Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Типовые измерения субъективной реальности






соким уровнем неиротицизма оценок пассивности, сла-
бости и неупорядоченности согласуется с теорией темпе-
рамента Д.А.Грэя (1993), согласно которой невротики и
интроверты более чувствительны к негативным стимулам.
Также снижение уровня значимости стимулов позволяет
эмоционально нестабильному субъекту оградить себя от
непосильной активности, экономя энергетические ресур-
сы (см. Трофимова, 1995).

Изучение индивидуальной специфики психосеманта -
ческого пространства проводится также в контексте ана-
лиза самых разнообразных человеческих различий. С.Э.Па-
рилис, исследуя престиж профессий у молодежи, выде-
лил три фактора профессиональных предпочтений, по
каждому из которых профессии были оценены с помс
щью метода семантического дифференциала. Результаты
показали близость глобальных осей универсального семан-
тического пространства (Оценки, Силы и Активности) с
престижностью профессий работников материального про-
изводства и сферы обслуживания. При этом шкалы Оцен-
ки используются применительно к профессиям, тре-
бующим высшего образования, шкала Силы — к рабочим
и сельскохозяйственным специальностям, шкала Актив-
ности — к торговле и бытовому обслуживанию. Молодежь
связывает Оценку с престижем, Силу —с непосредствен-
ным вкладом в производство, Активность — с возможно-
стью получения побочных доходов (см. Либин, Парилис,
1998).

18.2. личностные КОНСТРУКТЫ КАК " ПУТИ
ПРЕДСКАЗАНИЯ СОБЫТИЙ"

Понятие системы личностных конструктов и ее важ-
нейшего измерения — когнитивной " простоты—сложнос-
ти" — связано с развитием представлений о человеке как
исследователе, выдвигающем и проверяющем в жизнен-
ном эксперименте гипотезы, а также формирующем
субъективные концепции, элементарной единицей кото-
рых служит дихотомическая классификационная шкала,
или личностный конструкт (Kelly, 1955; Bieri, 1955). Пол


 

параметры индивидуального самосознания


 


конструктом понимается основание для классификации
окружающей действительности, своеобразная ось коорди-
нат субъективного семантического пространства, по кото-
рой можно группировать определенный класс объектов
(КеНу, 1963). Основной постулат теории Келли формули-
руется в следующем виде:

" Личностные процессы психологическим образом направ-
ляются по путям предсказания событий, то есть человека
можно охарактеризовать в терминах его попыток прогнози-
рования собственного опыта" (там же, с.5).
Среди одиннадцати следствий, которые Дж.Келли вы-
водит из своего постулата, наиболее важными для наших
целей являются три (Kelly, 1969):

* " конструктивное следствие" — " человек, прогнози-
руя события, конструирует их повторение", то есть люди
находят повторяющиеся темы в собственном опыте;

* " следствие о выборе" связано как с представлением
об иерархическом характере конструктивной системы, так
и с положением об использовании альтернативы конст-
рукта для целей расширения всей системы. Результат вы-
бора оценивается в терминах изменений собственной
иерархии находящихся во взаимосвязи дихотомий. В кон-
тексте индивидуального развития альтернативность конст-
руктов " предполагает прогрессивную дифференциацию
системы, которая выражается в увеличении числа неза-
висимых подсистем, каждая из которых специализирова-
на в соответствии с собственной зоной и фокусом приме-
нения";

* " следствие об индивидуальности" предполагает, что
люди различаются между собой субъективными моделями
(конструкциями) событий. Так как субъект разрабатывает
уникальную модель мира с целью интерпретации окружа-
ющего и регулирования своего поведения, реконструируя
систему личностных конструктов, можно понять особен-
ности психологических процессов и предсказать поступки
Данного человека.

Сходство и различие в поведении людей во многом
Детерминируется сходством и различием их конструк-


 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.