Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Человек в контексте ситуации. Лекса, разработанный на базе концепции Опросник изме- рения профессиональных предпочтений (holland, 1985) широко используется и служит для создания новых







 


лекса, разработанный на базе концепции Опросник изме-
рения профессиональных предпочтений (Holland, 1985)
широко используется и служит для создания новых моде-
лей межличностного поведения.

20.2.2. субъективные установки, продуктивность труда и

УДОВЛЕТВОРЕННОСТЬ РАБОТОЙ

Работа — один из самых важных видов активности в
человеческой жизни. Поиск подходящего рода занятий со-
провождает нас с детства до глубокой старости. Наличие
или отсутствие работы как профессионального вида дея-
тельности сказывается на важнейших личностных прояв-
лениях, таких как самооценка, психологическое и психи-
ческое здоровье (Kuhnert & Palmer, 1991). Ключевые слова
для дифференциально-психологического аспекта этой про-
блемы — установка, рабочая мотивация, профессиональ-
ный отбор, оптимальность работы (проявляющаяся как
соотношение объективных показателей продуктивности и
субъективной удовлетворенности).

Большое внимание в этой области уделяется исследо-
ваниям межиндивидуальных различий по продуктивности
и удовлетворенности работой. Созданная на основе боль-
шого количества данных первоначальная каузальная схе-
ма, рассматривающая удовлетворенность как причину, а
продуктивность как следствие, была дополнена положе-
нием о том, что с ростом продуктивности растет удовлет-
воренность внешними сторонами работы — заработком,
условиями и пр. (Siegal & Bowen, 1971). Однако безусловное
преобладание позитивной связи между продуктивностью
и удовлетворенностью в обоих случаях также не является
единственной тенденцией. В.С.Магун, проанализировав
данные собственного исследования, охватившего более
четырех тысяч человек, а также данные других авторов,
выявил наличие двух тенденций — позитивной и негатив-
ной — в соотношении продуктивности (П) с удовлетво-
ренностью (У). Направленность тенденций зависит от
" энергетической цены деятельности", фиксирующей по-
тери и вредные для субъекта последствия деятельности.


 

профессиональная КОМПЕТЕНТНОСТЬ...


 


Исследователь предположил, что устойчивые, но не боль-
шие коэффициенты корреляции между П и У являются
следствием разнонаправленных связей между этими пока-
зателями и что эффективным средством расщепления " ви-
димых" корреляций является факторный анализ. Перво-
начально были получены два наиболее информативных
фактора (Magun, 1993):

— фактор конгруэнтных соотношений, в котором по-
казатели У прямо пропорциональны величине П; то есть,
" чем лучше человек работает, тем в большей мере он удов-
летворен различными аспектами своего труда";

— фактор дисгармоничных соотношений, в который
показатели П и У вошли с противоположными знаками,
то есть, " чем выше продуктивность работника, тем хуже
удовлетворены его потребности".

Следующий этап разработанного автором метода рас-
ширенных факторов (Магун, 1985) заключался в фор-
мировании двух групп работников (в каждую вошло не
менее 600 человек), имеющих полярные значения по
одному и тому же фактору. Для этих групп вычислялись
коэффициенты корреляции между У и П. Результаты
факторного " расщепления" подтвердили первоначаль-
ную гипотезу — в подгруппе с конгруэнтным соотноше-
нием П и У позитивные корреляции между этими пока-
зателями значимо превышали значения, полученные на
всем массиве, а в подгруппе с дисгармоничным соотно-
шением П и У все значения были ниже общесредних и
большинство связей имело инвертированную, по срав-
нению с первой подгруппой, направленность. Интерес-
но, что результаты, полученные после обработки дан-
ных, предоставленных американскими исследователями,
подтвердили факт существования разнонаправленных
связей между П и У, и, в то же время, для " американс-
ких организаций превалирование отрицательных взаи-
мосвязей между продуктивностью труда и удовлетворен-
ностью работой встречалось в два раза реже, чем преоб-
ладание положительных взаимосвязей" (Magun, 1993).

14*







© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.