Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Типовые измерения субъективной реальности. Зало значимое влияние на игру испытуемых







 


зало значимое влияние на игру испытуемых. Только одна
треть игроков выбрала кооперативный ход игры на пер-
вом этапе " Уолл Стрит", в то время как на первом эта-
пе " Общественной Игры" кооперативный ход выбрали
более двух третей игроков. Более того, эти различия ос-
тавались в силе и на последующих этапах.

" Кандидатский" статус (или репутация), напротив, не
оказал практически никакого влияния на ход игры. Игро-
ки, оцененные как наиболее склонные к кооперации или
дезертирству, показали одинаково низкий уровень коопе-
рации на первом этапе игры " Уолл Стрит" и одинаково
высокий уровень кооперации на первом этапе " Обществен-
ной игры". Более того, эта тенденция сохранялась и на
последующих этапах, несмотря на то, что пары игроков
всегда состояли из испытуемых с одинаковым статусом (то
есть склонных к кооперации или дезертирству).

Еще один показательный факт заключается в том, что
консультанты, характеризующие кандидатов и осуществ-
ляющие оценку вероятности " кооперативных" или " де-
зертирских" ходов, значительно недооценили влияние
названия игры на истолкование ее испытуемыми и на их
поведение в игре, зато значительно переоценили предска-
зательную силу своих впечатлений о характере и склонно-
стях испытуемых, сделанных на основе наблюдения за ними
в других ситуациях.

Такие неудачи в понимании и принятии позиции дру-
гого — или, правильнее, недооценка неожиданных и ка-
жущихся неоправданными действий других — являются
свидетельством того, что субъекты и наблюдатели на са-
мом деле реагируют на разные ситуации. Эти несовпаде-
ния встречаются повсеместно в социальной и политичес-
кой жизни. Все это способствует появлению " кажущегося
соответствия" или " фундаментальной атрибутивной ошиб-
ки" (Ross, 1977; 1995), то есть тенденции наблюдателей
приписывать причины социального поведения личным
качествам субъекта, а не ситуативным факторам, влияние
которых он испытывает. Эти же ошибки приводят к тому,
что наблюдатели недооценивают влияние ситуации на те


 

рдрАМЕТРЫ ИНДИВИДУАЛЬНОГО САМОСОЗНАНИЯ


 


или иные действия и результаты, по сравнению с самими
субъектами (Ross, 1981).

18.4. субъективное ИСТОЛКОВАНИЕ ЖИЗНЕННЫХ
СОБЫТИЙ: АТТРИБУТИВНЫЕ СТИЛИ

Некоторые индивидуальные черты оказывают значи-
тельное влияние на формирование склонности к той или
иной интерпретации событий, формирующейся уже в дет-
стве. Крайняя негативно-интерпретирующая позиция на-
ходится на линии пограничных состояний, в частности,
депрессивных расстройств. Анализируя оценочные пристра-
стия, психологи выделяют депрессогенный атрибутивный
(от лат. attribute — приписывать) стиль. Депрессивные дети,
по сравнению с недепрессивными, склонны оценивать
негативные события как постоянные (так всегда будет),
интернализируют их (это все по моей вине случилось) и
глобализируют (все ситуации будут такими же) (Bodiford
ef al.,
1988). Сверхобобщение характерно и для людей,
никогда не испытывающих депрессии. " Эффект Полианы",
который выражается в переживании постоянного ощуще-
ния счастья и восприятии мира в " розовом свете" (Maltin,
Gawron,
1979), является крайней (и наверняка не такой
уж позитивной) отметкой на положительном полюсе шка-
лы счастья.

Позитивное мышление как способ интерпретации со-
бытий рассматривается в последнее время как важный
параметр фактора уязвимости. Н.Штейн (Stein et al., 1995)
с коллегами обследовали группу людей, не инфициро-
ванных вирусом СПИДа, но имеющих погибших от
СПИДа партнеров. Интервьюирование проводилось че-
рез две и четыре недели после потери, а также по про-
шествии года. Опрос был направлен на выявление оцен-
ки, включающей в себя отношение к людям и событи-
ям, действиям и поступкам, связанным со случившим-
ся в жизни самого опрашиваемого событием. Позитив-
ная оценка включала в себя описание положительной
бороны взаимоотношений и своей роли в качестве че-


390 типовые ИЗМЕРЕНИЯ СУБЪЕКТИВНОЙ РЕАЛЬНОСТИ

ловека, облегчающего страдания умирающему. Негатив-
ная оценка включала сообщения о страхе перед буду-
щем, сожаление об утрате отношений, которые были с
партнером. Количество сделанных негативных оценок
оказалось сильным предиктором неудовлетворительно-
го морального состояния сразу после смерти друга (под-
руги), а также степени выраженности депрессивной сим-
птомологии через год после этого события. Позитивные
оценки были значимым предиктором позитивного са-
моощущения интервьюируемых через год и (низкого)
уровня депрессии через месяц.

18.5. счастливчики И НЕСЧАСТНЫЕ ИЛИ

Личность и судьба

Существует две теории, по-разному отвечающие на
вопрос: " Является ли счастье достоянием " счастливой
натуры" или это производная от количества встречаю-
щихся в жизни приятных ситуаций? ". Приверженцы лич-
ностной концепции считают соответственно личностную
детерминанту определяющей и полагают, что ощуще-
ние счастья, жизненного благополучия зависит от того,
как сам человек истолковывает и оценивает жизненные
ситуации (Аргайл, 1990). Другие специалисты считают,
что переживание счастья находится в прямой зависимо-
сти от числа приятных жизненных ситуаций (Diener, 1984).
Не преуменьшая важности учета ситуативной перемен-
ной, мы имеем все основания считать более убедитель-
ной первую точку зрения, подкрепляемую следующими
данными (см. таблицу 15).

Ощущение несчастья, рассматриваемое как проявление
симптомокомплекса, включающего в себя значительное
количество переменных, само является компонентом бо-
лее широкого синдрома свойств. Наиболее часто отмечае-
мые признаки — отрицательные эмоциональные состоя-
ния, нейротицизм и одиночество.

Майкл Аргайл и его сотрудники (Argyle, Furnham &
Graham,
1981) обнаружили, что люди с высокой тр'-'-


параметры ИНДИВИДУАЛЬНОГО САМОСОЗНАНИЯ 391

Таблица 16 Личностные особенности и ощущение счастья

^ССЫЛКа на aBTODa ИССПелпрЯНМЯ пяет-га an втпппй KTinriui/oV

Несчастливые   Счастливые  
Социальные взаимоотношения—   Проявляют доброжелательность к  
источник беспокойства и раздражения.   людям, склонны'находить  
    положительное в ситуациях (Bower,  
    1981).  
Склонны откладывать исполнение   Умеют планировать время (Weesman,  
своих замыслов, испытывают   Ricks, 1996).  
беспокойство по отношению к      
будущему.      
Не верят в свою способность   Считают, что они контролируют и  
контролировать события.   определяют ход событий (Diener, 1984).  
Сильное расхождение между уровнем   Меньше расхождений между реальным  
притязаний и достижениями.   и идеальным образом-Я (Wilson, 1967).  
    Стремятся к " поиску ощущений" (То/ог,  
    1978).  

 

вожностью и отсутствием навыков общения избегают
самых обычных социальных ситуаций, включая свида-
ния и вечеринки (Совсем не обязательно это означает,
что интровертированность как черта характера обрекает
человека быть несчастным. Авторы исследования не слу-
чайно отказались от употребления этого понятия, пока-
зав тем самым, что изменение полюсности этих двух
переменных — тревожности и навыков общения — за-
висит от желания и взглядов самого человека.) Ряд ис-
следований показывает, что люди, характеризующиеся
выраженной экстравертированностью, имеют большее
ощущение благополучия, так как в течение жизни чаще
вовлекаются в благоприятные ситуации (Heady, Wearing,
1986). С другой стороны, среди лиц, склонных к обще-
ственным правонарушениям, также большее количество
экстравертов. Поэтому более обоснованной выглядит
другая характеристика — позитивное отношение к са-
мому себе. Одной из самых устойчивых корреляций (с
высоким уровнем значимости) является связь самоува-
жения — как одного из основных компонентов само-
оценки — с переживанием субъективного благополучия
(Campbell, 1981).


 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.