов или услуг в изданиях Time, Cosmopolitan, Reader's Digest и Ladies' Home Journal с 1968 no 1977 год. В целом, чернокожие модели или персонажи представля­лись в менее чем 1% рекламных материалов (Reid & Vanden Bergh, 1980).

В 1980-е годы ситуация значительно не улучшилась. Л.Джексон и К. Эрвин (Jackson & Ervin, 1991) проанализировали почти 1000 реклам, появившихся в Cosmopolitan, Glamour и Vogue в период с 1986 по 1988 год. Только в 2, 4% реклам изображались чернокожие женщины-модели, причем в 83% из них они показывались только с большого расстоя­ния. В то же время афро-американки составляли более 12% женского населения США и более 15% подписчиков вышеупомянутых журналов.

Согласно исследованиям, проведенным в 1970-е и 1980-е годы, белые читатели журналов нормально реагировали на присутствие в рекламах чернокожих моделей (Block, 1972; Schlinger & Plummer, 1972; Soley, 1983). В одном исследовании анализи­ровалось влияние чернокожих моделей на количество потребителей рекламы. Ока­залось, что этническая принадлежность модели никоим образом на него не влияет.

В течение многих лет коммерческие телекомпании стремились к увеличению по­каза чернокожих моделей. Однако исследования на эту тему показали, что черноко­жие гораздо чаще появляются в компании других, нечернокожих моделей, чем само­стоятельно (Atkin & Heald, 1977; Bush, Solomon & Hair, 1977; Culley & Bennett, 1976; Dominick & Greenberg, 1970). В 1960-х годах ситуация стала меняться — процент чер­нокожих моделей на телевидении возрос с 5 до 11%. К середине 1970-х годов афро-американцы составляли от 10 до 13% всех моделей, появляющихся в телевизионных рекламах, — число, близкое к их реальному процентному соотношению в обществе. Изучение рекламы, показываемой в прайм-тайм в 1978 году, обнаружило, что белые появлялись в 97% реклам, чернокожие — в 8, 5%, а рекламные материалы, где были представлены люди разных этнических групп, составляли 5% (Weigel et al., 1980). Приблизительно 75% реклам были исключительно " белыми", в то время как полно­стью " чернокожие" рекламы составляли только 2%. Для сравнения, мультиплика­ционные рекламы без единого живого человека составляли примерно 4% от всех коммерческих реклам.

Другие группы меньшинств не достигли таких успехов. В научной работе, посвя­щенной телевизионной рекламе конца 1970-х годов, Дж. Гербнер, Л.Гросс, М. Морган и Н. Синьорелли (Gerbner, Gross, Morgan & Signorielli, 1981) обнаружили, что латиноамериканцы появились только в 2% реклам в прайм-тайм, в менее чем 1 % дневных реклам по выходным, а в рекламе, передающейся во время вечерних ново­стей, их не показывали вовсе.


364 Часть III. Основные направления исследований

Текущее положение

1990-е годы ознаменовались новым прорывом. Некоторые чернокожие женщины по­лучили статус " супермоделей" и сейчас очень часто появляются на страницах прессы. Тайра Бэнкс преодолела " цветной" барьер журнала Sports Illustrared и стала первой чер­нокожей женщиной, попавшей на обложку известного издания, посвященного купаль­никам. Чернокожая английская фотомодель Наоми Кэмпбелл совместно с белыми фо­томоделями Элль Макферсон и Клаудией Шиффер открыла модные рестораны в круп­ных городах по всему миру. Их дружба и партнерство в бизнесе прекрасно иллюстрируют хорошие отношения между представителями разных этнических групп.

Анализируя количественные показатели, Л. Боуэн и Дж. Шмид (Bowen & Schmid, 1997) обнаружили, что за последние годы количество чернокожих моделей в круп­ных журналах возросло. Тем не менее, модели, представляющие латиноамериканцев или азиато-американцев, до сих пор остаются редкими гостями на страницах прес­сы. Чернокожие обычно изображаются в роли спортсменов или музыкантов и появ­ляются преимущественно в рекламах, финансируемых правительством, или сооб­щениях о коммунальных услугах.

В другом недавнем исследовании обнаружилось, что латиноамериканцы особен­но редко представлены в рекламах журналов, рассчитанных на широкую публику. И хотя латиноамериканцы составляют более 10% населения США (на время данного исследования), они присутствуют только в 4, 7% изученных рекламных материалов, исполняя в них менее половины главных ролей (Taylor & Bang, 1977).

Изображение меньшинств в передачах для детей

Начиная с 1970-х годов программы для детей на общественном телевидении на­чали уделять внимание положительному изображению меньшинств и межрасовых взаимоотношений. Получившие различные награды детские передачи типа " Улица Сезам", " Мистер Роджерс" и " Веселая компания" были высоко отмечены за их от­клик на проблемы меньшинств, за их образовательную и развлекательную ценности. Даже в начале 1970-х годов около 25% персонажей этих передач общественного те­левидения представляли именно этнические меньшинства (Dohrmann, 1975).

Так сложилось, что сюжеты, появлявшиеся в детских программах коммерческого те­левидения, были совсем другими (хотя и отличались друг от друга). Б. Гринберг и Дж. Бранд провели качественный анализ 20 субботних детских утренних шоу на ком­мерческом телевидении и пришли к выводу, что " субботняя сетка программ коммерче­ского телевидения абсолютно пуста в смысле информации о разных культурах" (Greenberg & Brand, 1993, p. 142). Исследователи подвели итог своим наблюдениям:

• три программы регулярно показывали персонажей, относящихся к этниче­ским меньшинствам;

• регулярно появлялись лишь представители черного этнического меньшинства;

• в течение 10, 5 ч. были показаны один латиноамериканец, ни одного азиато-американца и ни одного индейца;


Глава 19. Изображение меньшинств и особенности его воздействия 3 6 5

• все персонажи меньшинств были мужчинами, совсем не было взрослых цвет­ных женщин, а молодые женщины, если и присутствовали, то только для фо­на {Greenberg & Brand, 1993, p. 295).

В общем и целом это исследование подтвердило результаты предыдущих поворот­ных для науки работ, вышедших в 1970-е и 1980-е годы и использовавших методы " поголовного подсчета" и изучения ролей. Э. Баркус {Barcus, 1975) и Э. Баркус и Р. Волкин {Barcus & Wolkin, 1977) изучили рекламы и программы для детей на ком­мерческом ТВ на протяжении 1970-х годов. Они обнаружили, что в программах вы­ходных дней чернокожими были 7% персонажей, а другие меньшинства представля­лись в пределах 4—8%. В дневных программах по будням эти цифры были значительно ниже (3% чернокожих и 1-4% представителей других меньшинств); при этом про­граммы буднего дня часто были повторами передач, снятых раньше, в те времена, ко­гда проблемы меньшинств не имели такого значения. Около 7% персонажей в рекламе были чернокожими и только 2% представляли другие меньшинства. Другие работы на­чала 1970-х годов, использовавшие метод " поголовного подсчета", пришли к анало­гичным результатам (Gerbner& Signorielli, 1979; Mendelson & Young, 1972).

Последователи данного метода в 1980-е годы не обнаружили значительных измене­ний в вышеприведенных цифрах, однако исследования представленности персонажей в детских передачах пришли к интересным результатам. Э. Баркус {Barcus, 1983) обна­ружил, что чернокожие вырвались намного вперед, оставив далеко позади все другие меньшинства. Афро-американцы принимали участие в детских передачах почти на­равне с белыми и чаще были задействованы в главных ролях, чем представители других этнических меньшинств. Чернокожими были около 2% главных героев этих программ. Также было обнаружено, что чернокожие играли представителей разных профессий, причем роли менеджеров и квалифицированных специалистов им доставались чаще, чем другим цветным. Явно отрицательное изображение цветных Баркус обнаружил в мультипликационных фильмах, обычно показывающих этнические меньшинства сте­реотипно, иногда очень жестокими по натуре. Воздействие телевидения на восприятие детей в возрасте от 10 до 17 лет описывается во врезке.

В последние годы исследования, рассматривающие изображение меньшинств в детских передачах, стали редкостью, однако количество новых программ указывает на то, что телекомпании стали уделять больше внимания проблемам цветных в пере­дачах для детей. В настоящее время большим интересом и успехом пользуются дет­ские программы производства компании Nickelodeon и его ориентированного на до­школьников подразделения Nick Jr., где присутствует очень много цветных персо­нажей, поданных в положительном свете. Одна из причин успеха таких программ, вероятно, заключается в том, что для работы над новыми проектами и уже давно су­ществующими передачами Nickelodeon пригласил цветных студентов. Например, шоу " Остров Гулла-Гулла" и " Окно Аллегры" широко известны своим коммерче­ским успехом и положительными отзывами критиков, которые хвалили их за обра­зовательные ценности и чуткость в изображении меньшинств. Мультфильм Doug, добрый мультик, поставленный компанией Nickelodeon, вскоре появился также на ABC. Он показывает детей разных экзотических цветов, даже лилового.

Для того чтобы выяснить текущее положение дел в программах для детей, крайне необходим дополнительный контент-анализ, который изучил бы количество и, осо­бенно, природу показа меньшинств. Еще более необходимо исследование медиавоз-


366 Часть III. Основные направления исследований

действия. Было бы очень интересно изучить воздействие изображения меньшинств в этих новых программах на белых и цветных детей, их ценности и отношение к другим людям.

Разный мир: медиаобразы этнических групп и классов

Особое исследование проводила группа по защите детей Children Now (" Дети сегодня"), опросившая 1200 детей в возрасте 1 0 — 1 7 лет по всем штатам Америки, чтобы попытаться понять воздействие телевидения на детское восприятие. Согласно этому исследованию, дети (особенно афро-американцы, азиато-американцы и латиноамериканцы) ощущали важность присутствия на экране телевизора персонажей своей этнической группы. Белые и чернокожие дети сообщали, что они очень часто видят людей своей этнической группы на ТВ, а дети — латиноамериканцы и азиаты сочли, что их этническая группа недостаточно представлена на телевидении. Почти половина чернокожих детей считала, что их этниче­скую группу показывают более точно и справедливо в развлекательных медиа, чем в про­граммах новостей.

Белые дети обычно выбирают себе в кумиры белых звезд, а чернокожие дети, как правило, отдают предпочтение чернокожим звездам. Исключениями были актер Уилл Смит и зна­менитый баскетболист Майкл Джордан — популярные у детей всех цветов кожи. Дети всех этнических групп имели тенденцию ассоциировать положительных героев на ТВ с белыми, а отрицательных — с представителями меньшинств. На вопрос, какую этническую группу они вероятнее всего увидели бы в какой-либо определенной роли по телевизору, дети со­шлись в том, что преступников, прислугу и уборщиков сыграли бы афро-американцы, а секретарей, боссов, полицейских и врачей — белые.

Одна азиатская девочка заметила: " Вы видите, как афро-американцы ладят с афро-американцами, а белые ладят с белыми, но вы редко увидите как афро-американец и бе­лый вместе счастливы и дружат".

В свете этих данных исследователь массовых коммуникаций Джоанна Кантор сказала: " Это доказывает, что, как дети будут смотреть телевидение, что они там увидят, то и станет для них реальностью. Эта возрастная группа очень чувствительна к тому, что она смотрит".

Источники. Kato, D. (1998, 8 May), San Jose Mercury News, Study: Kids tuned in to ethnic stereotyping, In The Arizona Republic, May 8, 1998, p. Al 1; Lewis, D. (1998, 21 May), " When children see little of their own world on the screen, " Gannett News Service, Nashville Tennessean, ARC; Burby, L.N. (1998, 11 July), Planned parenting/TV colors children's perceptions, Newsday, Part II, p. B02.

Воздействие изображения меньшинств

Исследования содержания телевизионных программ предоставляют нам интерес­ные данные. Эти исследования значительно продвинулись вперед в ответах на сле­дующие вопросы: " Видят ли американские зрители точное и справедливое изображе­ние меньшинств? Какими показывают взаимоотношения между представителями раз­ных этнических групп — гармоничными или конфликтными? " К сожалению, эти ис­следования пока не в состоянии ответить на другие, не менее важные вопросы, например, " Как показ меньшинств влияет на аудиторию, состоящую из белых и цвет­ных? Какое воздействие имеет такое изображение на детей разных цветов кожи? "

Исследователи медиавоздействия попытались найти ответы на эти трудные во­просы. В главе 4 обсуждалась теория социального обучения и ее важность для пони­мания большей части исследований в области медиавоздействия. Теория социаль-


Глава 19. Изображение меньшинств и особенности его воздействия 3 6 7

ного обучения лежит в основе исследований, работ, исследующих воздействие изо­бражения меньшинств в масс-медиа. Согласно этой теории, люди учатся на том ма­териале, который они видят в СМИ. Особенно эта теория актуальна для детей, ус­ваивающих ценности, отношения и поведение, просто наблюдая ситуации, действия и взаимоотношения по телевизору или при помощи других медиа. По этой причине медийное изображение меньшинств может научить детей как позитивному, так и негативному отношению к представителям других этнических групп.

Доказательства воздействия изображения меньшинств на зрителей будут очень скоро представлены, но для начала обратим внимание на некоторые работы, попы­тавшиеся разобраться в природе восприятия белой и цветной аудиторий. Эти иссле­дования обнаружили много нового материала о различиях между аудиториями. Бе­лые, чернокожие и цветные респонденты не только использовали медиа по-разному и для различных целей, но также весьма отличались в своем отношении к изображе­нию в СМИ их собственной и других этнических групп. Медиасообщения они также воспринимали по-разному.

Некоторые исследования установили, что зрители всегда получают удовольствие, когда видят людей своей этнической группы в масс-медиа, особенно по телевизору. Они им больше нравятся, они им больше верят и они в большей степени идентифи­цируют себя с ними. Чернокожие школьники выказывали большее предпочтение к передачам, в которых снимались афро-американцы, чем белые школьники (Dates, 1980). Белые школьники оценили белых ведущих выше чернокожих по параметрам компетенции и вероятности того, что они когда-нибудь могут стать их соседями или родственниками (Капег, 1982). Ученики начальной школы выбирали своих любимых героев, отталкиваясь от их этнической принадлежности. Когда в течение сезона 85% телевизионных персонажей были белыми, 96% белых детей назвали своим любимым именно белого персонажа, в то время как его выбрали только 75% чернокожих детей и 80% детей-латиноамериканцев (Eastman & Liss, 1980). Когда в программах показы­вали представителей меньшинств, аудитория меньшинств предпочитала эти шоу другим, в которых показывали белых (Liss, 1981; Eastman & Liss, 1980; Greenberg, Heter, Burgoon, Burgoon & Korzenny, 1983b).

Интересные данные обнаружили исследования, сравнивавшие восприятие белой и цветной молодежных аудиторий. Ученые установили, что чернокожая молодежь была более склонна к эффектам культивации. Чернокожие дети намного больше, чем белые, верили в реальность телевизионного изображения представителей разных этнических групп. Б. Гринберг и К. Аткин (Greenberg & Atkin, 1982) обнаружили, что почти 40% чер­нокожих детей, по сравнению с 30% белых, согласились с тем, что изображения мень­шинств, которые они видели, отражают настоящее положение вещей в мире.

Чернокожая и белая молодежь также отличается различным образом использова­ния в своей жизни информации, почерпнутой благодаря ТВ. Для белых детей телеви­дение является начальным источником информации о чернокожих детях (Greenberg, 1972). Чернокожие дети более широко используют телевизионную информацию в сво­ей жизни. В отличие от белых детей, при помощи телевидения они лучше узнают о возможностях трудоустройства, механизмах решения проблем, взаимоотношениях между супругами и их детьми и других областях жизни (Greenberg & Atkin, 1982).

При изучении воздействия музыкальных видеоклипов на чернокожую и белую молодежь Дж. Браун и Л. Шульц (Brown & Schulze, 1990) обнаружили значительные отличия в интерпретации увиденного материала. Молодым людям показали два


368 Часть III. Основные направления исследований

клипа Мадонны Papa Don't Preach (" Папа, не учи меня") и Open Your Heart (" Открой свое сердце"). Почти все белые респонденты обозначили, что темой первого клипа была беременность, в то время как почти половина чернокожих восприняли этот клип как такой, который рассказывает о взаимоотношениях между отцом и дочерью. Почти половина белой молодежи темой второго клипа назвала порнографию и сек­суальные извращения, а более 50% чернокожих юношей и 30% чернокожих девушек отметили, что в нем вообще не было никакой темы.

Воздействие на белую аудиторию

Как видно из исследований, медиаобразы меньшинств имеют значительное воз­действие на белую аудиторию. Устойчивым стереотипом стало изображение цвет­ного ленивым, некомпетентным, мятежным или жестоким. При этом значительная часть белой аудитории принимает эти стереотипы за чистую монету.

Большинство белых детей предпочитает смотреть по телевизору программы, насы­щенные действием, драками и приключениями, шоу, где очень много жестокости и насилия {Eastman & Liss, 1980). Дети, которые проводят много времени, просматривая такие жестокие программы, вероятнее всего будут иметь по отношению к чернокожим негативные стереотипы. С другой стороны, белые дети, которые смотрят менее жесто­кие шоу, а больше смотрят программы, где показывают нормальных чернокожих пер­сонажей, с меньшей степенью вероятности будут иметь предубеждения или ложные стереотипы (Zuckerman, Singer & Singer, 1980). Во врезке иллюстрируется попытка теле­визионных продюсеров передачи " Улица Сезам" в Израиле и Палестине содействовать толерантности и пониманию среди детей этих враждующих государств.

Большинство последних исследований стереотипов в области масс-медиа обна­ружило, что белые имеют тенденцию стереотипизировать цветных людей, основы­ваясь на сообщениях медиа и прямых контактах с ними. Например, белые оценива­ют индейцев в зависимости от первого контакта с ними. Склонность стереотипизи-ровать зависит от того, был ли он приятным (Tan, Fujioka & Lucht, 1997).

Белые дети, настраивавшие свои телевизоры на " чернокожие" телепрограммы, говорили, что при помощи телевизора они многое узнают о поведении и характере афро-американцев. Белые дети, смотревшие много программ с чернокожими персо­нажами, объясняли это своей уверенностью в том, что герои " будут забавными". Го­воря другими словами, им нравился юмор в комедиях, где играли афро-американцы. К. Аткин, Б. Гринберг и С. Мак-Дермотт (Atkin, Greenberg & McDermott, 1983) также утверждали, что телевидение проявляет тенденцию как укреплять существующие представления и отношения, так и предоставлять новую информацию белым детям.

Воинствующее предубеждение: обучение взаимному уважению

В 1 9 9 8 году израильские и палестинские продюсеры детской передачи " Улица Сезам" ре­шили выпустить серию программ в каждой из этих стран, которые бы показывали израиль­тян и палестинцев, живущими в мире и помогающими друг другу. Были придуманы еврей Речу Сумсум и араб Шара Симсим. В этих передачах совсем не показывали культовые для каждого народа строения — синагоги и мечети. Передачи учили детей тому же, чему обыч­но учит " Улица Сезам" — цифрам, цветам, буквам и словам. Кроме того, в этом цикле пе­редач израильские персонажи жили на одной стороне улицы, а палестинцы — на другой.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.