Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Классификация и функции инноваций






 

 

Таблица 1.3. Классификация инноваций по функциональным признакам

 

Классификационный признак Вид инновации Содержание инновации
1.Причина возникновения 1.1. Реактивные Обеспечивают выживание фирмы или банка, как реакция на новые преобразования, осуществляемые конкурентом, чтобы быть в состоя­нии вести борьбу на рынке
1.2. Стратегические Внедрение их носит упреждающий характер с целью получения ре­шающих конкурентных преиму­ществ в перспективе
2.Предмет и сфе­ра приложения 2.1. Продуктовые Новые продукты и услуги
2.2. Процессные Технология, организация производ­ства и управленческие процессы
2.3. Рыночные Открытие новых сфер применения продукта, а также позволяющих реа­лизовать услугу на новых рынках
3. Характер удов­летворяемых по­требностей 3.1. Ориентирова­ние на существую­щие потребности Существующие сегодня потребно­сти, которые не удовлетворены полностью или частично
3.2. Ориентирование на формирование новых потребностей Потребности на перспективу, кото­рые могут появиться под влиянием факторов, изменяющих вкусы и интересы людей, их запросы и т. п.

 

По мнению И.Т. Балабанова, система классификационных признаков должна включать целевой, внешний и структурный признаки.

Предложенная И.Т. Балабановым классификация инноваций показана на рис. 1.1.

Экономическая теория различает пять типов инноваций:

• введение нового продукта;

• введение нового метода производства;

• создание нового рынка;

• освоение нового источника поставки сырья или полуфаб­рикатов;

• реорганизация структуры управления.

Инновация — это экономическая категория. Как категория (греч. kategoria — высказывание, суждение) инновация отражает наиболее общие и существенные свойства, признаки, связи и отношения производства и реализации нововведений.

 

 

Рис. 1.1. Классификация инноваций

 

Сущность категории проявляется в ее функциях. Функция (лат.functio — исполнение, совершение) экономической катего­рии выражает внешнее проявление ее свойств в данной системе отношений; функции инновации отражают ее назначение в эко­номической системе государства и ее роль в хозяйственном про­цессе.

Инновация выполняет три функции:

1) воспроизводственную;

2) инвестиционную;

3) стимулирующую.

Воспроизводственная функция означает, что инновация представляет собой важный источник финансирования расширенно­го воспроизводства.

Денежная выручка, полученная от продажи инновации на рынке, создает предпринимательскую прибыль, которая высту­пает источником финансовых ресурсов и одновременно мерой эффективности инновационного процесса.

Прибыль, полученная за счет реализации инновации, может использоваться по различным направлениям, в том числе и в ка­честве капитала, который может направляться на финансирова­ние как всех инвестиций, так и конкретно новых видов иннова­ций. Таким образом, использование прибыли от инновации для инвестирования составляет содержание инвестиционной функции инновации.

Получение предпринимателем прибыли за счет реализации инновации прямо соответствует целевой функции любого ком­мерческого хозяйствующего субъекта. Это совпадение служит стимулом предпринимателя к новым инновациям; побуждает его постоянно изучать спрос, совершенствовать организацию маркетинговой деятельности, применять более современные приемы управления финансами (реинжиниринг, бренд-страте­гия, бенчмаркинг, фронтирование и др.). Это составляет содер­жание стимулирующей функции инновации.

Выделяют следующие источники инноваций.

1. Неожиданное событие, которым может быть внезапный успех, непредвиденная неудача.

2. Несоответствие между реальностью, такой, каковой она является, и ее отражением во мнениях и оценках людей.

3. Изменение потребностей производственного процесса.

4. Изменения в структуре отрасли или рынка.

5. Демографические изменения.

6. Изменения в восприятии и в ценностных установках.

7. Новые знания, научные и ненаучные.

Рассмотрим последовательно все перечисленные источники инновационных возможностей.

1.Неожиданное событие может быть связано как с непредвиденным успехом, так и неудачей. Нет области, которая пред­лагала бы более богатые возможности для успешной инновации, чем такой успех. Однако им чаще всего пренебрегают, так как руководству трудно осознать его. Таким образом, неожиданный успех - это своего рода проверка компетенции руководства. Он не просто благоприятная возможность для нововведений, но сам вызывает необходимость этих нововведений.

Неудачи, в отличие от успехов, не могут быть отвергнуты и редко проходят незамеченными. Но как источник инновацион­ных возможностей, они воспринимаются еще реже. Конечно, большинство неудач — всего лишь результат грубых ошибок, не­компетентности в планировании или исполнении. Неудача ука­зывает на необходимость изменений, т. е. на скрытые инноваци­онные возможности.

2.Несоответствие между реальностью и ее отображением — это расхождение, диссонанс между тем, что есть, и тем, что «должно быть».

Различают следующие виды несоответствий: несоответствие между экономическими реалиями общества; несоответствие ме­жду реальным положением в отрасли и планами; несоответствие между ориентацией отрасли и ценностями потребителей ее про­дукции; внутреннее несоответствие в ритме или логике техноло­гических процессов.

3.При изменении потребностей производственного процес­са речь идет о совершенствовании уже существующего процесса, о замене слабого звена, перестройке старого процесса в соответ­ствии с новыми потребностями.

4.При изменениях в структуре отрасли обычно образуются быстро растущие сегменты рынка. Можно указать основные факторы, свидетельствующие об изменениях в отраслевой струк­туре:

• быстрый рост отрасли;

• сближение технологий, которые прежде считались совер­шенно самостоятельными;

• отрасль готова начать коренные структурные изменения, если интенсивно меняется направление деятельности в ней.

5. Под демографическими понимаются изменения числен­ности населения, его возрастной структуры, состава, занятости, уровня образования и доходов.

6.Изменения в ценностных установках и в восприятии труд­но объяснить с социальной или с экономической точек зрения. Восприятия практически не поддаются количественному опре­делению, но они являются источником нововведений.

7.Инновации, в основе которых лежат новые знания, стано­вятся объектом внимания и приносят большие доходы. Ново­введения, основанные на ненаучных знаниях, отличаются от всех других по всем основным характеристикам: временному ох­вату, проценту неудач, предсказуемости.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.