Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Прайминг и ментальные модели 1 страница






Ученые стали выходить за рамки структурной модели памяти, рассматривая эффект прай-минга как один из аспектов более масштабных ментальных моделей. Эти модели представ­ляют собой комбинацию знаний индивида о мире и его воспоминаний о мыслях и чувст­вах, испытанных в прошлом. Разным темам, ситуациям и уровням обобщения соответст­вуют свои ментальные модели. Эти модели не всегда статичны. Они могут расширяться, совершенствоваться или изменяться каким-либо иным образом при поступлении новой информации, или сами становятся факторами, вызывающими эффект прайминга.

Эффективность средств массовой информации в создании ментальных моделей была до­казана научными исследованиями, свидетельствующими, что применение иллюстратив­ного материала и других наглядных пособий способствует построению ментальных моде­лей (Glenberg & Langston, 1992; Wyer & Radvansky, 1999). Согласно Д. Роскос-Эвольдсену (Roskos-Ewoldsen, 2001):

" Уместность применения концепции ментальных моделей для понимания феномена медиаинформации можно определить на нескольких уровнях. Во-первых, явление межличностного общения, воздействие СМИ или мира в целом требует конструирова­ния ментальной модели, которая будет репрезентацией определенного события или яв­ления. Считается, что уровень понимания данного события или явления индивидом определяется уровнем сложности построенной им модели. Более того, ментальные мо­дели способствуют пониманию, интегрируя информацию из разных эпизодов телепе­редачи или даже серии телепередач (Zwann & Radvansky, 1998) и координируя логиче­ские умозаключения, сделанные на основе полученной медиаинформации (Graesser et ah, 1994). Таким образом, ментальные модели, которые мы конструируем, определяют наше понимание массовой информации. Во-вторых, очевиден факт воздействия СМИ на конструируемые ментальные модели. Например, недавние исследования показали, что люди, которые предпочитают передачи и фильмы романтического содержания, от­личаются более идеалистическими взглядами на брак и семейную жизнь. Можно ут­верждать, что просмотр подобных телепередач приводит к образованию ментальных моделей, сконструированных на основе соответствующих медиаобразов".

Источники. Glenberg A.M. & Langston W.E. (1992). Comprehension of illustrated text: Pictures help to build mental models. Journal of Memory and Language, 31, 129—151; WyerR.S., Jr. & Radvansky G.A. (1999). The comprehension and validation of social information. Psychologycal Review, 106, 89-118; Zwann R.A. & Radvansky G.A. (1998). Situation models in language comprehension and memory. Psychological Bulletin, 123, 162—185; Graesser A.C., Singer M. & TrabassoT. (1994) Constructing inferences during narrative text comprehension, 101, 371—395.


Глава 5. Эффект прайминга 109 Традиции исследования

Психологи начали изучать социальные проявления эффекта прайминга несколь­ко десятилетий назад. Для изучения различных аспектов прайминга часто применя­лись сходные методы. Исследователи незаметно внедряли определенные мысли и представления в сознание участников эксперимента; затем проводили различные тесты, чтобы определить уровень интенсивности прайминга.

Многие ученые сосредоточились на психологическом измерении эффекта прай-минга, а не на изучении прайминга как одного из аспектов медиавоздействия. Однако их н а р а б о т к и оказались очень ц е н н ы м и для научных исследований воздействия С М И. Р.Уайр-мл. и Т. Срулл (Wyer, Jr. & Srull, 1981) проводили эксперименты, в которых участникам давали карточки с отдельными словами для составления предложений. Некоторые участники получали карточки со словами, значение которых имело отно­шение к агрессии, другим участникам давали слова с нейтральной семантикой. Затем участников эксперимента просили высказать свое мнение о каком-нибудь человеке, п р и этом отзывы тех участников эксперимента, которые составляли предложение из с л о в, включающих семы агрессии, были гораздо более критичными.

Некоторые исследования показали, что эффект прайминга может не осознавать­ся индивидом. Дж. Барф и П. Пьетромонако (Bargh & Pietromonaco, 1982) также про­водили эксперименты со словами агрессивной семантики. Оценка определенных людей участниками эксперимента, оперирующими словами с семантикой агрессии, б ы л а более негативной, чем отзывы тех участников, которые не подверглись прай-мингу враждебности.

Т. Уилсон и Дж. Капитман (Wilson & Capitman, 1982) разделили участников экспе­римента (мужчин) на две группы. В одной группе испытуемые читали романтическую историю о любви, в другой группе — рассказ нейтрального содержания. Впоследствии б ы л о замечено, что мужчины, читающие романтическую любовную историю, обраща­ли больше внимания на присутствующих женщин, чем мужчины из другой группы.

Некоторые научные исследования медиавоздействия предоставляют веские дока­зательства реальности прайминга, особенно прайминга представлений и мыслей, относящихся к агрессии. Одно из исследований показало, что дети, читающие ко­миксы, включающие сцены насилия, отличаются более агрессивным мышлением, ч е м те дети, которые читают комиксы с нейтральным содержанием (Berkowitz, 1973). В другом исследовании (Berkowitz, 1970) изучалось влияние анекдотов и шуток на тему насилия. Молодые женщины слушали агрессивный юмор Дона Риклса или безобидные шутки Джорджа Карлина, затем их просили высказать свое мнение об определенном человеке. Женщины, которые слушали Риклса, были настроены к этому человеку более враждебно, чем те, которые слушали Карлина.

Факторы, усиливающие эффект прайминга

Связь между праймингом агрессивных мыслей и фактическим проявлением агрес­сии в общем-то довольно слабая, но она может значительно укрепляться некоторы­ми факторами. Исследования показали, что эти промежуточные переменные, или переменные, укрепляющие причинно-следственные отношения, включают сле­дующие компоненты.


110 Часть П. Теория и основные понятия

1. Оценка индивидом воспринимаемой ситуации.

2. Оправданность насилия с точки зрения воспринимающего стороннего с в и д е т е л я.

3. Степень отождествления зрителя с персонажем.

4. Реальность событий, происходящих на экране.

5. Наличие раздражителей, взывающих к предыдущему опыту индивида.

Оценка ситуации

Л. Берковиц и Дж. Алиото (Berkowitz & Alioto, 1973) проводили эксперимент, г д е участников (мужчин) сначала намеренно злили, а затем показывали им либо б о к с е р -ские поединки, либо матчи по американскому футболу. Участникам эксперимента давали разные установки, которые заставляли их по-разному интерпретировать про­исходящее на экране. Одной группе сообщили, что спортсмены намеренно с т а р а -лись причинить друг другу боль, другой — что они просто выполняли свои профес­сиональные обязанности, не испытывая при этом особых эмоций. После п р о с м о т р а боев участники эксперимента получили возможность некоторым образом о т о м с т и т ь ученому, который ранее вывел их из себя, якобы применяя к нему электрический разряд. Те из мужчин, которые подверглись агрессивному праймингу, вели себя б о -лее жестоко по отношению к " жертве", применяя более сильные разряды.

Оправданность насилия

Исследования показали, что на поведение потребителей медианасилия оказыва­ют влияние и развязки тех ситуаций, которые они видят на экране. Как выяснилось, зрители верят, что события, происходящие на экране, могут случиться и в их жизни, если они б у д у т действовать также, как персонажи фильмов (Bandura, 1971; Comstock, 1980; Comstock et ai, 1978; Huesmann, 1982). Если зрители видят, что персонаж филь­ма пострадал из-за своего агрессивного поведения, они вряд ли будут подражать е г о действиям (Bandura, 1965, 1971). Кроме того, когда зрителям напоминают о трагиче­ских последствиях насилия, это обычно сдерживает агрессию. Р. Горансон (Goranson, 1969) проводил эксперимент, в котором участников намеренно оскорбля­ли, чтобы вызвать злость. Потом участникам эксперимента показали жестокий б о к -серский поединок. Некоторым участникам сказали, что один из боксеров умер от увечий. Затем им дали возможность отомстить обидчику. Те мужчины, которым с о -общили о смерти боксера, обходились со своим обидчиком гораздо мягче.

Исследования показали.

Эффект прайминга усиливается, если зрители:

• определенным образом интерпретируют значение фильма (или медиаинформации в какой-либо иной форме);

• верят, что существуют определенные причины, оправдывающие агрессивные или жестокие действия персонажей;

 

• отождествляют себя с героями фильма;

• верят, что происходящее на экране — не вымысел, а реальные события;

• видят сцены насилия и вспоминают ассоциирующиеся с ними мысли или чувства, пережитые в прошлом.


Глава 5. Эффект прайминга 111

Отождествление с персонажами

Исследования также показали, что отождествление зрителей с действующими лицами фильмов усиливает эффект прайминга. В одном из экспериментов мужчин разозлили, а затем показали запись боксерского поединка (Turner & Berkovitz, 1972). О д н а группа участников должна была представить себя в роли боксера, выигравшего б о й. Мужчины из другой группы должны были представить себя в роли рефери. Тре­т ь я группа участников не получила никакой установки. Половину участников каж-д о й группы просили мысленно произносить слово " бей" всякий раз, когда победи­т е л ь наносил удар. После просмотра каждый участник эксперимента получил воз­можность отомстить человеку, нанесшему оскорбление, применяя электрошок. Са­м ы м и жестокими оказались мужчины, которые представляли себя в роли боксера-победителя и мысленно произносили слово " бей" с каждым ударом на экране.

Исследователи предложили различные гипотезы, объясняющие воздействие ото­ждествления на эффект прайминга. Слово " бей" могло включать ассоциативную па­мять, вызывая воспоминания о пережитых ситуациях, связанных с применением на­силия. Активация таких воспоминаний вместе с соотнесенными мыслями и чувст­в а м и усиливает агрессию. Юнкьюнг Джоу и Леонард Берковиц писали:

" Возможно, что зрители, отождествляющие себя с персонажами фильмов (или считаю-щ и е себя таковыми), особенно склонны к агрессивному мышлению во время просмотра с ц е н насилия. В своем воображении они наносят удары вместе с действующим лицом фильма, и их агрессивные мысли вызывают эффект прайминга, что приводит к относи­т е л ь н о м о щ н о й активации ментальных с т р у к т у р агрессии" (Jo & Berkowitz, 1994, p. 54).

Реальность событий

Воспринимаемая реальность художественных фильмов также может усилить эффект прайминга. Согласно наблюдениям ученых, эффект прайминга достигает своего пика, к о г д а зрители верят, что они видят реальные, а не вымышленные события. В одном из экс­периментов предварительно разозленным участникам демонстрировали один и тот же фильм о войне, однако только половине участников эксперимента было известно, что о н и смотрят художественный фильм (Berkowitz & Alioto, 1973). Другая половина участни­к о в думала, что им показывают документальную хронику реальных боевых действий. Когда впоследствии участники эксперимента получили возможность наказать своего обидчика электрошоком, члены второй группы применяли более жестокое наказание. Похожие результаты наблюдались и в другом эксперименте, участниками которого были т р и группы детей, ученики пятого и шестого классов (Atkin, 1983). Первой группе детей показывали якобы реальные сцены насилия, второй группе те же самые кадры предста­вили как отрывок из художественного фильма. Третей группе, контрольной, показывали обычный рекламный ролик. При последующем тестировании наивысший коэффициент агрессивности был обнаружен у участников первой группы.

Воспоминания о пережитом

Еще один фактор, усиливающий эффект прайминга, — предыдущий опыт или эмоциональная память. Когда зрители видят на экране сцену насилия, они вспоми­нают другие ситуации, в которых возникали схожие мысли или чувства. Память ак­тивирует соответствующие нейронные структуры и усиливает эффект прайминга.


112 Часть II. Теория и основные понятия

Теоретическая основа

Теоретическим базисом для объяснения феномена прайминга служит социально-когнитивная теория, продолжение теории социального научения. Ее концептуаль­ная основа — модель тройной взаимообусловленности, призванная объяснить к о г н и -тивные способности и поведение человека. Три компонента этой модели (поведение человека; когнитивные, биологические и другие индивидуальные характеристики; воздействие внешней среды) взаимодействуют и влияют друг на друга на р а з н ы х уровнях. Это позволяет человеку быть " одновременно продуктом и производителем внешней среды" (Bandura, 1994, р. 61).

Было предложено несколько других концептуальных моделей, объясняющих эф­фект прайминга (Fiske & Taylor, 1991). К ним относятся: модель корзины, модель ак­кумуляторной батареи и синоптическая модель. К а ж д а я из э т и х м о д е л е й р а с с м а т р и -вает факторы новизны или частотности как детерминанты эффекта прайминга; т.е. вызывает ли эффект прайминга только что сохраненная информация или ин­формация, которая часто откладывалась в памяти? Хотя эти модели различаются по той степени важности, которая приписывается ими механизму прайминга, с у щ е с т -вуют эмпирические доказательства, подтверждающие правильность каждой из э т и х моделей. В результате некоторые исследователи занялись установлением р а з л и ч и й м е ж д у ними (Higgins, 1989; Higgins, Bargh & Lombardi, 1985).

Модель корзины

С точки зрения данной модели память рассматривается как большая корзина. Находящиеся сверху, т.е. недавно активированные понятия, считаются н а и б о л е е действенными. С течением времени в корзину закладываются новые понятия, так что прежние оказываются " на дне". Часто активируемые понятия находятся на раз­ных уровнях корзины, но непременно выше всех остальных: существует большая в е -роятность того, что понятия, задействованные в прайминге, были заложены в " к о р -зину" относительно недавно (Wyer & Srull, 1980, 1986). Таким образом, здесь под­черкивается фактор новизны.

Модель аккумуляторной батареи

В противоположность предыдущей, модель аккумуляторной батареи п о д ч е р к и в а е т фактор частотности. Частая активация определенных понятий играет роль " подзарядки", т.е. подкрепляет и х. Чем чаще активация, т е м выше " напряжение" и, с о о т в е т с т в е н н о, т е м сильнее эффект.

Синаптическая модель

Синаптическая модель доказывает, что фактор времени определяет, какие и м е н -но понятия приобретают большую значимость — подвергнутые праймингу о т н о с и -тельно недавно или часто подвергающиеся праймингу. Недавно подвергнутое п р а й -мингу понятие несет более выраженное воздействие в течение короткого п р о м е ж у т -ка времени (т.е. характеризуется " краткосрочным воздействием"), а часто п о д в е р -


Глава 5. Эффект прайминга 113

гающиеся праймингу понятия действуют в течение более длительного времени (т.е. отличаются " долгосрочным воздействием").

Современные исследования и дальнейшие перспективы

В последние годы ученые продолжают изучать эффект прайминга, особенно прайминг, инициированный медианасилием. Р.Б. Фельсон (Felson, 1996) на страни­ц а х социологического ежегодника Annual Review of Sociology рассматривает многие факты, свидетельствующие о связи между просмотром боевиков и агрессивностью зрителей, или праймингом агрессивных мыслей. Б. Бушман и Р. Джин {Bushman & Geen, 1990) проводили эксперимент, участникам которого показывали один из трех фильмов (очень жестокий, менее жестокий и нейтрального содержания). Затем они должны были в письменной форме изложить мысли, которые появлялись к концу просмотра. Наиболее агрессивные мысли были у тех участников, кто смотрел жесто­кий фильм. Другие исследования, изучающие данную проблему, показали, что эф­фект прайминга возникает под воздействием видеоигр и некоторых спортивных те­лепередач. К. Андерсон и К. Форд (Anderson & Ford, 1978) определяли уровень тре­вожности, враждебности и депрессии в трех группах. Члены первой группы играли в очень жестокую видеоигру, второй группе предложили игру, где было меньше на­силия, а члены третьей, контрольной, занимались совсем другой деятельностью. Уровень враждебности участников эксперимента, занятых видеоиграми, был на­много выше, чем у членов контрольной группы. Что касается уровня тревожности, самые высокие показатели были обнаружены у членов первой группы, которым дос­талась самая агрессивная видеоигра. Согласно результатам других исследований, у болельщиков американского футбола отмечены более сильные враждебные на­клонности, чем у болельщиков неагрессивных видов спорта (Goldstein, 1986).

Другие исследования также подтвердили, что сцены насилия вызывают эффект прайминга. Т. Лэнгли (Langley et at., 1992), проводя эксперименты со студентами колледжа (мужчинами), обнаружил, что прайминг делает медианасилие более при­тягательным. Участники эксперимента должны были составить короткие рассказы с использованием одной из трех групп слов: включающих семы агрессии, обозна­чающих позитивные или просоциальные явления или действия и слова нейтральной семантики. Истории тех участников, которые использовали слова, связанные с аг­рессией, были более жестокими. Затем студентам предложили посмотреть отрывки из фильмов. Студенты, подвергшиеся агрессивному праймингу, проявляли больший интерес к сценам насилия, чем другие участники. Б. Бушман (Bushman, 1998) обна­ружил, что сцены насилия вызывают прайминг агрессивных мыслей. Так, в одном эксперименте участников после просмотра жесткого боевика просили назвать слова, ассоциирующиеся с определенными темами. В другом эксперименте участники должны были определить, являются ли комбинации букв на экране компьютера сло­вами или просто бессмысленными сочетаниями, при этом половина слов включала семы агрессии. В обоих случаях выбор слов участниками эксперимента свидетельст­вовал о сильном воздействии прайминга от просмотра сцен насилия.

В последнее время прайминг изучается не только в связи с медианасилием. Эф­фекту прайминга уделяется много внимания в исследованиях воздействия рекламы,


114 Часть П. Теория и основные понятия

особенно воздействию прайминга на восприятие новых изделий известных ф и р м -производителей (Lee, 1994). Также анализировалась интерпретация телепередач и вызванные ими ассоциации после прайминга либо положительными, не стерео­типными образами чернокожих (обоих полов) и женщин, либо негативными стерео­типами этих социальных групп {Power, Murphy & Coover, 1996). Исследования в о з -действия политической пропаганды показали: упор на моральных или этических ас­пектах политических вопросов в СМИ настраивает восприятие избирателей таким образом, что на первом месте для них стоит порядочность политика, и другие аспек­ты политики также воспринимаются прежде всего через призму этики и морали (Domke, Shah & Wackman, 1998). Роль телевидения в прайминге отношения избира­телей к кандидатам или должностным лицам изучалась в рамках исследований в о з -действия визуальных изображений политиков, появляющихся в новостях (Shields, 1995). Другие исследования анализировали связь между рейтингом президента США и эффектом прайминга, вызванного освещением в С М И таких важных тем, как в о е н -ные действия в Персидском заливе или состояние американской экономики (Pan & Kosicki, 1997; Blood, 1996). Еще одни исследования политической пропаганды пока­зали, что предпочтение избирателей, которые проводят много времени перед теле­визором, определяется скорее восприятием медиаобразов кандидатов, чем их пар­тийной принадлежностью (Mendelsohn, 1996). В ходе этих исследований также б ы л о отмечено значительное влияние межличностной коммуникации: избиратели, кото­рые разговаривали о политике в ходе предвыборной кампании, как правило, отдава­ли свои голоса, основываясь скорее на анализе программ кандидатов, чем на их лич­ностных качествах. Другие исследования обнаружили, что эффект прайминга может возникать при просмотре музыкальных видеоклипов (Hansen & Krygovsky, 1994), а криминальные новости провинциальных СМИ приводят к праймингу расовых стереотипов (Valentino, 1999).

Как свидетельствуют эти примеры, теория прайминга стала эффективным концеп­туальным базисом для объяснения различных видов медиавоздействия. Эта теория н а ш л а успешное применение в различных сферах изучения медиавоздействия. У ч е -ные, один за другим, находят все новые доказательства правильности ее принципов. Кроме изучения эффекта прайминга, вызванного сценами насилия, в настоящее вре­мя ученые пытаются определить способность других видов медиаматериалов (политической пропаганды, медиаобразов меньшинств и рекламы) вызывать эффект прайминга. Продолжает расти количество исследований, основанных на теории прай-минга: все больше ученых пытаются определить связь между эффектом прайминга и взглядами, установками и поведением потребителей массовой информации.

Резюме

Прайминг — популярное направление в рамках научных исследований медиавоздей-ствия, изучающее когнитивные структуры, задействованные в процессе обработки ин­формации. Эффект прайминга имеет место, когда массовая информация активирует в сознании членов аудитории мысли и чувства, соотнесенные с ее содержанием. Посту­пающая через масс-медиа информация стимулирует понятия, мысли или знания, при­обретенные в прошлом и имеющие отношение к содержанию новой информации. В те­чение определенного периода времени после просмотра фильма или передачи существу-


Глава 5. Эффект прайминга 115

ет повышенная вероятность того, что мысли телезрителя будут " привязаны" к содержа­нию информации посредством возникающих ассоциаций или воспоминаний. Иногда образуются постоянные связи между содержанием информации или раздражителем, с о д н о й стороны, и связанными с ним психическими образованиями, с другой.

Эффект прайминга может обуславливать поведение человека. Под воздействием прайминга индивид может реагировать или действовать определенным образом, причем последствия этих действий могут быть нежелательными. Случаи преступле­ний-копий — патологические проявления эффекта прайминга, однако только очень незначительный процент потребителей массовой информации настолько восприим­чив к праймингу, что фактически моделирует или имитирует поведение персонажей фильмов. У большинства телезрителей прайминг вызывает умеренную реакцию, ко­торая ослабевает с течением времени или может вообще не проявляться.

Теория прайминга основана на концепции когнитивных нео-ассоциаций, которая пытается объяснить механизм памяти. Отдельные мысли или чувства, испытанные в прошлом, вспоминаются и ассоциируются с новой информацией. Идеи и представ­ления, связанные с определенными эмоциями, стимулируют ассоциирующиеся с ни­ми чувства и реакции. Семантика мышления телезрителей, как правило, связана с со­держанием той информации, которую они получают.

Большинство исследователей при изучении эффекта прайминга используют же­стко контролируемый лабораторный эксперимент. В большинстве случаев упор де­лается скорее на психологическом измерении прайминга, однако многие исследова­ния в области медиавоздействия обнаружили убедительные доказательства реально­сти прайминга как одного из аспектов воздействия СМИ.

Связь между праймингом агрессивных наклонностей и фактическим проявлени­ем агрессии не будет прочной, если ее не усилят определенные переменные. Сюда относятся: (1) оценка воспринимаемой информации, (2) оправданность агрессив­ного поведения персонажей, (3) степень отождествления зрителей с теле- и кино­персонажами, (4) воспринимаемая реальность происходящих на экране событий и (5) раздражители, активирующие пережитые чувства и мысли.

Теоретическим базисом научных исследований эффекта прайминга служит соци­ально-когнитивная теория, одно из ответвлений теории социального научения. Концептуальной основой социально-когнитивной теории выступает модель трой­ной взаимообусловленности, призванной объяснить когнитивные способности и поведение человека. Модель включает три компонента: (1) поведение человека; (2) когнитивные, биологические и другие индивидуальные характеристики; (3) воздей­ствие внешней среды. Эти составляющие взаимодействуют друг с другом и оказыва­ют взаимное влияние на разных уровнях.

Для описания и объяснения эффекта прайминга было предложено несколько тео­ретических моделей. Сюда относятся: модель корзины, модель аккумуляторной бата­реи, а также синаптическая модель. Определяя детерминанты эффекта прайминга, ка­ждая из этих моделей делает выбор между факторами новизны и частотности.

Проведенные в последние годы исследования по проблеме медианасилия под­тверждают реальность феномена прайминга. В будущем изучение эффекта прай-минга в рамках научных исследований медиавоздействия будет продолжаться.


116 Часть П. Теория и основные понятия

Библиография

Anderson, С. & Ford, C M. (1987). Effect of the game player: Short-term effects of highly and m i l d l y ] aggressive video games. Personality and Social Psychology Bulletin, 12, 390—402.

Anderson, J. & Bower, G. (1973). Human associative memory. Washington, DC: Winston.

Atkin, C. (1983). Effects of realistic TV violence vs. fictional violence on aggression. Journalism Quarterly, 60, 615-621.

Bandura, A. (1965). Vicarious processes: A case of no-trial learning. In L. Berkowitz (Ed.), Advance in experimental socialpsychology (Vol. 2, pp. 1—55). New York: Academic.

Bandura, A. (1971). Social learning theory. New York: General Learning Press.

Bandura, A. (1994). Social cognitive theory of mass communication. In J. Bryant & D. Zillmann (Eds.), Media effects: Advances in theory and research (pp. 61—90). Hillsdale, NJ: Erlbaum.

Bargh, J. & Chartrand, T. (2000). The mind in the middle: A practical guide to priming a n d automaticity research. In H. Reis & C. Judd (Eds.), Handbook of research methods in social and personality psychology (pp. 253—285). Cambridge, UK: Cambridge University Press.

Bargh, J. & Pietromonaco, P. (1982). Automatic information processing and social perception: The influence of trait information presented outside of conscious awareness on impression formation. Journal of Personality and Social Psychology, 43, 437-449.

Berkowitz, L. (1970). Aggressive humors as a stimulus to aggressive responses. Journal of Personality and Social Psychology, 16, 710-717.

Berkowitz, L. (1973). Words and symbols as stimuli to aggressive responses. In J. Knutson (Ed.), Control of aggression: Implications from basic research (pp. 113—143). Chicago: Aldine-Atherton.

Berkowitz, L. & Alioto, J. (1973). The meaning of an observed event as a determinant of its a g g r e s s i v e consequences. Journal of Personality and Social Psychology, 28, 206—217.

Berkowitz, L. & Heimer, K. (1989). On the construction of the anger experience: Aver-sive events and negative priming in the formation of feelings. In L. Berkowitz (Ed.), Advances in experimental social psychology (Vol. 22, pp. 1 — 3 7). New York: Academic.

Blood, D.J. (1996). Economic headline news, consumer sentiment, presidential popularity and the state of the economy: A study of their dynamic relationship, 1980—1993. Unpublished doctoral dissertation, The University of Connecticut, Storrs.

Bushman, B. (1998). Priming effects of media violence on the accessibility of aggressive constructs in memory. Personality & Social Psychology Bulletin, 24, 537—545.

Bushman, B. & Geen R. (1990). Role of cognitive-emotional mediators and individual differences in t h e effects of media violence on aggression. Journal of Personality and Social Psychology, 58, 156—163.

Collins, A. & Loftus, E. (1975). A spreading-activation theory of semantic memory. Psychological Review, 82, 407-428.

Comstock, G. (1980). New emphasis in research on the effects of television and film violence. In E. Palmer & A. Dorr (Eds.), Children and the faces of television (pp. 129—148). New York: Academic.

Comstock, G., Chaffee, S., Katzman, N., McCombs, M. & Roberts, D. (1978). Television and human behavior. New York: Columbia University Press.

Constable, B. (2000, 28 November). Wouldn't Chadfetti be a splendid girls name? Chicago Daily Herald, 1 2.

Domke, D., Shah, D.V. & Wackman, D.B. (1998). Media priming effects: Accessibility, association, and activation. International Journal of Public Opinion Research, 10 (1), 51—74.


Глава 5. Эффект прайминга 117

Felson, R.B. (1996). Mass media effects on violent behavior. Annual Review of Sociology, 22, 103—128.

Fiske, S.T. & Taylor, S.E. (1991). Social Cognition 2nd ed. New York: McGraw-Hill.

Goldstein, J.H. (1986). Aggression and crimes of violence. New York: Oxford University Press.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.