Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Методы мотивации и оценка их эффективности.






Методы

a) материальные – экономические методы, все, то что прямо или косвенно выражается в денежной форме: оплата труда, премии, льготы, бонусы, дисконтные карты, беспроцентные кредиты, …

Принципы материальной мотивации:

· значимость материального поощрения или материальных санкций;

· обязательное наличие, наряду с поощрениями, санкций;

· наличие связи между результатом труда и поощрением и наказанием во времени и пространстве;

· понятность принципов поощрения и наказания и признание их обоснованными.

Когда потребности в материальных стимулах удовлетворены, в работу вступают нематериальные методы мотивации.

 

b) Нематериальные – морально-психологические методы, т.е. все виды поощрения или наказания, которые относятся к морально-этической составляющей общения людей: метод участия, обогащения труда, метод управления по целям.

  1. Методы психологического поощрения – демонстрация отношения организации и руководителя к высоким результатам труда; популяризация результатов труда отдельных работников, получивших признание (вручение наград, грамот, размещение фотографий на досках почета, публичные поощрения).
  2. Обогащение труда (расширение и обогащение работы). Моральный метод. Сотрудник получает значительно больше прав, чем он получал ранее, и больше ответственности (делегирование).
  3. Метод участия

Ø Участие в принятии решений. Моральная стимуляция. Удовлетворяет вторичные потребности, т.е. в причастии, уважении и самореализации. Наиболее полно этот метод реализуется в японском менеджменте, где решения принимает тот коллектив, который их потом реализует.

Ø Участие в собственности. Достигается путем продажи менеджерам акций данной компании на определенную сумму на условиях опциона (по фиксированной цене).

  1. Управление по целям. Для подразделения или человека устанавливается цепочка целей с соответствующим материальным или моральным вознаграждением. Здесь видна яркая связь контроля и мотивации. Критерии эффективности:

Ø Хорошо знать потребности человека, чтобы установить цели.

При установлении целей надо построить их так, чтобы они не противоречили организации в целом.

--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Теория организации – мотивация лишь тогда оказывает воздействия, когда соответствует ожиданием мотивированного.

Все методы делятся на материальные и нематериальные.

Управление трудовой мотивацией

Стимулы предлагаются человеку в качестве компенсации за его действия. Человек реагирует на многие стимулы, иногда не осознавая этого. Под стимулами понимают внешние побуждения к деятельности

Стимулы должны быть разработаны с учетом потребностей определенной личности. Мотивированное поведение данной личности вытекает из индивидуальных различий структуры мотивов и конкретной ситуации. Изменить мотивацию поведения работников возможно лишь через соответственно подобранные стимулы.

Не может быть системы мотивации только из поощрений, обязательно должно быть наказание. Люди, на которых обращено поощрение или наказание, должны знать на что они направлены.

Сочетание разнообразных форм мотивации позволяет максимально учесть особенности людей, на которые они направлены

 

Мотивация персонала – это стремление работника удовлетворить потребности (получить определенные блага) посредством трудовой деятельности.

В структуру мотива труда входят:

Ø Потребность, которую хочет удовлетворить работник;

Ø Благо, способное удовлетворить эту потребность;

Ø Трудовое действие, необходимое для получения блага;

Ø Цена – издержки материального и морального характера, связанные с осуществлением трудового действия.

Мотивы труда формируются, если:

1. в распоряжении субъекта управления имеется необходимый набор благ, соответствующий социально обусловленным потребностям человека;

2. для получения этих благ необходимы личные трудовые усилия работника;

3. трудовая деятельность позволяет работнику получить эти блага с меньшими материальными и моральными издержками, чем любые другие виды деятельности.

4. Мотивы труда разнообразны. Они различаются:

5. по потребностям, которые человек стремится удовлетворить посредством трудовой деятельности;

6. по благам, которые требуются человеку для удовлетворения своих потребностей;

7. по цене, которую работник готов заплатить за получение искомых благ.

Разновидности мотива к труду:

1. Стадность (потребность быть в коллективе). Потребность работать в хорошем коллективе, по мнению многих социологов, до сих пор входит в лидирующую группу ориентаций работника.

2. Мотив личного самоутверждения характерен для значительного числа работников, преимущественно молодого и зрелого возраста.

3. Мотив самостоятельности присущ работникам с " хозяйской" мотивацией, которые готовы жертвовать стабильностью, а иногда и более высоким заработком взамен установки " быть хозяином и самостоятельно вести свой бизнес".

4. Мотив надежности (стабильности) по существу – мотив самостоятельности с противоположным знаком. Предпочтение отдается стабильности бытия и деятельности.

5. Мотив приобретения нового (знаний, вещей и т.д.) лежит в основе многих элементов рыночного менеджмента, и, прежде всего маркетинга.

6. Мотив справедливости.

7. Мотив состязательности.


10. Тактическое и оперативное планирование. Бизнес-план.

Функции менеджмента – это относительно самостоятельные, специализированные и обособленные участки управленческой деятельности: планирование, организация, мотивация, контроль.

Планирование предполагает принятие конкретных решений, касающихся функционирования и развития организации в целом и ее отдельных частей, их увязку и интегрирование в интересах наиболее полного использования потенциала и оптимизации конечного результата. В процессе планирования решаются вопросы:

· о постановке целей и задач, выработке стратегий (в том числе и чрезвычайных), стандартов деятельности на предстоящий период;

· о распределении и перераспределении ресурсов в соответствии со складывающейся внешней и внутренней ситуацией;

· об определении последовательности действий по переводу организации в новое желаемое состояние;

· о создании координационных механизмов.

Планирование - процесс определения целей и путей их достижения, заключается в систематическом поиске возможностей действовать и в прогнозировании последствий этих действий в заданных условиях.

Содержание функции планирование:

1. Прогнозирование – процесс выявления совокупности тех факторов, которые могут помешать достижению целей, и, наоборот, способствовать их достижению;

2. Цели и стратегия;

3. Программа действий – количество необходимых «шагов» для достижения целей с учетом их состава и сложности;

4. Сроки выполнения – рассчитать и обосновать сроки выполнения (сетевое планирование);

5. Источники финансирования;

6. Разработка и политика процедур – предусмотреть поведение, как отдельных сотрудников, так и организации в целом, в ходе реализации плана (исходя из корпоративной культуры фирмы).

Критерии планирования:

1. по степени охвата:

Ø Общее – охватывает всю сферу деятельности фирмы;

Ø Частичное – охватывает определенные сферы деятельности.

2. по содержанию:

Ø Стратегическое – поиск новых возможностей и продуктов;

Ø Тактическое – предпосылки для известных возможностей и продуктов;

Ø Оперативное – реализация данной возможности.

3. по предмету (объекту) планирования:

Ø целевое – определение целей;

Ø планирование средств – материальные и трудовые ресурсы, финансы;

Ø программное планирование – планирование программ производства и сбыта;

Ø планирование действий.

4. по сферам функционирования:

Ø планирование производства;

Ø планирование сбыта;

Ø планирование персонала;

Ø общее планирование.

5. по срокам:

Ø долгосрочное (более 5 лет)

Ø среднесрочное (1-5)

Ø краткосрочное (до 1 года)

6. по возможности изменения планов:

Ø жесткое

Ø гибкое

Типы планов

a) Планы-цели: представляют собой набор качественных и количественных характеристик желаемого состояния объекта управления и его отдельных элементов. Эти характеристики согласовываются и ранжируются, но не связываются ни с конкретным способом достижения, ни с необходимыми для этого ресурсами. Такого рода планы используются при больших сроках либо при принципиальной непредсказуемости конкретных событий.

b) Планы для повторяющихся действий: предписывают их сроки и порядок осуществления. Примером подобного плана является железнодорожное или учебное расписание.

c) Планы для неповторяющихся действий: создаются для решения специфических проблем. Такие планы могут иметь вид программ, бюджетов поступления и распределения ресурсов и проч. Обычно они предусматривают «окна», позволяющие обеспечить свободу маневра в случае возникновения непредвиденных обстоятельств.

Этапы планирования

1. анализ настоящего и прогнозирование будущего состояния внутренней и внешней среды;

2. на основе изучения внешней среды и интересов основных групп влияния формулируется миссия организации;

3. исходя из требований рынка и возможностей организации устанавливаются ее цели;

4. исходя из установленных целей организации и состояния внешней и внутренней среды определяются альтернативные стратегии;

5. для реализации стратегий в организации разрабатываются политика и процедуры, устанавливающие стандарты и нормы в действиях членов организации;

6. практическая работа в подразделениях строится на основе оперативных планов;

7. планы организации и ее частей обеспечиваются системой показателей и финансовыми ресурсами для их реализации.

 

Стратегия – образ организационных действий и управляющих подходов, используемых для достижения организационных задач и целей организации. Определение сферы бизнеса,

целеполагание, определение краткосрочных и долгосрочных задач (программ), определение стратегии достижения цели образует стратегический план.

Миссия организации – выражение ее философии и смысла существования. Миссия обычно декларирует статус предприятия, принципы его работы, намерения руководства, устремлена в будущее и не должна зависеть от текущего состояния организации. Миссия формируется высшим руководством организации, которое несет полную ответственность за ее воплощение в жизнь путем постановки и реализации целей организации. Центральным моментом миссии является ответ на вопрос: какова главная цель организации?

Стратегическое и оперативное планирование

В целом функция планирования осуществляется на двух уровнях: стратегическом и оперативном. Стратегический уровень планирования оценивает будущую жизнеспособность и рентабельность различных направлений деятельности организации.

Оперативное (обычно годичное) планирование исходит из стратегического и строится достаточно детально и точно в своем содержании: по каждому направлению деятельности организации определяется планируемый объем деятельности, составляются планы по привлечению рабочей силы, планы капитальных вложений и планы и графики выпуска новых видов продукции. В течение планового периода каждое подразделение ежемесячно уточняет прогнозы продаж и затраты и приводит свои планы в соответствие с этими уточнениями.

Этапы стратегического планирования:

1. анализ внешней и внутренней среды;

2. формулировка миссии (смысла существования) ицелей организации;






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.