Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Руководящий орган ВТО — Конференция министров — созывается раз в два года; повседневной работой занимается Генеральный совет.






Соотношение спроса и предложения;

Соотношение уровней мировых и внутренних цен, курсов валют, процентных ставок;

Соотношение мирового и внутреннего уровней развития производства товаров (работ, услуг) по их количеству и качеству;

Разного рода экономические стимулы;

прогнозы, планы, экономические программы и пр.

Организационно-распорядительные регуляторы представляют собой механизмы командно-административного характера. Эти механизмы предполагают прямое воздействие государственного аппарата на формирование и регулирование внешнеэкономических отношений посредством различных директив. К ним относятся:

Введение квот и лицензий на экспорт и импорт товаров (работ, услуг);

Лицензирование отдельных видов предпринимательской деятельности;

Обязательная продажа части валютной выручки от экспорта товаров (работ, услуг);

Валютный, таможенный, экспортный, импортный и другие виды государственного контроля.

Внешнеэкономическая политика проявляется двух аспектах:

Временной аспект определяет внешнеэкономические действия государства на текущий период и на перспективу. Поэтому внешнеэкономическая политика включает текущую и долговременную политику. Текущая внешнеэкономическая политика предполагает оперативное регулирование внешнеэкономических отношений, в то время как долговременная направлена на решение крупномасштабных внешнеэкономических задач, требующее продолжительного времени.

Пространственный аспект определяет действия государства в отношении влияния на мировую и отечественную экономику. В этом разрезе экономическая политика государства включает внешнеторговую, внешнеинвестиционную, валютную и таможенную политику.

2) Для урегулирования международных, как межгосударственных, так и частных торгово-экономических отношений, форма двустороннего договорного урегулирования, во всяком случае в чисто количественном исчислении, не теряет своего значения.
И после заключения и превращения ГАТТ в почти универсальное многостороннее торговое соглашение двусторонними торговыми договорами до сих пор продолжается регулирование отношений между странами, не участвующими в ГАТТ/ВТО.

Приведем некоторые наиболее распространенные виды двусторонних международных договоров торгово-экономического значения и характера.
Среди международных договоров, регулирующих двусторонние экономические отношения широкого плана, прежде всего надо упомянуть рамочные договоры общеполитического значения, такие как договоры о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи (о добрососедстве, партнерстве и сотрудничестве и т.п.). Наряду с основными политическими обязательствами сторон в них закрепляются и обязательства, связанные с расширением экономического сотрудничества, с содействием заключению коммерческих сделок и т.п. Такие договоры обычно не содержат каких-либо конкретных обязательств, кроме, разве, весьма общего - создание в целом благоприятного климата для сотрудничества.
Двусторонние торговые договоры, которые именовались также торговыми соглашениями, договорами о торговле и мореплавании и т.п., исторически были уже с XVIII в. первой договорно-правовой формой закрепления на двусторонней основе базовых условий торгового сотрудничества.

Тысячи договоров такого типа заключены за долгие годы. Главное в них - закрепление правовых принципов и определенного торгово-экономического режима во взаимных отношениях государств и их физических и юридических лиц. Это - режим наибольшего благоприятствования, национальный, преференциальный режим, принципы недискриминации, взаимной выгоды. Материально-правовое содержание этих режимов и принципов охватывает обычно широкий круг разнообразных видов торгово-экономических отношений (торговля, производственное и научно-техническое сотрудничество, валютно-финансовые и налоговые вопросы, статус свободных экономических зон и т.п.), а иногда выходит за рамки чисто экономических отношений (консульские, юрисдикционные, социальные и т.п. вопросы). Но главный предмет - торговля в ее широком понимании, включая и так называемые невидимые статьи (транспорт, туризм, страхование и т.п.).

Наиболее впечатляющим примером многостороннего договорного урегулирования международных торгово-экономических отношений стал первый в истории многосторонний универсальной направленности торговый договор - Генеральное соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ) 1947 г. Соглашение это, действующее в основе своей и до сего дня, получило широкое эволюционное развитие как по количеству участников (ratione personae), так и по содержанию (ratione matеriae). С 1994 г. оно вместе с рядом дополнений в преобразованном виде (ГАТТ-1994) вошло в так называемый Марракешский пакет соглашений 1994 г. под эгидой ВТО и служит в настоящее время своего рода кодексом международной торговли товарами для стран-участниц.


3) ГАТТ - международная организация, занимающаяся регулированием принципов, норм и правил торговой и тарифной политики стран-участниц. Соглашение действует с 1 января 1948 г. В начале 90-х годов в работе ГАТТ принимало участие свыше 130 стран мира и еще 30 стран имело статус наблюдателя. РФ в 1990 г. получила статус наблюдателя. Согласно уставу ГАТТ для ее участников действуют следующие принципы: соблюдение режима наибольшего благоприятствования и недискриминации; снижение таможенных тарифов; отмена количественных ограничений во внешней торговле; взаимосвязь уступок и др. Высшим органом ГАТТ является сессия, рабочими органами: секретариат, комитеты, подкомитеты, рабочие группы. В рамках ГАТТ действует Комитет по торговле и развитию. В 1995 г. ГАТТ переименовано во Всемирную торговую организацию (ВТО). Инициаторами ГАТТ были США, представившие на обсуждения «Предложения по увеличению мировой торговли и занятости». На основе этого документа в 1947 году двадцать три государства подписали ГАТТ. Важная особенность, заложенная в «конструкцию» ГАТТ, - это возможность его совершенствования, развития правовых норм. В этом заключается одна из причин жизнестойкости данного соглашения, объясняющая, почему ГАТТ целиком инкорпорирован в механизм созданной на его основе Всемирной торговой организации.

Основная цель – содействие развитию и либерализации международных торговых отношений путем: 1) ликвидации таможенных соглашений; 2) устранения всех форм дискриминации в международной торговле с целью повышения уровня жизни, обеспечения полной занятости; повышения реальных доходов и спроса, более эффективного использования сырья, роста производства и торгового обмена.

Деятельность ГАТТ основывается на следующих принципах:

Осуществление торговли без дискриминации на основе режима наибольшего благоприятствования и национального режима;

Защита отечественных производителей путем установления таможенных пошлин с постепенным отказом от нетарифных средств регулирования;

Сокращение ставок таможенного тарифа в результате многосторонних переговоров и исключение возможности их несогласованного с партнерами повышения в дальнейшем;

Предоставление консультаций странам – участницам с целью урегулирования проблем торговли;

Развитие международной торговле на основе справедливой конкуренции;

Предоставление льготного режима для развивающихся стран;

Заключение региональных торговых соглашений;

Установление особых норм регулирования международной торговли для текстиля и одежды.

4) Многосторонние торговые переговоры в рамках ГАТТ - в течение всей своей истории важнейшей функцией ГАТТ была организация многосторонних торговых переговоров. Статьи XXV и XXVIII разрешали странам-участницам ГАТТ вступать в такие переговоры. Первые раунды международных торговых переговоров были посвящены в основном снижению таможенных тарифов. На более поздних этапах центр тяжести переговоров стал смещаться в область нетарифных мер, в сторону создания новых принципов и правил функционирования международной торговой системы. В 70-е, 80-е и 90-е годы ХХ века на переговорных конференциях в рамках ГАТТ обсуждались вопросы, оказавшие заметное влияние на формирование торгово-политического климата в международной торговле. Многосторонние торговые переговоры (1973-1979 годов), известные как «Токио-раунд», заметно активизировали такое важное направление деятельности ГАТТ, как разработка новых принципов, правил и правовых норм международной торговли. Дальнейшее развитие это направление получило в ходе Уругвайского раунда международных торговых переговоров. За время существования ГАТТ было проведено семь переговорных конференций. Восьмая – Уругвайский раунд трансформировала ГАТТ в ВТО. Вот как выглядит эта сторона деятельности ГАТТ.

Всемирная торговая организация (ВТО), созданная в 1995 году, заменила собой Генеральное соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ) в качестве единственного международного органа, занимающегося глобальными правилами торговли между государствами. Она не является специализированным учреждением, но у нее существуют механизмы и практика сотрудничества с Организацией Объединенных Наций.

Задачи ВТО состоят в оказании помощи в упорядочении процесса торговли в рамках системы, основанной на определенных правилах; объективном урегулировании торговых споров между правительствами; организации торговых переговоров. В основе этой деятельности лежат 60 соглашений ВТО — основные правовые нормы политики международной коммерции и торговли. Принципы, на которых основаны эти соглашения, включают отсутствие дискриминации (режим наиболее благоприятствуемой нации и положение о национальном режиме), более свободные условия торговли, поощрение конкуренции и дополнительные положения для наименее развитых стран. Одной из целей ВТО является борьба с протекционизмом.

Со времени своего создания деятельность ВТО служила форумом для успешных переговоров об открытии рынков в области телекоммуникаций, информационно-технологического оборудования и финансовых услуг. Она участвовала в урегулировании более 200 торговых споров и продолжает наблюдать за выполнением соглашений, достигнутых во время Уругвайского раунда всемирных торговых переговоров 1986–1994 гг. В 2001 году в Дохе (Катар) ВТО начала новый раунд многосторонних торговых переговоров, известных как Повестка дня в области развития, принятая в Дохе.

Руководящий орган ВТО — Конференция министров — созывается раз в два года; повседневной работой занимается Генеральный совет.

В структуру ВТО входят также специализированные комитеты, рабочие и экспертные группы. Они занимаются подготовкой аналитических материалов и решений ВТО, касающихся защиты окружающей среды, проблем развивающихся стран, правил конкуренции, инвестиций, региональных торговых соглашений, приема новых членов.

Техническое обеспечение деятельности многочисленных органов ВТО возложено на Секретариат, возглавляемый генеральным директором. Хотя Секретариат не принимает решений по принципиальным вопросам, его значение и влияние в ВТО весьма велики.

Систему соглашений ВТО можно рассматривать как международное законодательство, устанавливающее правила обмена товарами и услугами. Основу правовой системы ВТО составляет пакет документов, главным из которых является Соглашение о ВТО, а также 4 приложения к нему.

В приложение входят три основополагающих соглашения ВТО: Генеральное соглашение о тарифах и торговле 1994 г., Генеральное соглашение по торговле услугами и Соглашение по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности; в приложение 2 вошло Понимание о правилах и процедурах разрешения споров; в приложение 3 - Механизм обзоров торговой политики; в приложение 4 - несколько многосторонних соглашений, обязательных только для подписавших их членов ВТО.

Деятельность ВТО направлена на создание благоприятных условий для международного обмена товарами и услугами. Она базируется на двух главных принципах - недискриминации и гласности.

Процедура вступления. — Процедура вступления в ВТО требует изменения законодательства, приведения его к цивилизованным правилам бизнеса, гарантии соблюдения авторских прав, принятия мировых стандартов технологического и экологического качества продукции.

Следующее направление переговоров включает трансформацию таможенных пошлин в сторону понижения. Необходимо из списка таможенных товаров, насчитывающего тысячи наименований, выбрать наиболее конкурентоспособные и учесть меры по защите отечественного производителя. Это осуществляется путем введения запретительных пошлин, изменением стандартов и другими методами.

«Золотое правило» ВТО: «Не договорено ничего, пока не договорено все». При вступлении нельзя ограничиться рамочным соглашением. И этот процесс должен сопровождаться тщательной экспертизой. Отмена запретов на экспорт отечественной продукции может принести госбюджету миллиарды долларов. Однако либерализации торговых отношений может привести и к развалу многих производств и массовой безработице.

Основные цели присоединения: устранение дискриминационных ограничений для экспорта и улучшения его доступа на мировые рынки; перевод торгово-экономических отношений с третьими странами и их региональными группировками на равноправную, стабильную, долгосрочную экономико-правовую основу; использование существующего в рамках ВТО многостороннего механизма разрешения споров и др.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.