Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Последование Божественной литургии






Божественная литургия состоит из трех частей: Проскомидии, Литургии оглашенных5 и Литургии верных.

Проскомидия, переводится как “приготовление”. Эту часть службы священник совершает у жертвенника в алтаре и ее никто не видит. На проскомидии приготавливаются просфоры и вино для службы и поименно поминаются христиане, за которых поданы записки “о здравии и спасении” и “о упокоении”. Практика поминовения имен вслух на ектениях возникла в Церкви довольно поздно и часто растягивает службу и рассеивает внимание молящихся. Имена должны поминаться на проскомидии. Христианам можно и должно молиться за всех: крещеных и некрещеных, верующих и неверующих, хороших и плохих, но на проскомидии разрешается поминать только членов Церкви. Некрещеных, отрекшихся от Христа или перешедших в другие конфессии или секты, любых иноверцев на проскомидии поминать нельзя. По окончании проскомидии священник произносит молитву, в которой просит Бога помянуть “принесших и их же ради принесоша”, то есть тех, кто подал записки и тех о ком их подали.

Литургия оглашенных начинается возгласом священника “Благословенно Царство Отца и Сына и Святаго Духа ныне и присно и во веки веков”. Святое Причастие есть вхождение в Царство Божие и сама Божественная литургия есть явление на земле этого Царства. Хор отвечает “Аминь”, что означает “Истинно так”. Далее следует ектения - молитвенные прошения, которые произносит священник и на которые хор от лица молящегося народа отвечает “Господи помилуй”. С ектениями чередуются антифоны, представляющие собой стихи из Псалтири, прославляющие Бога, говорящие о Его милости, щедротах, долготерпении и любви к людям.

После третьего антифона совершается вход с Евангелием, символизирующий начало проповедования Господом Иисусом Христом Царства Божия. Евангелие выносится священником через боковые двери алтаря и торжественно вносится через Царские врата. После возгласа “Премудрость. Прости6 ” поются тропари - песнопения, раскрывающие содержание праздника, в который совершается литургия.

Хор поет Трисвятую песнь: “Святый Боже, Святый Крепкий, 7 Святый Бессмертный, помилуй нас”. По её окончании чтец произносит прокимен - повторяемый хором библейский стих, посвященный празднику или дню. После этого следует чтение апостольских посланий; как и святое Евангелие, апостольские послания разделены на части, каждая из которых читается в определенный день года.

После чтения Апостола в храм выносится Святое Евангелие, а хор поет “Аллилуиа”, что в переводе означает “Хвалите Бога! ”. Священник читает Евангелие. После чтения Евангелия следует ектения, в которой произносятся молитвенные прошения о Патриархе, правящем архиерее, властях8 и воинстве, стране, городе и святом храме, в котором служится литургия, о всех предстоящих и молящихся, трудящихся и поющих в храме и о всех христианах9.

Следует ектения о упокоении всех преждепочивших христиан. Совершается поименное поминовение по желанию священника и запискам прихожан. Далее следует ектения об оглашенных - единственное молитвенное прошение о некрещеных, но готовящихся к Крещению. Она заканчивается возгласом священника “Да и тии с нами славят пречестное и великолепое Имя Твое...”, то есть: “Да и они (оглашенные) с нами (по принятия Крещения) славят Бога...” На этом заканчивается литургия оглашенных. Диакон возглашает “Елицы оглашеннии изыдите...”, что значит: “Те, кто оглашенные, выйдите из храма”. Начинается Литургия верных10.

Литургия Верных начинается с двух ектений о христианах, оставшихся в храме, после чего следует Херувимская песнь. Она призывает молящихся отложить всякое земное житейское попечение и устремиться мыслью на небо, где блаженные ангельские силы всегда воспевают Бога. Священник совершает Великий вход, перенося приготовленные за проскомидией Дары на престол.

Если вход с Евангелием символизирует выход Христа на проповедь, то Великий вход символизирует Его выход на Спасительные для нас Страдания.

Во время Великого входа священник поминает в своей молитве патриарха, правящего архиерея, молящихся в храме и всех православных христиан, а люди стоят, благоговейно преклонив головы. Звучит ектенья, начинающаяся прошением “Исполним молитву нашу Господеви”, что означает “Восполним, усилим, усугубим молитвы наши Господу”. По её окончании священник призывает верующих: “Возлюбим друг друга, да единомыслием исповемы”, что значит “Возлюбим друг друга, да сможем в единомысли исповедовать (Св. Троицу)” (здесь указывается на необходимость мира и любви с ближними, без которых не может быть не только приобщения к Богу, но и самог о чистого исповедания Его). Народ поет Символ Веры, свидетельствуя о своем православном исповедании.

Начинается самый важный момент литургии - Евхаристический11 канон. Он начинается словами священника: “Станем добре. Станем со страхом. Вонмем. Святое возношение в мире приносити”. Этим возглашением молящиеся призываются предстоять Богу с благоговением и страхом, быть внимательными, прекратить всякие движения по храму и разговоры, чтобы принести святое возношение - совершить Таинство в мире душевном и тишине.

Священник благословляет молящихся со словами: “Благодать Господа нашего Иисуса Христа, и любовь Бога-Отца, и причастие Святого Духа, да будет со всеми вами” и, оборачиваясь к престолу, произносит “Гор е 12 имеим сердца”; хор отвечает “Имамы ко Господу”, подтверждая, что сердца молящихся вознесены в молитве к Богу. Священник призывает: “Благодарим Господа”. Хор поет: “Достойно и праведно есть покланятися Отцу и Сыну и Святому Духу, Троице Единосущней и Нераздельней”.

В это время священник начинает молитву благодарения13: “Сый Владыко, Господи Боже Отче Вседержителю поклоняемый! Достойно яко воистинну, и праведно, и лепо великолепию святыни Твоея, Тебе хвалити, Тебе пети, Тебе благословити, Тебе кланятися, Тебе благодарити, Тебе славити Единаго воистинну сущаго Бога, и Тебе приносити сердцем сокрушенным и духом смирения словесную сию службу нашу: яко Ты еси даровавый нам познание Твоея Истины... Владыко всех, Господи небесе и земли и всея твари, видимыя же и невидимыя, седяй на престоле славы и призираяй бездны, 14 Безначальне, Невидиме, Непостижиме, Неописанне, Неизменне, Отче Господа нашего Иисуса Христа, великаго Бога и Спасителя, упования нашего, иже есть образ Твоея Благости... Бог Истинный, превечная Премудрость, Живот, Освящение, Сила, Свет истинный, имже Дух Святый явися: Дух истины... животворящая Сила, Источник освящения, от Него же вся тварь словесная же и умная укрепляема Тебе служит и Тебе присносущьное возсылает славословие... Тебе бо хвалят Ангели, Архангели... Тебе предстоят окрест Серафими... взывают един ко другому, непрестанными усты, немолчными славословленьми”, далее священник продолжает вслух “Победную песнь поюще, вопиюще, взывающе и глаголюще”. Хор продолжает ангельскую песнь “Свят, Свят, Свят Господь Саваоф, 15 исполнь небо и земля славы Твоея. Осанна16 в вышних. Благословен Грядый во Имя Господне. Осанна в вышних”.

Священник продолжает молитву: “С сими блаженными силами, Владыко Человеколюбче, и мы грешнии вопием и глаголем: Свят еси яко воистинну и Пресвят, и несть меры великолепию Святыни Твоея...” - в молитве перечисляются благодеяния Божии людям от творения Адама до пришествия в мир Спасителя, Который - “Бог Сый Превечный, на земли явися и человеком споживе: и от Девы Святыя воплощься, истощи Себе, зрак раба приим17... и поживе в мире сем, дав повеления спасительныя... приведе в познание Тебе истиннаго Бога и Отца... и очистив водою, и освятив Духом Святым (имеется ввиду Святое Крещение) даде Себе измену смерти18... и сошед крестом во ад... воскрес в третий день, и путь сотворив всякой плоти к воскресению из мертвых... и возшед на небеса, седе одесную величествия Твоего на высоких, иже и приидет воздати комуждо (каждому) по делом его....хотя бо изыти на вольную и приснопамятную и животворящую Свою смерть, в нощь, в нюже предаяше себе за живот мира, прием хлеб на святыя Своя и пречистыя руки, показав Тебе Богу и Отцу, благодарив, благословив, освятив, преломив” - священник продолжает вслух - “Даде Святым Своим учеником и апостолам рек: приимите, ядите, сие есть Тело Мое, еже за вы ломимое во оставление грехов”. Хор отвечает “Аминь”. Указывая на чашу священник продолжает “Подобне и чашу от плода лозного прием, растворив, благодарив, благословив, освятив” - далее вслух - “Даде Святым Своим учеником и апостолам рек: пийте от нея вси, сия есть Кровь Моя новаго завета, яже за вы и за многи изливаемая во оставление грехов”. Хор снова отвечает “Аминь”. Священник подняв над престолом чашу и дискос с предложенными хлебом и вином, обращаясь к Богу возглашает: “Твоя от Твоих Тебе приносяще, о всех и за вся”, что значит: “Твое (хлеб и вино) от Твоих (от молящихся в храме христиан) Тебе приносим в приношение о всем мире и всех людях”. Хор поет “Тебе поем, Тебе благословим, Тебе благодарим Господи. И молим ти ся Боже наш”. В это время священник читает особые молитвы, в которых просит Бога о ниспослании на Дары освящающего Духа, после чего покланяется Господу Иисусу Христу, явившемуся действием Духа Божия в Святых Дарах. “Нас же всех (христиан) от единого Хлеба и Чаши причащающихся, - молится священник далее, - соедини друг ко другу, во единого Духа Святого причастие; и не единого от нас в суд или во осуждение сотвори причаститися Тела и Крови Христа Твоего...” На этом евхаристический канон заканчивается. На престоле уже не обычные хлеб и вино, но Святые Хлеб и Вино, в Которых таинственно явлена полнота Божества Господа Иисуса Христа.

Священник предлагает прославить Божию Матерь, через которую стало возможным пришествие в мир Спасителя Христа. Хор поет торжественный гимн Богородице и Приснодеве Марии: “Достойно есть яко воистину блажити Тя Богородицу. Присноблаженную и Пренепорочную, и Матерь Бога нашего. Честнейшую19 херувим и славнейшую без сравнения серафим. Без истления20 Бога Слово рождшую, сущую Богородицу Тя величаем”.

После ектении весь храм поет Молитву Господню: “Отче наш...”, священник благословляет молящихся со словами “Мир всем”. Закрывается завеса Царских врат. Священнослужители причащаются в алтаре, а молящиеся готовятся к выносу Святой Чаши.

Со словами “Со страхом Божиим и верою приступите” священник выносит Чашу из открывшихся Царских врат. Все кладут земной поклон Христу. Те, кто готовились к причастию и исповедовались, причащаются Тела и Крови Христовых. После этого Чаша уносится обратно в алтарь, читается ектения благодарения о причащении. Священник произносит последнее благословение - отпуст, произносит проповедь и дает молящимся целовать напрестольный крест. На этом Божественная литургия заканчивается.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.