Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Проба Геда.

«Сядьте напротив меня. Сейчас Вам необходимо будет смотреть на мою руку, и повторять движения, которые я совершаю своей рукой, при этом, не смотря на свою руку:

- сначала одной рукой,

- потом к одноименному или противоположному уху или глазу,

- затем воспроизвести положение двух рук, разноименно, перекрест.

Исследование динамической организации двигательного акта.

для двух рук

а) Проба Озерецкого (на реципрокную координацию движений рук) –

«Вытяните руки и поочередно сжимайте, разжимайте пальцы рук, делайте до тех пор, пока я Вас остановлю».

б) Положите перед собой кисти обеих рук и попеременно постукивайте: правой - 2 раза, левой – 1 раз, плавно переходя от одной руки к другой.… Затем поменяйте порядок ударов на обратную, то есть левой - 2 раза, правой – 1 раз. Постепенно ускоряя темп.

для одной руки.

а) Вам, необходимо, предавать, попеременно, Вашей руке 2 положения:

· Кулак – кольцо. Делайте это до тех пор, пока я, Вас, не остановлю.

б) Проба Эйдиковой.

«Сейчас Вы, должны разгибать предплечье, расправляя пальцы руки, а сгибая предплечье сжимать пальцы руки. Затем в обратном порядке.

в) Сейчас Вам, необходимо, предавать попеременно Вашей руке 3 положения: Кулак – ребро – ладонь. Делайте это до тех пор, пока я, Вас не остановлю.

г) Положите ладони рук на стол и поднимите последовательно: первый – второй, первый – пятый пальцы руки. Чередуя эти движения. Делайте это до тех пор, пока я Вас не остановлю.

Графические пробы:

«Сейчас Вам, необходимо продолжить рисунок, состоящий из двух меняющихся звеньев, не отрывая при этом руки».

Пробы на действия в воображаемой ситуации.

(Больному предлагают произвести действия с отсутствующими предметами.)

«Сейчас Вам, необходимо изобразить, как шьют иглой, или помешивают чай в стакане…».

 

Исследование орального праксиса.

1. Пробы на выявление простых нарушений движений губ и языка.

а) Сейчас Вам, необходимо максимально высунуть язык и держать его как можно дольше.

б) Сейчас Вам, необходимо надуть щеки и сложить губы трубочкой. Подержать их в таком положении, пока я не скажу: «Достаточно».

2. Основные пробы на оральный праксис.

а) Сейчас Вам, необходимо смотреть на меня и воспроизводить движения языка и губ, которые я буду делать (вытягивание губ, оскаливание зубов, высовывание языка лопаточкой или трубочкой, надувание щеки, помещение языка между зубами и губой).

б) Сейчас я, Вам, буду показывать ряд движений, которые Вам, будет необходимо воспроизвести.

(3 подряд движения: вытягивание губ, оскаливание зубов, высовывание языка лопаточкой или трубочкой, надувание щеки, помещение языка между зубами и губой).

в) Сенсибилизированный вариант:

Сейчас Вам, необходимо будет воспроизвести движения, которые я, Вам буду говорить (показывать) – жевание, поцелуй, цоканье языком, свист.

г) Сейчас Вам, будет необходимо совершить действия, которые я вам буду говорить.

 

Исследование экспрессивной речи.

Исследование артикуляций речевых звуков:

а)Сейчас Вам, будет необходимо максимально высунуть язык и держать его как можно дольше, а потом надуть губы и подержать.

б) Сейчас Вам, будет необходимо повторять за мной звуки (м, р, л, к; с-з, п-б; м-п-р).

в) Сейчас, попробуйте, воспроизвести эти же звуки, смотря на движение губ в зеркале.

Исследование отраженной (повторной) речи.

а) Сейчас Вам, необходимо повторить за мной отдельные слова:

· Дом, стол, кот;

· Лампа, костер, солнце;

· Щеколда, лодыжка;

· Забор, запор.

б) Сейчас Вам будет необходимо прослушать серию слов (цифр), а затем повторить (серии от 2 до 5 символов).

Сейчас Вам будет необходимо прослушать серию фраз, а затем повторить их:

· Сегодня хорошая погода.

· В саду за высоким зеленым забором росло много яблонь.

· Дом стоит. Луна светит. Лампочка горит.

 

Исследование номинативной функции речи.

а) Сейчас Вам, необходимо назвать предметы, которые я буду показывать.

Сенсибилизированный вариант:

· Вам, необходимо назвать предметы, изображение предметов или частей тела, которые я буду показывать, говорить (не очень упрочены):

(локоть, подбородок, бедро, чернило).

· Называние не одного, а 2-3 сразу предъявляемых предмета или изображения.

б) Сейчас Вам, необходимо назвать предмет, который я вам опишу:

1. Как называется предмет, которым расчёсывают волосы.

2. Как называется предмет, который показывает время.

в) Сейчас я, Вам буду показывать ряд предметов (изображений), которые вы должны назвать общим словом (стол, стул – мебель).

(Возможна подсказка – несколько букв или введение искомого слова в смысловой контекст).

 

Исследование повествовательной речи.

1. Исследование автоматизированной речи.

Сейчас Вам, необходимо посчитать до 10, перечислить ряд дней неделИ или месяцев.

2.Исследование собственно предикативной речи.

а) Анализ диалоговой речи.

- Вы сегодня обедали?

- Где Вы работаете?

б) Центральная часть исследования.

Сейчас Вам будет необходимо составить рассказ по предъявляемой картинке.

в) Исследование самостоятельно продуктивной речи.

Сейчас Вам будет необходимо рассказать содержание какого-либо знакомого произведение (сочинить рассказ на заданную тему).

г) Исследование оперирования сложными системами грамматических высказываний.

1. Проба Эббингауза:

Сейчас Вам, необходимо вставить в предложения недостающие слова:

· зимой бывает очень...

· осенний ветер выл как дикий…

· самолёт упал, … мотор был цел.

2. Сейчас Вам, необходимо составить фразу, используя слова, которые я Вам дам, используя добавочные слова (3 ИЗОЛИРОВАННЫХ СЛОВА).

· Сейчас Вам будет необходимо составить фразу, используя слова, которые я, Вам дам.

 

 

Исследование импрессивной речи.

Исследование фонематического слуха

Сейчас Вам будет необходимо повторить за мной звуки (Пары звуков, серии из 3 звуков или слогов):

· б, р, м, д, к, с

· м-р, п-с, б-н, б-п, п-б, д-т, т-д

· а-о-у, у - а – н, б-п-б

Исследование понимание слов:

Сейчас Вам, необходимо последовательно, показать, называемые предметы (сначала найти, в других случаях – показать предметы, изображения которых разложены перед ним).

Сенсибилизированный приём - Сейчас Вам будет необходимо последовательно показать глаз-ухо, нос-ухо, глаз-нос.

Сенсибилизированный приём:

· Сейчас Вам, будет необходимо последовательно показать: глаз-ухо-нос.

· Сейчас Вам, будет необходимо найти заданную картинку среди других, которые разложены перед Вами.

Исследование понимания простых предложений.

а) Задавание ряда вопросов

б) Сейчас Вам, необходимо найти среди картинок, разложенных перед Вами, ту которая соответствует фразе, которую я Вам озвучу.

в) Проба Пьера Мари.

Сейчас Вам будет необходимо выполнить последовательность действий:

Возьмите книгу, положите её на окно, а тарелку дайте мне.

г ) Проба на исследование понимания конструкций:

Сейчас Вам, необходимо показать, как разжигают печку с опорой на предъявленные картинки.

Конфликтная инструкция:

Если сейчас ночь, поставьте крест на белом квадратике, а если день, на черном.

Исследование понимания логико-грамматических структур.

1. На понимание простых флективных конструкций.

Сейчас Вам будет необходимо показать 2 последовательно называемые предмета:

· карандаш – ключ,

· показать ключом карандаш,

· показать ключ карандашом.

2. Пробы, направленные на исследование понимания логико-грамматических конструкций, с помощью специальных операций симультанного синтеза.

а) Сейчас Вам, необходимо пояснить следующие фразы:

· мама дочки,

· дочка мамы.

б) Сейчас Вам, необходимо выполнить следующие действия:

· поставить крест под кругом,

· круг под крестом.

в) Сейчас Вам будет необходимо выполнить следующие действия:

· поставить крест, справа от круга, но слева от треугольника.

3. Проба на понимание сравнительных конструкций.

Слушайте меня внимательно и ответьте на мои вопросы:

· «Ваня выше Пети (Петя выше Вани). Скажите, кто из мальчиков ниже?

· «Оля светлее Кати». Какая из девушек самая светлая?

· «Оля светлее Кати, но темнее Сони». Какая из девушек самая светлая?

· «Петю ударил Ваня». Кто пострадал?

· «Солнце освещается Землей». Так ли это?

· «Я позавтракал после того, как нарубил дров». Что я сделал раньше?

· «Я не привык, не подчиняться правилам». Дисциплинированный ли я человек?

 

Исследование кожно-кинестетических функций.

Исследование кожной чувствительности.

1) Сейчас, я, буду прикасаться до различных частей вашего тела, а Вам необходимо будет говорить, чувствуете ли Вы, эти прикосновения или нет. (Волоски Фрея, булавка)

Сенсибилизированный вариант этой пробы:

Сейчас я, буду Вам, предъявлять прикосновения различной силы, вам необходимо будет присвоить им номера, в зависимости от силы. Причем №1 – наиболее сильное раздражение, а дальше в порядке убывания.

2) Исследование локализации прикосновения:

«Вам, сейчас, необходимо закрыть глаза. Я, буду прикасаться к вашей руке булавкой, а Вы, затем, будете должны, показать мне место прикосновения.

Сенсибилизированный вариант:

«Вам, сейчас, необходимо закрыть глаза. Я, буду прикасаться к вашей руке булавкой, а Вы, затем, будете должны, показать мне место прикосновения на противоположной руке.

3) Циркуль Вебера:

· «Закройте глаза. Я, сейчас, буду докасаться до вашей руки, а Вам необходимо будет меня остановить, когда почувствуете две точки прикосновения».

· «Закройте глаза. Сейчас, я, буду рисовать фигуры на вашей руке, спине, а Вы, должны будете назвать, что я нарисовала».

 

Исследование глубокой (кинестетической) чувствительности.

1) Сейчас Вам, необходимо закрыть глаза, и я придам Вашей руке определенную позу, Вам необходимо сказать движется ли Ваша рука (кисть, палец) вверх, вниз или в сторону.

2) Сейчас Вам, необходимо закрыть глаза, и я придам Вашей руке определенную позу, которую Вам необходимо будет воспроизвести.

3) Сейчас Вам будет необходимо закрыть глаза, и я согну вашу руку дважды на разные углы, которые Вы, должны будете последовательно воспроизвести на другой руке.

4) Сейчас Вам, будет необходимо закрыть глаза, и я согну вашу руку дважды, и Вам будет необходимо сказать разные или одинаковые были эти движения (угол отклонения).

Исследование высших осязательных функций и стереогноза.

· Закройте глаза. Сейчас я, помещу на вашу ладонь предмет и вы, не ощупывая его должны назвать этот предмет.

· Теперь активно ощупайте находящийся в Вашей руке предмет, и назовите его.

· Взгляните на предметы, лежащие на столе, перед Вами, и выберите тот, который находился в Вашей руке.

 

Исследование высших зрительных функций.

Исследование сохранности полей зрения и объёма движения глаз.

1) Рефлекторное движение глаз: Смотрите на ручку и следите за ее движением взглядом: (вверх, вниз, влево, вправо).

2) Сейчас Вам, необходимо посмотреть направо (налево).

Сенсибилизированный вариант:

«Посмотрите направо (в левом поле зрения поместить яркий предмет), что Вы видели?».

Исследование зрительного восприятия предметов и изображений.

1) Сейчас Вам, необходимо внимательно посмотреть на предъявляемые предметы и назвать их.

Сенсибилизированный вариант:

Сейчас Вам, необходимо внимательно посмотреть на предъявляемые предметы и назвать их (сложные, недостаточно чёткие изображения предметов).

2) Приём Попельрейтера:

Сейчас, я, Вам, буду давать картинки, а Вы, должны сказать, какие предметы изображены на ней.

3) Фигуры Готгштальдта:

Сейчас я Вам буду давать картинку, Вам необходимо сказать, какие предметы изображены на ней.

Исследование ориентировки в пространстве.

1) Сейчас Вам будет необходимо найти различия между двумя фигурами (скопировать эти фигуры).

Сенсибилизированный вариант:

Сейчас Вам, необходимо выложить данные фигуры из спичек.

2) Анализ времени:

· Сейчас Вам, будет необходимо, назвать время, которые показывают часы на картинках.

· Сейчас Вам, будет необходимо, расположить стрелки на макете часов, в соответствии с указанным временем.

3) Сейчас Вам, будет необходимо, нарисовать план своей комнаты.

Исследование пространственного мышления.

1) Проба Коса:

Сейчас Вам, необходимо рассмотреть кубики и сложить из кубиков заданную картинку.

2) Проба Руппа:

Сейчас Вам будет необходимо скопировать данный рисунок.

 

3) Проба Иёркса:

Сейчас Вам, необходимо сосчитать количество кубиков, из которых состоит данная фигура.

Исследование слухо – моторной координации.

Исследование восприятия и воспроизведения звуко – высотных соотношений и музыкальных мелодий.

1) «Вам, необходимо оценить, какой из 2-х пропеваемых мной звуков наиболее высок».

Сенсибилизированная проба:

«Вы, должны будете, на первый звук поднимать левую руку, а когда услышите второй звук – правую руку».

2)«Вы, должны внимательно прослушать серию тонов, а потом по моей просьбе их воспроизвести» (2-5 тонов).

Сенсибилизированная проба:

«Я, сейчас дам Вам послушать мелодию, Вы ее внимательно слушаете, запоминаете и по моей просьбе повторяете» (можно воспроизвести по памяти без прослушивания).

 

Исследование восприятия и воспроизведения ритмических структур.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Приложение 11. 1. Нарушения эмоционально-личностной сферы при локальных поражениях мозга | Биохимические особенности нервной ткани




© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.