Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






основы обучения

Нейрофизиологические

Содержание:

  1. Строение нервной системы и методы ее изучения…………………………………2
  2. Нейрофизиологические механизмы функционирования нервной системы……...3

Восприятие………………………………………………………………………………3

Внимание…………………………………………………………………………………3

Память……………………………………………………………………………………..4

Мышление…………………………………………………………………………………6

Воображение………………………………………………………………………………7

 


Строение нервной системы и методы ее изучения

Методы исследования нервной системы:

1. Проверка рефлексов (глотательный, хватательный, сосательный, коленный, локтевой).

2. Проба оппозиции большого пальца (выполнение под контролем и без контроля зрения). Если у ребенка с трудом касаются подушечки пальцев или появляется зазор между подушечками или ребенок промахивается, то это говорит о несформированности двигательных центров ствола головного мозга. Кроме того, эту пробу затрудняются выполнять дети, имеющие дизартрию.

3. Пальценосовая проба. Человека просят поставить ступни ног рядом, выпрямить колени, прямые руки развести в стороны, затем коснуться кончика носа указательным пальцем правой и левой руки. Проба выполняется сначала с открытыми, а затем с закрытыми глазами. Человек должен точно коснуться подушечкой указательного пальца кончика носа, не теряя при этом равновесия. При потере равновесия можно предположить нарушение функционирования височных долей. При наличии в руках тремора можно говорить о перевозбуждении периферической нервной системы. Чем более амплитуда тремора, тем перевозбуждение нервной системы выше. В некоторых случаях тремор может появиться при выполнении этой пробы после сотрясения головного мозга.

4. Выявление нистагм а (непроизвольное дрожание глазных яблок). Человека просят проследить глазами (без поворота головы) небольшой предмет, который движется на уровне глаз сначала справа налево, а потом снизу вверх и обратно. Таким образом, выявляется горизонтальный и вертикальный нистагм. Нистагм бывает после сотрясения головного мозга, при менингите и энцефалите, когда поражается затылочная область головного мозга.

5. Стояние на одной ноге (поза журавля). Человека просят поднять согнутую ногу в колене и постоять 3-4 секунды. Положение рук может быть двояким: либо на поясе, либо разведенные прямые руки в стороны. При недостаточном функционировании двигательных зон и височных долей человек теряет равновесия, т.е. сходят с позы.

6. Электроэнцефалография. Исследование проводится в специальной комнате, на голову надеваются специальные электроны, которые записывают энергетический потенциал коры головного мозга и подкорки без стимула (раздражителя) и с раздражителем в виде вспыхивающих с определенной частотой импульсов лампочки. После того по специальной таблице высчитывают величину потенциалов. В пораженных участков мозга наблюдается неодинаковая разность этих потенциалов. Это исследование назначается в качестве дифференциальной диагностики при ЗПР и УО, менингите, энцефалите, черепно-мозговой травме, сотрясении головного мозга.

7. Магниторезонансная томография головного мозга (МРТ). Это исследование проводится в специальном помещении, в котором осуществляется послойное сканирование структур головного мозга с помощью специального компьютера. Как правило, это сканирование делится в трех проекциях. МРТ назначается при прогрессии ЗПР, УО, менингите, энцефалите, черепно-мозговых травмах, при подозрении на кровоизлияние в мозг.

Нейрофизиологические механизмы

функционирования нервной системы

А.Р. Лурия выделил 3 блока механизмов, которые обеспечивают функционирование нервной системы:

1. Энергетический (блок поддержания тонуса и бодрствования). Этот блок представляет собой сетевидное образование, которое обеспечивает энергией нервную систему. В этот блок поступают нервные импульсы от внутренних органов и анализаторов, благодаря чему человек узнает о состоянии всех внутренних органов и получает информацию о внешней среде.

2. Блок приема, хранения и переработки информации. Тоже представляет собой сетевидное образование. Этот блок включает в себя три подблока, которые отвечают за прием, хранение и переработку специфической информации.

- затылочный. Отвечает за прием, хранение и переработку зрительной информации.

- височный. Отвечает за прием, хранение и переработку слуховой информации.

- теменной. Отвечает за прием, хранение и переработку информации, поступающей со всех остальных органов чувств (тактильная, кинестетическая информация)

3. Программирование регуляции и контроля (онтогенетический). Находится в лобных долях больших полушарий. Благодаря этому блоку человек способен осуществлять контроль за своими действиями, поступками, деятельностью, программировать их, осуществлять произвольное регулирование своей жизнедеятельности. Этот блок формируется позднее всех блоков. Благодаря его функционированию человек способен к самоконтролю. Этот блок тесно связан с сознанием и самосознанием человека.

Между тремя блоками существует тесная взаимосвязь: при поражении какого-то блока его функции начинают выполнять другие блоки.

Нейрофизиологические механизмы функционирования познавательных процессов:

1. Восприятие. Основой функционирования различных видов восприятия является работа различных отделов головного мозга. За функционирование зрительного восприятия отвечают участки зрительных долей (целостное восприятие предмета), лобных долей (содружественное движение глаз), теменной доли (восприятие верхней и нижней части предметов). За функционирование слухового восприятия отвечают височные доли головного мозга, в которых есть участки, отвечающие за восприятие речи на слух, особенностей голоса, мелодии, шума. Нарушение слухового восприятия может быть связано с недостаточным развитием одного или нескольких участков височной доли. Например, недоразвитие трех и более участков приводит к тугоухости. Это же может происходить у людей после шестидесяти лет, когда начинается отмирание клеток участков височной доли, что приводит к заметному снижению слуха.

2. Внимание. Нейрофизиологической основой внимания является так называемая доминанта Ухтомского (очаг возбуждения). При концентрации внимания в коре головного мозга появляется сильный очаг возбуждения. Чем сильнее этот очаг, тем выше концентрация внимания и более длительна по времени. В данном случае уже можно говорить не о концентрации, а об устойчивости внимания, поэтому, когда ребенок слушает учителя или выполняет задание, то сначала наступает период концентрации внимания, а затем его устойчивости. Если сила очага возбуждения незначительная, то он постепенно затухает или ослабевает, концентрация внимания снижается, а устойчивость не наступает. При соответствующих условиях (наличие интереса, установки) образовавшийся очаг возбуждения может усилиться, а затем перейти на соседние зоны коры головного мозга. Это обусловливает не только концентрацию и устойчивость внимания, но и его распределение на несколько предметов, действий или видов деятельности. Длительность распределения внимания зависит от силы основного очага возбуждения и величины соседних областей, на которые это возбуждение иррадиирует (проникновение, распространение). При нестабильности силы основного очага возбуждения, который также нестабильно иррадиирует в соседние зоны мозга, наступает снижение концентрации и устойчивости внимания. Это естественное свойство внимания получило название колебания. Переключение внимания обусловлено тем, что сила возбуждения в очаге доминанты снижается, а силы возбуждения в соседних зонах, наоборот, увеличивается. Скорость переключения внимания зависит от того, насколько различается сила возбуждения в очаге доминанты и в соседних зонах. При большой разнице силы возбуждения в очаге доминанты и в соседних зонах переключение внимания будет происходить медленнее. Например, это наблюдается у человека в состоянии утомления или переутомления. Доминанта Ухтомского не только объясняет функционирование свойств внимания, но и видов внимания. Очаг произвольности внимания находится в лобных долях головного мозга. При рождении ребенка эта зона произвольности еще недоразвита, и это норма. Его развитие проходит вплоть до конца дошкольного возраста, а у некоторых детей до 8-9 лет. Недоразвитие этого очага обусловливает то, что практически до конца дошкольного возраста у ребенка преобладает непроизвольное внимание. Произвольность внимания обеспечивается не только развитием очага произвольности, но и функционированием третьего энергетического блока, которые находятся в лобных долях коры головного мозга. Функционирование послепроизвольного внимания обусловлено тем, что возбуждение в очаге произвольности внимания достигает максимума, что и обеспечивает высокую концентрацию, устойчивость, распределение внимания. В таком состоянии человек может находиться достаточно длительное время. В состоянии послепроизвольного внимания намного повышается продуктивность и результативность деятельности. Недостатком послепроизвольного внимания является то, что после него происходит резкий спад концентрации и устойчивости внимания. Это необходимо, чтобы очаг произвольности внимания энергетически восстановился.

3. Память. Существует три теории, объясняющие функционирование памяти:

· Нейрогуморальная. Согласно этой теории информация запоминается человеком благодаря наличию гуморального кольца, состоящего из множества кровеносных сосудов и расположенного в боковых отделах теменной части коры головного мозга. Информация запоминается и сохраняется благодаря своеобразному сочетанию микроэлементов, находящихся в крови. Однако эта теория объясняет только процессы запоминания и сохранения информации, не объясняя механизмы ее воспроизведения. В экспериментах, в которых специально изменялся состав микроэлементов крови, было доказано, что изменение микроэлементов и их сочетание, в основном, медь, цинк, магний либо улучшали память, либо ухудшали. В этих экспериментах было показано, что увеличение лейкоцитов приводит к изменению соотношения микроэлементов, что приводит к ухудшению запоминания и сохранения информации.

· Биохимическая. Согласно этой теории за функционирование памяти отвечают сложные молекулярные структуры, которые находятся в нервных клетках, боковых отделах темненных долей. Эти молекулярные образования позволяют воспринимать, запоминать, сохранять и воспроизводить различную информацию. Более простые по структуре молекулярные соединения отвечают за восприятие, запоминание, сохранение и воспроизведение, главным образом, образной информации. Более сложные по структуре соединения позволяют воспринимать, запоминать, сохранять и воспроизводить, главным образом, вербальную информацию. Соединения, состоящие из простых и сложных соединений, позволяют воспринимать, сохранять и воспроизводить, как вербальную, так и невербальную информацию. Успешность восприятия, запоминания, сохранения и воспроизведения информации зависит от скорости процессов, происходящих в этих соединениях. Чем быстрее осуществляются процессы, тем качество запоминания и сохранения информации выше. Эта теория объясняет также основные механизмы памяти. Первый механизм – механизм восприятия и сохранения информации. Информация может поступать в кратковременную память и сохраняться там, информация может поступать сначала в кратковременную память, сохраняясь там ненадолго, а затем переводиться в долговременную память, сохраняясь там надолго, при этом информация в кратковременной памяти может, как сохраниться, так и исчезнуть. Чаще всего информация из кратковременной памяти исчезает. Второй механизм – информация может воспроизводиться сразу же из кратковременной памяти; из кратковременной памяти через оперативную память; сразу же из долговременной памяти (это воспоминания); из долговременной через кратковременную память (когда информация еще хранится в кратковременной памяти); через оперативную память (когда информация уже не хранится в кратковременной памяти).

· Согласно энергетико-информационной теории функционирования памяти, информация сохраняется в нервных клетках головного мозга на специальных энергоинформационных носителях, которые расположены практически во всей коре головного мозга. Именно эта теория объясняет, что человек может хранить в своей памяти огромное количество информации. Кроме того, эта теория объясняет работу кратковременной и долговременной памяти. Носители, которые имеют небольшую площадь, отвечают за работу кратковременной памяти, а имеющие большую площадь отвечают за функционирование долговременной памяти. Между этими носителями существует нейроэнергетическая связь. Чем быстрее между носителями проходит поток энергии, тем быстрее информация из кратковременной памяти переходит в долговременную память. С возрастом нейроэнергетические связи между носителями все более расширяются, однако после 50 лет эти связи постепенно начинают ослабевать, а потом исчезают совсем. Первыми начинают исчезать связи, которые обеспечивают воспроизведение кратковременной памяти.

В общей сложности все три рассмотренные теории, так или иначе, объясняют механизмы функционирования памяти человека, поэтому имеют право на существование. На основе этих трех теорий американский психиатр Роми Шнайдер изобрел мнемотехнический прием для развития памяти, который он условно назвал «метод решеток». Суть этой методики состоит в том, что человек мысленно воспроизводит таблицу, в каждую ячейку он помещает информацию (образ, слово, предложение), причем она по мере продвижения систематизируется в головном мозге практически автоматически.

4. Мышление. Функционирование видов мышления и мыслительных операций обеспечивается деятельностью передних, боковых и задних извилин, лобных долей коры головного мозга и третьим энергетическим центром, который тоже находится в лобных долях. Формирование наглядно-действенного мышления обеспечивается функционированием преимущественно передних извилин лобных долей, поскольку онтогенетически они формируются раньше. При формировании этого вида мышления возникает очень тесная связь между передними извилинами, зрительным и моторным центрами, деятельность которых координирует третий энергетический блок. По мере развития наглядно-действенного мышления ослабевает деятельность моторных центров и, наоборот, усиливается взаимосвязь передних и боковых извилин лобной доли с теменной долей головного мозга, в которой находятся центры памяти. Благодаря этому начинает развиваться наглядно-образное мышление, которое основано на оперировании образами и представлениями. По мере развития ребенка налаживается связь передних и боковых извилин лобных долей с речевыми центрами (Вернике и Брокка), что обусловливает начало развития словесно-логического мышления, основанного на оперировании понятиями и терминами. Кроме того, усиливается взаимодействие лобной и височной долями с теменной долей, поскольку при решении теоретических и практических задач на уровне словесно-логического мышления большую роль играют практически все виды памяти. Обеспечение функционирования мыслительных процессов происходит при взаимодействии глубоких структур лобных долей коры головного мозга. Онтогенетически наиболее ранними являются три мыслительных процесса: анализ, синтез, сравнение. Решать задачи на уровне трех операций способен ребенок первого года жизни. На 2-3 году жизни начинает развиваться такая мыслительная операция, как классификация на основе сравнения хорошо знакомых ребенку признаков (величина, форма). Пик развития классификации приходится на старший дошкольный возраст (6 лет). На основе развития сравнения и классификации начинается формирование абстрагирования и обобщения, как наиболее сложных мыслительных процессов, которые обеспечивают продуктивное функционирование наглядно-образного и словесно-логического мышления. На основе обобщения и абстрагирования ребенок в младшем школьном возрасте учиться делать умозаключения и выводы. Развитие в этом возрасте обобщения и абстрагирования лежит в основе обучения ребенка навыкам устного и письменного счета, чтения и письма. На основе взаимодействия анализа, синтеза, обобщения и абстрагирования в конце младшего школьного возраста начинает развиваться такая мыслительная операция, как моделирование. Благодаря этой операции, находящейся ребенок способен мысленно создавать какие-то образы. Именно эта операция находится на грани мышления и воображения.

5. Воображение. Воображение – это познавательный процесс, с помощью которого создаются новые образы. Виды воображения:

- пассивное и активное;

- вербальное (создание словесных образов на основе их словесного описания) и невербальное (создание зрительных образов);

- репродуктивное (создание вербальных и невербальных образов на основе уже имеющихся опор) и продуктивное (создание совершенно новых образов). Различные виды воображения являются основой для фантазии, мечты, грез.

Фантазия проявляется в том, что человек легко создает образы продуктивного воображения. В отличие от фантазии при фантазировании человек может создавать не только образы продуктивного, но и репродуктивного воображения. Эти образы могут быть связаны и не связаны с реальной действительностью. В последнем случае, это образы, которые в литературном жанре определяются как фантастика. В некоторых случаях фантазирование приводит к созданию образов продуктивного или репродуктивного воображения, не имеющих ценностей, в подобном случае говорят о бесплодном фантазировании. Часто такое бесплодное фантазирование бывает в дошкольном и младшем школьном возрасте, которое дети и взрослые воспринимают негативно.

Мечты – это вариант воображения, который основан, прежде всего, на представлении о реальном будущем. В мечтах человек воплощает стремление к удовлетворению каких-то своих потребностей. В отличие от мечты в грезах проецируется нереальное удовлетворение своих потребностей и притязаний, поэтому в психологии и психиатрии грезы называют пустыми мечтами. Иногда грезы носят патологический характер, чаще всего это бывает, когда человек находится в состоянии эйфории (состоянии блаженства).

Воображение является сложным познавательным процессом, поскольку в создании образов принимает участие различные виды памяти, мышление, речь. Некоторые ученые называют воображение синтетическим познавательным процессом. В основе создания образов воображения лежит так называемое замыкание нервных связей. Этот сложный процесс установления нервных связей межу различными отделами головного мозга, в которых появляются очаги возбуждения, или между отделами головного мозга, которые отвечают за функционирование памяти, мышления и речи. Замыкание нервных связей может быть кольцевым и разорванным. Как правило, неполное замыкание нервных связей происходит при пассивном воображении, при активном воображении замыкание всегда кольцевое. Созданием образов воображения управляет третий энергетический блок.

Процесс создания образов проходит в несколько этапов:

· Задумка образа. На этом этапе человек определяет для себя в общих чертах, какой образ он будет создавать. В это время в зависимости от того, какой это будет образ (вербальный или невербальный), происходит замыкание нервных связей между отделами головного мозга, отвечающими за функционирование памяти, мышления, речи. Если это зрительный образ, то замыкание происходит еще и со зрительным анализатором.

· Конкретизация образа. На этом этапе в результате усиления нервных связей создаваемый образ начинает конкретизироваться в деталях. Часто этап конкретизации занимает большую часть времени при создании образа, исключение может составлять случай, когда образ создается на основе имеющихся заготовок.

· Оттачивание образа. На этом этапе происходит незначительное угасание нервных связей между отделами головного мозга. Оттачивание заключается в том, что человек приближает создаваемый образ к задуманному. На этом этапе у детей дошкольного возраста нервные связи могут быть настолько слабыми, что ребенок на основе уже осознанного образа начинает создавать новый образ и это является нормой.

· Окончательная доработка образа. На этом этапе нервные связи вновь активизируются, и создаваемый образ принимает тот вид, который был задуман.

Способы построения образа воображения:

· Агглютинация (склеивание) – это один из самых распространенных способов, при котором отдельные части образа, как бы приклеиваются друг к другу. С помощью этого способа было создано большинство сказочных и мифических образов (русалка, кентавр, Горгона).

· Типизация. При этом способе в образе подчеркивается какая-то типичная характерная черта. Например, на карикатурах в образе буржуя подчеркивается большой живот, короткие руки и ноги, что говорит о том, что эти люди не любят работать, а пользуются чужим трудом.

· Утрирование (гиперболизация). При этом способе утрируется какая-то часть образа, что делает его необычным (большие уши у Микки Мауса, длинный нос у Буратино).

· Схематизация. При этом способе одна или несколько частей образа делаются схематично. Это позволяет либо в дальнейшем конкретизировать эти части, и тогда получается образ несколько отличающийся от задуманного, либо схематически изображенные части объединяются в некое целое, и тогда образ получает конкретную форму. Этим способом чаще всего пользуются конструкторы.

Нередко при создании образа используются несколько образов.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Понятие о локализации функций в коре. | Сравнительная характеристика безусловных и условных рефлексов




© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.