Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Человек в контексте ситуации. Ний в области поведения экологических систем, напри- мер: нарушающая жизненный цикл цепная реакция, выз- ванная таким






ний в области поведения экологических систем, напри-
мер: нарушающая жизненный цикл цепная реакция, выз-
ванная таким, казалось бы незначительным, фактором как
появление бабочек или других " маленьких" насекомых,
уничтожающих посевы). В соответствии с этим эффектом,
незначительные, находящиеся за пределом предсказания
пертурбации могут иметь драматический эффект (Gleik,
1987). Можно предположить, что смущенные " эффектом
бабочки" исследователи склонны полагать невозможность
определения личностных переменных, позволяющих изу-
чать взаимодействие индивидуума и ситуации с позиции
консенсуса, предполагающего учет равновероятной воз-
можности влияния на исход дела как субъективных, так и
объективных факторов.

В последнее время все большее внимание со стороны
дифференциальных психологов уделяется анализу поведе-
ния человека в сложных обстоятельствах. Центральное ме-
сто при этом занимает вопрос о природе переменных, от
которых зависит благоприятность—неблагоприятность ис-
хода. Рассмотрению различных подходов к решению этой
проблемы и посвящены изложенные ниже подразделы.

21.2. адекватность ОЦЕНКИ ПРОИСХОДЯЩЕГО

Успешное разрешение ситуации зависит не в последнюю
очередь от степени адекватности оценки происходящего.
Часто тяжелые последствия перенесенного стресса оказы-
ваются результатом рассогласования между реальной слож-
ностью неприятного события и субъективной оценкой его
значимости. Поэтому успешность выбранного стиля реа-
гирования связана и с тем, будет или нет событие воспри-
ниматься как угрожающее (см. рисунок 29).

Смещение по шкале производимой личностью оценки
слева направо при анализе значимости конкретной ситуа-
ции говорит о необходимости перейти от эмоциональных
переживаний к решительным действиям. Если стадия не-
гативных переживаний затягивается, даже когда стрессо-
вое событие оценивается в соответствии с 4 пунктом шка-


реакции НА СТРЕСС: ЗАЩИТА ИЛИ СОВЛАДАЙ ИЕ? ___________435

Рис. 29. Шкала адекватности оценки стрессового события

лы, то неизбежен нервный срыв, провоцирующий неуп-
равляемую и неадекватную реакцию. В этом случае стресс
грозит перейти в дистресс.

С.Томпсон (Tompson, 1986) опросила несколько десят-
ков человек в возрасте старше шестидесяти лет сразу пос-
ле того, как сгорели их дома, а затем год спустя. Цель ис-
следования заключалась в проверке гипотезы о том, что
нахождение позитивных моментов в трагическом событии
позволяет людям легче пережить его. Было выделено пять
способов смягчения ситуации:

— обнаружение неожиданно появившихся побочных
положительных моментов (" Зато мы теперь живем вместе
с детьми");

— сознательное сравнение с другими погорельцами (" У
нас хоть стоимость дома была не до конца выплачена, а
вот у соседей...");

— представление еще более худших последствий ситуа-
ции (" Мы ведь остались живы, а ведь могли и погибнуть! ");

— попытки забыть о случившемся (" Вы о чем говори-
те? О пожаре? Да мы об этом давно уже забыли");

— реинтерпретация ситуации (" Нам все равно давно
уже надо было переехать в другое место") (см. также Ли-
бин, Парилис,
1998).

21.3. индивидуальные СТИЛИ РЕАГИРОВАНИЯ

Традиционно под стилем реагирования понимается па-
раметр индивидуального поведения, характеризующий







© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.