Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Огонек как одна из форм аналитической работы






Что такое «огонек»? Однозначно на вопрос не ответить. «Огонек» - это:

§ особая форма общения, позволяющая каждому участнику высказаться, научиться понимать других, слушать и слышать, раскрыть себя с необычной стороны;

§ способ коллективного обсуждения отрядом и вожатым прожитого дня, анализа проведенных дел, разбора складывающихся взаимоотношений;

§ «средство осмысления мира, конкретного воплощения в жизнь принципа самоуправления детского объединения: «сами планируем, сами делаем, сами обсуждаем»;

§ коллективно-творческое дело, позволяющее поговорить на интересующие всех темы, обсудить волнующие каждого участника коллектива вопросы, сделать это творчески и интересно;

§ метод педагогической работы, позволяющий педагогу достичь определенных целей и задач;

§ механизм реализации отрядной программы педагога и достижения предполагаемых результатов;

§ особый стиль разговора, диалога, дискуссии, беседы, позволяющие снять напряжение дня, получить заряд положительной энергии, разрешить конфликты, просто пообщаться в непринужденной обстановке.

 

Каждый «огонек» решает цели и задачи:

§ научить детей осмыслению жизни;

§ привить навыки самоанализа и коллективного анализа, коллективного «думанья»;

§ воспитать в детях и подростках культуру общения – научить искусству разговора.

 

правила и традиции «огонька», условия, которых обычно придерживаются:

§ особый эмоциональный настрой и доброжелательная атмосфера, обстановка доверия;

§ разговор должен быть открытым и искренним, может иногда и суровым, но с пониманием другого и других, с уважением общего мнения, коллективной оценки, уважением личного мнения и оценки каждого участника «огонька»;

§ критика должна быть конструктивной. Критиковать надо не с целью унизить или оскорбить, а с целью помочь и посоветовать;

§ во время разговора следует избегать повышенных тонов;

§ на «огоньке» каждый может сказать все, что желает, но, внимательно слушая и не перебивая предыдущего человека, нельзя кому-либо запретить говорить или заставить говорить;

§ необходимо наличие живого огня (костра, свечи);

§ особый выбор песен;

§ специальная вечерняя речевка;

§ участники должны быть удобно устроены, обычно в кругу. Каждый может сесть, где ему нравится, с кем ему хочется. В круге каждый видит лица и глаза всех своих товарищей. У круга нет конца и нет начала – одна неразрывная цепь, по которой проходят точки духовного напряжения, общей мысли, чувства, теплоты;

§ вожатый не навязывает свое мнение ребятам, избегает категоричных утверждений, чаще задает вопросы, чем формулирует готовые ответы;

§ «огонек» - это конфиденциальный разговор: все, что говорилось на «огоньке», пусть там и останется.

 

На сегодняшний день в лагере существуют следующие виды «огоньков»: знакомства, аналитический, конфликтный, тематический, прощания. Следуя логике развития смены, мы можем выстроить в системе данные виды «огоньков» и тогда получим следующую классификацию:

организационный период

§ «огонек» знакомства;

§ «огонек» знакомства с законами и традициями лагеря;

§ «огонек» анализа первых дней смены

Основной период

§ «огонек» анализа дня;

§ «огонек» анализа дела;

§ «огонек» экватора;

§ конфликтный «огонек» или «огонек» - откровенный разговор;

§ тематический «огонек»

итоговый период

§ «огонек» подведения итогов смены;

§ «огонек» прощания

Цель «огонька» знакомства - сформировать у каждого ребенка представление об отряде и о себе в этом отряде, о предстоящей смене, о перспективах своего участия в программе смены.

Вожатому необходимо учитывать ряд условий:

§ Вожатый готовит и ведет этот «огонек» сам, от начала до конца. Скажем так: это его подарок ребятам.

§ Вожатый комментирует высказывания подростков, контролирует темп и тональность разговора, следит за настроением и вниманием детей, обобщает сказанное, делает выводы.

§ Вожатый предлагает форму проведения «огонька», показывает на собственном примере, как и что надо говорить, как вести себя на “огоньке”.

§ Вожатый произносит вступительную и заключительную речи.

§ На «огоньке» продолжается знакомство с лагерем, поэтому вожатый говорит о законах лагеря, его традициях: «вечернем «огоньке», «добром отношении к песне», «вечерней речевки», «орлятском круге».

 

Аналитический «огонек»

«Огоньки» такого рода различаются по предмету разговора – на них обсуждают прожитый день, проведенное дело, события организационного периода или всей смены, но их объединяет то, что все они являются аналитическими.


Педагогические задачи таких «огоньков»:

§ привить навыки самоанализа и коллективного анализа происходящего, коллективного обсуждения;

§ научить ребят видеть причины успеха или неудачи с целью дальнейшего избегания подобных ошибок;

§ воспитать в ребятах потребность в общении друг с другом, заинтересованность общими делами;

§ научить ребят правилам поведения и выступления, искусству разговора;

§ формировать необходимость постоянного осмысления собственной жизни, мыслей, поступков и построения перспектив на будущее.

 

Тематический «огонек»

Данный вид «огонька» представляет собой «разговор на определенную тему и характеризуется некоторой отвлеченностью, философским или публицистическим содержанием».

Основу тематического «огонька» составляют технологии диспута, беседы, дискуссии или дискурсии (т.е. обмена мнениями на тему, обсуждения какого-либо вопроса, проблемы с целью поиска оптимального решения, включающие или не включающие в себя элементы спора).

Для тематического «огонька» выбирается серьезная, объемная, общественно значимая, актуальная «тема, от которой вы проведете свой разговор».

Для того чтобы «огонек» получился, педагогу необходимо учесть ряд условий:

а) при выборе темы, отборе содержания и приемов ведения разговора нужно учитывать возрастные особенности, потребности подростков;

б) участники должны обладать достаточной базой знаний, жизненного опыта для выдвижения идей, суждений и их обоснования;

в) на «огоньке» надо создать благоприятный микроклимат, обстановку, располагающую к свободному выражению мыслей;

г) педагог (ведущий) должен владеть технологиями дискуссии или дискурсии;

д) подростки должны быть заинтересованы в обсуждении той или иной темы, проблемы.

 

Конфликтный «огонек», или «огонек»-откровенный разговор, – это особый вид «огонька», который проводится не более 1-2 раз в смену.

«Откровенный разговор» - это «огонек», на котором обсуждался каждый член отряда как личность, давалась общественная характеристика, оценка ему как человеку, товарищу, члену коллектива».

Очень важна тональность разговора. Всегда следует напоминать, что обсуждают не человека, а его поступок, подчеркивая тем самым, что самого человека не приравнивают к поступку, что важны те мотивы, из-за которых поступок был совершен.

Итак, что должно быть обязательно и чего не должно быть в конфликтном «огоньке»:

а) особая тональность разговора;

б) «легенда», пример или обозначение примерных путей выхода из сложившейся ситуации;

в) обсуждение по принципу «свободного микрофона»;

г) естественность в организации и проведении (ни в коем случае подобный «огонек» не должен быть просто надуман вожатым).

а) разбора «персональных» дел;

б) сведения счетов, взаимных оскорблений, необузданной критики.*

 

«огонек» прощания

Прощальный «огонек» имеет свою специфику, отличающую его от всех других «огоньков», свои особенности:

§ «отряд находится на высшей точке своего развития как коллектив. Близкая разлука окрашивает взаимоотношения в теплые и трогательные тона»;

§ специфический, эмоциональный фон, на котором проходит «огонек» прощания. Последний «огонек» как «старт новой жизни отряда уже за пределами лагеря. Создание именно такого эмоционального настроя – одна из главных задач «огонька» прощания»;

§ содержание разговора. Это не просто ответы на вопросы: что было хорошего, плохого и прочее. Это разговор о том, что сделал каждый представитель отряда, каким он стал, что в нем изменилось, что и как будет у каждого из ребят после лагерной смены.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.