Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Организации самостоятельной работы магистрантов






Изучение учебной дисциплины «Меры процессуального принуждения» основывается на тех знаниях, которые были получены студентом ранее в рамках учебного процесса по дисциплине «Уголовный процесс», «Актуальные проблемы теории и практики уголовного процесса, криминалистики и судебной экспертизы». Учебная дисциплина «Меры процессуального принуждения» позволяет студенту получить более глубокие знания по вопросам уголовного судопроизводства, особенно в стадиях предварительного расследования и судебного разбирательства по вопросам основания применения мер принуждения, порядку их применения, защите лиц от необоснованного и незаконного уголовного преследования, международным стандартам, связанным с применением принуждения в уголовном судопроизводстве.

Изучение данной учебной дисциплины студент должен начать с ознакомления с настоящим учебно-методическим комплексом, с анализа уголовно-процессуального законодательства на предмет наличия в нем всех изменений, которые были внесены к моменту начала рассматриваемой дисциплины, подбора официальных актов высших судебных органов, материалов судебно-следственной практики, научной и учебной литературы, указанной в планах семинарских занятий и соответствующем разделе учебно-методического комплекса.

Магистранту, приступая к освоению материала, рассматриваемого в первом разделе «Меры процессуального принуждения в уголовном процессе: понятие, исторические этапы закрепления в российском законодательстве», необходимо учитывать, что само понятие мер принуждения разработано исключительно на теоретическом уровне, в работах ученых содержится множество определений данного понятия, приводятся различные классификации мер принуждения, выделяются из признаки. Само понятие «меры принуждения» является предметом научной дискуссии, поэтому в зависимости от позиции авторов того или иного учебного и (или) научного издания можно встретить различные, даже прямо противоположные подходы к его определению и толкованию.

Существующая ситуация позволяет магистранту обрести и (или) усовершенствовать свои навыки системного толкования нормативных установлений, самостоятельной работы с различными источниками, сформировать собственное представление о том, что из себя представляет институт мер принуждения в уголовном судопроизводстве, каковы его особенности и значение в оказании помощи регулирования отношений, связанных с избранием, изменением или отменой мер принуждения в конкретных правоприменительных ситуациях.

Разделы со второго по четвертый посвящены углубленному изучению отдельных видов мер принуждения. Особое внимание студентам следует уделить международным стандартам защиты прав граждан от уголовного преследования, а также деятельности Европейского Суда по правам человека, направленным на защиту прав обвиняемых и подозреваемых, защиту заключенных под стражу российских граждан. Кроме того, отдельные сложности с изучением дисциплины представляют разъяснения Пленума Верховного Суда РФ и Конституционного Суда РФ по вопросам применения мер принуждения, так как помимо нормативных актов в решениях высших судебных инстанций России содержатся множественные разъяснения по вопросам применения мер принуждения.

Основными формами преподавания учебной дисциплины «Меры процессуального принуждения» являются лекционные и семинарские занятия. При этом на проведение лекционных занятий отводится всего 2 часа аудиторного времени, проведение семинарских занятий – 18 часов. Таким образом, на лекции будут даны только общее понятие мер процессуального принуждения, их классификации, признаки, требования международных стандартов в связи с их применением. Основное внимание студент должен уделить подготовке к семинарским занятиям по учебным планам, представленным в настоящем учебно-методическом комплексе.

На семинарских занятиях осуществляется контроль знаний студентов, полученных ими в рамках аудиторных занятий и в ходе самостоятельной работы студентов по всем темам учебной дисциплины с различными учебными, научными и законодательными источниками, материалами судебно-следственной практики, прививаются навыки публичных выступлений, аргументирования своей позиции, логического мышления, участия в диспутах и дискуссиях, мгновенного реагирования на вопросы, поиска правильного решения предложенной задачи, проблемной ситуации. Это достигается посредством проведения для студентов заочной формы обучения следующих видов семинаров и (или) их сочетания:

— применительно к каждой теме семинарского занятия может использоваться вопросно-ответный вид семинаров;

— развернутая беседа, предполагающая подготовку всех студентов по всем вопросам семинара;

— выступления студентов (по желанию или по вызову преподавателя) с последующим обсуждением;

— система докладов, которая предполагает назначение докладчиков и (или) содокладчиков, их оппонентов с последующим выражением каждым присутствующим в аудитории студентом своего мнения по теме выступления;

— решение задач и упражнений на самостоятельность мышления;

— контрольные (письменные) работы по отдельным вопросам (темам) с последующим обсуждением;

— составление процессуальных документов направленных на отработку навыка применения норм права;

— семинар-пресс-конференция, когда после каждого доклада студенту-докладчику аудитория задает вопросы по теме выступления и заслушивает ответы на них;

— проведение модельных судебных заседаний, моделирование отдельных следственных действий, направленных на отработку навыков применения норм права.

Вид (форма) семинара определяется содержанием темы, характером рекомендуемых по ней источников, уровнем подготовки студентов.

Контроль за самостоятельной работой студентов осуществляется в форме устного опроса (собеседования), выступления студентов на семинарах, научных конференциях, руководства письменными работами (рефератами, научными статьями, сообщениями и т.д.), проверки письменных работ студентов, тестирования.

Удельный вес занятий, проводимых в активных и интерактивных формах в учебном процессе, составляет 30 % аудиторных занятий (определяется требованиями ФГОС с учетом специфики ООП). Занятия лекционного типа не могут составлять более 40 % аудиторных занятий.

Сложность изучения программы учебного курса «Меры процессуального принуждения» в том, что кроме изучения нормативно-правовых актов, учебной и справочной литературы, студентам необходимо знать судебную практику судов Челябинской области, Верховного Суда РФ, а также разъяснения Пленума Верховного Суда РФ и Конституционного Суда РФ по вопросам применения мер принуждения к отдельным участникам уголовного судопроизводства. Кроме изучения нормативно-правовых актов, учебной и справочной литературы, студентам необходимо знать судебную и следственную практику, правовую статистику.

Кроме того, сложность освоения программы заключается в том, что в нормативно-правовые акты, регламентирующие деятельность судов и правоохранительных органов в Российской Федерации вносятся изменения, кардинально влияющих на ведение уголовного производства. На деятельность судебных инстанций влияет работа Конституционного Суда РФ, постановления которого действуют до внесения соответствующих изменений в нормативно-правовые акты.

При изучении курса необходимо более подробно остановиться на вопросах общих и специальных оснований применения конкретных мер принуждения, порядка избрания мер принуждения, особенностях деятельности следственных и судебных органов при разрешении проблемных вопросов применения залога, домашнего ареста, наложения ареста на имущество, заключении под стражу, временном отстранении от должности.

Основной метод изучения курса для магистра-заочника - самостоятельная работа по овладению знаниями путем систематической работы с теоретическими трудами, учебной литературой, законодательством и другими источниками, рекомендуемыми в заданиях по соответствующим темам.

В соответствии с учебными планами и рабочей программой по курсу «Меры процессуального принуждения» при заочной форме обучения из 108часов учебного времени на аудиторные занятия отводится 20часов и на самостоятельную работу — 80 часов. При этом предполагается самостоятельная работа студентов в том числе по темам, предназначенным для освещения на семинарских и лекционных занятиях. Большинство тем отводится для самостоятельного изучения.

Самостоятельная работа магистранта включает в себя подготовку к лекциям, семинарам, другим практическим занятиям, зачету, написание рефератов, выполнение заданий, контрольных работ и др. В ходе самостоятельной работы каждый студент обязан прочитать основную и по возможности дополнительную литературу по изучаемой теме, дополнить конспекты лекций недостающим материалом, выписками из рекомендованных первоисточников, выделить непонятные термины, найти их значение в словарях. Студент должен готовиться к предстоящему занятию по всем обозначенным в методическом пособии вопросам. Невыясненные в ходе самостоятельной работы вопросы следует выписать и впоследствии прояснить их на семинарских занятиях или индивидуальных консультациях с преподавателем.

Примерная тематика рефератов, эссе, докладов приводятся в планах семинарских занятий и в данном разделе настоящего Учебно-методического комплекса.

Магистранты к каждому семинарскому занятию может самостоятельно выбрать тему для написания реферата, доклада, эссе, предварительно согласовав ее с преподавателем. Кроме того, студент обязан проконсультироваться о тех вопросах, которые ему желательно отразить в своей научной работе, особенностях анализа судебной и следственной практики по данному вопросу, анализа статистики. Учитывая научный интерес, опыт практической деятельности студента, преподаватель вправе дать разрешение подготовить студенту работу по иной теме. Отдельные требования к написанию рефератов, докладов, эссе изложены в отдельном разделе.

Самостоятельная работа магистранта включает в себя использование и применение для подготовки к семинарским занятиям, выполнения контрольного задания, подготовки к зачету следующих баз данных, информационно-справочных и поисковых систем:

— Информационно-правовых справочных систем «Гарант», «КонсультантПлюс», которые установлены в библиотеке Уральского филиала ГОУ ВПО «Российская академия правосудия»;

— Официального сайта Конституционного Суда РФ. URL: https://www.ksrf.ru;

— Официального сайта Верховного Суда РФ. URL: https://www.supcourt.ru;

— Официального сайта Судебного департамента при Верховном Суде РФ. URL: https://www.cdep.ru;

— Официального сайта Челябинского областного суда https://www.chel-oblsud.ru;

— Официальных сайтов судов общей юрисдикции;

— Официального сайта Следственного управления Следственного комитета России по Челябинской области https://www.chelindustry.ru;

— Официального сайта Следственного комитета РФ https://www.sledcom.ru;

— Официального сайта Генеральной прокуратуры РФ https://www.genproc.gov.ru;

— Официального сайта Прокуратуры Челябинской области https://www.chelproc.ru.

Выполнение контрольного задания является одной из форм самостоятельной работы студентов, подводит итог учебной и научно-исследовательской видам деятельности, формирует у студентов навыки практических действий. Успешному выполнению контрольного задания способствует изучение учебной, научной, справочной литературы, нормативных источников, материалов судебно-следственной практики.

Учебным планом предусмотрено выполнение каждым студентом заочной формы обучения одного контрольного задания, которое студент получает в конце 2-го семестра, для того, чтобы к началу обучения на 3-м семестре сдать выполненное контрольное задание. Оформленная с учетом установленных в Уральском филиале ГОУ ВПО РАП требований работа представляется на кафедру в установленный срок. Срок представления на кафедру первого контрольного задания – на первой сессионной неделе обучения во втором семестре, второго и третьего контрольного задания – за неделю до начала сессии на третьем семестре.

Контрольное задание выполняется каждым студентом самостоятельно.

Рубежный контроль знаний студентов будет проходить на основании тестовых заданий.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.