Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Типовые измерения субъективной реальности. Обработав с применением факторного анализа оценен- ные с помощью разнообразных биполярных шкал (пар антонимичных прилагательных) объекты и события







 


Обработав с применением факторного анализа оценен-
ные с помощью разнообразных биполярных шкал (пар
антонимичных прилагательных) объекты и события, Ос-
гуд пришел к выводу о существовании трех базовых уни-
версальных шкал, образующих субъективное семантичес
кое пространство (Osgood, 1962) — Сила (прочный—не
прочный, жесткий—мягкий, сильный—слабый), Оценка
(хороший—плохой, приятный—раздражающий) и Актив
ность (быстрый—медленный, энергичный—пассивный)
Эти факторы оказались воспроизводимыми в любых язы-
ках (см. Петренко, 1982) для анализа категоризации субъек-
том межличностного восприятия.

Интересное исследование было предпринято на факуль
тете психологии МГУ под руководством В.Ф.Петренко
(1988). В качестве объектов, оцениваемых с помощью стан-
дартного набора шкал семантического дифференциала,
выступили как 17 преподавателей факультета, так и 20
известных сказочных персонажей. Забегая вперед, отметим
что выделенные при описании вымышленных героев ба-
зовые шкалы оказались работающими и в реальной жиз-
ни, в результате чего оказалось возможным построить се-
мантическое пространство, в котором пересекались пси-
хологические портреты реальных людей с образами ска-
зочных героев. По первому выделенному фактору, " сила
личности" или " сила эго", выделились две контрастные
группы — Карлсон, Винни-Пух, Кот в Сапогах и Бурати-
но (обладающие по мнению оценивающих их испытуемых
" сильным Я"), и Пьеро, Ослик Иа-Иа (" слабое Я"). Вто-
рой фактор, названный " акцентуированность", разделил
персонажей и людей на группу " акцентуированных лич-
ностей" (куда с большой вероятностью вошли синьор
Помидор, Карабас Барабас, Незнайка) и блок " социаль-
ной нормативности, правильности" (Айболит, Золушка,
Рыцарь Печального Образа). Третий фактор, обозначен-
ный как " контактность—дистантность в общении" или
" открытость—закрытость", отделил Винни-Пуха, Ивануш-
ку-дурачка, Чебурашку, Золушку и Буратино (открытых,
простодушных, дружелюбных) от малосимпатичных Снеж-

 


 

параметры ИНДИВИДУАЛЬНОГО САМОСОЗНАНИЯ


 


ной Королевы и Карабаса Барабаса. Проведенная раздель-
ная факторизация как для сказочных персонажей, так и
для преподавателей подтвердила идентичность факторных
структур этих двух матриц как по размерности семанти-
ческих пространств, так и по содержанию входящих в фак-
торы личностных качеств-шкал.

Весьма примечательным в исследованиях психосеман-
тики является факт " сцепления" в пространстве индиви-
дуального сознания семантических образов, относящихся
к совершенно разным категориям объектов. В нашем ис-
следовании (см. главу 8) изучалась связь предпочтения се-
мантики основных геометрических форм с характеристи-
ками самовосприятия. На различных выборках общей чис-
ленностью около трехсот человек был выявлен феномен
психосемантического изоморфизма, суть которого заклю-
чается в соотнесенности неосознанно предпочитаемых сти-
мулов, имеющих различную семантическую окраску, с
сознательно выбираемыми характеристиками самоописа-
ния, семантика которых совпадает с семантикой предпо-
читаемых стимулов другого рода. Под семантикой в дан-
ном случае понималась система обобщенных универсалий
субъективных значений — от неосознаваемых ощущений
до компонентов образа-Я. Для обозначения сенсорно-пер-
цептивных эталонов {Артемьева, 1980), лежащих в основе
восприятия предъявляемых в качестве стимулов основных
геометрических форм, использовались шкалы личностно-
го семантического дифференциала. По результатам описа-
ния геометрических форм, используемых в ТиГР (Тесте
конструктивных рисунков фигуры человека — Либин, Ли-
бин,
1994), были выделены три фактора, определяющие
семантическое пространство признаков анализируемых
форм:

треугольник — активный, интенсивный, наступающий,
доминирующий, упорный, напряженный, нервный (фак-
тор " Активность");

круг — гибкий, контактный, покладистый, сочувству-
ющий, мягкий, женственный, открытый, сомневающий-
ся, переживающий (фактор " Оценка");


 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.