Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






ББК(С)60.56 1 страница






Все названия программных продуктов являются зарегистрированными торговыми марками соответст­вующих фирм. Никакая часть настоящего издания ни в каких целях не может быть воспроизведена в какой бы то ни было форме и какими бы то ни было средствами, б у д ь то электронные или механические, включая фотокопирование и запись на магнитный носитель, если на это нет письменного разрешения издательства McGraw-Hill Companies, Inc.

Authorized translation from English language edition published by McGraw-Hill Companies, Inc., Copyright © 2002.

Published by McGraw-Hill, in imprint of The McGraw-Hill Companies, Inc. A l l rights reserved; no part of this publication may be reproduced or distributed in any form or by any means, or stored in a data base or retrieval system, without the prior written consent of The McGraw-Hill Companies, Inc., including, but not limited to in any network or other electronic storage or transmission, or broadcast for distance learning.

Russian language edition published by Williams Publishing House according to the Agreement with R& I Enterprises International, Copyright © 2004.

ISBN 5-8459-0597-4 (рус.) © Издательский дом " Вильяме", 2004

ISBN 0-0724-3576-3 (англ.) © McGraw-Hill Companies, 2002


Оглавление

Предисловие 16
Часть 1. История исследований феномена медиавоздействия 19

Глава 1. Феномен медиавоздействия 21

Глава 2. Воздействие СМИ: исторический обзор 39

Глава 3. История научных исследований медиавоздействия 53

Часть II. Теория и основные понятия 83

Глава 4. Социально-когнитивная теория 85

Глава 5. Эффект прайминга 105

Глава 6. Гипотеза культивации 119

Глава 7. Диффузия инноваций 133

Глава 8. Теория использования и удовлетворения 147

Глава 9. Установление приоритетности нововстей 161

Глава 10. Убеждение 175

Часть III. Основные направления исследований 191

Глава 11. Воздействие медианасилия 193
Глава 12. Воздействие сексуально откровенного медиасодержания 215

Глава 13. Страх и тревога, вызванные медиапродукцией 237

Глава 14. Воздействие новостей 257

Глава 15. Воздействие информационных кампаний 271

Глава 16. Воздействие масс-медиа на здоровье 293

Глава 17. Воздействие рекламы 315

Глава 18. Воздействие политической пропаганды 335
Глава 19. Изображение меньшинств и особенности его воздействия 351

Глава 20. Воздействие развлекательных медиапроизведений 377

Глава 21. Новые коммуникационные технологии 395

Предметный указатель 416


Содержание


Предисловие 16

Часть I. История исследований феномена медиавоздействия 19

Г л а в а 1. Феномен медиавоздействия 21

Коммуникативные процессы 22

Модели коммуникации 23

Модели, описывающие коммуникативные процессы 24

Модели, объясняющие феномен медиавоздействия 27

Исследование медиавоздействия 30

Лабораторный эксперимент 32

Опрос 32

Полевой эксперимент 33

Лонгитюдное исследование 34

Триангуляция методик (комплексное исследование) 34

Другие методы исследования медиавоздействия 34

Контент-анализ 34

Мета-анализ 35

Статистические методы 35

Важность исследования медиавоздействия 36

36 37 39 40 41 42 43 44 45 45 47 49 51 51

Резюме Библиография Глава 2. Воздействие СМИ: исторический обзор

Исторические примеры общественной озабоченности медиавоздействием

Акции против СМИ, вызванные озабоченностью их воздействия

Буйство толпы как следствие медиавоздействия

Общественная обеспокоенность " непристойным" содержанием Исторические свидетельства поведенческих и психологических изменений под воздействием СМИ

Последствия применения новых медиатехнологий

Воздействие СМИ на общественное мнение

Массовая паника как реакция на сообщения в СМИ

Свидетельства внушения аудитории через СМИ Резюме Библиография


Содержание



Глава 3. История научных исследований медиавоздействия 53

" Официальная" история 54

Пересмотренная версия истории 60

Предшественники 62

Фрэнсис Фентон 64

Габриэль Тард 64

Пионеры научных исследований медиавоздействия 65

Карл Ховленд 65

Пол Лазарсфельд 65

Гарольд Лассуэлл 66

Курт Левин 67

Самуэль Стауффер 67

Дуглас Уэплс 69

Интерес к проблеме медиавоздействия не ослабевает 70

Уилбур Шрамм 70

Опосредующие факторы 70

Попытки обобщения результатов исследований 71

Бернард Берельсон 71

Джозеф Клаппер 72

1970-е годы и далее 73

Спорные моменты " официальной" истории 73

Современные исследования и дальнейшие перспективы 74

Резюме 77

Библиография 78

Часть II. Теория и основные понятия 83

Глава 4. Социально-когнитивная теория 85

Специфические когнитивные способности человека 86

Способность к символизации 86

Способность к саморегуляции 86

Способность к саморефлексии 87

Заместительная способность 88

Научение и моделирование путем наблюдения 88

Моделирование 88

Абстрактное моделирование 90

Воздействие моделирования 90

Сдерживающее воздействие 91

Разрешающее воздействие 91

Научение на медиаматериалах и моделировании 94

Восприятие техник разрешения зрителями 94

Социальное конструирование реальности и культивация 94

Воздействие сцен насилия 95

Можно ли научиться хорошему из СМИ 96

Социальное побуждение или убеждение 98


8 Содержание

Побуждение как результат множественных воздействий 98

Распространение нововведений посредством

символического моделирования 98

Современные исследования 99

100 101 105 106 107 109 109 ПО ПО 111 111 111 112 112

Резюме Библиография Глава 5. Эффект прайминга Активация прайминга Концептуальные истоки Традиции исследования Факторы, усиливающие эффект прайминга

Оценка ситуации

Оправданность насилия

Отождествление с персонажами

Реальность событий

Воспоминания о пережитом Теоретическая основа

Модель корзины

Модель аккумуляторной батареи 112

Синаптическая модель 112

Современные исследования и дальнейшие перспективы 113

114 116

Резюме Библиография

Глава 6. Гипотеза культивации 119

Проект культурных индикаторов 120

Концептуальные истоки и критика 122

Теоретические основания гипотезы культивации 124

Исследовательская традиция 126

130 131 133 135 136 136 136 136 137 137 137 138 138

Современные исследования и дальнейшие перспективы 127
Резюме
Библиография

Глава 7. Диффузия инноваций

Категории принимающих инновации

Новаторы

Ранние последователи

Раннее большинство

Позднее большинство

Отстающие Происхождение теории Концептуальные истоки

Этап 1 — индивид узнает об инновации

Этап 2 — принятие инновации


Содержание


9


Этап 3 — формирование социальной структуры 139

Процессы распространения и принятия 139

139 139 140 140 140 140 140 141 142 143 144 147 148 149 149 149 149 150 150 152 153 154 155 156 161 163 163 164 164 165 166 167 169 171 172 173

Знание

Убеждение

Решение

Подтверждение правильности Основные исследования диффузии инноваций

К. Висслер. исследование распространения лошадей среди

равнинных индейцев

Исследование распространения гибридной кукурузы в штате айова

Диффузия новостей Современные исследования и дальнейшие перспективы Резюме Библиография Глава 8. Теория использования и удовлетворения Социальные функции СМИ Модели, объясняющие использование и его последствия

Транзактная модель

Модель поиска удовлетворения и активности аудитории

Модель ожидания-оценки

Модель использования и зависимости Постулаты теории использования и удовлетворения

Исследования в русле концепции использования и удовлетворения:

краткая история Современные исследования и дальнейшие перспективы Критика теории использования и удовлетворения Резюме Библиография Глава 9. Установление приоритетности новостей Концептуальные истоки

Построение приоритетности новостей Исследовательская традиция

Этап 1. Начало исследований — Чэпел Хилл

Этап 2. Продолжение исследований

Этап 3. Факторы контингента

Этап 4 Кто устанавливает приоритетность новостей Современные исследования и дальнейшие перспективы Гипотеза или теория? Дебаты продолжаются Резюме Библиография

Глава 10. Убеждение 175

История исследований 176

Установки, эмоции, поведение и убеждение 178


10 Содержание


Модели убеждения 179

Матричная модель коммуникации/убеждения Мак-Гуайра 179

Теория когнитивного ответа 180

Модель вероятности сознательной обработки информации 180

Модели, связывающие установки с действиями 185

Модель обдуманных действий и обоснованного поведения 185

Модель автоматической активации 185

Современные исследования и дальнейшие перспективы 186

Резюме 187

Библиография 188

Часть III. Основные направления исследований 191

Глава 11. Воздействие медианасилия 193

Методы исследования медианасилия 194

Лабораторные эксперименты 194

Полевые эксперименты 195

Корреляционные исследования 195

195 196 196 198 199 199 200 203 204 206 210 211 215 216 217 217

195 Лонгитюдные исследования

Естественные эксперименты

Экспериментальные вмешательства Анализ медианасилия

Анализ зрительского восприятия

Мета-анализ Психологическое воздействие медианасилия

Поведенческие проявления

Аффективное, или эмоциональное воздействие

Когнитивные проявления Исследования медианасилия и государственная политика: прошлое и будущее Резюме Библиография Глава 12. Воздействие сексуально откровенного медиасодержания Характер сексуально ориентированной информации

Порнография

Непристойность

218 Распространение сексуального содержания в медиа

Музыкальные видеоклипы 218

219 220

Видеофильмы категории X 218

Телевидение

Журналы

Видеофильмы категории R 220

Предъявление сексуально откровенного содержания 221

Сексуальное возбуждение 221

Изменения ценностей и установок 222


Содержание



Изменения в поведении 223

Воздействие порнографии и эротики на агрессивность 224

Роль превалирующего тона 225

Воздействие сцен сексуального насилия 226

Значение индивидуальных различий 226

Сексуальное насилие в слэшерах 227

Снижение негативного воздействия 228

Еще о воздействии порнографии на поведение:
сексуальные преступники 229

Синдром четырех факторов 229

230 230 232 237 238 240 241 241 243 244 245

Связь между сексуальными преступлениями и сексуально

откровенными медиаматериалами Резюме Библиография Глава 13. Страх и тревога, вызванные медиапродукцией Устрашающие истории как развлечение Теории притягательности страха Определение степени страха Реакция страха у детей Динамика реакции страха на медиасодержание

Вызывающие страх раздражители

Факторы, обуславливающие эмоциональную реакцию

247 Возрастные и половые различия

249 Копинг-стратегии в отношении страха

Виды некогнитивных стратегий 249

250 252

Виды когнитивных стратегий 250

Резюме

Глава 14. Воздействие новостей 257 Признаки новостей 258 Главные новости 258 Чрезвычайные новости 260 Легкие новости 261 Воздействие чрезвычайных событий 262 Распространение новостей 262 Воздействие чрезвычайных событий на функции и деятельность медиа 263 Эффект сплочения 264 Психологическое влияние и другие воздействия СМИ 264 Память и новости 264 Воздействие новостей на знания и принятие решений 266 Воздействие новостей на внешнюю политику 266 Современные исследования и дальнейшие перспективы

Библиография


12 Содержание


Резюме 268

Библиография 269

Глава 15. Воздействие информационных кампаний 271

Понятия, относящиеся к информационным кампаниям 272

Цели и методы информационных кампаний 272

Стратегии содействия изменениям 272

Потенциальные выгоды предлагаемых изменений 273

Организаторы информационных кампаний 273

Мнение общественности об организаторах информационных кампаний 274

Теоретические основы информационных кампаний 275

Модель мак-гуайра 276

Модель вероятности сознательной обработки информации 276

Модель обдуманных действий и обоснованного поведения 276

Модель автоматической активации 277

Социально-когнитивная теория и теория социального научения 277

Самоэффективность 277

Почему информационные кампании терпят неудачи 278

Принципы успешной информационной кампании 281

Современные исследования и дальнейшие перспективы 288

288 290

Резюме

Библиография

Глава 16. Воздействие масс-медиа на здоровье 293

Результаты исследований 294

Воздействие рекламы на здоровье 294

Воздействие на здоровье развлекательных программ 296

Воздействие новостей о здоровье 300

Воздействие информационных оздоровительных кампаний 301

Другие типы медийного обучения здоровому образу жизни 306

Совмещение развлечения и образования 306

Медиаподдержка 306

Другие важные инструменты 307

Современные исследования и дальнешие перспективы 308

309 310

Резюме

315 316 318 320 321 322 323 323 324

Библиография Глава 17. Воздействие рекламы

Реклама в современном медиаокружении

Традиция исследований

Роль настроения

Исследования медиаконтекста

Исследования когнитивных реакций

Наблюдения

Исследования, включающие психологические измерения

Исследования прайминга


Содержание



Важность частоты предъявления рекламы и ее повторений 325

Понимание и непонимание 327

330 331 335 336 337 338 339 339 343 344 344 345 346 346 351 352 353 353

Современные исследования т дальнейшие перспективы 328

Резюме Библиография

Глава 18. Воздействие политической пропаганды Влияние на политическую пропаганду

Функции масс-медиа в демократическом обществе

Медиасодержание Исследования воздействия политической пропаганды

Исследования на микроуровне

Исследования на макроуровне Факторы, опосредующие медиавоздействие

Индивидуальные характеристики

Обработка информации Резюме Библиография Глава 19. Изображение меньшинств и особенности его воздействия Медиа как проводники социальной информации

Изображение меньшинств в развлекательных жанрах

Поголовный подсчет

Сравнение ролей 355

Изображение межрасовых взаимоотношений 357

Современная картина 358

Изображение меньшинств в новостях 360

Изображение меньшинств в рекламе 362

Текущее положение 364

Изображение меньшинств в передачах для детей 364

Воздействие изображения меньшинств 366

Воздействие на белую аудиторию 368

Воздействие на цветную аудиторию 369

Резюме 371

Библиография 373

Глава 20. Воздействие развлекательных медиапроизведений 377

378 379 380 382 383 384 385 386 387

Действо как основа развлекательных медиапроизведений Методы исследования Избирательность выбора материала Удовольствие как функция развлечений

Драма

Юмор

Спорт

Напряжение

Ужас


14 Содержание


Современные исследования и дальнейшие перспективы 388

389 390 395 396 400 400 402 406 408 410 411 412 416

Резюме

Библиография Глава 21. Новые коммуникационные технологии

Цифровой рубеж

Новая интерактивная среда

Новое понятие аудитории

Этические и политические взгляды

Исследование новых медиа и их воздействия

Практические преимущества новых технологий

Новая теория и новые модели

Резюме

Библиография Предметный указатель


Об авторах

Дженнингз Брайант (д-р философии, получил диплом в Университете штата Ин­диана в 1974 году) занимает должность профессора массовых коммуникаций, заве­дует кафедрой радиовещания, основанной Рональдом Рейганом, и возглавляет Ин­ститут исследований коммуникаций при Университете штата Алабама. В 2000 году Дж. Брайант получил почетную премию Blackmon-Moody как лучший преподава­тель. Он также избран президентом Международной ассоциации коммуникаций.

Д-р Брайант — автор более 70 работ в экспертных журналах; написал более 80 глав для учебных пособий и свыше 200 статей для национальных и международ­ных профессиональных ассоциаций. 23 его работы награждены различными пре­миями. В числе последних работ д-ра Брайанта, в которых он выступил автором или редактором, — Media Effects: Advances in Theory and Research (1994), Inroduction in Media Communication, 4th ed. (1995), Reinventing Media (1996), Inroduction in Media Communication, 5th ed. (1998), Human Communication Theory, 2nd ed. (2000), Television and American Family, 2nd ed. (2001).

Помимо собственной научно-исследовательской работы, д-р Брайант актив­но участвует в редактировании и популяризации работ своих коллег-ученых. Он вхо­дит в редакционные советы 11 научных журналов, сотрудничает на правах консуль­танта в восьми специализированных изданиях и является соучредителем журнала Media Psychology. Д-р Брайант также выступает одним из редакторов серии учебных пособий, публикуемых издательством Lawrence Erlbaum Associates (LEA), редактором серии учебных пособий по коммуникациям издательства LEA, редактором периоди­ческих публикаций LEA по проблемам коммуникаций.

Сузан Томпсон (магистр гуманитарных наук, получила диплом в Университете штата Алабама в 1995 году) специализируется на истории масс-медиа. В настоящее время она работает над кандидатской диссертацией " Периодическая печать в Аме­рике в период до 1861 года (до Гражданской войны)" в Школе коммуникационных и информационных наук при Университете штата Алабама.

В течение ряда лет С. Томпсон получает специальную стипендию для аспиран­тов, учрежденную корпорацией Southern Progress. Работая над кандидатской диссер­тацией, она получила ряд престижных премий, в том числе как лучший помощник в научных исследованиях в 1997 году и как лучший аспирант в 1999 году. Сузан — член почетных обществ " Фи Каппа Ф и " и " Каппа Тау Альфа".

С. Томпсон написала самостоятельно и выступила соавтором нескольких книг, втом числе Reinventing Media (1996) и Inroduction in Media Communication, 5th ed. (1998). Ее перу принадлежат несколько глав в учебных пособиях, посвященные ис­тории масс-медиа. Сузан неоднократно участвовала в национальных и международ­ных конференциях.


Предисловие

В третьем издании своей книги A Cognitive Psychology of Mass Communication (" Когнитивная психология массовой коммуникации") Ричард Дж. Харрис писал: " Наиболее распространенное направление исследований СМИ — поиск последст­вий воздействия массовой коммуникации на широкую публику..." (Harris, 1999, р. 17). Учитывая такой интерес к воздействию масс-медиа со стороны ученых и об­щественности, можно предположить наличие базовых учебников по основам дан­ного феномена. Однако это не соответствует истинному положению вещей. Хотя многочисленные работы, посвященные анализу медиавоздействия, включая спе­циализированные исследования по определенным темам, традиционно занимают важное место в научной литературе по массовой коммуникации, базовых учебников по основам медиавоздействия явно недостаточно.

Что важно аля членов информационного общества

Нехватка учебников по медиавоздействию особенно остро ощущается на совре­менном этапе, в век информации. Социализация студентов осуществляется в среде, в которой информация пронизывает всю их жизнь и настолько вездесуща, что ее про­сто перестают замечать (так же, как не замечают воздух). Более того, типичный студент сегодня настолько активно обрабатывается неправдивой информацией о воздействии СМИ, исходящей из популярной культуры, что выяснение истины относительно ме-диавоздействия стало важной задачей гуманитарного образования (явление, часто на­зываемое медиаграмотностью или медиаобразованием).

Цель и трудности, связанные с ее достижением

Основная цель книги — представить читателю результаты многочисленных науч­ных работ, посвященных проблеме медиавоздействия, таким образом, чтобы студенты смогли понять, освоить и оценить значимость этой чрезвычайно важной темы. В этом огромную помощь нам оказали студенты, которые сразу же поднимали руки (или же, что нам совсем не нравилось, начинали клевать носом), когда в лекциях мы начинали употреблять слишком много терминов или неясные понятия. Студентам, а также пре­красным рецензентам — консультантам, охотно исполняющим и роль студентов, авто­ры выражают самую искреннюю признательность.


Предисловие 17

Благодарность авторов

Несколько лет подряд многие преподаватели и студенты, пользовавшиеся первой книгой Media-Effects: Advances in Theory & Research (" Медиавоздействие: новое в теоре­тических изысканиях и исследованиях"), советовали авторам заняться написанием на­стоящей книги (иногда весьма и весьма настойчиво). Они советовали, как именно по­строить эту книгу, что должно в нее войти, а что следует исключить. Авторы очень благодарны им и счастливы, наконец, сказать: " Вотта книга, которую вы хотели! "

Мы хотели бы также поблагодарить неутомимых Мэри Максвелл и Дорину Май-рон, которые очень нам помогли, в большом и малом. Возможно, иногда мы забыва­ем сказать это вслух, но мы действительно ценим все, что вы делаете.

У нас были отличные рецензенты.

Оскар Паттерсон III, Университет Северной Флориды

Джордж Комсток, Сиракузский университет

Дэниэл Рифф, Университет штата Огайо

Элизабет Пирс, Университет штата Делавэр

Джеймс Уивер, Политехнический институт Виржинии

Мэри Кассата, Университет штата Нью-Йорк, г. Буффало

Дэвид Дж. Аткин, Университет штата Кливленд

Майкл Мефферт, Университет штата Мэриленд

Майк Базил, Университет Л етбриджа

Джон Чапин, Университет штата Пенсильвания

Рандилл Йодер, Университет штата Огайо

Дональд Синглтон, Государственный университет Солсбери

Диана Ферно Люмад, Университет штата Нью-Мехико

Сюзанна Прист, Университет штата Техас

Благодаря им наша книга стала намного лучше. Всем им мы приносим наши ис­кренние благодарности.

И наша команда в McGraw-Hill была превосходной. Спасибо вам, Валери Рей-монд, Натали Руффатто, Артемио Ортиз и Джуди Козал!

В заключение хочется призвать читателей книги также стать сотрудниками на­шей редколлегии. Нам хотелось бы узнать ваши особые пожелания и предложения относительно того, как мы можем способствовать лучшему пониманию роли и воз­действия масс-медиа в нашем обществе.

Дженнингз Брайант, Университет штата Алабама Сузан Томпсон, Университет штата Алабама


18 Предисловие

От издательства

Вы, читатель этой книги, и есть главный ее критик и комментатор. Мы ценим ваше мнение и хотим знать, что было сделано нами правильно, что можно было сде­лать лучше и что еще вы хотели бы увидеть изданным нами. Нам интересно услы­шать и любые другие замечания, которые вам хотелось бы высказать в наш адрес.

Мы ждем ваших комментариев и надеемся на них. Вы можете прислать нам бу­мажное или электронное письмо, либо просто посетить наш Web-сервер и оставить свои замечания там. Одним словом, любым удобным для вас способом дайте нам знать, нравится или нет вам эта книга, а также выскажите свое мнение о том, как сделать наши книги более интересными для вас.

Посылая письмо или сообщение, не забудьте указать название книги и ее авто­ров, а также ваш обратный адрес. Мы внимательно ознакомимся с вашим мнением и обязательно учтем его при отборе и подготовке к изданию последующих книг. Наши координаты:

E - m a i l: inf o@williamspublishing. com

W W W: http: // www.williamspublishing.com

Информация для писем из: России: 115419, Москва, а/я 783 Украины: 03150, Киев, а/я 1 5 2


Часть I

История

исследований

феномена

медиавоздействия


Глава 1

Феномен медиавоздействия

В

1995 году жители штата Луизиана, 18-летний Бенджамин Дэррэс и 19-летняя Сара Эдмондсон, увлеклись фильмом " Прирожденные убийцы" (Natural Born Killers) — жестоким боевиком о парочке, " под кайфом" развлекающейся убийством случайных людей. Дэррэс и Эдмондсон могли смотреть видеозапись фильма до шести раз в день. Они боготворили главных героев, Микки и Мэллори, которые лишали жизни невин­ных людей ради острых ощущений, не чувствовали угрызений совести и избежали на­казания за совершенные преступления.

Однажды, в начале марта, покурив травки и наглотавшись " колес", Дэррэс и Эд-мондсон взяли оружие и отправились на концерт. Подобно персонажам фильма " Прирожденные убийцы", они ждали удобного случая пострелять по живым мишеням. На концерт они так и не попали, зато нашли несколько подходящих жертв, первую из них — в штате Миссисипи. Там Дэррэс застрелил менеджера фабрики по обработке хлопка-сырца. На следующий день, добравшись до Луизианы, Эдмондсон прострели­ла горло продавщице бакалейно-гастрономического магазина, матери троих детей.

Примеры преступлений, скопированных с медиапродукции, — довольно редкое явление, однако ввиду сенсационности подобных происшествий им обычно уделя­ется чрезвычайно много места и внимания в СМИ. Как можно узнать из настоящей работы, многие исследования указывают на то, что при потреблении массовой ин­формации происходит обучение членов аудитории (Bandura, 1978, 1979, 1994, по публикациям в периодических изданиях); в ходе многочисленных экспериментов был установлен факт существования причинно-следственной связи между просмот­ром сцен насилия и повышенной агрессивностью поведения {Bandura, 1978, 1979, 1982, 1985; Centenval/, 1989; Liebert & Schwartzberg, 1977; Williams, 1986). Вызывает ин­терес тот факт, что ни данные исследований, ни теоретические разработки не смог­ли адекватно объяснить, почему у большинства людей, которые смотрят жестокие фильмы, их негативное воздействие внешне никак не проявляется, и в то же время отдельные потребители медиапродукции имитируют поведение теле- и киноперсо-


22 Часть I. История исследований феномена медиавоздействия

нажей, сколь ужасным оно бы ни было. Однако объем научных знаний о связи ме-дианасилия и агрессии растет, и уже предложены и проверены несколько теорий, объясняющих, почему медианасилие может порождать насилие в реальной жизни.

Исследование воздействия медианасилия — один из важных аспектов научных ис­следований воздействия СМИ, однако данное направление включает также многие другие аспекты. Интерес социологов привлекает способность определенных видов меди-апродукции (рекламы, пропагандистских материалов, медиакампаний) оказывать побу­ждающее воздействие на аудиторию; воздействие новых коммуникационных техноло­гий, воздействие сексуально откровенной медиапродукции, реакция потребителей мас­совой информации на материалы пугающего и беспокоящего характера, воздействие по­литической пропаганды и многие другие проблемы, как вы узнаете из последующих глав.

В настоящей главе обосновываются концепции, теории, а также принципы ис­следования, о которых речь идет в других главах.

Книга делится на три части. В первой части — в этой и других главах — рассматри­ваются вопросы важности медиавоздействия с точки зрения исторической перспекти­вы. Мы познакомимся с историческими свидетельствами медиавоздействия (а также общественной озабоченностью по поводу медиавоздействия), начиная с момента за­рождения массовой коммуникации, и предложим свою собственную версию истории научных исследований медиавоздействия. Следующий раздел посвящается несколь­ким гипотезам и теориям, служащим концептуальной основой различных типов ис­следований медиавоздействия. В главах данного раздела рассматривается социально-когнитивная теория, эффект прайминга, гипотеза культивации, диффузия инноваций, теория использования и удовлетворения, установление приоритетности новостей и различные теории убеждения, а также данные исследований в соответствующих на­правлениях. В главах заключительного раздела рассматриваются ключевые направле­ния в сфере научных исследований медиавоздействия: воздействие медианасилия, сексуально откровенной медиапродукции, устрашающих или беспокоящих медиама-териалов, новостей, политической пропаганды, рекламы потребительских товаров, медиаобразов общественных меньшинств, развлекательной медиапродукции, новых медиатехнологий и воздействие СМИ на здоровье.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.