Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Элементы жизненного пути . Творческой






личности

Э.Людвиг (Ludwig, \996)-в своей недавней работе вы-
делил следующие критерии, определяющие границу меж-

12 А. Либин


 

" иные": ЗА ГРАНИЦЕЙ ОБЫЧНОГО


 


ду творчеством и дезадаптацией, под творчество маскиру-
ющейся. Это комбинация элементов, включающая лично-
стные и ситуативные переменные:

" наличие специального таланта или способностей

благополучные родители

настойчивость (не чуждая упрямству и своенравию)

способность быть одному

физическая обостренная чувствительность

личностная самобытность

стремление быть первым

духовная неудовлетворенность" (с. 181).
Каждый из этих элементов обозначает грань между фор-
мированием творческой формы жизни и " обычным суще-
ствованием". Например, первая отмеченная позиция ин-
терпретируется как стремление к самообучению и изуче-
нию гораздо большего, чем требуется формально; жела-
ние учиться под руководством известных мастеров (буду-
щие Нобелевские лауреаты стремятся учиться у нынеш-
них) и т.д.

Многие из отмеченных выше элементов оказывались
в разное время предметом специальных исследований.
Ф.Гальтон (Gallon, 1869/1978) в своей книге " Наследст-
венный гений", положившей начало этапу научных ис-
следований творчества, утверждал, что присущий гени-
ям талант, по всей видимости, концентрируется в опре-
деленных семейных кланах и, вследствие этого, являет-
ся сугубо врожденным качеством. Однако современные
данные не подтверждают предположения о генетичес-
ких предпосылках креативности как психологического
феномена,

Большинство представителей идеографического подхода
(Wallace & Gruber, 1989), модернизирующие представле-
ния Гальтона в современной герменевтической традиции,
полагают, что каждая творческая личность и соответству-
ющая ей окружающая среда образуют уникальную конфи-
гурацию характеристик, которая не может быть деконтек-
стуализирована в виде измеряемых переменных. Такая си-
туация порождает оксиморон " неуникальной уникальнос-
ти" (Eysenck, 1996), так как, не имея возможности провести
сравнительный анализ сугубо уникального феномена твор-

 


феномен КРЕАТИВНОСТИ

ческой личности, невозможно сделать вывод об уникаль-
ности и творческости самой личности.

16.5. портрет ГЕНИЯ

В обыденном сознании неизбежно присутствует образ
профессора-не-от-мира-сего или обладающего мистичес-
ким даром творения художника. Кажется, что образ таин-
ственного гения не включает в себя никаких черт, прису-
щих " простым смертным". Многие психологические тео-
рии также испытали на себе давление этих житейских сте-
реотипов, так как даже весьма солидная профессиональ-
ная подготовка не является иммунитетом от " заражения
стереотипами". И все же...

Хотя психологами неоднократно высказывалось мнение,
что " величие лидеров есть лишь в меньшей степени след-
ствие их выдающейся личности, но в гораздо большей сте-
пени она определяется тем, что они находятся в нужном
месте в нужное время" (Simonton, 1984), сегодня никто не
возьмется оспаривать наличие определенной совокупнос-
ти индивидуальных свойств, отличающих в целом когорту
гениев от остальных людей. Правда, продолжая только что
процитированную фразуД.Симонтона, можно сказать, что
умение " находиться в нужное время в нужном месте" яв-
ляется логическим завершением стремления творческой
личности найти подходящую для реализации своих замыс-
лов среду и конкретную ситуацию.

Среди многообразия характеристик, описывающих твор-
ческую личность, можно выделить семь базовых векторов,
определяющих свойственную креативным субъектам нео-
бычность мировосприятия и поведения:

* независимость взглядов и неконформность суждений;

* стремление выйти за рамки, " нарушить границы";

оригинальность и нестандартность;

* устойчивость к неопределенным ситуациям;

* конструктивная активность в предметной деятель-
ности;

* сила Я, связанная с возможностью автономного фун-
кционирования и устойчивостью к давлению социального
окружения;

12*


 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.