Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Диагностика личности Многофакторный личностный опросник Р.Кеттелла (форма С).






Наиболее корректную информацию о личностных особенностях дает многофакторный личностный опросник Р.Кеттелла.

 

Данный опросник имеет несколько форм. В данном пособии опишем использование форма С опросника Кеттелла, который состоит из 105 вопросов. В результате обработки полученных ответов извлекаются оценки 17-ти полярных факторов личности, в том числе фактора самооценки, который дает информацию об ее адекватности.

 

Интерпретация 16-ти первичных факторов абсолютно идентична для всех форм методики Кеттелла.

 

С текстом формы С и подробным описанием теста Р.Кеттелла можно ознакомиться в книге А.Н. Капустиной «Многофакторная личностная методика Р. Кеттелла» [7].

 

В исследовании психологов из г. Тарту, проведенное под руководством А. Сукамяги (1989) были получены устойчивые корреляционные связи, свидетельствующие о том, что каждому профессиональному типу личности присущ специфический набор личностных свойств, позволяющий достаточно полно описать личность представителей каждого профессионального типа. Правда, в этом исследовании был использован для диагностики профессионального типа личности сокращенный вариант теста Дж. Холланда. Результаты этого сопоставления приведены в таблице 6.

 

Таблица 6. Корреляции факторов профессионального типа личности и личностных факторов по тесту Кеттелла.

 

Реалистич. Исследоват. Артистич. Социальн. Предприним. Конвенц.
Тип - R Тип - I Тип - A Тип - S Тип - E Тип - C
E - A -   I + A + E + E -  
H - C + M + F + I - M -  
I - M + G - O + M + G +
O - Q1 + L - Q2 - H + Q1 -
Q4 - Q2 + Q3 - Q4 +   Q2 -
  Q4 -       Q3 +

 

Анализ данных, представленных в таблице, позволяет описать реалистический профессиональный тип, как не склонный к доминированию (E), не склонный к рискованному поведению, не отличающийся социальной смелостью (H), мужественный, не сенситивный (I), спокойный, не фрустрированный (Q4). Исследовательский профессиональный тип характеризуется как не склонный к широкому общению (A), эмоционально зрелый (C), творческий, креативный (M), хорошо чувствующий новое (Q1), не конформный (Q2), не фрустрированный (Q4). Артистический профессиональный тип, исходя из данных таблицы, можно охарактеризовать как женственный, чувствительный (I), имеющий низкие показатели социальной нормативности (G), недостаточно дисциплинированный и ответственный (Q3), доверчивый (L). У социального типа проявляются общительность, доброжелательность (A), оптимизм (F), конформность, вместе с тем его отличает тревожность (O), фрустрированность (Q4). Для предпринимательского типа характерны следующие черты: склонность к лидерству, доминированию (E), социальная смелость, склонность к риску (H), мужественность, низкая сенситивность,

 

(I), творческость, креативность (M). Конвенциональный тип характеризуется зависимостью, послушностью (E), высокой социальной нормативностью (G), ответственностью, дисциплинированностью (Q3), конформностью (Q2), невысокой креативностью (M), консерватизмом (Q).

 

Аналогичные результаты получены в наших исследованиях с использованием полного авторского варианта теста Дж. Холланда. Корреляционный, факторный и типологический анализ результатов включал показатели личностных особенностей, самооценки и уровня притязаний, интеллектуального развития и креативности. В качестве участников эксперимента выступили старшеклассники и студенты различных профессиональных учебных заведений. Это позволило выявить индивидуально-психологические особенности представителей разных профессиональных типов на этапах окончания школы и получения профессионального образования [1].

 

Для социального профессионального типа оказались характерны в интеллектуальной сфере – выше среднего уровня показатели общего интеллектуального развития, невербального интеллекта и креативности мышления (легкости и оригинальности), значительный радикализм, разнообразные интеллектуальные интересы. В эмоционально-волевой сфере – эмоциональная устойчивость, дисциплинированность и обязательность, значительная чувствительность, хороший самоконтроль поведения, нефрустрированность. В коммуникативной сфере – легкость общения, доброта, доверчивость, отзывчивость, дружелюбие, в то же время тенденция к конформности, низкий уровень самодостаточности и доверчивость. Представители этого профессионального типа успешно усваивают предметы физико-математического и естественно-научного циклов, высоко оценивают свои умственные способности и умение общаться.

 

Для представителей артистического профессионального типа характерны в интеллектуальной сфере – средний уровень интеллектуальных показателей при преобладании в структуре интеллекта невербальных, пространственных компонентов, средние показатели креативности мышления (легкости и гибкости), большая склонность к решению практических вопросов, устройству личных дел, они менее гибки, чем представители социального типа. В эмоционально-волевой сфере их отличает средний уровень эмоциональной устойчивости, чувствительности, расслабленности, (нефрустриванности), высокая склонность к чувству вины, низкий самоконтроль поведения. В коммуникативной сфере – значительные конформность, зависимость от группы, неуверенность в себе, доверчивость, прямолинейность, а также озабоченность, обособленность и робость. Они успешнее осваивают предметы общественно-гуманитарного цикла.

 

Для предприимчивого профессионального типа характерным является в интеллектуальной сфере – показатель общего интеллекта средний и ниже среднего, хорошо развиты вербальные способности, сочетают в себе невысокую оригинальность мышления со значительной гибкостью, мечтательность, богатое воображение. В эмоционально-волевой сфере отмечается низкий уровень эмоциональной устойчивости, высокая фрустрированность, напряженность, сочетающиеся с развитым самоконтролем поведения, В коммуникативной сфере для него характерны смелость, решительность, тяга к риску, активность, оптимизм, общительность, настойчивость, напористость, властность, стремление к лидерству, сочетающееся с недоверчивостью. Люди с выраженным предпринимательским типом высоко оценивают свои лидерские способности и внешность.

 

Для представителей исследовательского профессионального типа характерны в интеллектуальной сфере – высокий уровень умственных способностей, хорошо развитый, как вербальный, так и невербальный интеллект, значительная креативность мышления, зрелость, практичность, радикализм. В эмоционально-волевой сфере – высокая эмоциональная устойчивость, зрелость, стремление к высокой успеваемости, уверенность в своих возможностях, высокий самоконтроль поведения. Отсутствие фрустрационной напряженности. В коммуникативной сфере для них характерны: застенчивость, робость, тенденция к замкнутости, недоверчивость, озабоченность, сдержанность, самодостаточность, естественность поведения, доверчивость. Они хорошо успевают по всем предметам, высоко оценивают свои умственные способности, имеют реалистические притязания.

 

Для реалистического профессионального типа характерны в интеллектуальной сфере средний уровень общего интеллекта при хороших показателях невербального и преобладании его над вербальным интеллектом. Невысокая креативность мышления, значительная практичность, зрелость, ригидность. В эмоционально-волевой сфере его отличают высокая совестливость, хороший самоконтроль, суровость, жесткость, эмоциональная зрелость, спокойствие, отсутствие фрустрированности, напряженности. В коммуникативной сфере – дружелюбие, смелость, решительность сочетаются с озабоченностью, пессимизмом, сдержанностью, зависимостью от группы, доверчивостью. Зачастую представителям этого типа характерна низкая самооценка и средний уровень притязаний. Их успеваемость средняя и ниже средней.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.