Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Методические указания. В процессе ознакомительно-адаптационной практики рекомендуется посетить уроки русского языка разных типов:






МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ

РУССКОГО ЯЗЫКА

ТИПЫ УРОКОВ РУССКОГО ЯЗЫКА

В процессе ознакомительно-адаптационной практики рекомендуется посетить уроки русского языка разных типов:

– урок усвоения новых знаний и развития умений;

– урок закрепления знаний и формирования умений и навыков;

– урок обобщения и систематизации знаний и совершенствования умений и навыков;

– комбинированный урок;

– урок повторения;

– урок развития речи;

– контрольный урок;

– урок работы над ошибками.

Сочетание структурных элементов предопределяет тип урока.

Структурные элементы урока:

Организационный момент (приветствие, проверка готовности к уроку учащихся, оборудования, классного помещения; выявление отсутствующих), сообщение темы и цели урока.

Проверка домашнего задания (проверка усвоения теоретических сведений, правил, выполнения письменного задания). Актуализация опорных знаний.

Объяснение нового материала (восприятие изучаемого явления; осо-знание учащимися существенных признаков данного явления; знакомство с термином, который обозначает изучаемое явление; формирование соответствующего понятия или ознакомление с тем или иным правилом правописания).

Обучение школьников применению полученных знаний (запоминание нового материала, его воспроизведение, ознакомление с алгоритмом применения знаний и его усвоение).

Формирование умений и навыков (постановка цели перед выполнением каждого задания; определение способов решения каждой задачи; выполнение заданий по образцу, по аналогии, самостоятельно; проверка выполнения работы).

Подведение итогов урока (установление степени осознанности усвоенного материала с привлечением вопросов, требующих осмысленного ответа; оценивание работы учащихся).

Домашнее задание (объем и содержание домашнего задания, подготовка учащихся к его выполнению).

 

 

ПРИМЕРНЫЙ ПЛАН НАБЛЮДЕНИЙ

 

 

1. Готовность к уроку учителя и учащихся (оформление доски, состояние рабочих мест учащихся, готовность школьников к уроку и т. д.).

2. Организация начала урока (установление контакта с учащимися, организованность учителя, организованность учащихся, дисциплина, мобилизация внимания школьников).

3. Соответствие целей урока программным требованиям. Эффективность выбранного способа мотивации учебной деятельности школьников.

4. Целесообразность выбора способов и форм проверки домашнего задания, привлечение учащихся к дополнению, исправлению ответов одноклассников. Уровень усвоения школьниками изученной темы. Правильность оценки знаний, умений и навыков учащихся. Время, затраченное на проверку домашнего задания.

5. Эффективность актуализации опорных знаний, осуществление связи новой темы и ранее изученной.

6. Введение нового материала: научность, доступность, полнота, чёткость изложения, эффективность выбранных методов и приемов ознакомления с новым материалом, соответствие форм и методов обучения: а) возрастным и интеллектуальным особенностям учащихся; б) содержанию лингвистического материала. Приёмы стимулирования познавательной деятельности учащихся, активность школьников при работе по осмыслению нового материала.

7. Закрепление знаний: эффективность использованных методов и приемов, уровень понимания новой темы учениками.

8. Применение полученных знаний в процессе формирования учебно-языковых, правописных, речевых умений:

а) соответствие дидактического материала целям урока;

б) учёт при подборе упражнений принципа градации от простого к сложному, от коллективных форм работы к индивидуальным;

в) целесообразность использования различных видов упражнений;

г) дифференциация заданий, использование индивидуальной, групповой, коллективной форм работы;

д) организация сопутствующего повторения, формирование культуры речи школьников, осуществление внутрипредметных и межпредметных связей;

е) эффективность использования различных средств обучения;

ж) эффективность работы по формированию умений и навыков.

9. Эффективностьвыбранных способов подведения итогов урока. Уровень теоретических знаний и практических умений учащихся, достигнутый на уроке. Формы учёта и оценивания работы школьников на уроке, объективность оценки.

10. Характер домашнего задания (соответствие целям урока, объем, инструктаж, дифференциация и т. д.).

11. Темп урока.

12. Психологическая «окраска» урока, стиль взаимоотношений учителя с учениками.

13. Уровень лингвистической, методической, психолого-педагогической подготовки учителя.

14. Соответствие структурных этапов урока, использованных методов и приемов обучения, форм организации работы целям и задачам урока.

15. Достижение поставленных целей урока. Образовательные, развивающие, воспитательные результаты урока.

ПРИМЕРНЫЙ ВАРИАНТ ВЕДЕНИЯ ПРОТОКОЛЬНОЙ ЗАПИСИ УРОКА С АНАЛИТИЧЕСКИМ КОММЕНТАРИЕМ

 

Ход урока[1] Аналитический комментарий[2]
I. Организационный момент. II. Объявление темы, постановка целей урока, мотивация учебной деятельности. Сообщение учителя. IIІ. Проверка домашнего задания с одновременной актуализацией опорных знаний. 1. Уплотнённый опрос. 1.1. Индивидуальный письменный опрос. 1.2. Устный фронтальный опрос. 1.3. Коллективная проверка выполнения индивидуального задания. 2. Нахождение и анализ языкового явления. IV. Введение нового материала. 1. Сообщение учителя. 2. Самостоятельный анализ языкового явления. 3. Формулирование учащимися пунктуационного правила.. 4. Чтение материала учебника. 5. Сообщение учителя с элементами анализа языкового явления. V. Первичное закрепление знаний. Фронтальный опрос. VI. Применение полученных знаний в процессе формирования учебно-языковых и правописных умений. 1. Нахождение и анализ языкового явления. 2. Осложнённое списывание (1 человек у доски). 3. Осложнённое списывание (самостоятельно, по вариантам, с последующей проверкой).   VII. Включение нового материала в систему ранее усвоенных знаний, формирование умений и навыков. 1. Конструирование предложений по опоре. 2. Редактирование предложений. VIII. Подведение итогов урока. 1. Самостоятельная работа (каждому учащемуся на индивидуальной карточке, по вариантам) с последующей проверкой. 2. Оценивание учебной деятельности учащихся. IX. Информация о домашнем задании.   При анализе урока можно обращать внимание на следующее: I. Установление контакта с учащимися. Организованность учителя. Организованность учащихся. II.Соответствие целей урока программным требованиям. Способы мотивации учебной деятельности школьников. III. Целесообразность выбора способов и форм проверки домашнего задания, привлечение учащихся к дополнению, исправлению ответов одноклассников и др. Уровень усвоения школьниками изученной темы. Эффективность актуализации опорных знаний, осуществление связи новой темы с изученной ранее. IV.Использование различных методов и приёмов ознакомления учащихся с новой темой; соответствие данных методов и приёмов содержанию лингвистического материала и возрастным особенностям учащихся. Приёмы стимулирования познавательной деятельности учащихся, активность школьников при работе по осмыслению нового материала.   V. Эффективность использования методов закрепления знаний. VI–VII. Соответствие дидактического материала целям урока. Учёт при подборе упражнений принципа градации от простого к сложному, от коллективных форм работы к самостоятельным. Целесообразность использования различных видов упражнений. Дифференциация заданий, использование индивидуальной, групповой, коллективной форм работы. Организация сопутствующего повторения; формирование культуры речи школьников. Осуществление внутрипредметных и межпредметных связей. Эффективность работы по формированию умений и навыков. VIII. Эффективностьвыбранных способов подведения итогов урока. Уровень теоретических знаний и практических умений учащихся, достигнутый на уроке. Формы учёта и оценки работы школьников на уроке, объективность оценки. IX.Характер, объём домашнего задания, соответствие целям урока, инструктаж, дифференциация и т. д.

 

Выводы. Уровень лингвистической, методической, психолого-педагогической подготовки учителя.

Соответствие структурных этапов урока, использованных методов и приемов обучения, форм организации работы целям и задачам урока. Использование раздаточного материала, наглядных пособий, технических средств обучения.

Темп урока. Эмоциональная атмосфера урока, стиль взаимоотношений учителя с учениками.

Достижение поставленных целей урока. Образовательные, развивающие, воспитательные результаты урока.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.