Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Интерпретация базовых параметров






Эмоциональная компетентность (от лат. emover — вол-
новать и competentis — соответствующий) обозначает спо-
собность личности осуществлять оптимальную координа-
цию между эмоциями и целенаправленным поведением
(Либина, 19956). Эмоциональная компетентность (ЭК) ос-
нована на адекватной интегральной оценке человеком сво-
его взаимодействия со средой. Адекватность означает учет


 

реакции НА СТРЕСС: ЗАЩИТА ИЛИ СОВЛАДАНИЕ?


 


внешних (стимул и обстановка) и внутренних (состояние
организма и прошлый опыт) факторов, воздействующих
на индивидуума в ситуации. Психофизиологической пред-
посылкой ЭК служит симптомокомплекс свойств, прояв-
ляющийся как в чувствительности к расхождению между
ожидаемым и полученным результатом, так и в чувстве
удовлетворенности достигнутым.

ЭК связана с умением личности соотносить предпочи-
таемый стиль реагирования со своими доминирующими
потребностями и параметрами конкретной ситуации. Роль
ЭК в регуляции индивидуального поведения заключается
в разграничении содержащихся в прошлом эмоциональ-
ном опыте образов и представлений с актуальными сти-
мулами среды. Психологическое значение этого параметра
стиля реагирования выражается в стремлении субъекта
поддерживать динамичное равновесие между желаниями
и объективными условиями для их удовлетворения, а так-
же между своими возможностями и способами их реализа-
ции. Эмоциональная компетентность определяет содержа-
тельную сторону эмоциональной зрелости личности и имеет
характерные отличительные признаки — учет целесооб-
разной направленности эмоций, означающий использо-
вание силы позитивных эмоций (воодушевление, восторг,
интерес, удовлетворенность достигнутым результатом) для
совладания со сложными ситуациями, а также конструк-
тивное использование негативных эмоций (раздражение,
тревога, дискомфорт) как сигнала о неудовлетворенной
потребности и необходимом изменении поведения.

Развитие ЭК связано с увеличением вариативности
поведения на основе расширения диапазона эмоциональ-
ных реакций, что способствует адекватному самовыраже-
нию личности и совершенствованию навыков конструк-
тивной активности. Формирование ЭК подразумевает и
эмоциональное воспитание, то есть " такое включение [эмо-
Ций] в общую систему поведения, когда они оказываются
тесно связанными со всеми другими реакциями и не вры-
ваются в их течение нарушающим и расстраивающим об-
разом" (Выготский, 1926, с.69). Обучение ЭК, например,

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.