Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Анализ внутренней среды.






 

Что касается внутренней среды организации, то она является источником ее жизненной силы и заключает в себе тот потенциал, который дает возможность организа­ции функционировать, а следовательно, существовать и выживать в определенном промежутке времени. Одновременно внутренняя ере да может также быть источником проблем и даже гибели организации при отсутствии эффективного механизма ее функционирования Можно привести много примеров гибели, закрытия разного рода фирм и организаций по сугубо внутренним причинам.

Изучение внутренней среды так же, как и в случае с изучением макроокружения и непосредственного окружения, должно быть направлено на вскрытие тех возможностей и угроз, которые скрываются в ней. В случае с внутренней средой - это понимание того. какими сильными и слабыми сторонами обладает организация. Обнаруженные сильные стороны служат базой, на которую организация опирается в конкурентной борьбе и которую должна стремиться расширять и укреплять. Слабые стороны должны быть предметом пристального внимания со стороны руководства; оно должно делать все возможное, чтобы избавиться от как можно большего числа слабых сторон.

В настоящее время нет определенных методов для анализа внутренней среды предприятия. В данной работе предлагается использовать метод, разработанный рядом американских авторов. Ими был предложен комплекс наиболее важных внутренних факторов, которые могут быть источником, как силы, так и слабости организации. Анализ этих факторов позволяем составить системное представление о внутренней среде фирмы.

Рассмотрим наиболее важные факторы.

1. Организация управления: организационная структура (обязательно должна быть представлена организационная схема предприятия); престиж и имидж фирмы; организация системы коммуникаций; общая для всей организации система контроля (эффективность и использование); организационный климат, культура; использование систематизированных процедур и техники в процессе принятия решений; квалификация, способности и интересы высшего руководства; система стратегического планирования.

Вопросы для анализа

1. Четко ли распределены в организации права и обязанности?

2. Существует ли в организации практика снижения управленческих издержек?

3. Эффективно ли взаимодействие различных структурных подразделений по достижению целей организации?

2. Производство: стоимость сырья и его доступность, отношения с поставщиками; система контроля запасов и их оборот; местонахождение производственных помещений, расположение и использование мощностей; экономия от масштаба производства; техническая эффективность мощностей и их загруженность; эффективное использование системы субконтрактирования; степень вертикальной интеграции, чистая продукция и прибыль; эффективность и отдача от использования оборудования; эффективность процедурыконтроля за процессом изготовления продукта, проектирование, составление графика работы, закупка, контроль качества; сравнительные по отношению к конкурентам и отрасли величина издержек и качество технологии; исследования и разработки, инновации; патенты, торговые марки и аналогичные правовые формы защиты товара.

Вопросы для анализа

1. Соответствуют ли производственные мощности конкурентным требованиям сегодняшнего дня? Являются ли они самыми современными или уже морально устарели?

2. Насколько эффективно используются производственные мощности, есть ли недогрузка и существуют ли возможности для расширения производственной базы?

3. Какова отдача от исследований и разработок?

4. Приводят ли научно-исследовательские работы (НИР) к созданию принципиально новых продуктов?

3. Маркетинг: продукты (услуги), производимые фирмой; концентрация продаж на нескольких продуктах или нескольких покупателях; возможность сбора необходимой информации о рынке; доля рынка; номенклатура товаров (услуг) и потенциал расширения - жизненный цикл основных продуктов; каналы распределения - число, охват и контроль; организация эффективного сбыта - знание потребностей покупателей; имидж, репутация и качество товара (услуги); результативность и эффективность продвижения товаров на рынок и их реклама; ценовая политика и гибкость в установлении цен; процедуры установления обратной связи с рынком и развития новых продуктов, услуг и рынков; послепродажное обслуживание и отслеживание проданного товара; отношение к марке.

Вопросы для анализа

1. Что является сильными и слабыми сторонами продукта организации: дизайн, качество, доставка, гарантии?

2. Какова ценовая политика организации, является ли она ценовых лидером или ценовым последователем?

3. Какую долю рынка и насколько твердо удерживает организация Каковы тенденции в изменении ее доли рынка?

4. Имеются ли возможности для выхода на рынок с новыми продуктами и для освоения новых рынков?

5. Обеспечивают ли организацию проводимые ею исследования рынка необходимой информацией, позволяющей ей ориентировать свою деятельность на запросы покупателя?

4. Финансы: возможность получения краткосрочных капиталов; возможность получения долгосрочных капиталов; стоимость капитала по сравнению с отраслевой и стоимостью капитала у конкурентов; отношение к налогам; отношение к хозяевам, инвесторам, акционерам; возможность использования альтернативных финансовых стратегий; рабочий капитал - гибкость структуры капитала; эффективный контроль за издержками - возможность снижения издержек; эффективная и действенная система эккаунтинга для учета издержек, бюджета и планирования прибыли.

Вопросы для анализа

1. Каковы тенденции изменения финансовых показателей в деятельности организации?

2. Какой процент прибыли обеспечивается отдельными подразделениями?

3. Достаточны ли капитальные затраты для того, чтобы обеспечить будущие производственные потребности?

4. Относятся ли финансовые институты с должным уважением к руководству организации?

5. Обеспечивает ли менеджмент агрессивную и базирующуюся на глубоких знаниях налоговую политику?

5. Кадры: управленческий персонал; мораль и квалификация сотрудников; стоимость трудовых отношений в сравнении с отраслевой и стоимостью трудовых отношений у конкурентов; кадровая политика; использование стимулов для мотивирования выполнения работы; возможность контроля над перепадами в найме рабочей силы: текучесть кадров и прогулы; квалификация сотрудников; опыт.

Вопросы для анализа

1. Какой стиль управления использует высшее руководство?

2. Что является доминантой в системе ценностей высшего руководства?

3. Как долго высшее руководство находится на своих позициях и как долго собирается оставаться в организации?

4. Насколько квалификация менеджеров среднего уровня позволяет справляться с вопросами планирования и контроля, относящимися к составлению календарного графика действий, снижению издержек и повышению качества?

5. Соответствует ли квалификация персонала организации ее текущим и будущим потребностям?

6. Каковы мотивы работы работников в организации?

7. Какова политика оплаты труда в организации по сравнению с другими организациями аналогичного профиля?

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.