Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Рисунки. Рисунок 1. Концептуальная система координат дифферен- циальной психологии.






Рисунок 1. Концептуальная система координат дифферен-
циальной психологии.

Рисунок 2. Взаимная трансформация обыденного и науч-
ного знания.

Рисунок 3. Семантическая иерархия базовых понятий диф-
ференциальной психологии

Рисунок 4. Иерархическая структура взаимодействия чело-
века как субъекта с окружающим миром.

Рисунок 5. Дифференциально-психологический анализ
человека.

Рисунок 6. Схематическое представление дисциплинарной
матрицы в области дифференциально-психологичес-
ких исследований.

Рисунок 7. Статус дифференциальной психологии в систе-
ме человекознания.

Рисунок 8. Принципы Формального подхода.

Рисунок 9. Имульсивнсть/рефлексивность в контексте со-
отношения показателей скорости и точности.

Рисунок 10. Плотность связей стилевых, темпераменталь-
ных и характерологических свойств в структуре ин-
дивидуальности.

Рисунок 11. Иерархическая структура стиля человека.

Рисунок 12. Структурно-функциональная модель индиви-
дуальности.

Рисунок 13. Типология стилевого поведения (фрагмент).

Рисунок 14. Структура характера.

Рисунок 15. Предпочтение геометрических форм в конст-
руктивных рисунках фигуры человека в тесте ТиГР
(Либин, Либин, 1994).


приложение

 

 


 


рисунок 16. Нейрофизиологическая интерпретация психо-
логических параметров.

рисунок 17. Иерархическая организация личности (фраг-
мент).

Рисунок 18. Формально-динамическая модель личности.

Рисунок 19. Структура конституционального фактора ин-
дивидуальности.

Рисунок 20. Групповой статус субъекта.

Рисунок 21. Генетические и средовые эффекты воспита-
ния приемных детей.

Рисунок 22. Траектории деструктивных/конструктивных
тенденций жизненного пути человека.

Рисунок 23. Пирамида успеха.

Рисунок 24. Соотношение креативности и регламентиро-
ванности—свободы поведения субъекта в тестовой
ситуации.

Рисунок 25. Типы на основе комбинаций личностных черт
(по Miller, 1991).

Рисунок 26. Структура взаимодействия человека с ситуа-
цией.

Рисунок 27. Типология стилей родительского воспитания.

Рисунок 28. Факторы успеха.

Рисунок 29. Шкала адекватности оценки стрессового со-
бытия.

Рисунок 30. Роль стиля реагирования в результативности
поведения.

Рисунок 31. Структурно-функциональная модель поведе-
ния человека в сложных ситуациях.

таблицы

Таблица 1. Основные различия между человеком и выс-
шими животными.

Таблица 2. Релевантность психодиагностической проце-
дуры.

Таблица 3. Концепции типов восприятия.

Таблица 4. Индивидуальная вероятность преобладания об-
разов конкретной модальности.


458 дифференциальная психология

Таблица 5. Зависимость изменений в эмоциональности

ребенка от параметров внутрисемейной среды.
Таблица 6. Темперамент и соматотип.
Таблица 7. Метаизмерения темпераментальных проявлений.
Таблица 8. Сопоставление параметров нервной системы,

темперамента и типа реакций.
Таблица 9. Половые различия в период взрослости.
Таблица 10. Стереотипы о типичных чертах мужчин и

женщин.
Таблица 11.Влияние на личность социоэкономических

факторов.
Таблица ^.Дифференциально-психологический анализ

феномена креативности.
Таблица 13. Человеческие типы на основе соотношения

сигнальных систем.

Таблица 14. Анализ поведенческих тенденций.
Таблица 15. Вектора поведения как параметры функцио-
нальной типологии.
Таблица 16. Личностные особенности и ощущение

счастья.
Таблица 17. Параметры стилей родительского воспитания.


литература

Я& ездочками в списке отмечена рекомендуемая литература по
I'?.: курсу " Дифференциальная психология")

Абулъханова-Славская К.А. Стратегия жизни. М.: Мысль, 1991

*Адрианов О.С. (Отв. ред.). Мозг и поведение младенца. М.: Ин-
ститут психологии РАН, 1993.

Азаров В. Н. Стиль действования: импульсивность—управляемость
// Вопросы психологии. 1982. № 3.

Айвазян С.А., Енюков И.С., Мешалкин Л.Д. Прикладная статисти-
ка. Основы моделирования и первичная обработка данных. М.:

Финансы и статистика, 1983.

Айзенк Г.Ю. Количество измерений личности: 16, 5 или З? —
критерии таксономической парадигмы // Иностранная пси-
хология. 1993. Т. 1. № 2. С. 9-24.

Акимова М.К., Гуревич К.М. Индивидуальные различия в неко-
торых видах интеллектуальной деятельности и сила нервной
системы // Проблемы общей, возрастной и педагогической
психологии / Под ред. В.В.Давыдова. М.: Педагогика, 1978.
С.6-21.

Акинщикова Г.И. Соматическая и психофизиологическая органи-
зация человека. Л.: Изд-во ЛГУ, 1977.

Александров Ю.И. Макроструктура деятельности и иерархия
функциональных систем // Психологический журнал. 1995.
T.16.N» 1.

Александрове 3 Е. Словарь синонимов русского языка: практи-
ческий справочник. 8-е изд. М.: Русский язык, 1995.

Аминов Н.А. Когнитивные стили и их психофизиологическая обус-
ловленность // Экспериментальные исследования по пробле-
мам общей и социальной психологии и дифференциальной
психофизиологии. М., 1979.

Аминов Н.А. Модельные характеристики способностей и одарен-
носгг учителя // Способности: к 100-летию со дня рождения
Ь.М Теп.гюв;;. Дубна: Издательский центр " Феникс", 1997.


460 дифференциальная психология

*Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. Л.: Изд-во ЛГУ
1968.

* Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. М.: Нау-
ка, 1977.

* Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды: В 2 т. М.: Педа-
гогика, 1980.

Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды. М.; Институт
практической психологии, 1996.

Ананьев Б. Г., Дворяшина М.А., Кудрявцева Н.А. Индивидуальное
развитие человека и константность восприятия. М.: Просве-
щение, 1968.

*Анастази А. Психологическое тестирование: В 2 т. М.: Педагоги-
ка, 1982.

Анохин А.П. Анализ изменчивости некоторых показателей био-
электрической активности мозга человека // Системогенез и
проблемы генетики мозга человека. М., 1983.

Анохин А.П. О генетической природе индивидуальных особеннос-
тей общемозговой организации ЭЭГ // Психологический жур-
нал. 1987. Т. 8. № 2. С. 146-153.

Анохин П.К. Биология и нейрофизиология условного рефлекса.
М.: Медицина, 1968.

Анохин П.К. Очерки по физиологии функциональных систем. М.:

Медицина, 1975.

Антонян Ю.М., Бородин С. В. Преступность и психические анома-
лии. М.: Наука, 1987.

Анциферова Л.И. Новые стадии поздней жизни: время теплой
осени или суровой зимы? // Психологический журнал. 1994.
Т. 15. № 3.

Анциферова Л.И. Сознание и действия личности в трудных жизнен-
ных ситуациях// Психологический журнал. 1996. Т. 12. № 1.
Аргайл М. Психология счастья. М.: Прогресс, 1990.

Арнхейм Р. Стиль как проблема гештальта // Арнхейм Р. Новые
очерки по психологии искусства. М.: Прометей, 1994.

Артемьева Е.Ю. Психология субъективной семантики. М.: Изд-
во Моск. ун-та, 1980.

Аршавский Г.А., Ротенберг B.C. Поисковая активность и ее
влияние на экспериментальную и клиническую патоло-
гию // Журнал высшей нервной деятельности. 1976. Т. 26.
№ 2. С. 424-428.


литература

 

 


 


Асеев В.Г. Категория формы и содержания в психологии // Кате-
гории материалистической диалектики в психологии. М.: Нау-
ка, 1988.

Асмолов А. Г. Личность как предмет психологического исследова-
ния. М.: Изд-во Моск.ун-та, 1984.

*Асмолов А.Г. Психология личности. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1990.
Асмолов А. Г. Культурно-историческая психология и конструиро-
вание миров. М.; Воронеж: Институт практической психоло-
гии, 1996.

*Ата-Мур адова Ф.А. Развивающийся мозг: системный анализ.
Генетические детерминанты. М.: Медицина, 1980.

Бажин Е.Ф., Голынкина Е.А., Эткинд A.M. Метод исследования
уровня субъективного контроля // Психологический журнал.
1984.Т.5.№З.С.152-162.

*Базылевич Т. Ф. Моторные вызванные потенциалы в дифферен-
циальной психофизиологии. М.: Наука, 1983.

Базылевич Т. Ф. Развитие концепции целостной индивидуальнос-
ти // Небылицын В.Д.: Жизнь и научное творчество. М.: На-
учно-издательский центр " Ладомир", 1996.

Белоус В.В. Обусловленность психологического симптомокомп-
лекса типом нервной системы // Вопросы психологии. 1968.
№ 6. С.77-86.

Белоус В.В. Общевидовые нелинейные инварианты ортогональ-
ных свойств темперамента // Проблемы экспериментальной
психологии личности. Вып. 6. Пермь, 1970. С.15—24.

Белоус В.В. Психологические симптомокомплексы и инварианты
темперамента: Автореф. дис.... д-ра психол. наук. М., 1982.

*Березин Ф.Б. Психическая и психофизиологическая адаптация
человека. Л.: Наука, 1988.

Берн Э. Игры, в которые играют люди. М.: Прогресс, 1994.

*Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. М.: Прогресс,
1986.

Бирюков С.Д. Дифференциально-психологические аспекты по-
следствий аварии на ЧАЭС: пилотажное исследование
темперамента. Подготовка популяционного мониторинга. //
М.И.Бобнева (ред.) Чернобыльский след. Психологические
последствия Чернобыльской катастрофы. М., 1992. С.158—161.

Бирюков С.Д. Психогенетическое исследование пластичности как
черты темперамента человека // Психологический журнал. 1992.

№5.С.64-71..


462 дифференциальная психология

Богоявленская Д. Б. Интеллектуальная активность как проблема
творчества. Ростов н/Д: РГУ, 1983.

* Бодров В.А. Психология стресса. М.: Институт психологии РАН, 1995.
Бодунов М.В. Индивидуальный темп как обобщенная формаль-
но-динамическая характеристика поведения // Психологи-
ческий журнал. 1988. Т. 9. № 4.

* Бодунов М.В. Структура формально-динамических особеннос-
тей активности личности // Вопросы психологии. 1997. № 5.
С.129-135.

Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте.
М.: Просвещение, 1968.

Большунова Н.Я. Взаимосвязь индивидуальных различий по па-
раметру непроизвольно-произвольной регуляции с особен-
ностями соотношения сигнальных систем: Автореф. дисс....
канд.психол.наук. М., 1981.

Борисова М.Н. Методика определения соотношения первой и
второй сигнальных систем в условиях зрительного запомина-
ния // Типологические особенности высшей нервной дея-
тельности / Под ред. Б.М.Теплова. T.I. М., 1956. С.307—332.

* Бороздина Л.В. Исследование уровня притязаний. М.; Институт
психологии РАН, 1993.

Бояринцев В.П. Основные детерминанты целостно-функционального
подхода к анализу индивидуальных проявлений саморегуляции
поведения человека // Интегральное исследование индивиду-
альности: теоретические и педагогические аспекты. Пермь, 1988.

Братусь Б. С. Психологические аспекты нравственного развития
личности. М.: Знание, 1977.

Бронфербреннер У. Два мира — два детства. М.: Прогресс, 1977.

*Брушлинский А. В. О взаимосвязи природного и социального в
психическом развитии человека // Проблемы генетической
психофизиологии. М.: Наука, 1978. С.11—21.

Брушлинский А.В. Проблемы психологии субъекта. М.: Институт
психологии РАН, 1994.

Васильев В.Л., Мамайчук И.И. Анализ личности несовершенно-
летних жертв половых преступлений // Вопросы психологии.
1993. № 1.С.61-68.

*Василюк Ф.Е. Психология переживания: Анализ преодоления

критических ситуаций. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984.
Веккер Л. М. Психические процессы: В 3 т. Л.: Изд-воЛГУ, 1981

Т.З.


литература

 

 


 


*Веккер Л. М. Психика и реальность: единая теория психических
процессов / Под общ. ред. А.В.Либина. М.: Смысл, 1998.

Веккер Л.М., Либин А.В. Принципы Интегральной теории мен-
тальной репрезентации: диалоги о природе психики (гото-
вится к печати).

Витцлак Г. Основы психодиагностики // Психодиагностика: тео-
рия и практика. М.: Прогресс, 1986.

Волков A.M., Микадзе Ю.В., Солнцева Г.Н. Деятельность: структу-
ра и регуляция. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1987.

Воробьев Г.Г. Теория и методология профессионального клирин-
га // Вопросы кибернетики. Вып.48. (Клиринговые системы).
М.: Советское радио, 1978.

Вундт В. Основы физиологической психологии. М., 1880.
Вундт В. Психология сознания. М., 1898.
Вундт В. Психология народов и масс. М., 1913.

* Выготский Л. С. Педагогическая психология. М.: Работник про-
свещения, 1926; М.: Педагогика-пресс, 1995.
Выготский Л.С. Психология развития как феномен культуры:

Избранные психологические труды. М.; Воронеж: Институт

практической психологии, 1996.

Вяткин Б.А. Стиль активности как фактор развития интеграль-
ной индивидуальности // Интегральное исследование инди-
видуальности: Стиль деятельности и общения / Отв. ред.
Б.А.Вяткин. Пермь: Изд-во ПГПедИ, 1992. С.36—55.

Гей Н.К. Об изучении взаимосвязей метода и стилей // Художест-
венный метод и творческая индивидуальность писателя. М.:

Наука, 1964.

Гете В. Мысли об искусстве. М.; Л., 1938.

*Гинзбург Э.Х. Описание наследования количественных призна-
ков человека. Новосибирск: Наука, 1984.

* Гласе Дж., Стэнли Дж. Статистические методы в педагогике и

психологии. М., 1976.
Голицын ТА., Петров В.М. Информация — поведение — творчество.

М.: Наука, 1991.
Головаха Е.И., КроникА.А. Психологическое время личности. Киев:

Наукова Думка, 1984.

*Голубева Э.А. Способности и индивидуальность. М.: Прометей,
1994.


464 дифференциальная психология

Горбунов Ю.Я. Индивидуальный стиль волевой активности и его
системообразующая функция // Системное исследование ин-
дивидуальности. Пермь, 1991.

Гостев А.А. Образная сфера человека. М.: Институт психологии
РАН, 1992.

Гостев А.А. " Образность" и познание // Психологический жур-
нал. 1985. Т. 6. № 4. С.33-43.

Гржибкова Л. К проблеме таланта и вопросам его идентифика-
ции // Диагностика познавательных и профессиональных спо-
собностей / Под. ред. В.Н.Дружинина. М.: Институт психологии
РАН, 1988.

Гришина Н. В. К вопросу о предрасположенности к конфликтно-
му поведению // Психические состояния (Эксперименталь-
ная и прикладная психология, выпуск 10). Л.: Изд-во ЛГУ,
1981.

Грэй Д.А. Нейропсихология темперамента // Иностранная пси-
хология. 1993. Т. 1. № 2. С.24-37.

*Гусев А.Н., Измаилов Ч.А., Михалевская М.Б. Измерение в пси-
хологии. М.: Смысл, 1997.

Даль В. Совладание // Толковый словарь живого великорусского
языка Владимира Даля: В 4 т. М., 1995. Т. 3.

Дессуар М. Очерки по истории психологии. М., 1910.

Дорфман Л.Я. Эмоциональные предпочтения как фактор приспо-
собления индивидуальности студента к требованиям учебной
деятельности // Интегральное исследование индивидуаль-
ности: Теоретические и педагогические аспекты / Отв. ред.
Б.А.Вяткин. Пермь, 1988. С.70—79.

Дорфман Л.Я. Индивидуальный эмоциональный стиль // Вопро-
сы психологии. 1989. № 5. С.88—95.

Дорфман Л.Я. Эмоциональные стили (на материале художест-
венно-творческой деятельности): Автореф. дис.... д-ра психол.
наук. М., 1994.

*Дорфман Л.Я. Метаиндивидуальный мир: Методологические и
теоретические проблемы. М.: Смысл, 1995.

Дружинин В.Н. Структура и логика психологического исследова-
ния. М.: Институт психологии РАН, 1993.

* 'Дружинин В.Н. Психология общих способностей. М.: Лантерна;

Вита, 1995.

*Дюран Б., Оделл П. Кластерный анализ. М.: Статистика, 1977.


литература

 

 


 


Егорова М.С. Природа межиндивидуалы-юй вариативности пока-
зателей когнитивного стиля: Автореф. дис.... канд. психол. наук.
М., 1983.

*Егорова М.С. Психология индивидуальных различий. М., 1997.
Егорова М.С., Марютина Т.М. Онтогенетика индивидуальности
человека// Вопросы психологии. 1990. № 3. С.9—16.

Жамкочьян М.С. Взаимосвязи некоторых характеристик акти-
вированности, интеллекта и личности в структуре индиви-
дуальности // Проблемы интегрального исследования
индивидуальности. Пермь, 1978.

Жамкочьян М. С. Характеристика баланса свойств в структуре
индивидуальности // Психологические проблемы индиви-
дуальности. Вып. III. Л.; М., 1985.

Жамкочьян М.С., Палей И.М. О связях интеллекта с индивидуаль-
ными особенностями тревожности и экстраверсии // Экспе-
риментальная и прикладная психология. Вып. 8. Л., 1977.

Журавлев А.В. Стиль руководства и организация соревнования
// Социально-психологические аспекты соревнования. М.,
1977.С.116.

*3алевский Г.И. Фиксированные формы поведения. Иркутск: Во-
сточно-сибирское книжное издательство, 1976.

Зачепицкий Р.А. Социальные и биологические аспекты психоло-
гической защиты // Социально-психологические исследова-
ния в психоневрологии / Под ред. Е.Ф.Бажина. Л.:

Научно-исследовательский психоневрологический институт
им. В.М.Бехтерева, 1980. С.22-27. (Труды ЛНИИПИ, т.93).

Зимбардо Ф. Застенчивость. М.: Прогресс, 1994.

Зинченко В.П., Моргунов Е.Б. Человек развивающийся: очерки
российской психологии. М.: Тривола, 1994.

Знаков В.В. Правда и ложь в сознании русского народа и совре-
менной психологии понимания. М., 1993.

Знаков В.В. Почему лгут американцы и русские: размышления
российского психолога над книгой Пола Экмана // Вопросы
психологии.1995. № 2.

Золотое А.Б. Личность как система // Известия Молдавской Ака-
демии Наук. Кишинев, 1982.

Иваницкий A.M. Мозговые механизмы оценки сигналов. М., 1976.

Иванов Вяч.Вс. Чет и нечет. (Асимметрия мозга и знаковых сис-
тем). М.: Советское радио, 1978.


466 дифференциальная психология

Иванов-Смоленский А.Г. Об изучении типов высшей нервной де-
ятельности животных и человека // Журн. высш. нервной дея-
тельности. 1953. Т. III. Вып. 1. С.36—54.

* Ильин Е.П. Дифференциальная психофизиология физического
воспитания. Л., 1979.

Ильин Е.П. Стиль деятельности: новые подходы и аспекты // Воп-
росы психологии. 1988. № 6. С.85—93.

Имелинский К. Сексология и сексопатология. М.: Медицина, 1986.

Инженьерос X. Введение в психологию: принципы биологичес-
кой психологии. Л.: Прибой, 1922.

* Интегральное исследование индивидуальности: теоретические
и педагогические аспекты. Пермь, 1988.

Исаев Д.Н., Каган В.Е. Половое воспитание детей. Л.: Медицина,
1988.

Кант И. Антрополопя. Пер.Н.М.Соколова. СПб., 1900.
Караулов С.Л. Языковая личность. М.: Наука, 1981.

Касьянова К. О русском национальном характере. М.: Институт
национальной модели экономики, 1994.

* Клаус Г. Дифференциальная психология обучения. М.: Прогресс,
1984.

* Климов Е.А. Индивидуальный стиль деятельности в зависимости от
типологических свойств нервной системы. Казань: КГУ, 1969.

Колга В. Возможные миры когнитивных стилей // Когнитивные
стили. Таллинн: ТПедИ, 1986.

*Колга В. (Ред.) Когнитивные стили. Таллинн: ТПедИ, 1986.

Колга В.А. Дифференциально-психологическое исследование ког-
нитивного стиля и обучаемости: Дис.... канд. психол. наук. Л.,
1976.

*Кон И.С. В поисках себя. М., Политиздат, 1984.

Конев А. И. О некоторых особенностях мышления в связи с дейст-
вием и социальной адаптацией // Мышление и субъектив-
ный мир. Ярославль; ЯрГУ, 1991. С.97—99.

Корнетов Н.А. Клиническая антропология: теоретический под-
ход и основные принципы // Актуальные вопросы медицин-
ской и клинической антропологии. Томск; НИИ психического
здоровья, 1991. С.41—47.

Корнилов К.Н. Учение о реакциях у человека. М.; Л, 1921.
Корнилов К.Н. Современная психология и марксизм. М., 1925


литература

 

 


 


Коссов Б. Б. Разработка методик определения типологических осо-
бенностей соотношения первой и второй сигнальных систем
// Типологические особенности высшей нервной деятельности
/Под ред. Б.М.Теплова. М., 1956. Т. 1. С.347-374.

Котик М.А., Емельянов A.M. Эмоции как показатели субъектив-
ных предпочтений при принятии решения // Психологичес-
кий журнал. 1992. Т. 13. № 1.С. 118-125.

Котляр Б.И. Пластичность нервной системы. М.: Наука, 1986.
Котова И.Б. Психология личности в России: столетие развития.
Ростов н/Д: Изд-во РПУ, 1994.

Котова Ю.Э. Психологические особенности личности " жертвы"
и " насильника" (на примере анализа девиантного стиля по-
ведения): Дипломная работа. М.: Институт психологии РАН,
1994.

Кочарян Г. С., КочарянА.С. Психотерапия сексуальных расстройств
и супружеских конфликтов. М.: Медицина, 1994.

Кочетков В.В., Скотникова И.Г. Индивидуально-психологичес-
кие проблемы принятия решения. М.: Наука, 1993.

Коул М., Скрибнер С. Культура и мышление. М.: Прогресс, 1977.

Красногорский Н.И. О типовых особенносятх высшей нервной
деятельности у детей // Журн. высш. нервной деятельности.
1953. Т. III. Вып. 2.

Красногорский Н.И. Высшая нервная деятельность ребенка. Л.:

Медгиз, 1958.
Кречмер Э. Строение тела и характер. М.: Педагогика-Пресс, 1995.

Кроник А.А. Субъективная картина жизненного пути как предмет
психологического исследования, диагностики и коррекции:

Дис.... д-ра психол. наук. М.: Институт психологии РАН, 1994.

Кроник А.А., Ахмеров Р.А. Мотивационная недостаточность как кри-
терий деформированности субъективной картины жизненного
пути // Мотивационная регуляция деятельности и поведения
человека. М.: Институт психологии РАН, 1988. С.136—140,

Крупное А.И. Подходы к целостной индивидуальности // Небы-
лицын В.Д. Жизнь и научное творчество. М.: Научно-изда-
тельский центр " Ладомир", 1996.

Ксенофонтова Е.Г. Уровни развития саморегуляции личности:

критерии их определения: Дис.... канд. психол. наук. М.: Ин-
ститут психологии РАН, 1988.

Кулагин Б.В. Основы профессиональной психодиагностики. М.:

Медицина, 1984.


468 дифференциальная психология

Куч Т. Структура научных революций / Под ред. С.Р.Микулинс-
кого, Л.А.Марковой. М.: Прогресс, 1977.

Лазарсфельд П. Латентно-структурный анализ и теория тестов //
Математические методы в социальных науках. М.: Прогресс,
1974.С.42-53.

*Лазурский А.Ф. Очерк науки о характерах. М.: Наука, 1995.
ЛандаЛ.Н. Алгоритмизация в обучении. М.: Просвещение, 1966.

Ларошфуко Ф. Мысли и афоризмы. М.: Художественная литера-
тура, 1990.

Лейтес Н.С. Об умственной одаренности. М.: АПН РСФСР, 1960.
Лейтес Н.С. Проблема способностей в трудах Б.М.Теплова //
Способности; к 100-летию со дня рождения Б.М.Теплова. Дуб-
на: Издательский центр " Феникс", 1997.

*Леонгард К. Акцентуированные личности. Киев, 1981.

Леонтьев А.Н. О формировании способностей // Вопросы пси-
хологии. 1960. № 1. С.7-17.

Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. 2-е изд. М.: По-
литиздат, 1977.

Леонтьев Д.А. Проблема смысла в современной зарубежной пси-
хологии // Современный человек: цели, ценности, идеалы.

Вып. 1. М., 1998. С.73-100.
Леонтьев Д.А. Человек и мир: логика жизненных отношений //

Логика, психология и семиотика: аспекты взаимодействия

/ Под ред. Б.А.Парахонского. Киев: Наукова думка, 1990.

С.47-58.

Леонтьев Д.А. Жизненный мир человека и проблема потребнос-
тей// Психологический журнал. 1992. Т. 13. № 2. С.107—117.

* Леонтьев Д.А. Очерк психологии личности. М.: Смысл, 1993.
Лефевр В. Формула Человека. М., 1993,

Либин А.В. Применение графической психодиагностической ме-
тодики в профконсультационной работе // Диагностика спо-
собностей и личностных черт учащихся / Под ред.
В.Н.Дружинина. Саратов: СГУ, 1989. С.69-82.

Либин А. В. Стилевые особенности познавательных процессов и
учебная деятельность// Способности и обучение. М.: Наука,
1991.С.102-115.

Либин А. В. Стилевые и темпераментальные свойства в структуре
индивидуальности человека: Автореф. дис....канд. психол. наук.
М.: институт психологии РАН, 1993.


литература

 

 


 


Либин А. В. Стиль человека: от изучения индивидуальных разли-
чий к анализу общспсихологических закономерностей // Мир
индивидуальности. Смоленск: СПГУ, 1995. С.74—82.

Либин А.В. Единая концепция стиля — метафора или реальность?
// Либин А.В. (Ред.) Стиль человека: психологический ана-
лиз. М.: Смысл, 1998(а).

Либин А.В. О психологии житейской и научной // Либина Е.В.
Энциклопедия житейской психологии: предрассудки, стерео-
типы и защитное поведение. М.: ACT, 1998(6).

*Либин А.В. (Ред.) Стиль человека: психологический анализ. М.:

Смысл, 1998 (в).

Либин А.В., Либин В.В. Психологические особенности предпочте-
ния человеком геометрических форм (знаков) // Графические
знаки: проблемы исследования, разработки, стандартизации.
Киев, 1988. С.21-24.

Либин А.В., Либин В.В. Психологические особенности предпочте-
ния геометрических форм: психографический тест предпоч-
тений (ТиГР). М.: Институт психологии РАН, 1994.

Либин А.В., Либин В.В. Интегральные параметры взаимодействия
человек—среда. // Психический образ: строение, механизмы,
функционирование и развитие, том 2. М.: Институт психоло-
гии РАН, 1995.

*Либин А.В., Парилис С.Э. Думаем, говорим, делаем: феномены
обыденного сознания. 2-е изд. М.: Институт практической
психологии, 1998.

Либина Е.В. Изучение стилей совладания человека со сложными
жизненными ситуациями с позиций интерактивного подхо-
да // Мир индивидуальности. Смоленск, 1995(а).

Либина Е.В. Чтобы не осталась женщина одинокой. Психология
совладания с жизненными кризисами и сложными ситуация-
ми / Под общ. ред. А.В.Либина. М.: Селена, 1995(6).

Либина Е.В. Тренинг совладания со сложными жизненными си-
туациями / Под общ. ред. А.В.Либина. М.: Институт практи-
ческой психологии, 1998 (а).

Либина Е.В. Энциклопедия житейской психологии: предрассуд-
ки, стереотипы и защитное поведение / Под общ. ред. А.В.Ли-
бина. М.: ACT, 1998 (б).

Либина Е.В., Либин А.В. Стили реагирования на стресс: психоло-
гическая защита или совладание со сложными обстоятель-
ствами? //Либин А.В. (Ред). Стиль человека: психологический
анализ. М.: Смысл, 1998.


470 дифференциальная психология

Ломброзо Ч. Гениальность и умопомешательство. М., 1995.

Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психо-
логии. М.: Наука, 1984.

Лопатчна Н.Г., Пономаренко В.В. Исследование генетических ос-
нов высшей нервной деятельности // Физиология поведения.
Нейробиологические закономерности. Л., 1991.

Магун B.C. О многоуровневости факторной структуры индиви-
дуально-типических особенностей человека // Эксперимен-
тальная и прикладная психология, выпуск 5. Л.: ЛГУ, 1973.

Магун В. С. Потребности и психология социальной деятельности
личности. Л.: Наука, 1983.

Магун В. С. Метод расширенных факторов // Социологические
исследования. 1985. № 1. С. 135—145.

Магун В. С. О взаимосвязях готовности человека к собственным
усилиям и ожидаемой им помощи // Психологический жур-
нал. 1991. Т. 12. № 6. С.41-53.

Магун В. С. Трудовые ценности российского населения // Вопро-
сы экономики. 1996. № 1. С.47—62.

Макарушкша М.А., Эйдман Е.В., Иванников В.А. Проблема воли в зару-
бежной психологии // Вопросы психологии. 1988. № 3. С. 145—152.

Мамонова О.В. Особенности стратегий поведения " жертвы" и " на-
сильника" (на примере анализа девиантного стиля поведения):

Дипломная работа. М.: Институт психологии РАН, 1994.

Маслов С.Ю. Асимметрия познавательных механизмов и ее следст-
вия // Семиотика и информатика, вып. 20. 1983. С.3—34.

Маствилискер Э.И. Индивидуальный стиль общения в совмест-
ной деятельности // Проблемы интегрального исследования
индивидуальности и ее педагогические аспекты / Отв. ред.
Т.С.Тамбовцева. Пермь: ПГПИ, 1985. С. 14-30.

Маствилискер Э.И. Индивидуальный стиль общения в совмест-
ной игровой и предметной деятельности // Вопросы психо-
логии. 1989.№З.С.63-70.

Мельников В.М., Ямпольский Л. Т. Введение в экспериментальную
психологию личности. М.: Просвещение, 1985.

* Мерлин B.C. Очерк теории темперамента. Пермь, 1964.
Мерлин B.C. (Ред.) Очерк теории темперамента. Пермь, 1973.

* Мерлин B.C. Очерк интегрального исследования индивидуаль-
ности. М.: Педагогика, 1986.

Мерлин B.C., Климов Е.А. Формирование индивидуального стиля
деятельности в процессе обучения // Советская педагогика.
1967. №4. C.I 10-119.


литература

 

 


 


Мерлин B.C., Палей И.М. Проблемы интегральной характеристи-
ки индивидуальности в дифференциальной психофизиоло-
гии // Проблемы дифференциальной психофизиологии и ее
генетические аспекты / Под ред. В.С.Мерлина, Б.А.Никитю-
ка. Пермь, 1975. С.1-18.

Методология семейных исследований генетических факторов.
Женева: Всемирная Организация Здравоохранения, 1972.

*Мир Индивидуальности. Смоленск: СПГУ, 1995.

Моросанова В.И. Индивидуальный стиль саморегуляции в произ-
вольной активности человека // Психологический журнал. 1995.
Т.16.№4.С.26-36.

*Мухина B.C. Близнецы. М.: Просвещение, 1969.

Мясищев В.М. Психология отношений: Избранные психологи-
ческие труды. М.; Воронеж: Институт практической психоло-
гии, 1995.

*Налчаджян А.А. Социально-психическая адаптация личности.
Ереван: Изд-во АН Армянской ССР, 1988.

*Небылицын В.Д. Психофизиологические исследования индиви-
дуальных различий. М.: Наука, 1976.

* Небылицы» В.Д. Основные свойства нервной системы. М.: Педа-
гогика, 1991.

*Небылицын В.Д. Жизнь и научное творчество. М.: Научно-изда-
тельский центр " Ладомир", 1996.

Неймарк М.С. Психологическое изучение направленности лич-
ности: Автореф. дис.... д-ра психол. наук. М., 1972.
Николаева О.П. Исследование этнопсихологических различий

морально-правовых суждений // Психологический журнал.

1995. Т. 16. № 4. С.79-88.

Николаева Т.И. Опыт классификации ученых: метод—объект//
Вопросы кибернетики. Язык логики и логика языка. М., 1990.

Обозов Н.Н. Вопросы практической психодиагностики и психо-
логического консультирования в ВУЗе. Л.: Изд-во ЛГУ, 1984.

Павлов И.П. Лекции о работе больших полушарий головного мозга.
М., 1952.

*Павлов И.П. Избранные труды. М., Изд-во АПН РСФСР, 1951(а).
Павлов И.П. Двадцатилетний опыт объективного изучения выс-
шей нервной деятельности (поведения) животных. 7-е изд.

М.: Медгиз, 1951(6).


472 дифференциальная психология

Павлов И: П. О физиологическом механизме так называемых про-
извольных движений // Полное собрание сочинений. М.; Л.:

Издательство Академии Наук, 1951(в). Т. III, кн. II.

Павлов И. П. Общие типы высшей нервной деятельности живот-
ных и человека // Психология индивидуальных различий. Текс-
ты / Под ред. Ю.Б.Гиппенрейтер, В.Я.Романова. М.: Изд-во
Моск. ун-та, 1980. С.21—23.

Палей А.И. Эмоциональность и когнитивный стиль: соотношения
и психофизиологические характеристики // Психологичес-
кие проблемы индивидуальности, выпуск 1. М.; Л., 1983.

Палей И.М. Вопросы психофизиологической структуры индиви-
дуальности в связи с гипотезой о " U-образной" зависимости
эффективности функций возбуждения и торможения от ак-
тивации // Теоретическая и прикладная психология в Ле-
нинградском университете. Л.: Изд-во ЛГУ, 1969.

Палей И.М. Темперамент // Практикум по психологии, часть II.
Л.: Изд-во ЛГУ, 1972.

Палей И.М. К дифференциально-психологическому исследова-
нию студентов в связи с задачами изучения потенциалов
развития взрослого человека // Современные психолого-пе-
дагогические проблемы высшей школы. Л., 1974.

* Палей И.М., Магун B.C. Психологические характеристики лич-
ности и предпосылки ее социальных потенциалов // Социаль-
ная психология. Л.: Изд-во ЛГУ, 1979. С.90—105.

Панпурин В.А. Внутренний мир личности и искусство. Свердловск:

Издательство Уральского университета, 1990.

Пантилеев С.Р. Методика исследования самоотношения. М.:

Смысл, 1993.

Парилис С.Э. Когнитивный стиль " простота—сложность" как ха-
рактеристика индивидуальности: Автореф. дис.... канд. психол.
наук. М., 1988,

Перетятько Л. Г. Профессиональное призвание личности (пси-
холого-биографический аспект): Автореф. дис.... канд.психол.
наук. М.: Институт психологии РАН, 1991.

Петренко В.Ф. Экспериментальная психосемантика: исследова-
ния индивидуального сознания // Вопросы психологии. 1982.

№5.С.23-25.

Петренко В.Ф. Психосемантика сознания. М.: Изд-во Моск. ун-
та, 1988.

Петров В.М. Прогнозирование художественной культуры. (Воп-
росы методологии и методики). М.: Наука, 1991.


литература

 

 


 


Петровский А.В., Ярошевский М.Г. (Ред.) Психология: словарь.
М.: Издательство политической литературы, 1990.

Петровский А., Ярошевский М.Г. История психологии. М.: РГГУ,
1994.

Петровский В.А. Психология неадаптивной активности. М.: ТОО
" Горбунок", 1992.

Печенное В. В. Проблемы индивидуальности: общие и специаль-
но человеческие типы ВНД // Способности: к 100-летию со
дня рождения Б.М.Теплова. Дубна: Издательский центр " Фе-
никс", 1997.

Пиаже Ж. Избранные психологические труды. М.: Прогресс, 1969.
Платонов К. К. Краткий словарь системы психологических поня-
тий. М.: Высшая школа, 1984.

" Психология индивидуальных различий: Тексты. М.: Изд-во Моск.
ун-та, 1980.

•" Психология личности: Тексты. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1980.
Психология и психофизиология индивидуальных различий в

активности и саморегуляции человека. Свердловск, 1989.
" Психодиагностические методы (в комплексном лонгитюдном

исследовании студентов). Л.: Изд-во ЛГУ, 1976.

Равич-Щербо И.В. Метод близнецов в психологии и психофизи-
ологии // Проблемы генетической психофизиологии челове-
ка. М.: Наука, 1990. С.22-47.

*Равич-Щербо И.В. (Ред.) Роль среды и наследственности в фор-
мировании индивидуальности человека. М.: Педагогика, 1988.
Равич-Щербо И.В. (Ред.) Психогенетика человека. М., 1998.

Радищев А. Н. Избранные философские и общественно-полити-
ческие произведения. М., 1952.

Радлов Э.Л. Философский словарь: логика, психология, этика,
эстетика и история философии. 2-е изд. М.: Типограф1я
" Я.Данкинъ и Я.Хомутовъ", 1913.

Рождественская В.И. Влияние силы нервной системы и уровня
активации на успешность монотонной работы // Способнос-
ти: к 100-летию со дня рождения Б.М.Теплова. Дубна: Изда-
тельский центр " Феникс", 1997.

Россолимо Г.И. Психологические профили. СПб, 1910.

Ротенберг B.C., Аршавский В.В. Поисковая активность и адапта-
ция. М.: Наука, 1984.

Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. М.: ОГИЗ, 1946.


474 дифференциальная психология

*Русалов В.М. Биологические основы индивидуально-психоло-
гических различий. М.: Наука, 1979.

Русалое В. М. Теоретические проблемы построения специальной
теории индивидуальности человека // Психологический жур-
нал. 1986. Т. 7. № 4. С.23-25

Русалое В.М. Новый вариант адаптации личностного теста EPI
// Психологический журнал. 1987. Т. 8. № 1. C.I 13—126.

Русалое В.М. Природные предпосылки индивидуального поведе-
ния как фактор становления индивидуальности человека //
Журн. высшей нервной деятельности. 1989(а). Т. XXXIX, вы-
пуск 3. С.400-424.

Русалое В.М. Предметный и коммуникативный аспекты темпе-
рамента человека // Психологический журнал. 1989(6). Т. 10.
№ 1.С.10-21.

* Русалое В.М. Дифференциальная психофизиология // Тенден-
ции развития психологической науки / Отв. ред. Б.Ф.Ломов,
Л.И.Анцыферова. М.: Наука, 1989(в).

Русалое В.М. Опросник структуры темперамента. М.: Институт
психологии РАН, 1990.

Русалое В.М. Психология и психофизиология индивидуальных раз-
личий: некоторые итоги и ближайшие задачи системных иссле-
дований // Психологический журнал. 1991. Т. 12. № 5. С.3—17.

Русалое В.М. Продолжение поиска // Небылицын В.Д. Жизнь и
научное творчество. М.: Научно-издательский центр " Ладо-
мир", 1996.

Русалое В.М., Бодуное М.В. О связи интеллектуальных способно-
стей человека с уровнем пространственной синхронизации и
когеррентности ЭЭГ//Физиология человека. 1982. Т. 3. № 1.
С.3-12.

Русалое В.М., Дудин С.М. Темперамент и интеллект: общие и спе-
циальные факторы развития // Психологический журнал. 1995.
Т. 16. №5.

Русалое В.М., Кошман С.А. Дифференциально-психофизиологи-
ческий анализ интеллектуального поведения человека в ве-
роятностной среде // Психофизиологические исследования
интеллектуальной саморегуляции и активности. М.: Наука,
1980. С.7-57.

Русалое В.М., Парилис С.Э. Темперамент и своеобразие когни-
тивной системы личности // Психологический журнал. 1991.
Т. 12. №5. C.I 18-122.

Самсонов Н.В. Психология воли. М.: Русский Книжник, 1922.


литература

 

 


 


Селиванов В.В. Когнитивный стиль в процессе мышления // Пси-
хологический журнал. 1989. Т. 10. №4. С. 104—112.

Селье Г. Психофизиология стресса. М., Медицина, 1991.

Сеченов И.М. Избранные философские и психологические про-
изведения. М.: ОГИЗ, 1947.

*Симонов П.В. Эмоциональный мозг. М.: Медицина, 1984.

Скотникова И. Г. Системная взаимосвязь сенсорных стратегий и
особенностей индивидуальности: анализ с привлечением ка-
тегории когнитивного стиля // Системный анализ сенсорно-
перцептивных процессов / Ред. К.В.Бардин. М.: Институт
психологии АН СССР, 1988. С. 149-205.

Скотникова И.Г. Устойчивость когнитивного стиля в обычных и
особых условиях деятельности человека // Психологический
журнал.1995. Т.16.

Собчак Л.Н. ЭВМ и психология // Психологические проблемы
автоматизации научно-исследовательских работ. М.: Наука,
1987.С.152-156.

Собчак Л.Н. Стили мышления и поведения через призму теории
ведущих тенденций //Либин А.В. (Ред.). Стиль человека: пси-
хологический анализ. М.: Смысл, 1998. С.205—217.

* Соколова Е.Т., Николаева В.В. Особенности личности при по-
граничных рассмтройствах и соматических заболеваниях. М.:

SvR—Аргус, 1995.

Спилбергер Ч.Д. Концептуальные и методологические проблемы
исследования тревоги // Стресс и тревога в спорте. М.: Физ-
культура и спорт, 1983. С. 12—24.

'" Способности: к 100-летию со дня рождения Б.М.Теплова. Дуб-
на: Издательский центр " Феникс", 1997.

Спрингер С., Дейч Г. Левый мозг, правый мозг. М.: Мир, 1983.

*Стиль жизни личности. Теоретические и методологические проб-
лемы. Киев: Наукова думка, 1982.

Старович 3. Судебная сексология. М.: Юридическая литература,
1991.

Стреляу Я. Роль темперамента в психическом развитии. М.: Прог-
ресс, 1986.

Стреляу Я. Местоположение регулятивной теории темперамента
(РТТ) среди других теорий темперамента // Иностранная
психология. 1993. Т. 1. № 2. С.37—48.

" Талызина Н.Ф., Кривцова С.В., Мухаматулина Е.А. Природа инди-
видуальных различий: опыт исследования близнецовым ме-
тодом. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1991.


476 дифференциальная психология

Темнова Л. В. Специфика мыслительного процесса решения нрав-
ственных задач: Автореф. дис.... канд. психол. наук. М., 1991,

Теоретические проблемы психологии личности. М.: Наука, 1974
Теплое Б.М. Психология: Учебник для средней школы. М., 1946

* Теплое Б.М. Избранные труды: В 2 т. М.: Педагогика, 1986,

Типологические особенности высшей нервной деятельности, '
Под ред. Б.М.Теплова. М., 1956. Т. 1.

Титченер Э. Учебникъ психолопи. Пер. А.Болтунова. М.: М1РЪ
1914.

Тихомирова И.В. Типологический и димензиональный подходы в
изучении ориентировочной активности // Способности: к 100-
летию со дня рождения Б.М.Теплова. Дубна: Издательский
центр " Феникс", 1997.

*Толочек В.А. Стили деятельности: Модель стилей с изменчивы-
ми условиями деятельности. М., 1992.

Трофимова И.Н. Взаимосвязь темпераментальных характеристик
с параметрами семантического пространства человека: Авто-
реф. дис.... канд. психол. наук. М.: Институт психологии РАН.
1995.

Тхай Чи Зунг. Психологический возраст в структуре личностных
и интеллектуальных характеристик подростков школы-интер-
ната: Дипломная работа. ЛГУ, 1988.

*Умрихин В. В. Развитие советской школы дифференциальной

психофизиологии. М.: Наука, 1987.
Фресс П. Эмоции // Экспериментальная психология / Под ред.

П.Фресса, Ж.Пиаже. Выпуск V. М.: Прогресс, 1975.

Фромм Э. Душа человека. М.: Республика, 1992.
Фуллье С. Темпераментъ и характеръ. Пер. Линда. М., 1896.

Ханин Ю.Л. (Ред.) Стресс и тревога в спорте. М.: Физкультура и
спорт, 1983.

*Хекхаузен X. Мотивация и деятельность: В 2 т. М.: Педагогика.
1986.

* Холодная М.А. Когнитивные стили как проявление своеобразия
индивидуального интеллекта. Киев: УМК ВО, 1990.

Художественный метод и творческая индивидуальность писате-
ля. М: Наука, 1964.

Целибеев Б.А. К вопросу о копституциональном факторе фор-
мирования личности // Проблемы личности. Т.2. М., 1970.
С.36-44.


литература

 

 


 


*Ц1куратова И.П. Когнитивный стиль и общение. Ростов н/Д.:

Изд-во Рост. пед. ун-та, 1994.

* Шмальгаузеч И.И. Пути и закономерности эволюционного про-
цесса. М.: Наука, 1983.

*Штерн В. Дифференциальная психология и ее методические

основы. М.: Наука, 1998.
Эббингауз Г. Основы психологии. СПб., 1890.
Экман П. Почему дети лгут? М.: Педагогика-пресс, 1993.

*Эрман Л., Пирсоне П. Генетика поведения и эволюция. М.: Мир,

1984.

Юнг К.Г. Проблемы души нашего времени. М.: Прогресс—Уни-
верс, 1993.

*Юнг К.Г. Психологические типы. СПб.: Ювента; М.: Прогресс—
Универс, 1995.

Юркевич В. С. Саморегуляция как фактор общей одаренности //
Проблемы дифференциальной психофизиологии. М., 1972.

Якиманская И. С. Развитие пространственного мышления школь-
ников. М., 1980.

Якубик И. Истерия. М.: Медицина, 1981.

Ярошевский М.Г. Проблема детерминизма в психофизиологии XIX
века. Душанбе, 1961.

Ярошевский М.Г. Психология в XX столетии. 2-е изд. М.: Полит-
издат, 1974.

Ярошевский М.Г. История психологии. 3-е перераб. изд. М.: Мысль,

1985.

Ярошевский М.Г. Историческая психология науки. СПб, 1995.

*Ярошевский М.Г. Наука о поведении: русский путь. М.; Воронеж:

Институт практической психологии, 1996.

Abrahams, J.P., & Birren, J.E. (1973). Reaction time as a function of
age and behavioral predisposition to coronary heart disease //
Journal of Gerontology, 28, 29—50.

Ach, N.(1910).Uber den Willensakt und das Temperament. Leipzig.
Achenbach, T.M. (1982). Developmental psychopathology (2nd ed.).
New York: Wiley

Achenbach, T.M., Howell, C.T., Quay, H.C., & Conners, C.K. (1991).
National survey of problems and competencies among four to
sixteen year olds. Monographs of the Society for Research in
Child Development, 56 (3, Serial No.225).


тезаурус основных понятий*

Агрессивный, стиль (лат. aggreddiri — нападать) — деструк-
тивный стиль поведения, вызванный стремлением пре-
одолеть препятствие или устранить источник раздраже-
ния путем прямого или косвенного причинения вреда.

Активность — группа качеств, обусловливающих внутрен-
нюю потребность, тенденцию индивида к эффектив-
ному освоению внешней действительности. Реализует-
ся либо в умственном, либо в двигательном (в том чис-
ле рече двигательном) плане, а также в общении (Не-
былицын,
1976).

Аналитичность — склонность ориентироваться на разли-
чия в процессе категоризации объектов.

Атрибутивная теория — система объяснения индиви-
дуальных или социальных причин субъективного по-
ведения.

Афферентная система — сенсорная система, обеспечи-
вающая поступление информации в мозг.

Базовые системы ориентации — зафиксированные в струк-
туре жизненного опыта и сопряженные с системой пред-
почтений тенденции поведения, проявляющиеся в
ориентации-на-себя (субъектная репрезентация), ориен-
тации-на-других (коммуникативное взаимодействие) и
ориентации-на-предмет (предметно-манипулятивная
активность). Системы ориентации субъекта являются
предпосылкой к формированию специфики направлен-
ности личности (см.) и формируются под влиянием как
формально-генетических (наследственных), так и со-
циокультурных (воспитательных) факторов.

Базовый уровень — первичный симптомокомплекс свойств,
лежащий в основе иерархической организации системы
(подсистемы) индивидуальности и потенциально опре-
деляющий основные тенденции ее возможного развития.

* Определения, сформулированные другими автора-
ми, сопровождаются указанием фамилии. В некоторых
случаях после определения указывается порядковый но-
мер главы, в которой данное понятие рассматривается
более подробно.


тезаурус основных понятий

Биологический подход, в исследовании индивидуальнос-
ти — поиск источников особенностей поведения в раз-
личных структурах организма (гены, эндокринная сис-
тема, мозг, нервная система в целом).

Большая Пятерка (в теории личности) — пять основных
измерений, считающихся наиболее базовыми для че-
ловеческой личности в любой культуре (экстраверсия,
дружелюбность, добросовестность, эмоциональная ста-
бильность, открытость к опыту).

Вариативность — базовая черта поведения, определяющая
многообразие его форм.

Внесознательное — находящаяся вне фокуса сознания
сфера психики, фунционирование которой определя-
ется, в первую очередь, процессами непроизвольной
регуляции.

Возрастных срезов, метод — сравнение между собой харак-
теристик различных групп, включающих субъектов раз-
ного возраста, обследованных в данный момент времени.

Генотип — набор наследственных признаков, полученных
индивидом от родителей.

Геометрических форм предпочтения, тест (ТиГР) — фор-
мализованная проективная методика, основанная на
выявлении стратегий предпочтения основных геомет-
рических форм в процессе создания конструктивных ри-
сунков фигуры человека {Либин, 1989; Либин, Либин,
1994). Интерпретация результатов основана на стандар-
тизованной процедуре оценки стратегий предпочтения
и психографических изображений.

Гештальт — набор взаимосвязанных признаков, воспри-
нимаемых как целостная организованная структура.

Детерминизм — концепция, согласно которой физичес-
кие, поведенческие и ментальные события не являют-
ся случайными, а, скорее, обусловлены действием спе-
цифических причинных (каузальных) факторов.

Дифференциальная психология — специальная область
человекознания, предметом которой является анализ

. структуры индивидуальности на основе изучения ин-
дивидуальных, типологических и групповых различий
между людьми методом сравнительного анализа.


526 дифференциальная психология

Дифференциация индивидуальности -- постепенное уве-
личение дистантности (что отражается в уменьшении
плотности связей) между психологическими структу-
рами в онтогенезе.

Дифференциация психики — нарастание специализации
отдельных функций познавательных, эмоциональных и
регулятивных процессов в соответствии с этапами раз-
вития субъекта.

Дифференциация поведения — структурирование и упо-
рядочивание по мере развития субъекта системы его
реакций, способов поведения и форм взаимодействия
с миром.

Зависимая переменная — любая переменная, значение
которой изменяется при изменении одной или несколь-
ких более независимых переменных.

Защитные механизмы — внесознательно обусловленные
процессы, направленные на снижение тревоги; заме-
щающая форма разрешения внутриличностных конф-
ликтов.

Идеографический подход — центрированный-на-особен-
ном метод изучения индивидуальности, акцентирую-
щий внимание на анализе ее внутренней структуры с
целью подчеркнуть неповторимость и уникальность
субъектной организации.

Иерархия — организованная в восходящем порядке систе
ма расположенных на различных уровнях обобщеннос-
ти признаков, связанных логикой формирования на ос-
нове причинно-следственной закономерности.

Иерархия сигналов, в психологии — совокупность уров-
ней сигналов различной степени сложности и меры об-
щности: от универсальных нервных процессов через
представленные в виде первых сигналов элементарные
нервно-психические образования, до высшей формы
нервно-психических процессов, выраженной во вторых
сигналах — рече-мыслительных актах.

Импульсивность — поведенческая переменная, характе-
ризующая склонность человека действовать сразу после
возникновения' влечения (Kagan, 1966). Стремление
действовать по первому побуждению.


тезаурус основных понятий

Индивидуальный стиль деятельности — индивидуально-
своеобразная система психологических средств, к ко-
торым сознательно или стихийно прибегает человек, в
целях наилучшего уравновешивания своей (типологи-
чески обусловленной) индивидуальности с предметны-
ми внешними условиями деятельности (Климов, 1969).

Интернальность — общая поведенческая тенденция пола-
гаться на себя и свои силы в различных жизненных си-
туациях.

Картина жизненного пути — важнейшая характеристика
самосознания человека, отражающая этапы индивиду-
ального развития и дающая целостное представление о
связанности событий жизненного пути в единую систе-
му отсчета.

Когнитивная карта — ментальная репрезентация физичес-
кого пространства. Когнитивный стиль — устойчивые
способы приема и переработки информации, проявля-
ющиеся в индивидуальной специфике организации по-
знавательных процессов, влияющей на все уровни мен-
тальной иерархии, включая личностные особенности.

Конструкт, личностный — основная единица анализа тео-
рии личностных конструктов Дж.Келли (Kelly, 1969), вы-
ступающая в виде основания для классификации опреде-
ленных классов объектов окружающей действительности.

Конструктивная активность человека — опосредованное
сознательными усилиями поведение, направленное на
преобразование ситуации в соответствии с субъектив-
ными потребностями.

Конструктивные рисунки фигуры человека — используе-
мый в формализованном проективном тесте (см. Гео-
метрических форм предпочтения, тест) способ изобра-
жения заданного объекта — фигуры человека — с по-
мощью набора конкретных элементов, в качестве кото-
рых используются основные геометрические формы
(треугольник, круг и квадрат).

Конформность — тенденция адаптироваться к поведению,
установкам и ценностям членов референтной группы.

Коэффициент корреляции — статистическое измерение
степени соответствия между двумя переменными; обо-
значается как г.;


 

дифференциальная психология


 


Культурный контекст — устойчивый набор ценностей,
стереотипных представлений, правил поведения, раз-
деляемых большинством членов данного социального
окружения.

Локус контроля — (от лат. locus — место) параметр, опи-
сывающий тенденцию субъекта помещать точку от-
счета вне пределов своей индивидуальности (экстер-
нальный локус) или внутри ее сферы (интернальный
локус).

Метахарактеристики инструментальной (формально-дина-
мической) стороны индивидуальности:

— структурные:

интенсивность—умеренность: характеризует готовность че-
ловека к энергозатратам, проявляющимся в его адаптаци-
онных и конструктивных возможностях (энергетический
параметр взаимодействия человека с физической и со-
циальной средой);

устойчивость—изменчивость: описывает частоту и длитель-
ность интеракций, связана с временными параметрами вза-
имодействия человека со средой;

широта—узость: характеризует масштаб субъективных
шкал, а также меру сложности в структуре внутренних и
внешних связей, сопрягающих субъекта с ситуацией; от-
ражает пространственный компонент взаимодействия;

включенность—отстраненность: выступает как проявление
меры дистантности между субъектом и средой, отражая
сигнально-информационную специфику этого взаимодей-
ствия, проявляющуюся также в чувствительности к обрат-
ной связи.

— функциональные:

компенсаторностъ: рассматривается как потенциальная воз-
можность интрасубъективной системы сохранять сбалан-
сированное функционирование (гомеостаз), несмотря на
наличие деструктивной тенденции;

оптимальность: возможность достижения субъектом мак-
симального объема информации в данных условиях при
минимальных энергетических и временных затратах. Опти-
мальное взаимодействие со средой предполагает сохране-
ние устойчивого функционального состояния компенса-
ции (основанного на взаимозаменяемости элементов сис-


тезаурус основных понятий

темы) — то есть возможности поддержать заданный уро-
вень активности, несмотря на " локальные сбои" в работе
всей системы индивидуальности;

адаптивность: проявляется в виде способности субъекта
синхронно перестраиваться в соответствии с требования-
ми изменяющейся среды;

результативность: выступает в виде меры соответствия по-
ведения субъекта условиям поставленной задачи.
Структурные и функциональные метапараметры индиви-
дуальности человека объединены в структурно-функцио-
нальной модели, построенной в соответствии с основны-
ми принципами формального подхода (см. 7.7 и 10.5).
Мечта — форма состояния сознания, при котором вни-
мание отвлечено от непосредственно актуальной си-
туации.

Наследственность — характеристика степени выраженно-
сти генетической детерминации в отношении опреде-
ленных свойств.

Независимая переменная — характеристика стимула, сис-
тематически изменяемая экспериментатором с целью
предсказать нужный эффект в поведении субъекта.
Номотетический подход — выявление в индивидуальности

универсальных черт и паттернов, присущих всем людям.
Образ тела — представления человека о собственной фи-
зической внешности.

Образ-Я — система представлений человека о самом себе
как отдельном и уникальном субъекте. Центральное об-
разование в структуре личности.

Общий фактор интеллекта (g-фактор) — наиболее общая
характеристика умственных способностей субъекта, свя-
занных с успешностью выполнения набора тестовых
заданий и определяющих академическую успеваемость.
Переменная — процесс, условие или событие, которое

изменяется (переменяется) или варьирует.
Плацебо эффект — изменение субъективного состояния
под воздействием косвенного внушения (обычно с ис-
пользованием замещающего стимула).
Поведение — наблюдаемые действия, характеризующие
субъективное взаимодействие с различными фрагмен-
тами реальности.


дифференциальная психология

Психогенетика — область человекознания, объединяющая
генетические и психологические методы определения
влияния генотипа на формирование поведенческих черт
и функционирование индивидуальных образований,
таких как темперамент, интеллект etc.

Предпочтения — наиболее частое повторение одного па-
раметра по сравнению с другими в общем паттерне при-
знаков. Система предпочтений является одним из ос-
новных механизмов, сопрягающих индивидуальные
свойства субъекта с реализуемыми им способами взаи-
модействия с миром.

Привязанность — продолжительные эмоционально-со-
циальные отношения между ребенком и родителем (либо
замещающим его лицом).

Простота—сложность, когнитивная — тенденция конст-
руировать социальное поведение многомерно, так что
более сложному индивиду доступна более разнообраз-
ная система для восприятия поведения других, чем про-
стому (5ге/7, 1979).

Психографика (греч. psyche — душа и grapho — начерта-
ние) — система диагностики и анализа психических
проявлений, регистрируемых с помощью графических
техник.

Психологическая культура (греч. psyche — душа, лат. cultus —
возделывание) — совокупность зафиксированных в че-
ловеческом опыте способов индивидуального и общест-
венного самопознания, а также оптимального взаимо-
действия людей, лежащих в основе прогрессивного раз-
вития социума.

Редукционизм — сведение сложного к более простому,
например, сведение закономерностей сложных явлений
верхних уровней к нижележащим закономерностям.

Рисунок — образ, передающий очертания чего-либо, в пси-
хологии используется как средство диагностики инди-
видуальности.

Самоактуализация — своевременный осознанный выбор
человека в пользу своей духовной сущности и поэтап-
ное воплощение своих актуальных потребностей в жизнь.

Семантика, ментального образа — система обобщенных
универсалий субъективных значений — от неосознава-
емых ощущений до компонентов образа-Я.


тезаурус основных понятий

Синестезия — психофизиологический феномен возникно-
вения ощущения в модальности, не подвергающейся в
данный момент раздражению. Кросс-модальный меха-
низм синестезии имеет морфологическое обоснование.

Синтетичность — характеристика когнитивного стиля,
описывающая склонность ориентироваться на сходство
в процессе категоризации объектов.

Способности — индивидуальные свойства, определяющие
продуктивность функционирования всей системы ин-
дивидуальности в конкретных ситуациях.

Совладание — умение справляться с ситуацией, оценива-
емой как угрожающая.

Совладания, психология (от старорусс. лад, сладить — то
есть одолеть, справиться) — раздел психологии инди-
видуальности, посвященный изучению механизмов кон-
структивного поведения человека






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.