Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Типы инновационного поведения фирм






 

Выделяют четыре типа инновационного поведения фирм в зависимости от их целей. Соответственно и фирмы получили названия: виоленты, коммутанты, патиенты и эксплеренты.

Виоленты. Такие фирмы действуют в сфере крупного стандартного биз­неса. Фирмы-виоленты — это фирмы с «силовой» стратегией. Они обладают крупным капиталом, высоким уровнем освоения тех­нологии. Виоленты занимаются крупносерийным и массовым выпуском продукции для широкого круга потребителей, предъ­являющих «средние запросы» к качеству и удовлетворяющихся средним уровнем цен. Виоленты работают в окрестностях мак­симума выпуска продукции. Их научно-техническая политика требует принятия решений о сроках постановки продукции на производство (в том числе о приобретении лицензий); о снятии продукции с производства; об инвестициях и расширении про­изводства; о замене парка машин и оборудования.

Девиз фирм: «Дешево, но прилично» (но не «Дорого и плохо»),

К ним относится большинство российских крупных про­мышленных предприятий.

Продукция виолентов обладает высоким качеством, связан­ным с высоким уровнем стандартизации, унификации и техно­логичности; низкими ценами, свойственными массовому произ­водству. Многие виоленты представляют собой транснацио­нальные компании, создают олигополистический рынок.

Сферы деятельности виолентов ничем не ограничены. Они могут встречаться во всех отраслях: в машиностроении, электро­нике, фармацевтике, обслуживании и т.д. Четко их типы можно выделить лишь по этапам эволюционного развития виолентов в зависимости от динамики развития (табл. 6.3):

1) «гордый лев» — тип виолентов, для которых характерен самый динамичный темп развития. Эту группу можно разделить на подгруппы: «лидеров», «вице-лидеров» и остальных;

2) «могучий слон» — тип с менее динамичным развитием, расширенной диверсификацией компенсации за потерю пози­ции лидера в отрасли;

3) «неповоротливый бегемот» — тип виолентов, утративших динамику развития, чрезмерно увлекшихся широкой диверси­фикацией и распыливших силы.

Таблица 6.3. Характеристики виолентов по стадиям эволюционного развития

Признаки состояния Эволюция фирм-виолентов
«Гордые ЛЬВЫ» «Могучие СЛОНЫ» «Неповоротливые БЕГЕМОТЫ»
Продолжительность пребывания на стадии До 10 лет Десятилетия Несколько лет

Продолжение табл. 6.3

Признаки состояния Эволюция фирм-виолентов
«Гордые ЛЬВЫ» «Могучие СЛОНЫ» «Неповоротливые БЕГЕМОТЫ»
Рост компании и его устойчивость Быстрый, но неустойчивый Средний, но ус­тойчивый Отсутствует
Диверсификация (проникновение в другие подотрасли и отрасли) Слабая Широкая Излишне широ­кая
Инновационная ак­тивность Лидер по ряду направлений Лидер по 1—2 направлениям Нарастание тех­нологического отставания
Размеры фирм Крупные Особо крупные Сохраняют большие разме­ры
Наличие сети зару­бежных филиалов Небольшая сеть Большая сеть Сеть распадается
Динамизм развития и его устойчивость Высокий, но не очень устойчи­вый Средний, но ус­тойчивый Низкий
Типичная стратегия, тактика и метод Метод «самус­коряющегося роста» ' Тактика «ловкого второго» Дезинвестиции
Стремление быть пер­вым Присутствует всегда Необязательно Отсутствует
Степень извлечения пользы от инноваций Невысокая Максимальная Малая
Расходы на НИОКР Крупные Крупные Малые
Характер конкуренции Агрессивный Нишевый Пассивный
Потенциал роста сег­ментов рынка Большой Средний Низкий

 

Область научно-технической деятельности виолентов, как и государственных компаний, предсказуемый, текущий, про­граммно-целевой научно-технический прогресс (рискованные прорывы в неизвестное — шанс эксплерентов). В основном вио­ленты участвуют в проведении плановых поисковых и приклад­ных НИР (иногда — и фундаментальных, особенно в фармацев­тической промышленности), в создании новых моделей и мо­дернизации (улучшении) ранее выпускаемой техники. Это инновационные продуктовые стратегии.

Для крупных фирм жизненно важное значение имеет посто­янное сокращение издержек. Инновационное решение этой проблемы заключается в переходе на новые ресурсосберегаю­щие технологии, которые они создают сами или, что случается более часто, перенимают у разработчиков.

Патиент. Патиентная (нишевая) стратегия типична для фирм, встав­ших на путь узкой специализации для ограниченного круга по­требителей. Свои дорогие и высококачественные товары они ад­ресуют тем, кого не устраивает обычная продукция. Их девиз: «Дорого, зато хорошо».

Фирмы-патиенты работают на узкий сегмент рынка, удовле­творяют потребности, сформированные под действием моды, рекламы и других средств. Они действуют на этапах роста вы­пуска продукции и одновременно — на стадии падения изобре­тательской активности. Требования к качеству и объемам про­дукции у этих фирм связаны с проблемами завоевания рынков. Возникает необходимость принимать решения о проведении или прекращении разработок, о целесообразности продажи по­купки лицензий и т. п. Эти фирмы экономически рентабельны. В то же время существует вероятность принятия неверного ре­шения, ведущего к кризису. В таких фирмах целесообразна должность постоянного инновационного менеджера, призван­ного обезопасить их деятельность. Главная цель деятельности такого работника — снизить риски фирмы и создать комфорт­ные условия работы для сотрудников.

Патиенты стремятся уклониться от прямой конкуренции с ведущими корпорациями. Эти фирмы называют «хитрыми лиса­ми» экономики.

В патиентной (нишевой) стратегии четко прослеживаются две составляющие подстратегии: 1) ставка на дифференциацию продукта и 2) необходимость сосредоточить максимум усилий на узком сегменте рынка.

Дифференциация продукции — шаг навстречу тому потреби­телю, которому не нужна массовая стандартная продукция. Она также позволяет патиенту открыть свое дело по производству дифференцированной продукции. При этом патиент использует различия в качестве товара, сервисе и рекламе.

При специализированном производстве запас конкуренто­способности товара возникает в основном благодаря высокой потребительской ценности товара. Патиенту приходится точно определять и обеспечивать ее.

Большинство специализированных компаний рыночный ус­пех превращают в объект поглощения. Типичная для патиентов численность занятых — от 200 до 500 — является критическим размером уязвимости фирмы по отношению к захватам со сто­роны виолентов. Для последних такой захват может быть един­ственным путем получения доступа к патентам, ноу-хау, специа­лизированной сбытовой сети, в то время как попытка прямого вторжения на рынок, контролируемый патиентом, для крупной фирмы может привести к непоправимым потерям.

Крупная фирма, поглощая патиента, приобретает организа­цию, оптимально приспособленную к удовлетворению запросов определенного круга потребителей. Ее нельзя существенно рест­руктурировать — потеряется способность к самообучению, на­коплению опыта. Бывший независимый патиент управляется как дочернее общество с высокой степенью автономности и как бы продолжает свое самостоятельное существование.

Например, английский производитель дорогих спортивных автомобилей «Jaguar» был поглощен концерном «British Layland», потом вновь приобрел независимость, затем вошел в состав «Ford», однако традиции знаменитой марки сохранил.

Развитие патиентов, избежавших поглощения, может проис­ходить по двум направлениям:

1) стагнация или умеренный рост вместе с занимаемой ни­шей. Этот путь типичен для большинства патиентов, когда их размеры достигают границ рыночной ниши. Деятельность фир­мы в этом случае определяется стратегией узкой специализации. Качественно фирма не меняется, но переходит в стационарное состояние. Если объем занимаемого ею сегмента рынка стагнирует, то она прекращает свой рост. Если ниша растет, то и пати­ент может немного увеличиваться в размерах;

2) смена стратегии и превращение в крупного виолента.

Для отечественных фирм эта стратегия может быть принята в

качестве предпринимательской философии. Она призывает не бороться напрямую с ведущими корпорациями, а выискивать недоступные для них сферы деятельности. Такой подход серьез­но повышает шансы слабого в соперничестве с сильными.

Вероятно, в дальнейшем в патиенты превратятся многие на­ши передовые предприятия, в том числе бывшие оборонные.

Коммутант. Средним и мелким бизнесом, ориентированным на удовле­творение местно-национальных потребностей, занимаются фирмы-коммутанты (соединители).

Сила местного неспециализированного предприятия — в его лучшей приспособленности к удовлетворению небольших по объему (а нередко — и кратковременных) нужд конкретного клиента. Это путь повышения потребительской ценности не за счет сверхвысокого качества (как у патиента), а на основе инди­видуализации услуги. «Вы доплачиваете за то, что я решаю именно Ваши проблемы» — лозунг коммутантов.

Виоленты и патиенты не всегда могут удовлетворить индивидуальные потребности, и тогда на сцену выступают ком­мутанты, готовые использовать любую возможность для бизне­са. Они получили название «серых мышей». Повышенная гиб­кость коммутантов позволяет им удерживать свои позиции в конкурентной борьбе.

Фирмы-коммутанты действуют на этапе падения цикла вы­пуска продукции. Их научно-техническая политика требует при­нятия решений о своевременной постановке продукции на про­изводство, о степени технологической оснастки изделий, выпус­каемых виолентами, о целесообразных изменениях в них согласно требованиям специфических потребителей.

Инновационный менеджер такой фирмы должен хорошо разбираться в специфике покупателя товара, сложившейся си­туации на рынке, точно, оперативно и достоверно прогнозиро­вать возможные кризисы.

Роль «серых мышей» в инновационном процессе двояка: они содействуют, с одной стороны, диффузии нововведений, с дру­гой — их рутинизации. Инновационный процесс тем самым рас­ширяется и ускоряется.

Мелкие фирмы активно содействуют продвижению новых продуктов и технологий, в массовом порядке создавая на их осно­ве новые услуги. Это ускоряет процесс диффузии нововведений.

Коммутанты также активно участвуют в процессе рутиниза­ции нововведений за счет склонности к имитационной деятель­ности и вследствие организации новых услуг на основе новых технологий.

Коммутантная стратегия характерна для многих частных российских фирм.

Эксплеренты

Эксплерентная (пионерная) стратегия связана с созданием новых или с радикальным преобразованием старых сегментов рынка. Это первопроходцы в поиске и реализации революцион­ных решений. Среди подобных фирм преобладают первопроход­цы в выпуске персональных компьютеров, биотехнологии и др.

Сила эксплерентов обусловлена внедрением принципиаль­ных нововведений, они извлекают выгоду из первоначального присутствия на рынке. Эксплеренты в 85 случаях из 100 терпят крах, но за счет редких случаев получают огромный техничес­кий, финансовый и моральный успех. Они являются двигателя­ми научно-технического прогресса.

Девиз эксплерентов: «Лучше и дешевле, если получится».

Венчурные фирмы и фирмы-эксплеренты создали условия для научно-технических прорывов в современной западной эко­номике.

Фирмы-эксплеренты, как и венчурные, невелики по разме­рам. Перед такой фирмой возникает проблема объема производ­ства, когда привлекательная для рынка новинка уже создана. С целью решения данной проблемы фирма-эксплерент заклю­чает альянс с крупной фирмой, так как не может самостоятельно тиражировать зарекомендовавшие себя новшества. Промедле­ние же с тиражированием грозит появлением копий или анало­гов. Союз с мощной фирмой (даже при условии поглощения и подчинения) позволяет добиться выгодных условий, даже сохра­нения известной автономии. Выбор такого партнера зависит от специфики потребителя. При ориентации на узкий сегмент рынка это будут фирмы-патиенты.

Каждый из типов компаний (виоленты, коммутанты, пати­енты и эксплеренты) имеет свои характерные черты и различ­ную степень реализации стратегии по достижению конкуренто­способности выпускаемой продукции.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.