Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Этап профконсультации.






 

3 этап первичной профконсультации – этап обсуждения результатов и выработки профессионального плана.

 

Для подготовки к 3 этапу первичной профконсультации, консультант систематизирует и анализирует результаты с помощью «Карты индивидуальной профессионально-личностной консультации» (Приложение 2).

 

Третий этап профконсультации проводится индивидуально с каждым участником группы. Он является важнейшей частью профконсультации. Консультант объясняет клиенту смысл полученных тестовых результатов и их значение для выбора области деятельности и профессии.

 

Консультация должна проходить в режиме диалога при активном участии клиента, как ситуация обучения правилам выбора профессии, углубления самопонимания и ориентирования в своих интересах, направленностях и возможностях, без давления на клиента, без навязывания ему своих решений. Выбор должен сделать сам консультируемый, только в этом случае он будет стремиться реализовать его. Очень важно то, что профессиональный план вырабатывается в ходе совместного обсуждения. Это способствует повышению осознанности и ответственности выбора профессии, делает выбор более аргументированным. Консультант должен стремиться не просто помочь выбрать сферу профессиональной деятельности, но и показать пути профессионализации и перспективы роста. Важно обсудить первые шаги, которые необходимо сделать, наметить план действий.

 

Тактика проведения третьего этапа профконсультации может быть различной в зависимости от конкретных потребностей клиента и ситуации профессионального выбора. Рассмотрим некоторые из наиболее часто встречающихся ситуаций.

 

Ситуация 1. У оптанта имеется хорошая информированность о мире профессий, сформирован профессиональный план, он осознан, мотивы адекватны, план соответствует познавательным интересам, профессиональной направленности, индивидуально-психологическим особенностям, При этом, познавательные интересы и профессиональная направленность хорошо выражены и согласованы. В этом случае профконсультация строится на поддерживающей и информационной основе. Оптант поддерживается в его намерениях, они одобряются, дополняются справочной информацией об учебных заведениях, правилах приема, возможностях и перспективах будущей профессиональной деятельности. Обсуждается необходимость и условия развития некоторых профессионально-важных качеств. Уточняется путь профессионализации и конкретные шаги, которые необходимо совершить. Вырабатываются запасные варианты в случае неудачи при поступлении в выбранное учебное заведение. Определяется область противопоказаний.

 

Ситуация 2. У оптанта имеется профессиональный план, но он недостаточнообоснован. Мотивация ориентирована только на внешнюю привлекательность профессии, оптант плохо знает содержание профессиональной деятельности. Познавательные интересы и профессиональная направленность не соответствуют выбранной профессии, либо выявляется несогласованность индивидуально-психологических свойств и требований профессии. В процессе консультирования необходимо обсудить выявленные рассогласования и их причины. Возможно, более подробно остановиться на обсуждении тех областей профессиональной деятельности, которые соответствовали бы интересам и профессиональной направленности клиента. Можно предложить оптанту ознакомиться с картотекой профессий и учебных заведений и с информацией о профессиях и учебных заведениях, помещенной на соответствующих сайтах в Интернете. Например, www.rodn-i-k.narod.ru Довольно часто проблемы не удается решить за одно посещение и клиента можно пригласить на углубленную профконсультацию или на специальные занятия по психологической поддержке профессионального выбора, результатом которых станет коррекция профессионального плана.

 

Ситуация 3. Профессионального плана у оптанта не имеется, профессиональныеинтересы, и профессиональная направленность не достаточно сформированы. Это, как правило, свидетельствует о неготовности оптанта к профессиональному самоопределению. Работа с такими клиентами осуществляется в несколько этапов. Задача первого этапа консультации направлена на формирование готовности к профессиональному самоопределению, уточнению и выявлению сферы профессиональной направленности. С целью облегчения поиска сферы предпочтений можно использовать проективные методики (проективную беседу, тест цветовых ассоциаций, рисуночные методики и др.), на втором этапе для активизации профессионального самоопределения желательно использовать профориентационные игры и тренинговые занятия в группе. Чтобы сузить круг поиска необходимо определить сферу противопоказаний. На заключительном этапе работы проводится индивидуальная профконсультация с целью выбора профессии и путей ее получения.

 

Ситуация 4. Профессионального плана у оптанта нет, однако имеются хорошовыраженные интересы, профессиональная направленность и склонности. Отсутствие выбора в данной ситуации чаще всего обусловлено недостаточной зрелостью, неумением принимать решения, несформированной Я-концепцией, недостаточным знанием о мире профессий. Суть профконсультации для таких клиентов заключается в углублении самопонимания, формировании адекватной самооценки, расширении знаний о профессиях и учебных заведениях. Они могут быть приглашены для участия в работе группы поддержки профессионального выбора. В процессе индивидуальных и групповых занятий расширяются возможности самопознания, происходит обучение принятию зрелых и ответственных решений. Эти оптанты нуждаются также в расширении знаний о профессиях, для чего им предлагается поработать с картотеками профессий, рекомендуется специальная литература и работа с Интернет-ресурсами (см. выше). После этого они приглашаются на индивидуальную профконсультацию.

 

Конечно, все многообразие профконсультационных ситуаций не исчерпывается приведенными здесь, но их можно рассматривать как наиболее типичные.

 

Как показал анализ типичных профконсультационных ситуаций, у большой части старшеклассников профессиональное самоопределение вызывает существенные трудности. В этих ситуациях для осуществления зрелого осознанного выбора профессии необходимо использовать специальные программы психологической поддержки профессионального самоопределения, которые сочетаются с индивидуальной профконсультацией*.

 

Подробно ознакомиться с порядком проведения и методами первичной психологической профконсультации можно в методическом пособии «Общий психологический практикум. Профориентационное заключение» [3].

 

Вопросы и задания.

 

1. Перечислите основные направления современного профориентационного консультирования.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.