Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Принципы модели ВСО 2 страница






539-570.


Часть III

Основные

направления

исследований


Глава 11

Воздействие медианасилия

В

1998 году в Калифорнии водитель фургона остановил свою машину на ожив­
ленной автомагистрали Лос-Анджелеса, заблокировав движение. Когда прибыла
полиция и журналисты, BOJ ышел из машины и поднял плакат с над-

писью " Живи свободно, льии uwuuaxnu или умри! " Затем он вернулся к машине и вместе со своей собакой залез в фургон. Он поджег машину, но сам вскоре выско­чил наружу. Пока собака горела в фургоне, мужчина сбросил с себя тлеющую одеж­ду, отошел к обочине с пистолетом в руках и застрелился.

Это ужасное происшествие транслировалось в прямом эфире минимум по пяти мест­ным и одному национальному телеканалу. Некоторые телевизионные станции при этом прервали трансляцию мультфильмов и других детских телепередач. Телевизион­щики сразу же извинились за то, что не предупредили зрителей, но это не спасло их от негодования общественности.

Одной из самых насущных социальных проблем XX века было и остается нега­тивное воздействие медианасилия, особенно на детей. Трансляция сцен жестокости и насилия в выпусках новостей — лишь один из немногих аспектов этой проблемы, хотя, несомненно, важный (см. главу 14). Общественная озабоченность по поводу медианасилия вызвана большей частью содержанием художественных и мультипли­кационных фильмов, а также жестокими видеоиграми и Internet-сайтами.

На протяжении всей истории научного поиска в сфере медиавоздействия в ходе многих исследований обнаруживались свидетельства того, что просмотр жестоких филь­мов и других телепередач ведет к проявлениям насилия. Как со взрослыми, так и с деть­ми проводились многочисленные экспериментальные исследования. В настоящей главе рассматриваются результаты наиболее важных из этих исследований. После беглого об­зора методов исследования, используемых для изучения медианасилия (включая методы количественного анализа), займемся различными аспектами воздействия медианасилия: поведенческим, эмоциональным и т.д. В последнем разделе проблема медианасилия рас­сматривается с точки зрения государственной политики.


194 Часть III. Основные направления исследований

Методы исследования медианасилия

Крайним и, вероятно, наихудшим проявлением имитации, или моделирования, поведения телеперсонажей считаются жестокие " преступления-копии" — изнасилова­ния и даже убийства. Как уже говорилось в главе 5, посвященной эффекту прайминга, преступления-копии — самый тревожный пример моделированного поведения.

Сенсационный характер преступлений-копий привлекает внимание прессы и электронных С М И, поэтому общественности известно множество подобных с л у -чаев. Однако в действительности преступления-копии совершаются чрезвычайно редко. Миллионы телезрителей, которые смотрят те же самые фильмы и другие пе­редачи, не испытывают побуждения к имитации увиденных актов насилия. Это по­зволяет сделать вывод о том, что совершение или не совершение телезрителями пре­ступлений-копий обуславливается другими факторами, такими как характер челове­ка (или предрасположенность к агрессии), душевное состояние, уравновешенность и обстоятельства личной жизни.

Социологи пытаются зафиксировать более тонкое воздействие масс-медиа, кото­рое можно выявить с помощью строго контролируемых экспериментов, участие в которых не будет иметь негативных последствий. Все усилия ученых сосредоточены на нескольких основных вопросах, относящихся к медианасилию. Целью многих и с -следований является измерение объема медианасилия в разных средствах массовой информации. Другие ученые анализируют контекст медианасилия. Исследования по­казали, что контекст является важным фактором, обуславливающим степень вредного воздействия медианасилия. (Примером контекста может быть характер медианасилия, т.е., был ли акт насилия совершен ненамеренно или с преступным умыслом; демонст­рация последствий насилия, например, наказание преступника, и т.д.) Что еще б о л е е важно, в ходе этих исследований изучается подверженность зрителей телевизионному насилию и делается попытка ответить на трудный вопрос: " Какое воздействие оказы­вает медианасилие на потребителей массовой информации? "

При изучении воздействия медианасилия применялись различные методы иссле­дования. Бэрри Гантер (Gunter, 1994) провел обзор большого количества научных ра­бот, посвященных данной проблеме, и выявил шесть основных методов исследова­ния. К ним относятся: лабораторный эксперимент, полевой эксперимент, корреля­ционное исследование, лонгитюдное исследование, естественный эксперимент и экспериментальное вмешательство.

Лабораторные эксперименты

Строго контролируемые эксперименты, проведенные в лабораторных условиях, дают неопровержимые доказательства, что просмотр жестоких фильмов и других те­лепередач может повысить агрессивность телезрителей. Подобные эксперименты организованы таким образом, чтобы продемонстрировать причинно-следственную связь между просмотром телепередач, содержащих сцены насилия, и агрессивным поведением. Однако критики указывают, что обстановка, в которой проходит про­смотр при проведении подобных экспериментов, не является естественной, и у т -верждают, что данные, полученные в результате таких экспериментов, не приложи-мы к реальной действительности.


Глава 11. Воздействие медианасилия 195

Полевые эксперименты

Большинство подобных экспериментов проводилось среди детей в различных учебных заведениях, например, в подготовительных классах. Перед тем, как демон­стрировать детям записи сцен насилия, их разбивали на две группы по произволь­ному принципу. Одной из групп показывали сцены насилия и жестокости, другой группе — сцены нейтрального содержания. Ученые анализировали природную аг­рессивность детей до показа фильмов, затем сравнивали эти данные с поведением участников эксперимента после просмотра. Полевой эксперимент решает проблему искусственности обстановки, характерную для лабораторного эксперимента.

Корреляционные исследования

Телезрителей просят прочитать программу телепередач и указать те из них, которые они смотрят регулярно. Используя контент-анализ объема медианасилия в указанных телепередачах, ученые определяют средний объем телевизионного насилия, приходя­щийся на каждого зрителя. Зрителей также опрашивают об их установках и поведении доя того, чтобы оценить меру их агрессивности или враждебности. Затем определяется корреляция двух этих видов данных, чтобы убедиться в связи между просмотром сцен жестокости и последующим агрессивным поведением или установками. Основной не­достаток подобных исследований: они в принципе не способны продемонстрировать наличие причинно-следственных отношений с какой-либо степенью достоверности. Были обнаружены статистически значимые корреляции между потреблением медиа-насилия и агрессивным поведением и установками, но связь между этими явлениями была большей частью сравнительно слабой.

Лонгитюдные исследования

Такие исследования направлены на то, чтобы определить отношение между потреб­лением медианасилия и асоциальными установками и поведением. Согласно Б. Гантеру, лонгитюдные исследования " представляют, вероятно, самый лучший способ научного изучения медиавоздействия. Они позволяют проверять причинные гипотезы, и в них о б ы ч н о применяются надежные, образцовые методы" (Gunter, 1994, р. 174). Исследовате­ли поддерживают контакт с некоторыми телезрителями, тестируя их через различные интервалы времени с целью определить, испытывают ли члены телеаудитории воздейст­вие медианасилия. Лонгитюдные исследования основаны на предположении, что при регулярном потреблении медианасилия со временем возникает кумулятивный эффект; другими словами, многократный просмотр сцен жестокости и насилия способствует по­вышению агрессивности поведения или установок с течением времени.

Естественные эксперименты

При проведении таких экспериментов ученые работают в естественной обста­новке, изучая воздействие медианасилия на тех зрителей, которые впервые сталки­ваются с телевидением. С помощью лонгитюдных методов изучаются и сравнивают­ся документально зафиксированные факты поведения (такие, например, как стати­стика правонарушений) до и после появления телевидения в определенном регионе.


196 Часть III. Основные направления исследований

Результаты естественных экспериментов неоднозначны. Изучая статистику пра­вонарушений за период с 1949 по 1952 год, К. Хенниган и его коллеги (Hennigan et ai, 1982) обнаружили, что появление телевидения в определенных регионах США не вызвало значительного увеличения количества тяжких преступлений. Б. Сентеруолл (Centerwall, 1989) изучил статистику тяжких преступлений, совершенных с 1945 по 1975 год белым населением таких стран, как США, Канада и Южная Африка. Он обнаружил, что в США и Канаде уровень убийств, совершенных белыми, резко воз­рос спустя приблизительно пятнадцать лет после того, как телевизор стал доступным для каждого жителя этих стран бытовым прибором. В Южной Африке, где телевиде­ние было не столь доступно, уровень убийств существенно не изменился. В ходе еще одного исследования {Williams, 1986) обнаружились убедительные доказательства связи между просмотром сцен жестокости и насилия и агрессивным поведением. Что касается трех регионов Канады, выбранных для исследования, то в одном из них вообще не было телевидения, во втором регионе можно было смотреть только один телевизионный канал, а телезрители третьего региона имели доступ к нескольким каналам. Исследование показало, что агрессивность поведения детей из первого региона резко возросла в течении двух лет после появления телевидения. Агрессив­ность детей, проживающих в двух других регионах, в течение того же периода не из­менилась.

Экспериментальные вмешательства

Подобно использованию прививок для защиты людей от опасных или смертельных заболеваний, экспериментальные вмешательства предназначены для выработки им­мунитета, предохраняющего зрителей от вредного воздействия телевизионного наси­лия. Такие исследования постулируют высокий уровень вредного воздействия телеви­зионного насилия в обществе; их цель — ослабить негативное воздействие с помощью определенной стратегии. Некоторые из экспериментальных вмешательств свидетель­ствуют, что возросшая телевизионная грамотность потребителей массовой информа­ции (критическое восприятие содержания телевизионных программ и методов их соз­дания) может снизить негативное воздействие телевизионного насилия.

Анализ медианасилия

Большинство людей соглашается с тем, что в художественных фильмах и других теле­передачах содержится слишком много насилия и жестокости (данные Kaiser Family Foundation, 1999), но едва уловимые различия во мнениях делают термин " медианасилие" довольно расплывчатым, представляющим нечто трудно поддающееся измерению. Как можно определить понятие медианасилия? Физический контакт, представляющий угро­зу для здоровья и жизни? Может ли медианасилие быть вербальным? Относится ли дан­ный термин к сценам автокатастроф или других несчастных случаев? Репортаж о само­убийце, видеозапись теракта — следует ли причислять их к медианасилию?

Социологи должны определиться с этими и другими специфическими вопросами до того, как приступать к количественному анализу медианасилия и уж тем более оце­нивать его воздействие. Для определения объема медианасилия используется метод контент-анализа. При использовании этого метода ученые должны сначала четко опре-


Глава 11. Воздействие медианасилия 197

делиться с содержанием понятия медианасилия, затем просматривать различные теле­передачи, фиксируя каждый случай его демонстрации и кодируя его, т.е. представляя в виде определенных показателей. Иногда при анализе содержания телепередач учи­тываются такие параметры, как тип телепередачи, тип телеперсонажа, род применяе­мого оружия, характер нанесенных телесных повреждений или материального ущерба.

Контент-анализ телепрограмм, транслируемых в лучшее эфирное время, начал проводиться в 1950-х и 1960-х годах {Schramm, Lyle & Parker, 1961; Smythe, 1956). В ходе этих исследований обнаружилось, что сцены насилия и преступлений весьма часто появляются на экране нового СМИ, которое уже успело стать популярным. К сожалению, в этих исследованиях использовались разные определения и методы, что препятствовало их сравнительному анализу и выявлению тенденций в годы ста­новления телевидения.

Систематический анализ телевизионного насилия стал известным и популярным в научной среде благодаря проведенному в 1960-х годах программному исследова­нию Джорджа Гербнера и его коллег, которые изучали эффект культивации. Начи­ная с 1967 года, ученые анализировали и кодировали содержание телепередач луч­шего эфирного времени всех крупнейших американских телекомпаний. Применяе­мая ими техника анализа, так называемый анализ системы сообщения, или АСС, ста­ла одним из наиболее широко употребляемых методов изучения медианасилия.

Дж. Гербнер и его коллеги определили насилие как " открытое применение физи­ческой силы против себя или другие принудительные действия, осуществляющиеся против чьей-либо воли под страхом нанесения телесных повреждений или убийства, либо при фактическом осуществлении последних" (Gerbner, 1972, р. 32). Эта дефи­ниция используется учеными для определения узких категорий кодирования, с по­мощью которых оценивается количество актов насилия в телевизионных програм­мах, характер насилия, тип жертвы, тип преступника и особенности ситуации. Затем кодированная информация объединяется, чтобы построить профиль насилия каждой телевизионной передачи. Профиль представляет собой объективную оценку количе­ства насилия, содержащегося в каждом телефильме.

В течение первых десяти лет применения техники АСС Дж. Гербнер и его со­трудники обнаружили, что большинство персонажей (6 из 10) участвовали в актах насилия. Детские мультфильмы содержали больше насилия, чем все остальные раз­новидности развлекательных программ, включая боевики и детективы.

Двое современных финских ученых разработали систему кодировки, позволяю­щую определить степень навязчивости медианасилия и классифицировать его кон­текст — обстоятельства, сопровождающие акт насилия или же идею, которая за ним стоит. Исследователи изучали содержание насилия в художественных фильмах и других передачах (Mustonen & Pulkkinen, 1997).

Другое исследование нехудожественных телепередач показало, что содержание подобных программ ближе к художественным фильмам и не является точной карти­ной насилия, происходящего в реальном мире. Изучались такие программы, как на­циональные и региональные сводки новостей, криминальные новости, докумен­тальные фильмы, аналитические программы, сводки новостей неинформативного телевидения и т.п. Что касается контекста, в подобных программах редко говорится о возмездии, которое следует за преступлением, и почти не показываются негатив­ные последствия насилия (Federman, 1998; Potter etai, 1997).


198 Часть III. Основные направления исследований

Следует помнить, что контент-анализ — просто система кодирования и описания содержания телевизионных программ. Восприятие содержания потребителями мас­совой информации и воздействие этого содержания представляют собой совершен­но иные аспекты, и для их исследования требуются другие методы {Gunter, 1988; Gunter& Wober, 1988).

Анализ зрительского восприятия

Еще одним методом изучения телевизионного насилия служит анализ зритель­ского восприятия. Разные люди по-разному реагируют на телевизионные передачи, потому что каждый индивид обладает уникальным набором психологических харак­теристик. Суждения зрителей о насилии не всегда совпадают с суждениями исследо­вателей (Gunter, 1985; Van der Voort, 1986). Большинство людей, как взрослые, так и дети, воспринимают насилие в контексте жанра телепередачи и личных предпоч­тений. Например, если родители любят смотреть какую-нибудь программу, она обычно воспринимается как безвредная для них самих и для их детей. Это значит, что передача, которая, по определению ученых, содержит высокий уровень насилия, обычными зрителями может восприниматься как безвредная.

Исследования показали, что несмотря на индивидуальные различия, зрители часто испытывают сходные негативные последствия, вызванные просмотром сцен насилия в определенном контексте. Социологи определили пять ключевых компо­нентов контекста, повышающих восприимчивость зрителей к негативному воздей­ствию медианасилия. Дети более других подвержены негативному влиянию и склон­ны имитировать увиденное насилие, особенно если в изображении акта насилия присутствуют все пять из упомянутых ниже компонентов:

1. Преступник представляет собой привлекательную ролевую модель.

2. Насилие выглядит оправданным.

3. За насилием не следует возмездия (преступные действия не вызывают раская­ния, не осуждаются, не наказываются).

4. Жертва насилия несет минимальный ущерб.

5. Сцена насилия воспринимается зрителем как реалистичная.

(Доклад для президента США по результатам исследования телевизионного на­силия, 1998, с. 33.)

Исследования показали, что в последние годы многие телевизионные программы включают эти контекстные характеристики " высокой степени риска". В ходе исследо­вания, продолжавшегося четыре года, ученые из Калифорнийского университета (Санта-Барбара) обнаружили, что большая часть актов насилия инициируется " хорошими парнями" — положительными героями, действия которых могут служить ролевыми моделями. Более того, только в 15% телевизионных программ, транслируе­мых в прайм-тайм, были показаны долгосрочные негативные последствия насилия. Приблизительно три четверти актов насилия не сопровождаются раскаянием преступ­ника или его наказанием, а " плохие парни" не несли никакого наказания в четырех из десяти телепередач (National Television Violence Study Executive Summary, 1998).


Глава 11. Воздействие медианасилия 199

Составляющие контекста " высокой степени риска" Факторы, способствующие агрессивным установкам и поведению:

• Преступник представляет собой привлекательную ролевую модель.

• Насилие представляется оправданным.

• За насилием не следует возмездия (преступные действия не вызывают раскаяния, не осуждаются, не наказываются).

• Негативные последствия для жертвы минимальны (Joel Federman, (Ed.), (1998)).

• Сцена насилия кажется зрителю реалистичной.

Источник. National television violence study, V o l. 3, E x e c u t i v e s u m m a r y (S a n t a B a r b a r a: R e g e n t s o f U n i v e r s i t y of California).

Мета-анализ

Некоторые исследователи изучили накопившиеся многочисленные научные ра­боты по проблеме и применили статистические методы для сравнения полученных данных и поиска общих признаков воздействия медианасилия, а также определения общих тенденций научного поиска {Andison, 1977; Carlson, Marcus-Newhall & Miller, 1990; Hearold, 1986; Paik & Comstock, 1994; Wood, Wong & Chachere, 1991). Т а к о й мета-анализ позволил упомянутым авторам обнаружить причинно-следственные связи между просмотром сцен насилия и жестокости и агрессивным поведением.

Указанные исследования выявили свидетельства нескольких основных видов воз­действия медианасилия. Наиболее сильное воздействие проявляется в виде имити­рующего поведения (Liebert & Schwartzberg, 1977). Дети особенно склонны перенимать агрессивное поведение телеперсонажей. Вследствие научения такие модели поведения впоследствии имитируются. Дети также весьма подвержены испугу, вызванному про­смотром жестоких или неприятных сцен. {Cantor, 1994; Gunter & Furnham, 1984). Десен­сибилизация, или потеря чувствительности, третье последствие воздействия телевизи­онного насилия, которому уделяется большое внимание в научной литературе; может иметь место как вследствие долговременного, так и кратковременного потребления медианасилия (Drabman & Thomas, 1974; Linz, Donerstein & Penrod, 1988).

Для лучшего понимания этих и прочих последствий рассмотрим их более под­робно в следующем разделе. Мы расскажем о разных уровнях психологического воз­действия и подробно обсудим характерные его проявления.

Психологическое воздействие медианасилия

Ученые различают три уровня возможного воздействия медианасилия. Эти уров­ни — поведенческий, аффективный (эмоциональный) и когнитивный — относятся к разным видам проявлений воздействия телевизионного насилия. В настоящем разделе для характеристики каждого уровня используются примеры из исследований разных типов, описанных выше.


200 Часть III. Основные направления исследований

Поведенческие проявления

Четырехлетний мальчик смотрит очередную серию " Могучих Р е й н д ж е р о в ", а з а -тем изображает Красного Рейнджера, пиная и молотя кулачками " злодея" (своего двухлетнего братишку). В поведении этого ребенка проявляется воздействие телеви­зионного насилия. Точнее, ребенок использует механизм имитации, один из п я т и основных процессов, посредством которых реализуются рассматриваемые последст­вия медиавоздействия. Другие важные процессы — катарсис, возбуждение, дизинги-биция (растормаживание) и десенсибилизация.

Катарсис

Механизм катарсиса предположительно позволяет зрителям давать безопасный вы­ход своим агрессивным импульсам посредством просмотра или представления сцен на­силия и жестокости. В 1950-х и 1960-х годах С. Фешбах (Feshbach, 1955, 1961) о б н а р у ж и л проявления катарсиса у участников проводимых им экспериментов. Он заметил, что и н -дивиды способны высвобождать агрессию, не прибегая к насилию, а только лишь с по­мощью просмотра боевиков или даже рисуя сцены насилия в воображении. В 1971 г о д у С. Фешбах и Р. Зингер в течение шести недель проводили наблюдения за поведением мальчиков-подростков в естественной обстановке (в школе и дома). Во время экспери­мента ученые контролировали потребление телевизионного насилия. Они обнаружили, что те мальчики, которые смотрели в основном программы, не содержащие насилия, ве­ли себя по отношению к своим сверстникам более агрессивно, ч е м те подростки, к о т о р ы е смотрели боевики, что свидетельствует об эффекте катарсиса.

Следует отметить, что всего несколько из сотен проведенных экспериментальных ис­следований дали те же результаты, о которых писал Фешбах, или подтвердили м е х а н и з м катарсиса. Несмотря на отсутствие достаточных научных доказательств, значительная часть широкой публики верит в то, что при просмотре сцен насилия и жестокости и м е е т место эффект катарсиса. Представители медиаиндустрии не упускают случая напомнить общественности и ее представителям о предполагаемых преимуществах катарсиса вся­кий раз, когда предпринимается попытка общественного или государственного р а с с л е -дования воздействия медианасилия.

Психологическое воздействие телевизионного насилия

Когнитивное — просмотр сцен насилия влияет на восприятие зрителем реального мира. Эмоциональное — просмотр сцен насилия вызывает немедленную или долгосрочную э м о -циональную реакцию.

Поведенческое — просмотр сцен насилия влияет на поведение зрителя. Различают пять о с -новных категорий поведенческих эффектов:

• возбуждение;

• катарсис;

• десенсибилизация;

• дизингибиция (растормаживание);

• имитация.


Глава 11. Воздействие медианасилия 201

Ввиду популярности понятия катарсиса и недостатка эмпирических свидетельств, доказывающих реальность эффекта катарсиса или псевдокатарсиса, исследователи многократно пытались найти такие условия, возможно, очень ограниченные, в кото­рых можно наблюдать проявления катарсиса. Например, Б. Гантер {Gunter, 1980) пред­положил, что ограниченный эффект катарсиса обуславливается определенными ког­нитивными способностями человека. Одно из исследований показало, что люди с раз­витым воображением или фантазией способны высвобождать накопившийся гнев при просмотре сцен насилия и жестокости, в то время как другие индивиды, не обладаю­щие столь ярким воображением, не способны пережить катарсис.

Возбуждение

При просмотре сцен насилия (а также особенно комичных или сексуально откро­венных сцен) зритель испытывает эмоциональное возбуждение, которое имеет фи­зиологические проявления. Сами зрители не относят возросшее возбуждение к со­держанию телепередач. Например, если подросток еще до включения телевизора был зол на кого-то или что-то, то при просмотре боевика он интерпретирует свое возбужденное состояние, которое лишь отчасти вызвано содержанием телепередачи, как сильный гнев по отношению к телеперсонажам или происходящим на экране событиям. Поэтому его реакция может быть более агрессивной, чем до просмотра боевика, особенно если повод к агрессии случается вскоре после просмотра (Doob & Cline, 1972; Tannenbaum & Zillmann, 1975; Zillman, 1988, 2000).

Дизингибиция

Механизм дизингибиции объясняется предположением, что по мере привыкания телезрителей к сценам насилия и жестокости, особенно насилия, оправданного си­туацией или санкционированного обществом, ослабляется сдерживающее действие социальных санкций, направленных против совершения правонарушений. Иссле­дования показали, что зрители действительно ведут себя более агрессивно после просмотра фильмов, где насилие представлено как санкционированное, особенно если они испытывали гнев еще до начала просмотра (Berkowitz, 1962, 1965, 1974); од­нако необходимы более специализированные исследования для того, чтобы опреде­лить, действительно ли это проявления процесса дизингибиции.

В ходе одного из лабораторных экспериментов участников намеренно злили, за­тем показывали им сцену насилия (обычно — боксерский поединок, что является санкционированной формой насилия). Позже тем же самым участникам экспери­мента разрешали применить электрошок к тому человеку, который провоцировал их. Другой группе участников, тоже разгневанных, показывали фильм, не содержа­щий насилия, а участников третьей, контрольной группы, не злили. Исследователи обнаружили, что те участники, которые смотрели боксерский матч, применяли к своему обидчику более сильные электрические разряды, чем те, которые смотрели фильм нейтрального содержания. Участники первой группы, которых вначале разо­злили, а затем показали им сцены насилия, вели себя наиболее агрессивно. Иссле­дователи посчитали эти результаты доказательством того, что просмотр сцен санк­ционированного насилия включает механизм дизингибиции, способствуя более аг­рессивному поведению (Berkowitz & Aliotto, 1973; Berkowitz, Corwin & Heironimous, 1963; Berkowitz & Geen, 1966; Berkowitz & Rawlings, 1963).


202 Часть III. Основные направления исследований

Доказательства существования дизингибиции представлены также лонгитюдны-ми исследованиями. В ходе одного из них ученые изучали привычки более чем вось­мисот восьмилетних детей относительно просмотра телепередач, а также уровень их агрессивности. Десять лет спустя, когда возраст испытуемых достиг 18 лет, исследо­ватели разыскали около половины из них и собрали дополнительную информацию. Исследователи обнаружили устойчивую позитивную корреляцию между просмотром сцен насилия в детстве и уровнем агрессивности в зрелом возрасте (Eron, Huesmann, Leflcovitzd Walder, 1972).

Имитация

Предполагается, что зрители учатся увиденным по телевизору моделям поведения и сами иногда пытаются их воспроизводить. Это особенно касается маленьких д е т е й, отождествляющих себя с персонажами фильмов и пытающихся подражать им. (В г л а в е 4 рассматривается концепция научения путем наблюдения — основа механизма имитации.)

Как говорилось в главе 4, в ходе эксперимента, проведенного Альбертом Банду­рой {Bandura, 1978, 1979, 1982, 1985), выяснилось, что дети имитируют агрессивное поведение, увиденное на экране. Трем группам детей показывали сцены различного содержания. Одной группе демонстрировали, как бьют и бросают большую н а д у в -ную куклу Бо-Бо. Другой группе показывали не содержащие насилия фильмы, третьей группе ничего не показывали. Затем детей отвели в игровую комнату со множеством игрушек, среди которых была и кукла Бо-Бо. Дети, которые смотрели сцену избиения куклы, не только вели себя более агрессивно, но фактически к о п и -ровали увиденные действия. А. Бандура объяснил имитирующее поведение отчасти эффектом дизингибиции, отчасти — научением путем наблюдения.

В ходе нескольких направленных на детей экспериментальных вмешательств (описанных в разделе, посвященном когнитивным проявлениям воздействия т е л е -визионного насилия) исследователи пытались ослабить эффект имитации. Благода­ря этим работам выяснилось, что можно ослабить агрессивные тенденции, объясняя детям, как снимается кино, помогая им осознать негативное воздействие телевизи­онного насилия, обучая их навыкам критического восприятия увиденного (Singer & Singer, 1983; Huesmann & Eron, 1986).

Десенсибилизация

При регулярном просмотре сцен насилия зрители становятся все менее воспри­имчивы к жестокости на экране и с большей готовностью принимают насилие в р е -альной жизни. Изучению этого эффекта были посвящены всего несколько исследо­ваний, но данные двух лабораторных исследований стали достаточным доказатель­ством, чтобы внушить доверие к данной гипотезе. В ходе одного из экспериментов ученые выяснили, что дети, которым показывали сцены насилия, менее склонны обращаться за помощью ко взрослым, становясь свидетелями драки между другими детьми (Drabman & Thomas, 1974; Thomas, Horton, Lippincott & Drabman, 1977). Д р у г и е ученые обнаружили, что д е т и, к о т о р ы е смотрели телевизор 25 и больше часов в н е -делю, испытывали меньшее физиологическое возбуждение при просмотре сцен на­силия, чем те дети, которые смотрели телевизор менее четырех часов в неделю (Clim, Croft & Courrier, 1973).






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.