Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Организационные формы инновационного менеджмента






К инновационной деятельности относится вся деятельность в рамках инновационного процесса. Все виды деятельности представляют инновационную сферу, т. е. область деятельности производителей и потребителей инновационной продукции, включающую создание и распространение инноваций. В иннова­ционную инфраструктуру включаются организации, фирмы, предприятия, объединения, охватывающие весь цикл осуществ­ления инновационной деятельности.

В современных условиях в крупных фирмах сложились ус­тойчивые механизмы управления научно-технической деятель­ностью, отражающие особенности процесса интеграции науки и производства, все ббльшую ориентацию исследований и разра­боток на рыночные потребности, усиление влияния рыночных факторов на стратегические позиции фирмы.

Новые задачи повлекли за собой изменения в системе связей как по вертикали, т. е. между всеми уровнями управления, так и по горизонтали — между подразделениями научно-производст­венной сбытовой цепи.

Новым в 1990-е гг. стало возникновение и развитие интегри­рованных систем управления процессом инновации, которые были выделены из общей системы управления производством и выпуском традиционной продукции. При этой системе разра­ботка и внедрение нововведений превратились в непрерывный управленческий процесс, когда инновационные идеи интегри­руются в перспективные производственные планы и програм­мы, стимулирующие проникновение во все новые сферы бизне­са (такие системы управления нововведениями были приняты в крупнейших машиностроительных компаниях «IBM», «General Electric», «Matsushita», «Sony» и др.). Их задачей является обо­собление подразделений, занимающихся нововведениями и перспективными направлениями развития фирмы с целью улуч­шения принятия решений, системы планирования и стимулиро­вания ускорения разработки и внедрения новой продукции за счет специализации.

Создание более гибкой и комплексной системы управления инновационными процессами, нового хозяйственного механиз­ма, ориентированного на разработку перспективной продукции, перестройку организационных форм и функций управления, а также стиля управления, стимулирует создание и внедрение новшеств и обеспечивает сквозное управление инновацион­ными процессами от возникновения идеи до ее реализации. Организационно такой механизм предусматривает, что службы и отделы, занимающиеся технической политикой и управлени­ем нововведениями, рассредоточены по различным уровням управленческой структуры и между ними действует налаженная система взаимодействия и координации.

В 1970-е гг., когда формировалась децентрализованная структура управления, в производственных отделениях создава­лись отделы НИОКР, маркетинга, сбыта, специализированные по товарному принципу (цикл «научные исследования — произ­водство — сбыт» рассматривался как линейный процесс). При этом разработанные в системе НИОКР концепция продукта, инженерно-техническая документация и прототип (образец) продукции передавались последовательно в отдел производства и затем — сбыта. В результате на каждом этапе цикла в реализа­цию нововведения вовлекался все новый персонал, не прини­мавший участия на предыдущих стадиях создания продукта. Следовательно, ответственность за разработку, производство и сбыт в рамках производственного отделения переходила от од­них групп исполнителей к другим. Такой подход отражает высо­кий уровень специализации в рамках производственных отделе­ний и предполагает раздельное финансирование и планирова­ние как новой продукции, так и традиционных видов изделий.

Описанная организация инновационного процесса получила в свое время широкое распространение и продолжает эффектив­но использоваться во многих компаниях.

В 1980-е гг. бурное развитие НТП, в первую очередь в науко­емких отраслях, обусловило переход к новой системе управления, предполагающий выделение управления инновационным процессом в самостоятельный объект управления. В результате появились гиб­кие структуры сквозного управления инновационной деятельно­стью, использующие горизонтальные связи между подразделениями НИОКР, производством и сбытом.

При этом потребовались усилия для согласования деятель­ности как между отделами НИОКР, производством и сбытом в производственных отделениях, так и с производственными под­разделениями на разных уровнях управления.

Сложившаяся в 1990-е гг. структура управления процессом инновации предполагает:

1) создание на высшем уровне специализированных подраз­делений — советов, комитетов или рабочих групп по разработке технической (инновационной) политики;

2) создание центральных служб, отделений новых продуктов для координации инновационной деятельности;

3) выделение целевых проектных групп или центров по раз­работке новой продукции;

4) повышение роли находящихся в составе производствен­ных отделений, отделов НИОКР, лабораторий, научных цен­тров, занимающихся инновационной деятельностью;

5) образование венчурных подразделений и специализиро­ванных фондов стимулирования инновационной деятельности;

6) организация консультационной помощи в области ново­введений;

7) создание специализированных отраслевых лабораторий по проблемам освоения новой технологии.

1.Специализированные подразделения — советы, комитеты, рабочие группы по разработке технической политики — созда­ются преимущественно в крупных фирмах, выпускающих нау­коемкую продукцию. Задачей таких подразделений является определение ключевых направлений инновационного процесса и внесение конкретных предложений в Совет директоров АО для принятия решений. В состав такого подразделения входят управляющие производственными участками, представители центральных служб НИОКР и служб сбыта.

Так, в комитеты по планированию новых товаров входят: руководители отдела маркетинга, НИОКР, финансов, сбыта, обеспечения процесса производства, управляющие производ­ственными подразделениями (цехами, участками). Комитет по планированию осуществляет координацию научно-техниче­ской деятельности различных подразделений, проведение еди­ной стратегии нововведений, подготавливает решения по вопро­сам планирования нововведений, принимаемые на высшем уровне управления. Важную роль играют и координационные комитеты по передовой технологии.

2.Центральные службы развития новых продуктов, осущест­вляющие координацию инновационной деятельности, обеспе­чивают комплексный подход к ней, в том числе:

а) разработку единой технической политики;

б) контроль и координацию инновационной деятельности, проводимой в различных производственных отделениях (цехах, участках);

в) то же в других центральных службах.

Согласование интересов центральных служб НИОКР и про­изводственных подразделений осуществляется в ходе совмест­ного обсуждения идей, планирования и оценки научно-техни­ческих проектов (особенно это развито в японских компаниях), чтобы повысить эффективность внедрения и освоения нов­шеств.

3.Отделения новых продуктов — это самостоятельные подразделения, осуществляющие координацию инновационной Деятельности в рамках фирмы в целом, согласование целей и на­правлений технического развития, разработку планов и про­грамм инновационной деятельности, наблюдение за ходом раз­работки новой продукции и ее внедрением, рассмотрение про­ектов создания новых продуктов.

4.Проектно-целевые группы по проведению научных исследований, разработке и производству новой продукции — это са­мостоятельные хозяйственные подразделения для комплексного осуществления инновационного процесса от идеи до серийного производства конкретного вида изделия или проекта. Они соз­даются на среднем уровне управленческой иерархии и подчиня­ются непосредственно высшему руководству фирмы. Такие группы могут создаваться и в составе одной из центральных служб маркетинга, НИОКР, инженерно-конструкторской, пла­нирования. Они создаются на разные сроки: от 2—3 до 10 лет и более.

Существует и такой подход к созданию проектно-целевых групп, при котором изобретатель — создатель нового продукта (исследователь или инженер) становится руководителем целе­вой группы и непосредственно отвечает за разработку и внедре­ние конкретной новой продукции, т.е. сам изобретатель вопло­щает свою идею и материально заинтересован во внедрении новшества. В этом случае реализуется принцип гибкого сквоз­ного управления нововведениями, основанный на децентрали­зации внутрифирменного управления.

Проектно-целевые группы при решении вопросов рентабель­ности и финансирования нововведений подчиняются только высшему руководству фирмы. Обычно первоначально создаются небольшие группы по 10—15 чел., а затем они преобразуются в самостоятельные научно-производственные подразделения или комплексы по развитию новых сфер бизнеса в составе до 400 чел., объединяющие все основные этапы научно-производственного процесса (у фирмы «IBM» 11 таких подразделений, которые сами выбирают стратегию производства и маркетинга, без согласова­ния с высшим руководством).

5.Центры развития — это новая форма организации иннова­ционного процесса, предполагающая создание хозяйственно са­мостоятельных подразделений, не связанных с основной сферой деятельности фирмы. Для центров устанавливаются такие пока­затели хозяйственной деятельности, которые на первом этапе внедрения новой продукции стимулируют расширение объемов продаж и способствуют завоеванию рыночных позиций. Стиму­лирование такого рода состоит в том, что зарплата персонала за­висит непосредственно от коммерческих результатов деятельно­сти центра, но в то же время коммерческие риски и неудачи, связанные с производством и сбытом новой продукции, не вле­кут за собой административных санкций или штрафов.

6.Отделы НИОКР в производственных подразделениях в но­вой системе управления нововведениями стали играть более ве­сомую роль, чем прежде. Они не только занимаются разработка­ми, но и быстро доводят их до стадии освоения, производства и сбыта. Поэтому указанные отделы сейчас заинтересованы в соз­дании научно-технических заделов по следующему поколению продукции. Для современных условий характерно усиление вза­имного обмена персоналом между отделами НИОКР и отделами обеспечения производства в рамках производственного отделе­ния, перевод персонала из центральных лабораторий в другие подразделения, включая лаборатории прикладных исследова­ний, проведение регулярных совместных консультаций. О повы­шении роли отдела НИОКР свидетельствует увеличение объе­мов их финансирования в сумме, составляющей от 3 до 10% объ­ема продаж продукции соответствующего производственного отделения.

7.Венчурные подразделения организуются в крупных компа­ниях на основе сформированных собственных фондов «риско­вого капитала». В середине 80-х гг. XX в. в США из 509 компа­ний, специализирующихся на рисковых капиталовложениях, 44 принадлежали непосредственно крупным фирмам. Средства венчурных фондов часто вкладываются в небольшие начинаю­щие фирмы, которые затем поглощаются крупными, или с ними устанавливают долгосрочные межфирменные связи.

8.Специализированные централизованные фонды стимулиро­вания нововведений создаются за счет прибыли компаний и ис­пользуются для ускорения внедрения новой продукции в серий­ное производство. Они способствуют увязке инновационных проектов и общей стратегии фирмы.

9.Фонды стимулирования нововведений создаются для под­держки НИОКР прикладного характера, связанных с потребно­стями производственных отделений. Такие фонды позволяют отделениям более активно включать научно-технические про­граммы в их планы развития.

Ю. Консультационные, или аналитические, группы создаются в крупных компаниях (например в «Мицубиси») в составе ис­следователей, управляющих, представителей функциональных подразделений. В их функции входят:

а) прогнозирование развития технологии и спроса на новую продукцию;

б) выбор перспективных идей;

в) определение тематики исследований;

г) координация работы ученых и инженеров, работающих в производственных отделениях в рамках специальных проектов.

Эти группы выступают в качестве консультантов по широ­кому кругу вопросов научно-производственной деятельности фирмы.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.