Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Навыки принятия решений и успешного поведения на рынке труда.






 

В каждом возрасте перед человеком стоят те или иные первостепенные задачи, от решения которых зависит эффективность и успешность его перехода на новый возрастной

этап и готовность к новым жизненным задачам. Если человек не научится своевременно решать стоящие перед ним задачи, они перейдут в следующий возрастной период, создавая серьезные проблемы в развитии личности и субъекта деятельности. Для подросткового периода вопросы профессионального самоопределения являются насущными и безотлагательными. Р. Хейвигхерст считает, что в число основных задач подросткового возраста входит выработка комплекса ценностей, в соответствии с которыми строится поведение; достижение социально ответственного поведения, выбор профессии и подготовка к профессиональной деятельности. Он предлагает рассматривать профессиональное развитие в зависимости от опыта и профессиональных навыков, включив в свою классификацию шесть этапов от 5 до 70 лет. Возраст, соответствующий 14-17 годам частично приходится на второй и третий этапы – от 10 до 25 лет, основным содержанием которых является приобретение основных трудовых навыков и формирование трудолюбия (10 – 15 лет), на основе которых формируется профессиональная идентичность (15 – 25 лет). Подростки научаются организовывать свое время и усилия для выполнения разных школьных, бытовых, личных задач, выбирают профессию и начинают к ней готовиться.

 

В психологии понятие цели употребляется в следующих значениях: формальное описание конечных ситуаций, к достижению которых стремится любая саморегулирующаяся функционирующая система; предвосхищаемый полезный результат, определяющий целостность и направленность поведения организма. Цель понимается также как осознанный образ предвосхищаемого результата, на достижение которого направлено действие человека. Понимание цели как осознаваемого образа, достижение которого предполагает ряд преднамеренных произвольных действий, представляет специфическую черту человеческой деятельности. Основой формирования цели у человека является его предметно-материальная, трудовая деятельность, направленная на преобразование окружающего мира.

 

С понятием цели неразрывно связаны категории целеобразования и целеполагания. Целеобразование – процесс порождения новых целей в деятельности человека. Целеполагание – это процесс формирования и выдвижения целей, который начинается на уровне потребностей, переходит уровень мотивов и определяется в цели. Таким образом, цель образуется при встрече мотива (как осознанного стремления к удовлетворению потребностей) со средствами, т. е. ресурсами, условиями, возможностями.

 

Развернутые исследования целеобразования и целеполагания в отечественной практике проведены О.К. Тихомировым, Н.Ф. Наумовой и Ю.М. Швалбом и др. Так, Н.Ф. Наумова формулирует пять принципов целеполагания как стратегического выбора в условиях неопределенности:

 

1. Мир целей альтернативен;

 

2. Выбор должен быть антиномичен, т.е. следует принять предположение о логической несовместимости крайних позиций выбора;

3. Принцип неопределенности, т.е. утверждение, что в момент выбора, по крайней мере, один из элементов целеполагания не определен;

 

4. Необходимость принятия в процессе выбора волевого решения, вызванного принципиальной неоптимизируемостью выбора (хотя бы за счет неполной определенности);

 

5. Принцип свободного структурирования и интерпретации выбора.

 

С точки зрения О.К. Тихомирова, сущность процесса целеобразования определяется как формирование образа будущего результата действий (в процессе общения с другими или самостоятельно) и принятие этого образа в качестве основы для практических или умственных действий. Выделяемые О.К.Тихомировым цели можно классифицировать следующим образом:

 

- Стратегические цели и предварительные результаты. Эти группы активно взаимодействуют друг с другом, стратегические цели переходят в разряд промежуточных и наоборот.

 

- Цели, генерируемые самим субъектом и внешние, задаваемые извне.

 

В целях активизации целеполагания последние годы активно разрабатываются сценарный метод и метод «Vision». Сценарный метод предполагает использование приемов параллельной проработки возможных действий и последствий по принципу «что будет, если». Целеполагание по сценарному методу, по мнению специалистов, дает возможность существенно снизить риск ошибок, рассматривая многие варианты движения из исходного состояния к определенной цели. Метод «Vision» включает в себя построение «образа будущего» в планировании жизни и карьеры, активизируя идеальные, либо желаемые и возможные достижения.

 

Построение цели и путей ее достижения неразрывно связано с появлением у подростка жизненного плана как установки на сознательное построение собственной жизни. Самоопределение и построение жизненных планов во временной перспективе рассматривается как основное новообразование юношеского возраста. Таким образом, приобретение навыков планирования существенно способствует реализации основных задач подростково-юношеского возраста. Жизненный план – это постепенно развертывающаяся последовательность поступков и действий, которые человек намерен совершить в будущем. Жизненные планы молодых людей могут быть очень противоречивыми: достаточно реалистичные ожидания, связанные с будущей профессией и семейной жизнью, у юношей и девушек часто сочетаются с завышенными ожиданиями в плане материального достатка и карьерного роста. Под влиянием неудач, переживаний и просто мнений значимых людей они могут легко корректироваться или полностью меняться. И планы и цели в юношеском возрасте еще неустойчивы.

 

Важной задачей юношеского возраста является выбор жизненной стратегии. Жизненная стратегия может пониматься как постоянное приведение в соответствие своей личности, характера и способа своей жизни; построение жизни сначала, исходя из своих индивидуальных возможностей и данных, а затем – из тех, которые вырабатываются в

жизни. Стратегия жизни состоит в способах изменения, преобразования условий, ситуаций жизни в соответствии с ценностями личности, в отстаивании главного ценой уступок в частном, в преодолении своей боязни потерь и в нахождении самого себя. Наличие стратегии жизни дает личности возможность реализовать себя направить развитие своего жизненного пути в нужное русло.

 

В программу модуля « Навыки принятия решений и успешного поведения на рынке труда » включены задания, направленные на активизацию умений постановки и конкретизации целей, планирования времени, расстановки приоритетов, на освоение навыков эффективного распределения ресурсов, саморегуляции и повышения уверенности в себе. Модуль содержит 7 упражнений и включает два этапа: «Цели в жизни человека» и «Планирование карьеры».

 

Целью модуля является подготовка подростков к эффективному решению проблемпрофессионального и жизненного самоопределения. Занятия направлены на оптимизацию ресурсов, своих возможностей, выработку умения расставлять приоритеты в своих текущих делах, ставить перед собой конкретные и реальные цели ближайшего будущего и дальних карьерных перспектив и находить пути их достижения.

 

Задачи, решаемые в ходе занятий:

 

1. Активизация осознания профессиональных и жизненных целей.

 

2. Освоение навыков эффективного планирования и принятия решений.

 

Как и в предыдущих двух модулях, здесь так же используются приемы групповой, индивидуальной работы и применяются специальные упражнения, отвечающие задачам модуля («Классификация целей», «Мои цели» и др).

 

Подробно занятия с использованием активных методов профориентации описаны в учебном пособии «Психология профессионального развития (практикум по активным методам профессионального самоопределения)» [4].

 

Вопросы и задания.

 

1. Назовите методические основания и принципы программы тренинговых занятий по активизации профессионального самоопределения.

 

2. Сколько модулей содержит программа поддержки профессионального самоопределения? Назовите задачи каждого модуля.

 

3. Назовите основные возрастные задачи, решаемые в ходе занятий по освоению навыков принятия решений и успешного поведения на рынке труда.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.