Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Человек в контексте ситуации. Рекцией неудач за счет собственных усилий; наличием ус- тойчивых жизненных планов с элементом ригидности;






рекцией неудач за счет собственных усилий; наличием ус-
тойчивых жизненных планов с элементом ригидности;

* высокий нереалистичный уровень притязаний сопро-
вождается фрустрированностью, требовательностью к дру-
гим и обвинением окружающих; такие субъекты тревож-
ны, не выносят подчинения, но ничего не делают для ре-
ализации собственных планов; малообщительны и инфан-
тильно аффективны;

* умеренный уровень притязаний свойственен прини-
мающим себя в целом субъектам; они не ищут самоутвер-
ждения, уверены в себе, настроены на успех, соразмеряя
усилия с ценностью достигаемого;

* низкий уровень притязаний сочетается со средними
возможностями субъекта, как правило, осознаваемыми им
самим; установка на подчинение и очевидная беспомощ-
ность; скромные цели и слабость перед неудачей часто
отражают стремление стать более опекаемым; планы на
будущее неясны, временная перспектива структурирована
слабо.

Как видно из этого небольшого перечня некоторых ос-
новных компонентов—слагаемых успеха, есть большие ос-
нования предполагать связь этого конструкта скорее с лич-
ностными предпосылками, чем с ситуативными детерми-
нантами, имея в виду возникающие в жизни каждого из
нас обстоятельства, затрудняющие или облегчающие дос-
тижение намеченных целей.

Понятие успеха как такового имеет ключевое значе-
ние для любого человека. Однако далеко не всегда раз-
личаются уровни этого важнейшего конструкта, пред-
ставленные организованными в иерархическую структу-
ру ортогональными факторами: степень самосовершен-
ствования, профессиональные достижения и жизненный
успех (см. рисунок 28).

Личностный успех выражается в достигнутом челове-
ком уровне личностной зрелости, связанном с ощущени-
ем субъективного и семейного благополучия. Успех про-
фессиональный отражается в степени творческого своеоб-
разия конечного результата или продукта деятельности.


W

профессиональная КОМПЕТЕНТНОСТЬ... 429

Рис. 28. Факторы успеха

Наконец, жизненный успех может быть достигнут как за
счет одного из этих двух факторов (и в этом случае он
неизбежно строится на основе гиперкомпенсации), так и
за счет наиболее оптимального сочетания личностного и
профессионального компонентов.

Связующим звеном системы факторов успеха оказыва-
ется своеобразие таких личностных переменных, как пред-
почтение ценностей и мотивация достижения. Наиболее
существенное различие выражается в преобладании у
субъекта так называемой " внутренней" или " внешней"
мотивации. Первая связана с удовлетворением от самого
процесса работы, вторая — с ориентацией на вознаграж-
дение как единственный ценный результат.

Огромное количество исследований на эту тему вы-
полнено с целью изучения влияния ситуационных фак-
торов на мотивацию, хотя и они показывают, что внеш-
не мотивированные субъекты обнаруживают гораздо
большее количество побочных негативных эффектов —
меньшую креативность, большую нетерпеливость и мень-
шую обучаемость (Amabile, Goldfarb & Brackfield, 1990).
Изучение типов мотивации как проявления личностных
черт привело к созданию конструкта " каузальная ори-
ентация", для измерения которого предлагается специ-
альный опросник, выявляющий три компонента каузаль-
ной (причинной) ориентации — автономность, конт-
роль и нейтральность (Deci & Ryan, 1985). Каузальная
ориентация связана с общими предпочтениями субъек-
та в способах вознаграждения, структурирующих его
жизнь. Обнаружено, что автономно-ориентированные







© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.