Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Общая характеристика инновационного менеджмента






 

> Понятие, сущность и содержание инновационного менеджмента

> Развитие и современное состояние инновационного менеджмента

> Этапы развития инновационного менеджмента

> Эволюция принципов инновационного менеджмента

> Функции и методы инновационного менеджмента

> Прогнозирование в инновационном менеджменте

2.1. Сущность и содержание инновационного менеджмента

В круге задач, решаемых в настоящее время в российской экономике, несомненно, важную роль играет обеспечение ре­альной хозяйственной самостоятельности предприятий. Этим объясняется растущий интерес к таким направлениям в сфере управления, которые, соответствуя целям повышения эф­фективности деятельности хозяйствующих субъектов, позволя­ют в то же время сохранять их финансовую независимость и ста­бильность в различных, неизбежно изменяющихся ситуациях. Подобный подход ведет к признанию приоритетности в рас­сматриваемой области инновационного менеджмента, т. е. дея­тельности, ориентированной на получение в производстве в ре­зультате разработки и реализации оптимальных управленческих решений нового положительного качества того или иного наме­ченного свойства (продуктового, технологического, информационного, организационного, управленческого и т. д.).

Инновационный менеджмент представляет собой самостоя­тельную область экономической науки и профессиональной деятельности, направленную на формирование и обеспечение достижения любой организационной структурой инновацион­ных целей путем рационального использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов.

Инновационный менеджмент представляет собой одну из разновидностей функционального, непосредственным объектом которого выступают инновационные процессы во всем их раз­нообразии.

Таким образом, инновационный менеджмент — это система (от греч. systema — целое, составленное из частей) управления, состоящая из двух подсистем: управляющей (субъект управления) и управляемой (объект управления). Связь субъекта и объекта управления осуществляется посредством передачи информации, которая (процесс распространения и передачи информации) и представляет собой процесс управления.

Субъектом управления в инновационном менеджменте может быть один или группа специалистов, которые посредством раз­личных приемов и способов управленческого воздействия ор­ганизуют целенаправленное функционирование объекта управ­ления.

Объектом управления в инновационном менеджменте явля­ются инновации, инновационный процесс и экономические от­ношения между участниками рынка инноваций (продуцентов, продавцов и покупателей) (рис. 2.1).

 

 

Рис. 2.1. Схема инновационного менеджмента

 

В общем виде содержание понятия инновационный менедж­мент можно рассматривать в трех аспектах:

• наука и искусство управления инновациями;

• вид деятельности и процесс принятия управленческих решений;

• аппарат управления инновациями.

Как наука и искусство управления, инновационный менедж­мент базируется на теоретических положениях общего менедж­мента. Как вид деятельности и процесс принятия управленче­ских решений, инновационный менеджмент представляет собой совокупность процедур, составляющих общую технологическую схему управления инновациями. Эта совокупность состоит из отдельных направлений управленческой деятельности, часто на­зываемых функциями менеджмента, каждое из которых распа­дается на отдельные этапы, выполняемые в определенной по­следовательности.

Инновационный менеджмент как научная дисциплина отве­чает принципам системности, комплексности, динамичности. Это комплексная дисциплина, ее основой является научный подход к менеджменту.

Осуществление инновационного менеджмента в целом предполагает:

• целенаправленный поиск инновационных идей;

• организацию инновационного процесса (разработка пла­нов и программ инновационной деятельности, проведение еди­ной инновационной политики, обеспечение финансами, мате­риальными ресурсами и квалифицированными кадрами про­грамм указанной деятельности);

• продвижение и реализацию инноваций на рынке.

Наиболее эффективным вариантом достижения целей инновационного менеджмента являются разработка и выполнение производственных, технологических, исследовательских проек­тов по каждому мероприятию или по определенным их совокуп­ностям. И здесь в качестве одного из наиболее действенных со­временных средств менеджмента на первый план выдвигается управление проектами. Управление проектами как элемент ин­новационного менеджмента приобретает особую важность для предприятий и фирм, находящихся в рисковой зоне или при­ближающихся к ней.

2.2. Возникновение, становление, развитие и современное состояние инновационного менеджмента

Для инновационного менеджмента, как и для общей науки менеджмента, характерно эволюционное развитие основных теоретических положений и концепций. Можно выделить четы­ре относительно самостоятельных этапа развития инновацион­ного менеджмента: факторный подход, функциональная кон­цепция, системный и ситуационный подходы.

Для этапа факторного подхода характерно рассмотрение нау­ки и техники в числе важнейших факторов развития экономиче­ского потенциала страны. Постоянными и существенными фак­торами развития производственного потенциала промышлен­ных инновационных предприятий (ИП) были НИОКР. Кадры науки, материально-техническая база, научное оборудование и информационные фонды составляли факторы научно-техниче­ского потенциала ИП. Факторный подход предполагал разра­ботку оценочных критериев для каждой составляющей и ис­пользование преимущественно экстенсивных рычагов развития, связанных с количественным расширением научно-технической сферы. Для этого этапа характерно появление глубоких исследо­ваний и практических разработок в области научно-техническо­го потенциала, его оценки и прогнозирования развития.

Функциональная концепция рассматривает инновационный менеджмент как совокупность управленческих функций и про­цессов принятия управленческих решений. Существуют различ­ные классификации функций управления инновациями, осно­ванные на разнообразных принципах. При этом под функцией управления понимаются относительно обособленные направле­ния управленческой деятельности, позволяющие оказывать оп­ределенные управляющие воздействия на инновационный про­цесс. Функциональная концепция базируется на рациональном разделении труда в управлении инновациями, на специализации управленческих звеньев и оптимизации каждого принимаемого управленческого решения. Для функциональной концепции ха­рактерно тщательное регламентирование процедурных аспектов управления инновациями на основе специальных положений об отделах и службах, должностных инструкций, делегирования полномочий и обязанностей. В рамках этапа функциональной концепции наибольшее развитие получило экономико-математическое моделирование процессов принятия решений в каждой из функций управления.

Системный подход к инновационному менеджменту предпо­лагает рассмотрение ИП как сложной организационной системы, состоящей из совокупности взаимообусловленных элементов, ориентированных на достижение определенных целей развития с учетом эндогенных (внутренних) и экзогенных (внешних) фак­торов. Системный подход обеспечивает динамичный учет всего множества влияющих на управленческое решение факторов и рассмотрение их во взаимосвязи с внешними и внутренними тенденциями развития инновационной среды.

Применение ситуационного подхода основано на альтерна­тивности достижения одной и той же цели во время принятия и реализации управленческого решения с учетом непредвиденных обстоятельств.

В современных условиях к профессиональной компетенции инновационных менеджеров (инменов) предъявляют особые тре­бования:

• теоретические знания и практические навыки в сфере управления;

• коммуникабельность и умение работать с людьми;

• компетентность в конкретной области специализации инновационного предприятия.

Сложность приемов и способов осуществления инновацион­ной деятельности нарастает по мере развития сегментов рынка и технологий. Некоторые специалисты связывают становление теории управления инновациями с появлением первых лабора­торий, первых подразделений НИОКР в крупных компаниях.

Научно-исследовательскую деятельность, руководство кото­рой осуществлялось непосредственно учеными-исследователями, принято относить к управлению НИОКР 1-го поколения.

Со временем (1950—1970 гг.) корпоративные менеджеры осознали необходимость управления научно-исследовательской деятельностью. Теперь компании сосредоточивали свое внима­ние на тех проектах, которые прежде всего служили целям их биз­неса. Сегодня такое управление НИР принято относить ко 2-му поколению.

С развитием НТП (1970—1990 гг.) происходит рост промыш­ленных НИОКР. Соответственно возрастают расходы на НИР.

 

2. Управление инновациями: теория и практика

Теперь вложения в разработку продуктовых и технологических инноваций стали составлять все большую и большую часть об­щих корпоративных затрат.

Чтобы снизить рыночную и временною неопределенность, компании формируют сбалансированный бизнес-портфель, на­целенный на рациональное распределение прибыли и риска ме­жду выпускаемой продукцией и перспективными продуктовыми инновациями. Научно-исследовательские проекты начали отби­рать на основе портфельных матриц, анализа конкурентоспо­собности и жизненного цикла. Практику технологического управления, основанную на концепции стратегического плани­рования, принято относить к 3-му поколению.

В практике НИОКР 3-го поколения основное внимание уде­ляется удовлетворению явных потребностей покупателя, т. е. тех, что «лежат на поверхности» (сравнивая с айсбергом, эти потреб­ности оценивают как видимую его часть). Предприятия предла­гают на рынок новые продукты на основе маркетинговых иссле­дований. При таком подходе потребители могут только догады­ваться о товарах и услугах, которые в скором времени появятся на рынке, а оптовые торговцы, поставщики, держатели акций могут лишь предполагать, куда инвестировать свои средства. При этом так называемые скрытые нужды (их сравнивают с той частью айсберга, что находится под водой) остаются неудовле­творенными.

Потребности клиентов и технические возможности претер­певают одновременное развитие в рамках 4-го поколения мето­дов управления НИОКР. Это процесс взаимозависимого, со­вместного обучения, в котором реальные потребности рассмат­риваются и решаются в свете технологически осуществимых концепций и возможностей.

Основным приемом здесь становится интеграция маркетин­га и научных исследований, установление взаимосвязи и взаи­модействия между функциями НИОКР и клиентами.

В настоящее время сложность приемов и способов разработ­ки и коммерциализации инноваций, влияние новых технологий на хозяйственный результат деятельности предприятий, а глав­ное — число заинтересованных сторон продолжают увеличи­ваться по мере развития рынков, усиления конкурентоспособ­ности, а также появления все новых знаний. Описанная дина­мика сгруппирована и представлена схематично в табл. 2.1.

Таблица 2.1.Эволюция принципов инновационного менеджмента

 

Участники Генерация, отбор и реализация инноваций Функции
НИОКР 1-го поколения (1900-1950 гг.) - управление лабораториями
Исследователи + + + Руководство НИР осуществляется си­лами самих ученых. Они же отвечают за генерацию и селекцию инновацион­ных идей, а также за выполнение на предприятиях исследовательских про­ектов и освоение инновации
Производственники      
Маркетологи      
Потребители      
НИОКР 2-го поколения (1950-1970 гг.) - корпоративное управление инновационными проектами
Исследователи + + + Корпоративные менеджеры осознают необходимость управления научно-ис­следовательской деятельностью. Ком­пании сосредоточивают свое внимание на тех инновационных проектах, кото­рые прежде всего служат целям их бизнеса
Производственники + + +
Маркетологи      
Потребители      
НИОКР 3-го поколения (1970-1990 гг.) - формирование корпоративного портфеля инноваций
Исследователи + + 4- Имеет место рост промышленных НИ­ОКР. Перспективы компаний зависят от научно-исследовательских проек­тов, которые отбирают на основе портфельных матриц, анализа конку­рентоспособности, жизненного цикла, методов дисконтирования
П роизводст- венники + + +
Маркетологи + + +
Потребители      
НИОКР 4-го поколения (с 1990 г. по настоящее время) - управление на основе совместно принимаемых заинтересованными в разработке инноваций сторонами решений
Исследователи + + + Для удовлетворения скрытых нужд к разработке инновации начинают при­влекать покупателей и поставщиков. Это процесс взаимосогласованного принятия решений, основанный на методе совместного участия заинтере­сованных сторон
Производственники + + +
Маркетологи + + +
Потребители + + +

 

Для того чтобы умело убеждать сотрудника в необходимости качественно, в срок и с наименьшими затратами выполнить за­дание, субъекту управления следует знать его психологические установки.

К конкретным способам изучения и применения результатов для управления социально-психологическими процессами отно­сятся:

• мониторинг для нахождения объекта и предмета убеждения;

• моделирование для отыскания оптимальных параметров предмета убеждения;

• психотехнологии реализации рекомендаций проведенного моделирования;

• моральное стимулирование сотрудников за качество и эффективность работы.

Сетевое планирование и управление — графоаналитический ме­тод управления процессами создания (проектирования) любых систем. Основным элементом при этом методе является сетевой график, представляющий собой графическую модель всего ком­плекса работ, нацеленных на выполнение единого задания, в ко­торой отражены логическая взаимосвязь, последовательность ра­бот и связи между ними.

Методы анализа охватывают несколько принципов анализа:

1) единство анализа и синтеза, предполагающее разделение анализируемых сложных явлений, предметов на составные час­ти с целью глубокого изучения их свойств и последующее рас­смотрение их в целом во взаимосвязи и взаимозависимости;

2) выделение ведущего звена (ранжирование факторов), включающее постановку целей и установление способов их дос­тижения;

3) обеспечение сопоставимости вариантов анализа по объе­му, качеству, срокам, методам получения информации и услови­ям применения объектов анализа;

4) оперативность и своевременность;

5) количественная определенность.

К методам анализа относятся: метод сравнения, индексный метод, метод цепных подстановок, метод элиминирования, гра­фический метод, факторный анализ и др.

Прогнозирование — это специфический вид человеческой деятельности, некий процесс, в котором применяются конкрет­ные инструменты. В прогнозном процессе предметом деятель­ности выступает информация. После ее переработки, систематизации, упорядочения появляется возможность форматировать суждения о том, как изменится прогнозируемый объект.

Под методами прогнозирования подразумевают совокупность приемов мышления, способов, позволяющих на основе анализа информации о прогнозном объекте вынести относительно дос­товерное суждение о будущем развитии объекта. От типа объекта зависит тип применяемого метода

Всю совокупность методов прогнозирования, используе­мых в инновационном менеджменте, можно разделить на три группы:

1) фактографические (формализованные), базирующиеся на первичной информации об объекте (прогнозная экстраполяция, прогнозирование на основе регрессионных моделей, прогнози­рование сезонных колебаний, прогнозирование на основе инди­каторов и индексов, по аналогии, с применением сетевых моде­лей, прогнозный граф и др.);

2) экспертные, использующие информацию, получаемую от специалистов-экспертов, которые, в свою очередь, предвари­тельно обобщают фактографическую или иную информацию (индивидуальные интервью, метод комиссий, метод «мозговой атаки», метод Дельфи и др.);

3) комбинированные на основе смешанных информацион­ных массивов.

 

Содержание и структура инновационного процесса

Инновация может быть рассмотрена как в динамическом, так и в статическом аспекте. В последнем случае она представля­ется как конечный результат научно-производственного цикла. Термины «инновация» и «инновационный процесс» близки, но не однозначны. Инновационный процесс связан с созданием, освоением и распространением инноваций.

Научно-технические разработки и нововведения выступают как промежуточный результат научно-производственного цикла и по мере практического применения превращаются в научно- технические инновации (НТИ) - конечный результат научных исследований и разработок.

Инновацию как результат следует рассматривать неразрывно с инновационным процессом. Инновациям присущи в равной мере три свойства: научно-техническая новизна, производственная применимость, коммерческая реализуемость.

Распространение нововведений, как и их создание, является составной частью инновационного процесса.

Инновационный процесс означает инновационную деятель­ность какого-либо субъекта экономики, т. е. процесс, направ­ленный на разработку и реализацию результатов законченных научных исследований и научно-технических достижений в ви­де нового или усовершенствованного продукта, реализуемого на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности, а также связанных с этим дополнительных научных исследований и раз­работок. Сущность инновационного процесса проявляется в том, что он представляет собой целенаправленную цепь дейст­вий по инициации инновации, по разработке новых продуктов и операций, по их реализации на рынке и дальнейшей диффузии.

Различают три логические формы инновационного процесса: простой внутриорганизационный (натуральный), простой межорганизационный (товарный) и расширенный. Первая из них предполагает создание и использование новшества внутри одной и той же организации. Оно в этом случае не принимает непосредст­венно товарной формы. Во втором случае новшество выступает как предмет купли-продажи. Расширенный же инновационный процесс проявляется в создании новых производителей нововве­дения, в нарушении монополии производителя-пионера, что способствует развитию конкуренции и обусловленному ею совер­шенствованию потребительских свойств выпускаемого товара.

Простой инновационный процесс переходит в товарный за две фазы: 1) создание новшества и его распространение; 2) диф­фузия нововведения. Первая фаза — это последовательные этапы научных исследований, опытно-конструкторских работ, органи­зация опытного производства и сбыта, организация коммерче­ского производства. В ходе второй фазы общественно полезный эффект перераспределяется между субъектами нововведения, производителями и потребителями.

Распространение инновации — это информационный про­цесс, форма и скорость которого зависят от мощности коммуни­кационных каналов, особенностей восприятия информации хо­зяйствующими субъектами, их способностей к практическому использованию этой информации.

Диффузия инновации — процесс, посредством которого но­вовведение с течением времени распространяется по коммуни­кационным каналам между членами социальной системы. Ины­ми словами, диффузия — это распространение уже однажды ос­военной и использованной инновации в новых условиях или сферах применения. В результате диффузии возрастает число как производителей, так и потребителей и изменяются их каче­ственные характеристики.

В реальных инновационных процессах скорость диффузии зависит от формы принятия решения, способа передачи инфор­мации, свойств социальной системы, а также от свойств самого нововведения.

Один из важных факторов распространения инновации со­стоит в ее взаимодействии с соответствующим социально-эконо­мическим окружением. Согласно теории нововведений Й. Шумпетера, диффузия инноваций — это процесс увеличения числа имитаторов (последователей), внедряющих инновации вслед за новатором в ожидании более высокой прибыли. Й. Шумпетер считал ожидание сверхприбылей главной движущей силой при­нятия инновации.

Во всех случаях для принятия решений каждым субъектом альтернативные технологии сравнивают с решениями, приняты­ми предыдущими реципиентами. Но получить такую информа­цию достаточно сложно. Каждая фирма может быть знакома с опытом ограниченной совокупности фирм. Этим обусловлива­ется неопределенность процессов принятия решений и диффу­зии нововведений в рыночной экономике. Другая причина не­определенности связана с самими нововведениями. На ранних стадиях диффузии их потенциальная прибыльность неизвестна. С накоплением опыта внедрения и использования нововведе­ний неопределенность может быть устранена. Однако возмож­ность извлечения дополнительной прибыли от использования нововведения снижается с течением времени. Для быстрого рас­пространения инновации нужна развитая инфраструктура.

Инновационный процесс имеет циклический характер.

Инновационный процесс состоит из семи элементов, соедине­ние которых в последовательную цепочку образует соответствую­щую структуру (рис. 3.1). К этим элементам процесса относятся: инициация; маркетинг; выпуск (производство); реализация; про­движение; оценка экономической эффективности; диффузия.

Началом инновационного процесса является инициация, представляющая собой деятельность, включающую выбор цели инновации, постановку задачи, выполняемой инновацией, по­иск идеи инновации, ее технико-экономическое обоснование и материализацию (осуществление) идеи.

Материализация идеи означает превращение ее в товар (иму­щество, новый продукт, документ имущественного права или документ технологической операции).

После экономического обоснования нового продукта (опе­рации) проводятся маркетинговые исследования предлагаемой инновации. В ходе этих исследований изучается спрос на новый продукт или операцию, определяются объем выпуска продукта, потребительские свойства и товарные характеристики, которые следует придать инновации как товару, выводимому на рынок. Затем начинается продажа инновации, т. е. появление на рынке небольшой партии инновации, ее продвижение, оценка эффек­тивности и диффузия.

 

Рис. 3.1. Схема инновационного процесса

 

Продвижение инновации представляет собой комплекс мер, направленных на реализацию инноваций (передача информа­ции, реклама, организация процесса торговли и др.).

Результаты реализации инновации и затраты на ее продви­жение подвергаются статистической обработке и анализу, на ос­новании чего рассчитывается экономическая эффективность инновации. Инновационный процесс заканчивается диффузией инновации — распространением однажды освоенной иннова­ции в новых регионах, на новых рынках и в новой финансово- экономической ситуации.

Субъектов инновационного процесса можно разделить на следующие группы: новаторы; ранние реципиенты; раннее боль­шинство и отстающие.

Новаторы являются генераторами научно-технических зна­ний. Это индивидуальные изобретатели, исследовательские ор­ганизации.

В роли ранних реципиентов выступают предприниматели, первыми освоившие новшество. Они стремятся к получению до­полнительной прибыли путем скорейшего продвижения нов­шеств на рынок. Такие реципиенты получили название «пио­нерных» организаций.

Раннее большинство представлено фирмами, первыми внедрившими новшество в производство, что обеспечивает им дополнительную прибыль.

Отстающие фирмы сталкиваются с ситуацией, когда запаз­дывание с нововведениями приводит к выпуску новых изделий, которые уже морально устарели. Все группы, кроме первой, от­носятся к имитаторам.

Экономическое и технологическое воздействие инвестици­онного процесса лишь частично воплощается в новых продуктах или технологиях. Значительно больше оно проявляется в увели­чении экономического и научно-технического потенциала ин­новационной системы и ее составных элементов.

Согласно одному из мнений, обсуждаемому в литературе, в общем виде инвестиционный процесс можно записать как по­следовательность:

 

ФИ ПИ Р Пр С ОС ПП М Сб,

 

где ФИ — фундаментальное (теоретическое) исследование;

ПИ — прикладные исследования;

Р — разработка;

Пр — проектирование;

С — строительство;

ОС — освоение;

ПП — промышленное производство;

М — маркетинг;

Сб — сбыт.

 

Для анализа этой схемы следует абстрагироваться от факто­ров обратной связи между различными ее элементами, учесть длительность цикла ФИ — ОС, который может продолжаться свыше 10 лет, и относительную самостоятельность каждой из фаз (ФИ - ПИ; Пр - С и т. д.).

Таким образом, основой инновационного процесса является процесс создания и освоения новой техники (ПСНТ), который начинается с ФИ. Это начальная стадия инновационного про­цесса, тесно связанная с понятием научной деятельности. Науч­ная работа, от развития которой зависит появление новшеств, — это исследовательская деятельность, направленная на получение и переработку новых, оригинальных, доказательных сведений и информации. Любая научная работа должна обладать новизной, оригинальностью, доказательностью.

Цель ФИ — раскрыть новые связи между явлениями, по­знать новые закономерности развития природы и общества без­относительно к их конкретному использованию.

Фундаментальные исследования делятся на теоретические и поисковые. Результаты теоретических исследований проявляют­ся в научных открытиях, в обосновании новых понятий и пред­ставлений, в создании новых теорий. К поисковым относятся исследования, задачей которых является открытие новых прин­ципов создания изделий и технологий; новых, неизвестных ра­нее свойств материалов и их соединений, методов анализа и синтеза. В поисковых исследованиях обычно известна цель на­мечаемой работы, более или менее ясны теоретические основы, но отнюдь не конкретные направления. Фундаментальные ис­следования должны, как правило, финансироваться за счет бюд­жета государства на конкурсной основе, а также могут частично использовать и внебюджетные средства.

Необходимо выделить исследовательскую деятельность, на­правленную на получение и переработку новых, оригинальных, доказательных сведений и информации только в области теории вопроса.

Теоретическое исследование не связано непосредственно с решением конкретных прикладных задач. Однако именно оно составляет фундамент инновационного процесса.

Только некоторые фундаментальные исследования вопло­щаются в прикладные исследования. Примерно 90% тем фунда­ментальных исследований могут иметь отрицательный резуль­тат. Из оставшихся 10% с положительным результатом не все применяются на практике. Цель ФИ — познание и развитие процесса (теории вопроса).

Иную целенаправленность имеют прикладные исследования (ПИ). Это «овеществление знаний», их преломление в процессе производства, передача нового продукта, технологической схе­мы и т. д.

Прикладные исследования являются второй стадией ПСНТ. Они направлены на исследование путей практического приме­нения открытых ранее явлений и процессов.

Опытно-конструкторские разработки (ОКР) — следующая стадия научных исследований, своеобразный переход от лабора­торных условий и экспериментального производства к промыш­ленному выпуску. Под ОКР понимаются систематические рабо­ты, которые основаны на существующих знаниях, полученных в результате научных исследований и (или) практического опыта, и направлены на создание новых материалов, продуктов или устройств, внедрение новых процессов, систем и услуг либо зна­чительное усовершенствование уже выпускаемых или введен­ных в действие. К ним относятся: создание определенной конструкции инженерного объекта или технической системы (конструкторские работы); проработка идей и вариантов нового объекта, в том числе нетехнического, на уровне чертежа или другой системы знаковых средств (проектные работы)-, подго­товка технологических процессов, т. е. способов объединения физических, химических, технологических и других процессов с трудовыми в целостную систему, дающую определенный полез­ный результат (технологические работы). В состав ОКР включа­ют также создание опытных образцов.

Опытные и экспериментальные работы — вид разработок, связанный с опытной проверкой результатов НИР. Опытные ра­боты имеют целью изготовление и отработку опытных образцов новых продуктов, отработку новых (усовершенствованных) тех­нологических процессов. Экспериментальные работы включают изготовление, ремонт и обслуживание специального (нестан­дартного) оборудования, аппаратуры, приборов, установок, стендов, макетов и т. п., необходимых для проведения научных исследований и разработок.

Опытная база науки — совокупность производств, выпол­няющих опытные и (или) экспериментальные работы. Она явля­ется составной частью научного потенциала страны.

Опытные производства могут быть различных организаци­онных форм (типов) - завод, цех, мастерская, опытно-экспери­ментальное подразделение, опытная станция и т. п.; у них могут быть различное местонахождение, разная степень хозяйствен­ной самостоятельности — они могут находиться на балансе науч­ной организации или выступать юридическим лицом. Собствен­ная опытная база научной организации охватывает все подчи­ненные ей опытные производства.

В результате разработок (Р) создаются конструкции новых машин и оборудования и процесс плавно переходит в фазы: про­ектирование (Пр), строительство (С), освоение (ОС) и промыш­ленное производство (ПП). Фазы маркетинга и сбыта связаны с коммерческой реализацией результатов инновационного про­цесса. Таким образом, одной из завершающих стадий процесса исследования научной разработки является освоение промыш­ленного производства нового изделия. В производстве знания материализуются, а исследование находит свое логическое за­вершение. В рыночной экономике имеет место ускорение вы­полнения ОКР и освоения промышленной продукции. Вероят­ность получения желаемых результатов повышается от НИР к ОКР. Примерно 85—90% НИР дают результаты, пригодные для дальнейшего практического использования; на стадии же ОКР около 95—97% разработок оцениваются положительно.

Инновационные организации, как правило, выполняют ОКР по договорам с промышленными предприятиями.

Промышленное производство осуществляется в два этапа: собственно производство новой техники и реализация новой продукции потребителям. Первый этап — это непосредственное общественное производство материализованных достижений научно-технических разработок в масштабах, определяемых за­просами потребителей. Целью второго этапа является доведение новой техники до потребителей.

За производством новшества следует его использование ко­нечным потребителем. На стадии использования осуществляют­ся два одновременно протекающих процесса: непосредственное использование материальных и культурных благ, а также сервис­ное обслуживание, включающее технические и организацион­ные мероприятия, обеспечивающие поддержание новой техни­ки в работоспособном состоянии в течение нормативного срока службы.

Период, который начинается с выполнения теоретических и прикладных исследований, включает в себя последующую раз­работку, освоение и применение новой научно-технической идеи, улучшение технико-экономических параметров выпускае­мой техники, ее ремонтное и иное обслуживание, а заканчивает­ся моментом, когда эта техника подлежит замене качественно новой, более эффективной, называется жизненным циклом.

Каждая фаза жизненного цикла относительно самостоятель­на, имеет определенные закономерности, выполняет специфи­ческую роль. Жизненный цикл продукции имеет временное, трудовые и стоимостные оценки, используемые для организа­ции планирования, финансирования и использования научно- технических достижений (рис. 3.2).

Таким образом, инновационный процесс определяется как комплекс последовательных работ от получения теоретического знания до использования товара, созданного на основе нового знания, потребителем. Инновационный менеджер имеет дело с различными фазами инновационного процесса и с учетом этого строит свою управленческую деятельность.

 

 

Инновационная деятельность и маркетинг

 

Рис.3.2. Стадии инновационного процесса

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.