Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Заблуждения.






Между тем, социальное мышление Райха крайне простодушно. [да уж, " заумными" его книги язык не поворачивается назвать - Прим. ред. сайта] Так, он искренне считает, что все беды и хронические несчастья человечества происходят от нерегулярной половой жизни. [это фактически неверно, никогда Райх не говорил о " всех" - Прим. ред. сайта] При этом надо отдать должное знанию предмета и страстному сочувствию, с которым осуществляется " чисто врачебная защита биологических интересов" пациентов. Положения его теории легко опровергаются:

1. Райх считает сексуальный интерес важнейшим для человечества, однако потребность в половой жизни следует лишь за удовлетворением других базовых потребностей - голод, жажда, сон (Маслоу). [Райх, имевший медицинское образование, конечно, не мог и не отвергал значение удовлетворения физиологических потребностей - Прим. ред. сайта]

2. Культурный идеал Райха - примитивное общество, где половые потребности удовлетворяются сразу, по мере возникновения, благодаря отсутствию репрессивной патриархальной культуры, однако настоящая причина такой свободы - отсутствие в примитивном обществе знания о зачатии. Как только общество овладевает знанием об оплодотворении семенем, матриархату и свободной сексуальности приходит конец 8. Экономика выходит на первый план. Появляется раздельное воспитание полов, запрет половой жизни до брака. [какая связь между таким знанием и экономикой автор нам не поясняет - Прим. ред. сайта]

3. Более позднее начало половой жизни в европейской культуре связано не с подавлением сексуальности авторитарной психической структурой, как считает Райх, а со временем, необходимым для овладения более сложным уровнем культуры. [Какие, интересно, сложные знания необходимы для того, чтобы сделать возможными сексуальные отношения? - Прим. ред. сайта]

4. Предполагая, что немедленное удовлетворение сексуальных потребностей будет способствовать всеобщему счастью, Райх забывает о других физиологических потребностях. [об этом уже говорилось в п.1 - Прим. ред. сайта]Таким образом, причина подменяется следствием. Подавляющее экономическое господство правящих классов существует не потому, что авторитарная психическая структура характера подавляет сексуальность, а сексуальные потребности не могут быть полноценно удовлетворены потому, что их подавляет существующее экономическое господство. [в принципе, и такой вывод не противоречит теории Райха - Прим. ред. сайта]

В условиях избыточного потребления с одной стороны и подавления базовых потребностей с другой, секс приобретает свойства товара повседневного спроса для одних, и предмета недоступной роскоши для других. [это верно, вот только автор не задается вопросом, почему в условии равенства мужчин и женщин, удовлетворение половых потребностей может быть " предметом недоступной роскоши" и какова в этом роль воспитания и морали - Прим. ред. сайта]" Постоянный идеологический мотив", оборачивающийся сигналом-стимулом, есть признак явного неблагополучия общества. Целая Индустрия занята оживлением пресыщенной потенции верхних и дешевым удовлетворением сексуальных потребностей нижних классов. Фрейдизм, а за ним и теория Райха, лишь частные проекции общественных отношений.

ФЕНИКС

Личность Райха, возникшая в исторической перспективе Австро-Венгерской империи, являет парадоксальное стремление к гармонии через ее разрушение. Авторитарная структура семьи становиться ненавистной после самоубийства матери, вызванного изнуряющим бытовым угнетением в духе Кафки. [дело было не бытовых угнетениях, а в конфликте между естественными стремлениями молодой еще женщины, строгой пуританской моралью, а также частнособственническими чувствами ее мужа, вследствие которых он постоянно изводил мать Райха своей ревностью - Прим. ред. сайта] Личное участие в Первой мировой войне окончательно подрывает все табу и путает нравственные понятия. Кажется, что теперь свобода и счастье могут быть достигнуты лишь тотальным разрушением этой " иррациональной реальности, устраивающей... оргии уничтожения" (56; 162).

В 1939 году, упорствующий в своем мессианстве теоретик и автор " Сексуальной революции" достигает берегов Америки, где наконец-то находит понимание и поддержку. " Сегодня, в марте 1949 г., мы в Соединенных Штатах Америки оказались в самом центре трудной борьбы за признание БИОЛОГИЧЕСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ ", - с воодушевлением пишет Райх. Адъюнкт-профессор медицинской психологии Новой школы социальных исследований в Нью-Йорке, в 1950 г. он основывает Институт Оргона, где занимается самостоятельными изысканиями.

В 1954 году все разлетается в прах. Конфискованы и сожжены публикации об исследовании оргона, запрещены большинство книг, журналов, теории и методы лечения. Сам Вильгельм Райх заключен в федеральную тюрьму по обвинению в неуважении к суду.

В 1957 году он умирает в тюрьме от сердечного приступа.

В том самом году, когда адъюнкт-профессор медицинской психологии Вильгельм Райх был отправлен в тюрьму, на кафедру Брандейского Университета взошел приглашенный професор философии Герберт Маркузе. И уже в 1955 г. на прилавках появился его труд " Эрос и цивилизация", в точности воспроизводящий ключевые положения теории Райха. Вот, например:

Райх пишет о тысячелетнем подавлении сексуальности в интересах авторитарного общества, а Маркузе о подавлении сексуальных инстинктов в интересах " господства".

Райх говорит об авторитарной психической структуре, не позволяющей обрести свободу, а Маркузе называет это явление " психическим термидором".

Райх призывает к сексуальному раскрепощению, а Маркузе к " тотальной революции психической структуры". Как видим, изменена лишь словесная форма, суть одинакова. Идеи " Сексуальной революции" воскресают как сказочный Феникс.

Работы несколько отличались в выводах. Райх предлагал начинать сексуальное раскрепощение постепенно, предварительно подготовив помещения для половой жизни детей, а Маркузе призывает к тотальной революции сейчас же, так как современные производительные силы могут освободить человека от отчужденного труда. В результате, по мнению Маркузе, возникнет " либидонозная мораль", " свобода от вины и страха", " освобождение эроса".

Удивительно, что в качестве идейного путеводителя Герберт Маркузе помещает на титульном листе имя Фрейда (имевшего противоположные взгляды), однако излагает основные положения теории " Сексуальной революции" Райха, впервые опубликованной еще в 30-м году.

Удивительно, поскольку эммигрировавшие в Нью-Йорк Райх и Маркузе не только проживают в одном городе, но и занимаются сходной темой в общей сфере науки 9. Мог ли Маркузе не знать содержания книги и не слышать о скандалах 10, как всегда, закипающих вокруг имени автора " Сексуальной революции"?

Является ли этот факт случайным совпадением?

1. “А собственное тело он (Нерон) столько раз отдавал на разврат, что едва ли хоть один его член оставался неоскверненным” (58; 209).

2. Аномия - (от франц. anomie - буквально: беззаконие, безнормность). Состояние общества, в котором заметная часть его членов, зная о сосуществовании обязывающих их норм, относятся к ним негативно или равнодушно (Дюркгейм). “Причина аномии - расхождение между потребностями и возможностями их удовлетворения обществом. Возникает в переходные эпохи” (15; 17).

3. Для сравнения: Верховный суд США легализовал аборт лишь в 1976 г. Гомосексуализм исключен из перечня психических расстройств Ассоциации Американских Психиатров в 1974 г. (41; 17).

4. Л. Троцкий “Вопросы быта” (55; 228).

5. Складчина, совместное воспитание детей, обмен половыми партнерами.

6. Райх недостаточно осведомлен. В примечаниях к “Баломе” Малиновский пишет: “Преп. Е.С. Джонс, глава Методистской Миссии на островах Тробриан, сообщил мне, что иногда ему случалось регистрировать в Каватариа (группе больших деревень, расположенных в непосредственной близости от Миссии) по два самоубийства (отравления) в неделю. Мистер Джонс сказал, что такие самоубийства порой принимают характер эпидемий и что они стимулируются открытием туземцами того факта, что белый человек обладает силой противодействовать яду. Цель самоубийства состоит обычно в том, чтобы наказать живых или некоторых из них” (34; 242).

7. “Развитие исследовательских экспедиций привело нас в соприкосновение с примитивными народами и племенами. Ввиду недостаточного наблюдения за их нравами и обычаями и ввиду неправильного их понимания, многим европейцам показалось, что эти люди ведут простой, непритязательный и счастливый образ жизни, недостижимый для превосходящих их культурно посетителей. Дальнейший опыт внес поправки в некоторые суждения такого рода; во многих случаях известная доля жизненного облегчения была ошибочно приписана отсутствию запутанных требований культуры, в то время, как это объяснилось великодушием богатой природы и легкостью удовлетворения насущных потребностей" Фрейд, “Неудовлетворенность культурой”, (63; 86).

8. “Туземцы не имеют представления о физиологии и понятия “отцовство” для них не существует. При свободных нравах островитян, муж женщины заботится о всех детях своей жены, так как “Балома (дух предка) вкладывает вивайя (дух ребенка) в женщину под водой во время купания”(34; 207).

9. Маркузе значился в Институте социальных исследований, Райх - в Новой школе социальных исследований.

10. Речь идет о IV издании (1949) в Нью-Йорке. По словам автора, книга “встретила положительный отклик” (55; 9).

11. cui bono (лат.)- кому выгодно.

 

+++

 


[1][1] Психоанализ отрицает существование коллективной психики и коллективного бессознательного; поэтому психоанализ трудно использовать там, где необходимо манипулировать этими понятиями. Зато психоанализ можно с большим успехом использовать для объяснения некоторых социальных феноменов, например отношения толпы людей к вождю и друг к другу, как это делал Фройд.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.